Здоровье – это вершина, на которую
каждый должен забраться сам.
И.И. Брехман*
Фото Д.Давыдова
Общие сведения
По словам академика Н.М. Амосова,
«чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия,
постоянные и значительные. Заменить их нельзя
ничем».
Здоровый образ жизни пока не занимает первое
место в иерархии потребностей и ценностей
человека в нашем обществе.
Только научив детей с раннего возраста ценить,
беречь и укреплять свое здоровье, личным
примером утверждая привлекательность здорового
образа жизни, мы, взрослые, сможем надеяться, что
будущие поколения станут более здоровыми и
развитыми не только личностно, интеллектуально,
духовно, но и физически.
Понятие образ жизни складывается из
таких составляющих: рациональное питание,
физическая активность, личная гигиена, неприятие
вредных привычек, здоровый психологический
микроклимат, ответственность за сохранение
собственного здоровья.
Дополнительная образовательная программа
«Здоровье – образ жизни» имеет интеллектуально-познавательную
направленность.
Программа направлена не только на пропаганду
среди детей здорового образа жизни, но и на
соответствующее воспитание, привитие им
практических навыков ЗОЖ.
Актуальность и практическая значимость
данной программы особенно убедительны на фоне
неутешительных статистических показателей.
Многочисленные исследования последних лет
доказывают, что за период обучения в школе число
здоровых детей уменьшается в 4 раза. Число
близоруких детей увеличивается от первого
класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, детей с
нервно-психическими расстройствами – от 5,6 до
16,4%, с нарушениями осанки – от 1,9 до 16,8%.
Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие
дети, большинство которых – из социально
неблагополучных, неполных семей. Значительная
часть слабоуспевающих детей имеют частые жалобы
неврологического характера. Уровень здоровья у
этой категории детей понижен; сниженным оказался
и уровень физиологической зрелости.
Необходимо отметить, что половина детей не
успевают с первого класса. То есть они не были
подготовлены к школьным нагрузкам при
поступлении в школу, что в сочетании с
неблагоприятными условиями в семье и явилось
причиной социальной дезадаптации на самых
ранних этапах обучения в школе.
Здоровье ребенка можно считать нормой,
если он:
умеет преодолевать усталость
(физический аспект здоровья);
обладает хорошими умственными
способностями, любознательностью, воображением,
самообучаемостью (интеллектуальный аспект
здоровья);
честен, самокритичен (нравственное
здоровье);
коммуникабелен (социальное здоровье);
уравновешен (эмоциональный аспект
здоровья).
Цель программы: cохранение и
укрепление здоровья детей через приобщение к
здоровому образу жизни.
Основные задачи программы
Обучающие:
обогатить словарный запас ребенка
лексикой из области анатомии и физиологии
человека;
систематизировать знания о правилах
питания и личной гигиены;
научить ориентироваться в
экстремальных ситуациях.
Развивающие:
развитие у детей потребности в
создании здоровой окружающей среды в школе и
семье;
формирование элементарных
представлений о структуре и функциях тела;
развитие познавательных психических
процессов (восприятие, внимание, воображение,
мышление, память, речь).
Воспитательные:
способствовать формированию
ответственного отношения к своему здоровью;
формировать установки на здоровый
образ жизни;
стимулировать открытость при
разговоре о вредных привычках;
усилить связь между знаниями о своем
здоровье, отношением к нему и поведением;
воспитывать эстетический вкус и
аккуратность;
установить положительную
психологическую атмосферу в классе.
Возраст детей – участников
программы: учащиеся начальной школы, 7–11 лет.
Срок реализации программы: 4
года.
Основная форма работы: групповая.
Учебная нагрузка – 1 час в
неделю: 1-й класс – 32 часа в год, 2–4-е классы – 34
часа в год.
В итоге обучения учащиеся
должны:
Знать:
основные режимные моменты;
правила поведения учащихся в школе,
дома и на улице;
правила пешеходов, пассажиров;
правила личной гигиены;
как устроен человек (на уровне
первоначальных сведений);
что такое полезные и вредные
привычки.
