|
Сотвори себя самЗдоровое поколение: Программа уроков здоровья и нравственности для учащихся 1–11-х классов средней общеобразовательной школы____________ Окончание. См. № 6/2009, 7/2009 На уроках здоровья и нравственности в старших классах применяются все технологии, использованные на предыдущих этапах обучения, с коррекцией на возраст и индивидуальные особенности старших подростков, а также вводятся такие организационные формы и технологии, как:
8-й классОбщая тема: «Я учусь благодарить и прощать»I четверть Диагностика состояния своего
здоровья. Заполнение дневника наблюдений за
своим здоровьем. Сравнительный анализ
результатов работы за предыдущий год. II четверть Мужчина и женщина на земле. Социальное
и биологическое равноправие мужчины и женщины.
Что значит социальное равноправие мужчин и
женщин? Что значит равноправие биологическое?
Соотношение физической силы мужчины и женщины.
Распределение и весовое соотношение тканей
(костной, мышечной, жировой, крови и т.п.) в
организмах мужчины и женщины. Как эти различия
обусловливают неодинаковое распределение
обязанностей мужчины и женщины в обществе? В чем
истинная сущность понятия «равноправие между
мужчиной и женщиной»? III четверть 1. Оценка состояния здоровья Экспресс-оценка здоровья по телосложению. Три типа людей с различным риском заболеваний. Определение нормального веса у мужчин и женщин. Диагностика состояния здоровья по языку. 2. Уникум природы – мозг. Мозг имеет
невероятно сложное устройство. Подкорковые
структуры мозга обеспечивают его основные
функции. Головной мозг – «дисплей» нашего
сознания.
3. Дыхание Условно-рефлекторная дыхательная гимнастика В.К. Дурыманова. В чем ее суть? Тренировка дыхания по методике. Условно-рефлекторное дыхание предохраняет от эмоциональных потрясений. Соединение условно-рефлекторной дыхательной гимнастики с бегом. Использование учебного бега до 15 минут. 4. Водно-солевой обмен Что такое «периферическое сердце»,
сколько таких сердец может быть у человека?
Гидротоника – упражнения в воде для
юношей и девушек. Гидротоника как косметическое
средство для девушек и средство укрепления
нервной системы для юношей. Способы
использования гидротоники. IV четверть 5. Движение Информация только для юношей. Информация только для девушек. Социальная жизнь женщины и ее
морфофункциональная природа среди прочего
требуют гибкости и пластичности. С возрастом
быстрее всего утрачивается гибкость. На фоне
этого происходит разрастание соединительной
ткани, что приводит к уменьшению подвижности
суставов, снижению тонуса некоторых ярусных
мышц, а в результате возникают нарушения осанки,
боли в позвоночнике, развиваются остеохондроз,
сенсорно-моторная амнезия и пр. Этого можно
избежать. Выполнение теста на растягивание. 6. Питание Что такое добровольное голодание? В чем состоит чудо голодания? С какой целью предлагают использовать голодание Г.Шелтон, П.Брегг, В.Малахов и др.? Голод как противоположность аппетита. Может ли голодание убить человека? Почему люди погибают от голода раньше, чем ослабевает их организм? Лечит ли голодание? Как, где и когда нужно голодание? Голодание – это искусство и одновременно наука. Девять главных шагов при голодании. Когдa голодание может поддержать наше здоровье? Очистительное и профилактическое голодание. Почему для нашего сознания целесообразнее принять понятие «воздержание от еды», нежели «голодание»? 7. Нервная система Три формы нервной силы: 1) мускульная
нервная сила; 2) нервная сила органов; 3) духовная
нервная сила. Равновесие нервной системы.
Различные патологии, связанные с нарушением
равновесия нервной системы: нервное истощение,
депрессия, нервное напряжение, физическое
изнашивание организма, нарушение обмена веществ,
страхи и т.д.
