ОБРАЗ ЖИЗНИ

Вечные ценности

Духовные ценности и здоровье…
Как они связаны между собой?

Причины болезней

За несколько десятилетий врачебной работы мне стало ясно, что причина многих болезней – в поведении человека. Возникла идея воздействовать на поведение еще до того, как у человека появятся отклонения в здоровье. Мне хотелось изменить отношение детей к здоровью и вообще к образу жизни, но не только привитием гигиенических правил поведения. Появилась потребность обратиться к вечным, общечеловеческим, жизненно необходимым духовным ценностям – любви, доброте, красоте… Отсутствие осознанного отношения к этим духовным ценностям, на наш взгляд, препятствует и проявлению заботы о здоровье в целом.
Мы вводим новое понятие – целостное здоровье, потому что заботы только о своем собственном здоровье, к чему раньше призывали медики, оказались неэффективными. Вести же разговор о целостном здоровье, не меняя отношения к духовным ценно­стям и представлению о человеке как части природы, невозможно.
На основании этой концепции мы создали учебные программы для школьников с 1-го по 9-й класс и для молодежи (отдельно для 10-го и 11-го классов), родителей и воспитателей. В этих программах весь материал разбит на 10 основных тем, содержание которых постепенно раскрывает и углубляет сущность поднятой проблемы.
Воспитатель наряду с демонстрацией разнообразных привлекательных сторон действительной доброты обязательно скажет о существовании ложной доброты.
Отличить истинную доброту от ложной трудно, и пусть взрослые зачастую перестраховываются, все же они должны внушать детям, что без разрешения родителей нельзя, например, принимать угощения или иные подношения от чужих людей. Это правило должно строго соблюдаться.
В отношении воспитателя к ребенку должны присутствовать доброта и вежливость. Такое отношение создаст благоприятный климат для учебного процесса и оздоровит ребенка.
Вспоминаю свое давнее посещение испанской школы вместе со студентами МГПИ им. В.И. Ленина. Мы вошли во 2-й класс, когда уже шел урок арифметики. На нас никто не обратил внимания. Преподаватель продолжала объяснять задание и подчеркнула, что ребята будут сами проверять домашнюю работу друг у друга с полной доброжелательностью – по-братски. Спустя некоторое время, когда проверка «правых и левых рядов» была закончена, к учителю подошли две ученицы. Одна из них (ответственная за проветривание класса) приоткрыла окна, а вторая начала проводить физкультурную паузу.
Через 5–7 минут обе дежурные вернулись на свои места, и преподаватель начала вызывать к доске поочередно нескольких человек, которые на доске решали арифметические примеры, а остальные эти же примеры решали в своих тетрадях. Затем примеры с комментариями учеников проверяли. Обращала на себя внимание спокойная, доброжелательно-уважительная форма общения как между учениками, так и между педагогом и учениками. После звонка учащиеся без толчеи и шума стали спокойно выходить из класса.
Преподаватель, чей урок мы посетили, вела себя так естественно и так тепло разговаривала с детьми, что мы, гости, были поражены, тем более что о нашем визите в этот класс никто заранее не знал, мы просто открыли ближайшую дверь.
Этот урок я помню уже 20 лет, полагаю, что и для студентов он оказался поучительным. Преподаватель продемонстрировала высокую культуру поведения, а дети перенимали тактичность и доброту учителя и сами пытались их проявить.
Материальные ценности всегда ограниченны, а духовные – безграничны. Каждый человек может назвать несколько вещей, которые ему особенно нравятся и с которыми он не хочет расставаться. Но число их ограниченно. А мамина любовь, которую она распространяет на своих детей, безгранична.
Кроме любви, к вечным общечеловеческим духовным ценностям относятся доброта и красота. Доброта проявляется в нашем поведении и поступках. Доброта сочетается с внутренней, духовной красотой.
Вежливость – тоже вечная и общечеловеческая ценность, но у разных народов в зависимости от сложившихся традиций она может проявляться различно. Постарайся подготовить рассказ о вежливости, которая существует в вашей семье. А когда будешь рассказывать про свои занятия, которые тебе нравятся, то постарайся выделить среди них духовные и материальные. Самые любимые занятия попробуй зарисовать.
Для примера мы приводим две темы, связанные с вечными общечеловеческими ценностями, такими, как любовь, доброта, красота…

1–2-е классы

Тема: «Истинная и ложная доброта»

С понятием истинная и ложная доброта вы уже встречались в прошлом году. Попытайтесь нарисовать, как вы понимаете истинную и ложную доброту.
Детская поэтесса Агния Барто написала такие стихи:
Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу, потому что он хороший!