Уметь:
планировать свое время;
поддерживать чистоту тела и иметь
опрятный внешний вид;
выполнять гимнастические упражнения
для сохранения и укрепления здоровья;
оказывать первую медицинскую помощь.
Владеть:
основными правилами сохранения
здоровья;
навыками коммуникации;
практическими упражнениями,
помогающими заботиться о своем здоровье.
Для освоения дополнительной
образовательной программы используются
следующие методы: тесты, контрольные опросы,
собеседования, практические задания.
Форма подведения итогов – праздники, конкурсы,
классные и общешкольные дни здоровья.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
С чего все началось. Ученые о
зарождении жизни. Роль родителей в нашей жизни.
Все живое в природе растет и изменяется. Что
такое здоровый образ жизни.
Теоретическая часть: беседа.
Практическая часть: сочинения о здоровье.
1. Режим дня, учебы и отдыха
Есть ли режим в природе (на примере
растений и животных Северо-западного региона).
Необходим ли режим дня человеку?
Индивидуальность построения режима дня.
Значение режима дня для сохранения здоровья
третьеклассника и успешной работы в школе.
Правила рациональной организации учебной
деятельности ученика: чередование видов
деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего
помещения, проветривание. Назначение и
выполнение физкультминуток и минуток движения.
Как нужно отдыхать на перемене и почему.
Индивидуальный режим дня и время приготовления
уроков. Правила организации дома рабочего места
для выполнения домашнего задания. Правильная
посадка за столом. Разнообразие поз и мест при
выполнении домашних заданий. Значение активного
отдыха после классных занятий для снятия
утомления. Индивидуальный подход к организации
активного отдыха. Виды активного отдыха
(подвижные игры, спортивные игры, прогулки).
Рациональный отдых во время школьных каникул и в
выходные дни. Природа как источник отдыха и
восстановления сил.
Теоретическая часть: беседы, конкурсы,
викторины.
Практическая часть: экскурсии, составление
индивидуального режима дня.
2. Здоровье и здоровый образ жизни
Что такое здоровье и что такое болезнь.
Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать
себя. Здоровье человека связано с его образом
жизни, оно – достояние каждого и богатство всей
страны. Факторы, влияющие на здоровье человека.
Зависимость состояния человека от здоровья
природы в целом и от здоровья Земли. Может ли
Земля болеть? Правила личной безопасности и
профилактики травматизма при взаимодействии с
окружающей средой. Анализируем свой образ жизни.
Правила и нормы здорового образа жизни. Отличие
ребенка от взрослого. Бережное отношение к
пожилым людям. Как сохранить свое здоровье до
самой старости. Мой здоровый образ жизни и образ
жизни моей семьи. Программа здоровья и ее роль.
Теоретическая часть: беседы, групповая
дискуссия, рассказы, видеоуроки.
Практическая часть: конкурс рисунков,
экскурсия в школьный медпункт, игра-путешествие.
3. Личная гигиена
Части тела. Органы и их роль в
организме человека. Основные части скелета и их
назначение. Первая помощь при несчастных
случаях. От чего зависит красивая осанка. Способы
формирования правильной осанки.
Индивидуальность роста и развития. Для чего
нужна одежда. Национальная русская одежда.
Гигиенические требования к одежде. Соответствие
одежды разным видам деятельности (прогулка,
учебные занятия, выход в театр, спортивные
занятия). Правила личной гигиены.
Теоретическая часть: чтение и обсуждение
научно-популярной литературы, беседы.
Практическая часть: составление комплекса
действий по уходу за кожей тела, волосами,
полостью рта, одеждой, обувью; составление
ребусов и кроссвордов.
4. Основы рационального питания
Состав пищи. Белки, жиры и углеводы –
основа для роста и развития одной клетки и целого
организма. Значение витаминов и микроэлементов
для строительства организма человека. Аппетит и
его отсутствие. Правила питания и вред
переедания. Соблюдение гигиенических правил.
Теоретическая часть: беседы, викторины,
конкурс пословиц и загадок, инсценировки.
Практическая часть: создание проекта,
составление индивидуального меню на неделю.