9-й классОбщая тема: «Моя жизнь – мой выбор»I четверть Человек – самоорганизующаяся
система. Значение слова «самоорганизация» – сам
себя организую, то есть воздействую на самого
себя, управляя своей жизнью и деятельностью,
затем смотрю, что из этих моих действий
получается, и корректирую результат. II четверть Сущность понятия «свобода». Свобода
– это добровольное, осознанное признание
человеком своей абсолютной зависимости от всего,
что его окружает. Без другого человека я не могу
стать человеком. Сам по себе один человек слаб
перед силами природы и окружающей среды. Однако и
во взаимоотношениях с людьми у него часто
возникают проблемы. Схема цикла деятельности Отработка в ТС понятия «готовность к
самоорганизации». III четверть 1. Оценка состояния здоровья Диагностика состояния здоровья; су джок-терапия; диагностика работоспособности и относительного уровня здоровья по тесту Купера (12-минутный бег для юношей и девушек). 2. Сознание Усвоить мысли, что здоровье – это: 3. Мое здоровье Что мы понимаем под здоровьем? Нужно ли
мне это понимать и зачем? Что влияет на мое
здоровье? Каковы составляющие здоровья человека?
Место здоровья в иерархии жизненных ценностей
человека. Какую роль играет мое здоровье в моей
жизни? 4. Дыхание Что такое «здоровое дыхание»? Как
тренировать свою дыхательную систему «на ходу»?
Практикум по овладению различными комплексами упражнений:
5. Очистительные процедуры Отчего «загрязняется» организм и почему это вредно? Как определить качество функционирования систем и органов своего организма? Признаки различных степеней интоксикации организма. Что и как в организме можно очистить? Программа очистки организма по методике доктора Клюсса (программа трех «О»):
Эту программу Безопасные способы выведения из организма радионуклидов и тяжелых металлов. IV четверть Кто такие родители? Почему можно
считать, что дети «рождают» своих родителей? Как
связаны между собой родители и дети? Что за
состояние – детство? Чем оно характеризуется?
Почему детство считается самой счастливой порой?
Могут ли взрослые оставаться детьми всю жизнь?
Чем взрослые отличаются от детей? Что такое
инфантильность? Несут ли родители
ответственность за своих детей? Как нужно
воспитывать детей и нужно ли этому учиться? Когда
нужно начинать учиться воспитанию детей и где
этому следует учиться?
III блок. 10–11-е классы
|
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 10-го класса (Ожидаемые результаты на конец девятого года обучения) Что я знаю и умею Я знаю, что все, существующее в мире,
представляет собой единство двух
противоположностей; что жизнь творится
притяжением этих противоположностей; что такое
здоровье семьи и здоровая семья. |
I четверть
Тема: «Я – человек»
(9 часов)
Человек – энергоинформационная
система. Человек подчинен всем законам
накопления, преобразования и передачи энергии
(механической, магнитной, радиоэлектронной и
информационной). Механизмом проявления
энергоинформационной сущности человека
являются резонанс, интуиция, сенситивность.
Организм человека состоит из тела (вещества) и
духа, которые взаимодействуют между собой. Мера
одного – масса, мера другого – энергия. Их
взаимодействие определяет целостность и
гармоничность человека, а следовательно, и
уровень его здоровья.
Как органические существа мы творим (в
определенной мере) свое тело. На энергетическом
уровне мы творим свою душу. Учимся процессам
активизации и концентрации энергии, управления
энергией.
Источник духовных сил человека – энергия
божественного происхождения. Она лежит в основе
творения новой жизни, и то, какой будет эта новая
жизнь, зависит от духовных качеств родителей.
Супруги задолго до зачатия ребенка должны начать
готовиться к родительству.
Управлять своей энергией человек может
научиться только в процессе выстраивания
отношений с самим собой и другими людьми.
Использование резонансных технологий для
гармонизации внутреннего состояния и
пространства между людьми (саморегуляция,
аутотренинги и др.).
Отработка в ТС понятий «путь
самосовершенствования», «путь любви», «путь
служения».
Технологическая игра: «Что такое путь
самосовершенствования?».
Вопросы для осмысления: 1. Что такое путь
совершенствования? 2. С чего он начинается? 3. Из
чего складывается? 4. К чему ведет? 5. Каков мой
путь самосовершенствования?
Технологическая игра: «Что такое путь любви?».
Вопросы для осмысления: 1. Что такое путь любви? 2.
С чего он начинается? 3. Из чего складывается? 4.
Что дает человеку движение по пути любви?
Технологическая игра: «Что такое путь
служения?».
Вопросы для осмысления: 1. Что такое служение? 2.
Что такое путь служения? 3. С чего он начинается? 4.
Из чего складывается? 5. Кому мне следует служить
в своей жизни? 6. Кто может служить мне?
II четверть
Тема: «Я и мир»
(7 часов)
Что такое сознательное родительство и
надо ли к нему готовиться? Как готовиться к
сознательному родительству физически,
психологически, нравственно и духовно? Каковы
функции мужчины и женщины в рождении ребенка?