Как вы представляете события, о которых рассказала А.Барто, и почему ребенок считает мишку хорошим? Наверное, это и есть проявление настоящей доброты, пусть даже к игрушке? (Желательно привести примеры нескольких рассказов детей с их иллюстрациями.)

Художница Наталья Бондырева изобразила историю о мишке, у которого оторвали лапу. Мальчик оторвал у него лапу, рассердившись за что-то, а девочка очень огорчена и даже плачет, держа в руке мишкину лапу. Хорошо, если у вас появится желание разобраться в содержании предложенного художницей рисунка. Попробуйте объяснить оба сюжета (от поэта и от художника) с позиции истинной и ложной доброты. А если получится, запишите свои рассуждения.
Еще на этой картинке получило отражение другое человеческое чувство – бережливость. Всем хорошо знакомо чувство бережливости, особенно по отношению к тем материальным ценностям, которые вам дороги. А как и какие духовные ценности вы бережете?

Тема: «Вечные общечеловеческие духовные ценности»

Художница Н.Бондырева предлагает обсудить ее рисунок «Лебединая семья, или родительская любовь». Что вы думаете по поводу этого рисунка? Постарайтесь привести примеры или зарисовки своего вежливого и добропорядочного поведения или такого поведения своих друзей.

Поэт В.Д. Берестов написал стихотворение:

Любили тебя без особых причин
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож,
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

3-й класс

Тема: «Истинная и ложная доброта»

Мы уже знаем, что истинная доброта – это когда человек совершает поступок по доброте душевной, без расчета на собственную выгоду, а тем более на причинение вреда другому: человеку, животному, предмету или природе…
Доброта ложная связана с корыстью, выгодой для себя. Поэтому надо отказываться от подарков, сделанных посторонними людьми! Под видом доброты люди могут преследовать собственную выгоду.
Теперь давайте подумаем, что испытывает каждый из нас, когда получает или сам делает подарки. Что приятнее – дарить или получать подарки? Какие именно подарки приятнее дарить родителям – самодельные или покупные – и какие ваши подарки их больше радуют? Какие подарки радуют тебя? Тебе важно, от кого они, нужны ли тебе эти вещи и какова их цена?
Наверное, кто-то предпочитает получать подарки, а кто-то – дарить, ведь все мы – люди разные, но, вероятно, большинству родителей дороже подарки, сделанные ребенком самостоятельно. Они говорят о любви к родителям.
Когда моя дочь училась во втором классе, она подарила мне на 8 Марта сережки, точно подобранные под имеющуюся у меня брошку. Меня этот подарок больше огорчил, чем обрадовал. До этого она дарила мне что-либо, сделанное своими руками, и меня ее подарки очень радовали. В них были умение, творчество и ее любовь ко мне. В подаренных серьгах тоже были любовь, внимание к красоте, большое желание порадовать маму, но какой ценой? Ведь она копила деньги, отказываясь от обедов в школе, наносила вред своему здоровью, да еще обманывала меня, нарушала наши искренние отношения.
Теперь у меня уже внуки, им уже больше лет, чем тогда было моей дочери, а мы до сих пор продолжаем обсуждать этот эпизод и не приходим к единому мнению. Для меня те события остались как пример ложной доброты. Дочь проявила добрую волю порадовать маму к Международному женскому дню. Но какой ценой? Цена – ущерб для здоровья, обман или скорее временная закрытость во имя сюрприза – нарушены искренние отношения между любящими дочерью и мамой.