5. Значение физкультуры и
закаливания для сохранения здоровья
Физические занятия и спорт, их
значение для укрепления здоровья, развития силы,
выносливости, ловкости, быстроты, воспитания
воли и характера, для бодрости и хорошего
настроения. «Я и моя физическая культура».
Двигательный режим школьника. Закаливание как
эффективное средство укрепления здоровья
человека. Профилактика простудных заболеваний.
Теоретическая часть: видеоуроки.
Практическая часть: соревнования, праздники,
конкурс сочинений, конкурс подвижных игр,
инсценировки.
6. Антиалкогольное и антитабачное
воспитание
Полезные и вредные привычки. Правила
социально желательного поведения. Значение
семьи в формировании здоровых установок и
навыков ответственного поведения. На что идут
дети, чтобы выглядеть взрослыми. Влияние вредных
привычек на внешний вид и самочувствие человека.
Теоретическая часть: видеоуроки, беседа с
социальным педагогом школы.
Практическая часть: проектная работа,
конкурс рисунков и плакатов, инсценировки.
7. Самопознание и саморегуляция
«Я как индивидуальность». Внешнее
сходство и различия людей. Способы самопознания:
определение ведущего глаза, уха. Мои друзья и
одноклассники. Правила знакомства. Зависимость
здоровья от микроклимата в классе. Элементарные
эмоции в раннем детстве. Чувства человека:
любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств:
мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные
способы проявления эмоций и выражения чувств.
Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.
Теоретическая часть: чтение и обсуждение
научно-популярной литературы, разговор со
школьным психологом.
Практическая часть: инсценировки, ролевые
игры, тестирование «Умею ли я контролировать
свое поведение?».
Литература
Для учителя
1. 30 детских утренников для начальной
школы (сценарии) / Авт.-сост. Давыдова М.М. – М.:
Аквариум ЛТД, 2003.
2. Зайцева О.В, Карпова Е.В. На досуге: игры в
школе, дома, на дворе. – Ярославль: Академия
развития, 1997.
3. Классному руководителю. Учебно-методическое
пособие / Под ред. М.И. Рожковой. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Уроки здоровья.
– Воронеж, 1999.
5. Огородников А.А. Содержание и методика
воспитательной работы в группе продленного дня.
– М., 1988.
6. Ожегов С.И., Шведова Ю.Ю. Толковый словарь
русского языка. – М., 2002.
7. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И.
Организация и содержание работы в группе
продленного дня. – М., 2004.
8. Пятьдесят сценариев классных часов. – М.: Центр
«Педагогический поиск», 2000.
9. Сергеева В.П. Классный руководитель в
современной школе. Практическое пособие. 4-е изд.,
доп. – М.: ЦГЛ, 2002.
10. Спутник классного руководителя. 1–4-е
классы/Авт.-сост. Н.А. Максименко. – Волгоград:
Учитель, 2007.
11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?
Психологические игры и упражнения: Практическое
пособие / Пер. с нем. В 4 томах. Т. 1. – М.: Генезис, 2001.
12. Фопель К. Сплоченность и толерантность в
группе. – М.: Генезис, 2002.
Для школьника
1. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь
здоровья. Для дошкольников и младших
школьников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
2. Большая детская энциклопедия. – М.: ООО
«Издательство АСТ», 2002.
3. Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне:
почему?..» – М.: Джулия, 1992.
4. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо
всюду. Мир людей. – Ярославль: Академия Холдинг,
2000.
5. Сухин И.Г. 800 загадок и 100 кроссвордов. –
М.: Новая школа, 1996.
6. Что такое? Кто такой? В 3 томах. – М.:
Педагогика-Пресс, 1993.