Чтобы ребенок пришел в этот мир, отец должен
передать матери «материал» для зародыша, а
мать – довести его до зрелости.
Следовательно, отец – источник, создатель новой
жизни, а мать – ее носитель и хранитель.
Весь наш образ жизни записывается,
регистрируется в нас – в наших хромосомах и
наших клетках. Каждая клетка обладает памятью.
В течение девяти месяцев беременности мать
работает не только над формированием
физического тела ребенка, но и создает
благоприятные условия для развития различных
свойств, заложенных в нем.
Воспитание ребенка начинается до рождения. Сам
ребенок ничем не обладает, он получает все
«материалы» от своей матери: питательные
вещества, воздух, мысли, чувства, переживания (в
том числе и страхи).
Ребенок – это живой оттиск того, что
существовало в его родителях.
Разработка в ТС программ: 1) положительного
отношения к себе и окружающим людям; 2) достижения
личного благополучия в жизни.
III четверть
Тема: «Мое здоровье и здоровье моих будущих
детей»
(10 часов)
Усвоить мысли:
– «от гнилого семени не жди доброго племени»;
– здоровье и счастье ребенка – в руках
родителей;
– акт рождения – это не начало жизни, а лишь
переход эмбриона из одного мира в другой, то есть
наш, мир.
Как нужно готовиться к зачатию ребенка.
Укрепление физического здоровья родителей –
это одно из важнейших условий рождения здорового
ребенка. Знакомство с различными
оздоровительными системами для будущих
родителей: Б.П. Аршавского, Б.Чирковского и др.
Работа по освобождению будущих родителей от
вредных привычек: курения, употребления спиртных
напитков. Очищение организма от средовых и
лекарственных шлаков. Укрепление организма с
помощью природных факторов – воды, воздуха,
солнца; витаминов, а также физической нагрузки;
усиления иммунной системы.
Работа по повышению духовной энергии: общение с
природой, искусством, очищение своих мыслей,
обращение к Богу, молитве.
Работа по выстраиванию отношений с близкими
людьми, коллегами по работе, со всеми окружающими
в опоре на принципы четырех «П»: принятия людей
такими, какие они есть; понимания их; постоянной
их поддержки и прощения, если они оказываются не
такими, какими бы мы их хотели видеть.
Как нужно вынашивать ребенка.
Во все время беременности женщины
семья и родственники должны включиться в
программу ожидания появления ребенка на свет и
постоянной заботы и поддержки будущей матери.
Значение проявления заботы и любви к ней отца
ребенка. Поведение и система отношений между
будущим отцом и матерью и всеми членами семьи,
влияние их на формирование психики, интеллекта и
душевных качеств ребенка.
Проявление мудрости, душевной чистоты и
терпимости окружающих по отношению к будущей
матери как условие нормального внутреннего
развития ребенка. Как следует матери общаться со
своим ребенком в период беременности? Таинство
пробуждения в женщине матери. Преображение
домашней атмосферы в период зачатия и
вынашивания ребенка. Подготовка к появлению
малыша на свет.
Как должно протекать рождение ребенка.
Где предстоит появиться малышу на
свет? Возможные варианты решения этой проблемы.
Заблаговременная подготовка места рождения
ребенка. Какие тонкости следует предусмотреть?
Как должна вести себя мать во время рождения
ребенка? Какое это имеет значение для рождения
здорового, полноценного ребенка? Почему,
рождаясь, ребенок плачет? Какие условия следует
создать,
чтобы уменьшить стрессовую ситуацию для
новорожденного и роженицы? От того, в каких
условиях и как протекают роды, зависит
дальнейшее развитие ребенка. Что по поводу
рождения говорят отечественные и зарубежные
специалисты (Б.Аршавский, Б. и Е. Никитины,
Ф.Лебойер, Б.Спок и др.)?
Каждый ребенок – личность с самого начала.
Каждый малыш несет в наш мир печать своей
уникальности, неповторимости и
индивидуальности. Индивидуальность в ребенка
заложена с рождения. Необходимо научиться видеть
в ребенке складывающуюся личность. Человек –
существо, имеющее тело, душу, разум и дух,
сущность которого простирается далеко за
пределы отдельной человеческой жизни.
IV четверть
Тема: «Подведем итог!»
(7 часов)
Проектировочные работы.
