Занятие пятое*
Профилактика распространения ВИЧ
Целевая установка:
1. Актуализация всей совокупности
знаний учащихся о ВИЧ-инфекции и СПИДе (сущность,
способы заражения, сопутствующие заболевания,
ситуация по ВИЧ-инфекции в мире и в России,
профилактика).
2. Осознание участниками проблем, связанных с
ВИЧ/СПИДом.
3. Изменение взгляда на проблему
ВИЧ-инфицированных.
Ход занятия
Вводная часть
1. Тест по теме. Школьники
получают распечатку теста (cм. на с. 25) и заполняют
его в течение нескольких минут.
Профилактика распространения ВИЧ**
Возраст: __________
Пол:_________
Источник вашей информации о ВИЧ/СПИДе
до настоящего момента: __________
Отметьте варианты вашего ответа в
соответствующих графах: В – верно, Н –
неверно, ? – не знаю.
Дальнейшее обсуждение будет направлено на
коррекцию сведений, имеющихся у школьников, по
проблеме ВИЧ/СПИДа.
Тест «Профилактика распространения
ВИЧ»
1. Вы можете
носить ВИЧ в крови и не знать об этом |
В |
Н |
? |
2. Вы можете быть
больны СПИДом и выглядеть здоровым |
В |
Н |
? |
3. Мать с
ВИЧ-инфекцией может передать ее своему ребенку |
В |
Н |
? |
4. СПИД может
быть вылечен, если начать лечение рано |
В |
Н |
? |
5. Вы можете
заразиться ВИЧ через укус насекомого |
В |
Н |
? |
6. Вы можете
заразиться ВИЧ при сдаче крови |
В |
Н |
? |
7. ВИЧ может
проникать через неповрежденную кожу |
В |
Н |
? |
8. Я не такой
человек, чтобы заразиться ВИЧ |
В |
Н |
? |
9. Учащиеся,
больные СПИДом, должны посещать занятия |
В |
Н |
? |
10. Думаю, что
могу говорить с моим сексуальным партнером об
использовании презервативов |
В |
Н |
? |
11. Вы можете
предохранить себя от ВИЧ обмыванием после
сексуального контакта |
В |
Н |
? |
12. Это
предусмотрительно – избегать нахождения рядом с
человеком, имеющим ВИЧ/СПИД |
В |
Н |
? |
13. Если некто
получил отрицательный анализ на антитела к ВИЧ,
ему/ей
не нужно беспокоиться о СПИДе |
В |
Н |
? |
14. Использовать
общие иглы с друзьями при прокалывании ушей,
татуировании
или употреблении наркотиков не опасно |
В |
Н |
? |
15. Я поощряю
своих друзей практиковать более безопасный секс |
В |
Н |
? |
16. Только
взрослые болеют СПИДом |
В |
Н |
? |
17. Правильное
использование резинового презерватива
предохраняет от заражения ВИЧ |
В |
Н |
? |
18. Вы можете
заразиться ВИЧ:
а) в плавательном бассейне;
|
В |
Н |
? |
б) через сиденье унитаза;
|
В |
Н |
? |
в) находясь в кабинете врача;
|
В |
Н |
? |
г) при небезопасном сексуальном
контакте;
|
В |
Н |
? |
д) при объятиях с человеком, больным
СПИДом
|
В |
Н |
? |
19. Вы можете
защитить себя от ВИЧ:
а) не занимаясь сексом;
|
В |
Н |
? |
б) используя противозачаточные
таблетки;
|
В |
Н |
? |
в) правильно используя презервативы;
|
В |
Н |
? |
г) избегая грязных мест общего
пользования
|
В |
Н |
? |
20. Женщины
передают ВИЧ мужчинам |
В |
Н |
? |
21. Вирус
иммунодефицита человека:
а) быстро погибает вне организма;
|
В |
Н |
? |
б) находится в воздухе;
|
В |
Н |
? |
в) находится в крови, сперме,
вагинальной жидкости
|
В |
Н |
? |
22. Анализ на
ВИЧ-антитела показывает, имеется или нет
ВИЧ-инфицирование |
В |
Н |
? |
23. СПИД снижает
сопротивляемость организма к инфекциям |
В |
Н |
? |
24. Люди без
симптомов не могут быть источником ВИЧ |
В |
Н |
? |
25. Все люди с ВИЧ
должны быть изолированы |
В |
Н |
? |
Основная часть
2. Индивидуальная работа по
анализу информации
Учащимся предлагаются для
ознакомления текст «История юноши Т.» и задание
для дальнейшего обсуждения: какую информацию о
СПИДе и состоянии пациента Т. содержит это
сообщение?
Текст «История юноши Т.»
Каждую ночь приходит страх. Тогда Т.