Приложения
Методическое обеспечение
Раздел (наименование) |
Применяемые формы
организации процесса |
Методическое оснащение |
Формы
подведения итогов |
Введение |
Беседа, чтение и обсуждение
научно-популярной литературы |
Выставка книг о здоровье |
Собеседование |
Режим дня, учебы и отдыха |
Беседы, чтение и обсуждение
научно-популярной литературы, конкурсы,
викторины |
Книги |
Составление индивидуального
режима дня |
Здоровье и здоровый образ
жизни |
Беседы, чтение и обсуждение
научно-популярной литературы, конкурсы,
викторины, групповая дискуссия, рассказы,
видеоуроки, экскурсия в школьный медпункт,
игровые технологии |
Книги, видеокассеты, телевизор,
видеомагнитофон |
Конкурс рисунков,
игра-путешествие |
Личная гигиена |
Беседы, чтение и обсуждение
научно-популярной литературы, конкурсы,
викторины, экскурсия в городской музей |
Книги, плакаты, индивидуальные
средства гигиены (зубная щетка, расческа), щетка
для одежды Книги, плакаты |
Составление комплекса
действий по уходу за кожей тела, волосами,
полостью рта, одеждой, обувью; составление
ребусов и кроссвордов |
Основы рационального питания |
Беседы, чтение и обсуждение
научно-популярной литературы, конкурс пословиц и
загадок, театрализация |
Книги |
Создание проекта, составление
индивидуального меню |
Значение физкультуры и
закаливания для сохранения здоровья |
Беседы, чтение и обсуждение
научно-популярной литературы, конкурс пословиц и
загадок, инсценировка |
Книги, видеокассеты, телевизор,
видеомагнитофон |
Соревнования, праздники,
конкурс сочинений, конкурс подвижных игр |
Антиалкогольное и
антитабачное воспитание |
Видеоуроки, инсценировки,
беседа с социальным педагогом школы, чтение и
обсуждение научно-популярной литературы |
Книги |
Проектная работа, конкурс
рисунков и плакатов |
Самопознание и саморегуляция |
Чтение и обсуждение
научно-популярной литературы, ролевые игры,
разговор со школьным психологом |
Книги |
Тестирование, тренинги,
индивидуальная работа |
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование
разделов и тем уроков |
Кол-во часов (на
усмотрение учителя) |
|
Введение |
|
1 |
Режим дня, учебы и
отдыха |
|
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7 |
Режим дня
третьеклассника
Устав школы и здоровье учеников
О пользе зарядки
Сон – лучшее лекарство
Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах
Собака бывает кусачей
Безопасность в доме |
|
2 |
Здоровье и здоровый
образ жизни |
|
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10 |
Что я знаю о ЗОЖ
Что такое иммунитет
Вирусные инфекции и их профилактика
Вредные привычки
Мудрое слово о здоровье
Травматизм и его профилактика
Советы доктора Айболита
Что нужно знать о лекарствах
Опасные и безопасные ситуации
Стартуют все! |
|
3 |
Личная гигиена |
|
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9 |
Как устроен человек
Забота о глазах
Чтобы уши слышали
Чтобы зубки не грустили
Ногти и уход за ними
Уход за волосами
Гигиена позвоночника
Чистые руки, чистое тело – смело берись за любое
дело
Быть не может красоты без мыла, щетки и воды |
|
4 |
Основы
рационального питания |
|
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5 |
Аппетит приходит во
время еды
Вкусное часто бывает опасным
Витаминная семья
Отравления и их профилактика
Если хочешь быть здоров… |
|
5 |
Значение
физкультуры и закаливания для сохранения
здоровья |
|
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
5.10 |
Путешествие в Страну
здоровья
Влияние высоких и низких температур на организм.
Одевайся по сезону!
Чихали мы на простуду!
Соревнования на приз Деда Мороза
Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться!
Наш класс – спортивная семья
Вместе веселей играть!
Малые олимпийские игры
Секреты здоровья |
|
6 |
Антиалкогольное и
антитабачное воспитание |
|
6.1
6.2
6.3
6.4 |
Правда об алкоголе
Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор
Антиреклама табака и алкоголя
Сам себе я помогу и здоровье сберегу |
|
7 |
Самопознание и
саморегуляция |
|
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6 |
Я – неповторимый
человек
Каким я был? есть? буду?
Учусь принимать решения в опасных ситуациях
Учусь отстаивать свое мнение
О чем говорят чувства
Мое настроение |
|
|
Итого |
66 |
______________
*И.И. Брехман –
родоначальник науки о здоровье – валеологии.
Педагогический коллектив
Государственного специального
(коррекционного) ОУ, Ленинградская область