Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2009

Образ жизни

Вечные ценности

Программа нравственного воспитания школьников

7-й класс

Тема: «Истинная и ложная доброта»

Кроме истинной и ложной доброты, существует еще «ложь во спасение». Это тоже доброта, но человек в таком случае за истину выдает ложь: в некоторых случаях обман служит лекарством, предотвращающим худшие последствия, которые могла бы принести истина. Во врачебной практике в России «ложь во спасение» – достаточно распространенный прием, и мое отношение к нему позитивное, несмотря на то что ложь и обман – сугубо отрицательные явления.
В качестве примера рассмотрим эпизод, который произошел с девочкой 10 лет. Она жила близко от зоопарка, вместе со взрослыми часто приходила туда и очень привязалась к одному зверьку. Когда девочка стала постарше, она самостоятельно посещала свое любимое животное. Однажды зверька не оказалось на месте, и девочка очень расстроилась. Дома она поделилась своим горем с родителями, и они обещали выяснить причину исчезновения любимца их дочери.
Родители узнали в зоопарке о гибели зверька, но сообщить дочери печальную новость воздержались и сочинили «спасительную ложь»: якобы зверек изолирован для воспроизведения потомства. Девочка немного успокоилась в ожидании прибавления семейства. Спустя какое-то вpeмя в зоопарке действительно появилось семейство зверят, похожих на ее любимца. Девочка совсем успокоилась. И когда много лет спустя раскрылся обман, она была даже благодарна родителям за то, что они не рассказали ей правды. Для подростка такое известие было бы равносильно трагедии, теперь же она приняла эти сведения как естественное явление – назвала поступок родителей «истинной добротой».
Желательно, чтобы ребята попытались зарисовать что-либо из изложенных событий и как они понимают определения «ложь во спасение» и «истинная доброта».

Тема: «Вечные ценности»

«Любовь – это труд и забота,
работа не на год – на сто».

(В.Славутинский)

«Любовь и уважение» – так назвал свою книгу Э.Эггерих, доктор и пастор (СПб., 2006). «Только любовь, только любовь», – пели «Битлз».
Надо жить по Божьему замыслу, тогда в твою жизнь входят любовь и уважение. Пример из жизни. Он ее очень любил, и она любила его, но в силу различия в воспитании они по-разному проявляли свои чувства. Однажды она подарила ему собственной вязки свитер – очень красивый, он поблагодарил ее за подарок. Его благодарность была без охов и ахов, и ей показалось, что подарок ему не понравился. Она несколько раз переспрашивала, он утверждал, что нравится, а она все сомневалась. Оказывается, в ее семье всегда бурно реагировали на самостоятельно выполненные, красивейшие подношения, они были свидетельством высочайшей любви, а он этого не знал, и она решила, что он ее не любит. В другой ситуации она не продемонстрировала привычного для него уважения. И оба сделали вывод: без любви реагирует он, без уважения – она.
Понятия «любовь» и «уважение» часто используются как синонимы, но они передают различные чувства человека. Любовь – это в большей мере инстинкт, бессознательное чувство, в то время как уважение – сугубо рационально оценочный, сознательный подход, указывающий на заслуги конкретного человека. Именно поэтому жена была недовольна, что супруг не проявил должного восторга по поводу ее подарка.
Э.Эггерих подчеркивает, что из-за неумения и непонимания в подобных случаях распадаются пять браков из десяти. Важно совершенствовать отношения между людьми вообще, особенно в годы учебы, когда в условиях самого разнообразного общения со сверстниками вырабатывается собственная линия вежливого поведения. Подобная привычка окажется уместной не только с друзьями и любимыми, но и в браке.
Хотя принято считать, что о вкусах не спорят, психологи многократно возвращаются к обсуждению различия во вкусах, при этом постоянно подчеркивают, сколь важно учиться понимать различия в мужской и женской психологии.
Желательно, чтобы учащиеся рассказали поучительный эпизод на эту тему из своей жизни и сделали отдельные зарисовки. Дали свое толкование следующим понятиям: уважение, самоуважение, самолюбие, гордость, обида, месть, смелость.

8-й класс

Тема: «Истинная и ложная доброта»

Замечательный русский писатель В.Астафьев в своем произведении «Руки жены» рассказывает об отношениях юноши и девушки, которые пронесли свои чувства через события Великой Отечественной войны, как складывались отношения в послевоенные годы между мужем-инвалидом – героем и его женой.
На фронте юноша потерял обе руки. В госпитале он из «добрых побуждений», чтобы не стать обузой для близких людей, в том числе и для любимой девушки, решил уйти из жизни. Он не слыхал известных слов: «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой». (Эти слова принадлежат писателю Николаю Островскому. Сделанный им вывод известен.)
Когда солдат собрался «шагнуть за грань», мудрое сердце любящей девушки почувствовало трагедию, и в самый ответственный момент жизни юноши она неожиданно оказалась рядом... В дальнейшем они прожили счастливую супружескую жизнь.
Желательно, чтобы учащиеся после знакомства с рассказом В.Астафьева «Руки жены» определили понятия: настоящая, или истинная, любовь, малодушие, ложная доброта, «шаг за грань», мужество, а также попытались, насколько возможно, зарисовать представления о сюжете.