бредет в спальню своей матери. Мать уже пережила
много таких ночей и знает, что надо делать. Она
встает и обнимает своего сына. Это длится 2–3
минуты, пока он немного не успокоится.
Т. из города N, ему 25 лет. Он страдает синдромом
приобретенного иммунодефицита – приобретенной
слабостью иммунитета. СПИД? Т. думает, что это еще
не доказано на 100%. «Врачи честны по отношению ко
мне, – говорит он. – Я даже надеюсь, что выйду из
трудной ситуации». Лицо Т. в морщинах, с впалыми
щеками. В течение 4 месяцев он сильно похудел,
потеряв треть своего веса.
В начале 1974 года юношу поместили в больницу. У
него не было особенных жалоб. Ему только
нездоровилось, и поэтому он хотел обследоваться.
В больнице значительных отклонений в его
здоровье не обнаружили. Поскольку Т.
почувствовал себя лучше, через 3 дня он собрал
свои вещи и выписался из больницы.
Т. уже знал, что в его организм попал вирус,
называемый ВИЧ (вирус иммунодефицита человека),
который может вызвать заболевание СПИДом. В
обществе по поводу этого заболевания была
поднята большая тревога, и он решил проверить
себя. Результаты анализа соответствовали его
опасениям: в крови были обнаружены антитела. Тест
на ВИЧ оказался положительным. Однако врач
сказал Т., что между временем заражения и началом
болезни могут пройти месяцы и даже годы. Т. узнал
также, что фактически только часть
инфицированных заболевает СПИДом.
Через неделю после выхода из больницы у парня
случился приступ лихорадки, на следующий день
начались сильная головная боль и расстройство
желудка, причем обычно используемые в таких
случаях таблетки не помогали. Ему вновь пришлось
ложиться в больницу. При поступлении в стационар
в карте записали: «Пациент дезориентирован и
сильно заторможен. Ухудшился аппетит. Головная
боль. Язык с белым налетом. Диагноз:
токсоплазмоз».
При обследовании врачи обнаружили еще и тяжелый
гепатит. Теперь Т. чувствовал себя значительно
хуже. Поскольку приобретенный иммунодефицит
лечить пока не умеют, врачи искали пути помочь Т.
Ему давали таблетки. Он не мог есть, желудок был
расстроен.
В первые недели он еще вставал с постели, но с
каждым днем становился все слабее. Однажды в
туалете случился коллапс: начались судороги, и он
упал. После этого Т. около месяца не вставал с
постели. Но мать продолжала бороться за его
жизнь. Каждый день она появлялась в больнице с
термосом свежего бульона. Хотя лечащий врач
считал, что больному осталось жить несколько
дней, Т. снова встал на ноги. 1 мая 1985 года его
выписали из больницы.
Юноша почувствовал силы и даже немного
поправился. Он пытался совершать маленькие
прогулки по улице, однако уже через пару сотен
метров силы покидали его. Раньше этого парня
можно было сравнить с дубом, а теперь от него
осталась только тень. Боль не покидала его. Ему
стало трудно скрывать свои мысли. Он сказал: «Мне
безразлично, что случится. Если это должно
произойти, то я не хочу умереть в больнице».
Т. умер дома.
3. Обучающая мини-лекция.
Парная работа с дидактическими
карточками
Речь учителя разбита на несколько
частей, после каждой из них пары учащихся
работают над заданиями в дидактических
карточках.
Учитель. Возникновение СПИДа
было предсказано еще в начале 70-х гг. XX века.
Краткая формулировка прогноза гласила: «В 80-е
годы может появиться гриппоподобное заболевание
с высокой летальностью». Предсказание
основывалось на двух экологических положениях.
Первое. В результате успехов медицины многие
возбудители инфекционных заболеваний были
уничтожены практически полностью. Меры по их
уничтожению применялись быстрые и верные, но
стратегия была рискованная: в борьбе с
инфекциями следовало опасаться абсолютной
победы – полного уничтожения инфекций. Не
остереглись. «Дремавший на задворках биосферы»
ВИЧ стал быстро занимать освободившееся место...
Второе: пустующую нишу быстрее всего заполняет
мелкий по размерам, очень изменчивый и
эволюционно более примитивный организм.
Позже исследователи обнаружили ВИЧ во всех
биологических жидкостях инфицированных
пациентов, но концентрация вируса в них была
различна.
Карточка № 1
Изучите предложенную информацию и
ответьте: чем объясняется разница в
концентрациях вируса в различных жидкостях
организма?
Концентрация
вируса |
Среда обитания |
Очень высокая |
Кровь, семенная
жидкость |
Высокая |
Вагинальная
жидкость, материнское молоко |
Низкая |
Моча, экскременты |
Очень низкая |
Пот, слюна, слезы,
носовой секрет |
(После обсуждения объяснение
учителя продолжается.)