1. Проектирование программ для разных групп населения (для молодежи, старшеклассников, других категорий населения):
программы по подготовке к сознательному родительству;
по самосовершенствованию;
по ликвидации безграмотности населения;
программы духовного роста и другие.
2. Презентация программ.
3. Реализация программ в работе с населением.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 11-го класса (Ожидаемые результаты на конец десятого года обучения) Что я знаю и умею Я знаю: в чем состоит сущность
человека; каково назначение сексуальной энергии;
как следует супругам готовиться к зачатию,
рождению и воспитанию ребенка. |
Использованная литература
Азбука для родителей. – М., 1996. – С. 96.
Амонашвили Ш. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики. – М., 1998. – С. 80.
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.: Молодая гвардия, 1978. – с. 192.
Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. – М.: Издательство ACT; Донецк: Сталкер, 2002. – С. 590.
Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1991. – С. 224.
Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья (для дошкольников и младших школьников). – М.: ЭКСМО, 1995. – С. 128.
Вендеровская С. 100 минут для красоты и здоровья. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – С. 180.
Гармаев А.Ц. Этапы нравственного становления ребенка: Курс лекций. – М., 1991. – С. 87.
Дейноу Ш. Как пережить опасный возраст ваших детей. – М.: Мирт, 1995. – С. 379.
Демирчоглян Г.Г. Хочу и буду видеть лучше. 15 практических уроков. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997. – С. 128.
Детская сексология / Пер. с англ. Комиссарова Е.В. – М.: РОСМЭН, 1996. – С. 96.
Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / Предисл. В.Н. Мошкова. – М: RETORICA-A; Флинта, 1999. – С. 560.
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма / Худ. Гофман О. – СПб., 1997. – С. 112.
Залесский М.3. Занимательная анатомия. – М.: РОСМЭН, 1998. – С. 142.
Искусство быть здоровым / Авт.-сост.: Чайковский А.М., Шенкман С.Б. – М: Физкультура и спорт, 1994. – С. 375.
Кемпбелл Р., Максимов М. Как на самом деле любить детей. Не только любовь. – М.: Знание, 1992. – С. 187.
Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. – СПб., 1992. – С. 52.
Кондратьев М.М. Звонок на урок здоровья. – М.: Просвещение, 1991. – С. 158.
Культура современного урока / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М.: Изд-во «Рос. пед. агентство», 1997. – С. 92.
Лазарев М.Л. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспит. дошк. образ. учреждений. – М.: Академия здоровья, 1997. – С. 376.
Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб.: ИК «Комплект», 1997. – С. 496.
Леви В. Нестандартный ребенок. – М.: Знание, 1988. – С. 256.
Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб.: Питер Пресс, 1996. – С. 208.
Лищук В.А., Мосткова Е.В. Девять ступеней к здоровью (серия «Помоги себе сам»). – М., 1997. – С. 320.
Лободин В.Т. Здоровье и духовность. – СПб.: АО «Комплект», 1994. – Т. 1. – Ч. 1. – С. 389.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Метод, пособие. – М.: Сфера, 1999. – С. 56.
Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи...»: Методические разработки социально-психологических тренингов. – М.: Новая школа, 1996. – С. 144.
Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Изд-во «Рос. пед. агентство», 1995. – С. 140.
Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. – М.: Аспект Пресс, 1995.
Сатир В. Как строить себя и свою семью? / Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – С. 192.
Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – С. 288.
Тюмасева 3.И., Гольнева Д.П., Машкова И.В. Оздоровление природой: Учебно-практическое пособие для студентов и учеников старших классов. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. – С. 211.
Шибкова Д.3. Наука быть здоровым: Учебн. пособие для учащихся. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1997. – С. 160.
Эгоскью П., Джиггинс Р. К здоровью через движение / Пер. с англ. М.И. Антипина. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. – С. 256.
Этинген Л.Н. Как же вы устроены, господин тело? – М.: Линка-Пресс, 1997. – С. 312.
Это далеко не вся литература,
которую использовали авторы при разработке
программы.
Полный перечень мы не можем опубликовать из-за
его большого объема.
Редакция
__________________
Николай Иванович Аринчин (1914–1999) — член-корреспондент Национальной академии наук Белоруссии, известный своими работами в области сравнительной и эволюционной физиологии и экологии, геронтологии, физиологии и патологии кровообращения и мышечной деятельности. Н.И. Аринчин создал новое научное направление — экстракардиологию.