Тема: «Вечные ценности»

В журнале «Новый мир» за 1960 год в № 12 была опубликована «Новогодняя сказка» В.Дудинцева. А роман В.Дудинцева «Не хлебом единым», опубликованный тремя годами раньше, читали решительно все. Очевидно, в те годы роман Дудинцева был ближе по духу читателям, чем его сказка. Сегодня «Новогодняя сказка» мне представляется исключительно актуальной, поскольку речь идет о любви и творчестве и в сравнении с этим деньги, золото и даже жизнь теряют цену.
В НИИ приходит работать молодой кандидат технических наук, и все сотрудники, за исключением одного человека, с любопытством встречают молодого ученого. Со временем молодой ученый узнает, что единственный сотрудник, который не обратил на него внимания, – это бывший главарь воровской шайки. Находясь в тюрьме, главарь осознал пустоту своей жизни и, хотя владел несметными богатствами и мог одеть себя в золотой скафандр, ничему в жизни не радовался. Он решает учиться и создать «вечный двигатель».
Поскольку в учебе он преуспел, ко времени освобождения из тюрьмы сдал школьные экзамены; он поступил в технический вуз, по окончании которого и начал работать в упомянутом НИИ. Однако за измену воровской шайке ему был отпущен короткий срок жизни. Бывший главарь упорно работал, чем и заинтересовал молодого ученого. К моменту его гибели молодой ученый освоил проделанную им работу и был способен самостоятельно ее продолжать.
Учащимся можно предложить высказать свое представление о бывшем заключенном. Попросить дать свое определение этим понятиям, сделать зарисовки на рассмотренные темы.

9-й класс

Тема: «Истинная и ложная доброта»

Иоганн Фридрих Шиллер (1759–1805) – немецкий поэт, драматург и теоретик искусства эпохи Просвещения; наряду с Г.Э. Лессингом и И.В. Гёте утверждал человеческое достоинство. Шиллер глубоко верил, что человек даже в позорных оковах сохраняет достоинство и подтверждает его своими поступками.
В балладе Шиллера «Порука» преступник, оказавшийся приговоренным к смертной казни, просит царя позволить ему присутствовать на свадьбе сестры, которая состоится через три дня, а в залог оставить своего друга. Царь дает согласие. Друг оказался в кандалах и сел за решетку в ожидании возвращения приятеля. Осужденный сыграл свадьбу сестры и отправился в обратный путь, преодолевая многочисленные препятствия, и когда он оказался уже в своем городе, встречные люди сообщили ему о начавшейся казни. Выбиваясь из последних сил, он застал своего друга на эшафоте и взмолился перед царем остановить казнь. Царь был потрясен дружбой этих двух молодых людей, вообще отменил эту казнь и попросил принять себя в их союз.
Возможно, и тот, кого считали преступником, не был в действительности таковым, ведь о человеке нужно судить по его друзьям. А вообще казнь – это посягательство на жизнь, убийство, а оно запрещается христианскими заповедями. Так почему же допускаются двойные стандарты даже среди христиан? А бесконечные войны, которые почти не прекращаются на нашей планете и уносят жизни тысяч ни в чем не повинных людей?
Еще Константин Рокоссовский, Маршал СССР и Польши, герой Великой Отечественной войны, считал, что «нет такой цели, которая оправдывает гибель людей».
Сделаем вывод: преждевременный, насильственный уход людей из жизни будет невозможен, если фундаментом общей культуры человечества станет воспитание в детях ненасилия, уважения к личности другого человека и понимания ценности человеческой жизни. \
Желательно, чтобы все участники урока высказались по поводу обсуждаемой темы и сделанного вывода.

Тема: «Вечные ценности»

Александр Иванович Куприн в рассказе «Брегет» затронул такие понятия, как офицерская честь, бесчестье, мужество в принятии решений, доверие и недоверие.
N-ский гусарский полк был расквартирован в захолустье. От скуки и тоски офицеры пили и играли в карты. Брегет – это дорогие часы, которые молодой офицер Ольховский выиграл. В компании друзей он похвастался, что вторых таких старинных часов ни у кого нет. Другой офицер, Чекмарев, возразил, но его реплика осталась незамеченной. События на офицерской пирушке развивались так. Удалили денщиков, погасили свет и стали готовить жженку. Ольховский в темноте должен был посмотреть время, но часов не обнаружил, хотя хорошо помнил, что положил их на стол рядом с собой. Присутствовавшие переполошились, начали искать. Но увы! Тогда решили всех подвергнуть обыску. Обыск пятерых человек оказался тщетным. Шестой – Чекмарев – стоял бледный у стены и заявил, что не позволит обыскивать себя.
Все были смущены, а самый старший вспыхнул: «Как, черт возьми? Пять старых офицеров позволяют себя обыскивать, а ты нет?.. В таком случае… мы хотя и не сомневаемся в вашей честности... вам как-то неловко оставаться между нами...». Потрясенный Чекмарев подчинился. Попойка не возобновилась. Когда денщики вошли и начали уборку, один из них обнаружил часы. Общее замешательство нарушил майор, сказав, что Чекмарев, отказавшись от обыска, оскорбил остальных офицеров и потому должен оставить полк.
Не успели офицеры разойтись, как прибежал денщик Чекмарева с известием о смерти: Чекмарев застрелился. В оставленной записке он сообщил, что у него в кармане находился такой же брегет, доставшийся по наследству. Он был уверен, что часы Ольховского найдутся.
Обращаясь к страницам произведений русских классиков, мы находим неоднократное подтверждение значимости нравственных ориентиров настоящего, порядочного человека.
Желательно, чтобы школьники высказали свое понимание события и предложили свои определения понятиям чести, бесчестья, позора, мужества и сделали зарисовки к отдельным эпизодам рассказа.

__________________

См. в № 10, 11/2007, занятия для школьников 1–6-х классов.

Мария Кузнецова