Заразиться ВИЧ не так уж легко. Вирус
чрезвычайно чувствителен и сохраняет
жизнеспособность вне человеческого тела лишь в
стерильных условиях, например, в колбе. Будучи
помещенным в пространство без доступа воздуха,
он погибает. Обычные гигиенические меры в быту и
в больнице также быстро делают вирус безвредным.
Какими могут быть эти меры?
Карточка № 2
(выполняет информационно-обучающую функцию)
Изучите предложенную информацию и
запишите в тетради ответ на вопрос: «Можно ли
убить возбудителя СПИДа?».
1. 50–70-градусный спирт |
Несколько секунд |
2. Попадание в
желудочно-кишечный тракт |
Разрушается
пищеварительными ферментами, соляной кислотой |
3. t° = 56° |
30 минут |
4. Попадание на кожу |
Через 20 минут уничтожается
ферментами бактерий, паразитирующих на коже |
5. Кипячение |
Мгновенно |
6. Дезинфицирующие средства
(хлорамин, хлорная известь) |
Мгновенно |
Из Всеобщей
декларации прав больных СПИДом и инфицированных
ВИЧ
...Сложившееся положение требует от нас
мудрости, неукоснительного уважения этических
норм, предъявляет к людям определенные
требования:
1. С юридической и медицинской
точек зрения СПИД – такая же болезнь, как и
другие.
2. Лица, зараженные вирусом иммунодефицита,
должны быть юридически защищены. Не может быть
никакого исключения из законов в отношении
инфицированных ВИЧ.
3. Данным лицам должна оказываться медицинская
помощь без всяких ограничений.
4. При переливании крови, использовании
донорского оборудования и шприцев должна быть
обеспечена полная безопасность. Ответственные
лица каждой страны наделяются правами по
установлению сотрудничества в данной области.
5. Ничто не может послужить ущемлению свобод
или прав людей только из-за того, что они являются
носителями вируса, независимо от их расовой,
национальной, религиозной принадлежности, их
пола и сексуальной ориентации.
6. Любой отказ носителям вируса в работе, жилье,
социальном обеспечении или любое подобное
намерение, а также ограничение их участия в
общественной деятельности, при приеме в учебные
заведения и на военную службу – все это должно
расцениваться как дискриминация, подлежащая
наказанию.
7. Все контрольные анализы крови или повторные
анализы на подтверждение положительного
результата должны проводиться при строгом
соблюдении анонимности и сохранении медицинской
тайны. Проведение повторного анализа на
подтверждение положительного результата может
быть предложено пациенту лишь в том случае, если
ему гарантирована психологическая, медицинская
и социальная поддержка... |
Заражение возможно лишь тогда, когда
определенное количество вируса находится в
организме. Посредством биологических жидкостей
тела, которые содержат лишь ничтожное количество
вируса, заражение практически исключено.
Слюна содержит, кроме того, эндогенные вещества,
которые обладают защитным действием, поэтому и
без того малое количество вируса становится
неопасным. ВИЧ может переноситься в том случае,
если жидкости тела с высокой концентрацией
вируса проникают прямо в кровяное русло
человека, например, при микроскопических,
незаметных трещинах слизистых оболочек прямой
кишки (которая особенно предрасположена к
повреждению), женских и мужских половых органов,
а также через шприц, в котором находятся остатки
зараженной крови.
(Далее учитель предлагает вопрос: «Что в таком
случае должно быть в аптечке любого человека, а
особенно носителя ВИЧ?».)
После обсуждения составляется следующий список.
В домашней аптечке должны быть:
70%-ный спирт.
Марганцовка.
Йод.
Лейкопластырь, вата, бинт (для
обработки раневых поверхностей).
Резиновые перчатки.
3%-ные и более хлорсодержащие
препараты.
6%-ная перекись водорода (для
обработки личных вещей и одежды).
4. Упражнение «Линия риска»
1. Несколько парт сдвигаются
боковыми поверхностями.
2. На одном конце такого длинного стола
ставится карточка с надписью «Высокий риск», на
другом – «Риск отсутствует», по центру
размещается карточка «Небольшой риск».
3. Участники делятся на 2 команды.
4. Каждая команда получает набор карточек с
различными ситуациями контакта с
ВИЧ-инфицированным человеком.
5. Игроки должны разложить карточки на те
участки линии, которые, по их мнению, наиболее
точно отражают степень риска заражения ВИЧ,
охарактеризованного записью на карточке.
Карточки для упражнения могут быть
такими:
1. Рукопожатие.
2. Объятия.
3. Поцелуй в щеку.
4. От матери к ребенку (в утробе, при родах, при
кормлении грудью).
5. Совместные игры.
6. Чихание, кашель, через слюну.
7. Использование многоразовой посуды в столовой.
8. Домашние животные.
9. Половые контакты.
10. Занятия спортом.
11. Общественные туалеты.
12. Совместная работа и проживание с зараженными
людьми.
13. Уход за больными СПИДом при соблюдении
гигиенических норм.
14. Использование наркоманами общих игл для
инъекций.
15. Страстный поцелуй.
В итоге каждая группа выстраивает свою
«линию риска», после чего результаты
сравниваются и проводится обсуждение на предмет
ошибок.
5. Упражнение «Сеанс
одновременной игры»
Задача: выработка собственной
модели поведения в критической ситуации.
Учащиеся получают карты, на которых изображена
компания подростков и дана инструкция к работе.
Необходимо проделать все описываемые действия и
сформулировать вывод (заслушать одного ученика).
Инструкция
Перед вами компания подростков. У
каждого из них номер от 1 до 15.
Известно, что:
первый соблюдает целомудрие (такой
человек есть в любой компании);
второй и третий влюблены и верны друг
другу – обведи их кружком;
остальные подростки сексуально
«общаются»: они легкомысленно меняют партнеров,
и никто из них не знает, что один уже инфицирован
ВИЧ, – пометь его особо (например, красным
цветом);
возьми карандаш и соедини линиями
партнеров (кроме № 1, 2, 3);
делай так три раза, каждый раз образуя
новые пары, не исключая и зараженного (лучше
разным цветом);
теперь отметь тех, кто контактировал
с ВИЧ-инфицированным, и тех, кто был в контакте с
ними.
Какой получился результат?
№ 1, 2, 3 благодаря своему выбору не подвергались
риску, они здоровы и спокойны. А остальные? Где
был ты в этой игре? Выиграл ты или проиграл?
Подумай и прими решение!
6. Дискуссия по группам
Подростки делятся на 6 групп (3 – в
поддержку и 3 – оппоненты) для обсуждения
следующих вопросов. По ходу работы материал
вносится в таблицу.
Таблица
Проблемы, связанные с ВИЧ/СПИДом
Проблема |
Аргументы в
защиту |
Контраргументы |
1. Контроль:
необходимо создать жесткую систему контроля,
сокращающую до минимума возможность заражения
СПИДом здоровых людей, через нормативно-правовое
регулирование и систему контроля |
|
|
2. Реабилитация:
люди, больные
СПИДом, – полноправные граждане
общества, они нуждаются в медицинской и
социальной помощи |
|
|
3. Просвещение:
создание системы информированности населения; и
формирование положительных нравственных
ценностей |
|
|
После обсуждения происходит
ознакомление с Всеобщей декларацией прав
больных СПИДом и инфицированных ВИЧ, а также
последними данными по лечению и исследованию
СПИДа.
В результате формулируются общие
выводы:
1. «Природа не терпит пустоты»:
пустующая экологическая ниша непременно
«заполняется» другой живой системой.
2. СПИД – не только вирусная или социальная
болезнь. СПИД – это многофакторный процесс.
3. Молодые люди могут предотвратить
передачу ВИЧ только тогда, когда они владеют
точной информацией и навыками в принятии
решений, позволяющими умело ими пользоваться.
4. СПИДом может заболеть любой человек,
совершающий поступки, граничащие с риском
заражения ВИЧ. Никто не застрахован от болезни,
если подвергает себя риску.
5. Каждый человек сам отвечает за свои
поступки.
Подведение итогов
6. Рефлексия
Осуществляется с помощью листов
социологического опроса «Личное мнение».
Личное мнение
В жизни каждого человека может
сложиться ситуация, когда ему придется как-то
взаимодействовать с ВИЧ-инфицированными людьми.
Как бы вы лично отнеслись к следующим ситуациям?
Остались ли бы вы жить с близким человеком, если
бы он заболел СПИДом (cм. таблицу)?
Комментарий к занятию
1. Преподаватель не должен волновать
учащихся понапрасну, поэтому объяснять симптомы
СПИДа следует спокойно и очень тщательно, так как
ученики могут столкнуться со многими из них при
обычных болезнях.
2. Во время дискуссии с классом необходимо
убедиться, что все идеи были рассмотрены
внимательно и ничье мнение не было воспринято с
насмешкой.
3. Переходя от одной группы к другой, нужно
следить за тем, как ученики воспринимают вопросы
и как готовят к ним ответы: быть может, им
требуется помощь.
Реквизит к занятию
Текст «История юноши Т.».
Дидактические карточки № 1, 2.
Карточки с обозначением ситуаций риска
заражения.
Выдержки из Всеобщей декларации прав больных
СПИДом и инфицированных ВИЧ (по одной на группу).
_______________________
* См. № 16, 19/2008., 1/2009
** Шапиро С. СПИД:
Учебная программа для школ / Пер. с англ. – Нижний
Новгород: Информационный центр «Сорос», 1994.