Тема: «Вечные общечеловеческие духовные ценности»

Такие духовные ценности, как любовь, доброта, красота и другие, называют вечными, общечеловеческими, потому что они живут в веках и признаются всем человечеством. А к каким ценностям следует отнести вежливость и чувство собственного достоинства? Конечно, к духовно-нравственным, но о них говорят реже. Между тем для младшего школьника понятие вежливость должно быть разъяснено в первую очередь. Это – деликатное отношение к другим людям, учтивость. Эти качества высоко ценятся, хотя вежливому человеку ничего не стоят. Но внутреннее уважение к самому себе, то есть чувство достоинства, в нем повышается.
В предыдущей теме мы уже рассматривали разные варианты добра – от искреннего желания вызвать радость у другого человека до ложной доброты, которая в действительности направлена на разрушение здоровья. «Злые языки страшнее пистолета», – говорил Александр Грибоедов. Действительно, слово может как порадовать человека, так и глубоко ранить его.
Истинно духовной ценностью является любовь, которую еще древние люди в первую очередь адресовали к Богу как высшему образцу духовной ценности. Жизненно необходимой любовь является в силу того, что без нее, без цели и смысла, человеку трудно жить. Любовь является одним из проявлений инстинкта – врожденным влечением к индивиду противоположного пола, возможностью продолжения человеческого рода. Но, чтобы любовь была чем-то большим, чем животное влечение, в ней должна присутствовать следующая духовная ценность – красота. Красивая любовь – это романтическая, настоящая человеческая любовь, а не только инстинктивная потребность.
Сама же по себе красота – это прекрасное в гармонии. Гармония в человеческих отношениях в первую очередь проявляется вежливостью, когда человек, помогая другим, получает личное удовольствие.

4-й класс

Тема: «Истинная и ложная доброта»

В процессе взросления накапливается жизненный опыт. Жизненный опыт каждого человека уникален. Поэтому поделиться с одноклассниками интересными наблюдениями, особенно если в них не все ясно, даже полезно. К сожалению, мы не учимся на чужих ошибках.
Если истинная доброта более или менее часто наблюдается среди родственников, то у посторонних людей... важно уметь отличать истинную доброту от ложной и даже уметь защититься от последней.
Самый распространенный пример ложной доброты – «подхалимство»: «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Или будь начеку и не разевай рот: «ворона каркнула во все воронье горло, сыр выпал, с ним была плутовка такова». Эти поучительные фразы из басен Крылова вам хорошо знакомы, но ими надо руководствоваться в жизненных ситуациях.
Нам постоянно напоминают, что забытые кем-то предметы трогать нельзя, надо обратиться к соответствующим службам. Напоминают, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке», а вы не мышь. Опасно для вашего здоровья, а возможно, и для жизни, когда «добрые, очень добрые» предлагают вам помочь избавиться от плохого настроения.
Много лет назад, когда я возвращалась с теннисной ракеткой после тренировки, в метро ко мне обратилась миловидная женщина с комплиментами в адрес моей внешности. Я развесила уши. Потом она указала мне на пятно на моем носу, о котором я хорошо знала и раньше, и предложила купить у нее тюбик мази для удаления таких пятен. После некоторых колебаний я согласилась. Открыла кошелек – там как раз была названная сумма – и отдала деньги в обмен на крохотный тюбик мази. Еще я ей назвала свой домашний номер телефона в обмен на номер телефона ее фирмы.
Вернувшись домой, я достала тюбик мази, но не воспользовалась им, решила сначала позвонить в эту фирму – начал действовать здравый смысл. На звонок никто не ответил. Так я звонила несколько дней, но безуспешно. В общем, цена ее комплиментов оказалась равной 200 рублям. Если бы я воспользовалась мазью, вполне вероятно, могла остаться вообще без носа.
А что есть зло? Это мысль, слово или действие разрушительного характера. Зло может распространяться и на материальные ценности. Тогда тоже говорят о гибели или повреждении материальных ценностей в результате преднамеренного или случайного злого по­ступка. Таким образом, как зло, так и добро могут быть преднамеренными и случайными. Но если случайное зло иногда совершается в отношении материальных ценностей (мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось), то непреднамеренные добрые дела встречаются редко. Они бывают или искренними преднамеренными, или ложными (в конфетной обертке – гадость).
Теперь сказочный пример искренней преднамеренной доброты.

Один король любил охотиться. Однажды он отправился в лес за добычей. Увидел в лесу оленя, выстрелил в него, но промахнулся. Олень успел умчаться от коварной пули. Король был раздосадован неудачей и поэтому, когда он увидел медведя, стал целиться тщательнее. Но за это время медведю тоже удалось скрыться. Совсем расстроился король и решил вместо охоты на дичь собирать грибы. Но в грибах он плохо разбирался, и когда съел собранные им грибы, то почувствовал себя плохо, потерял сознание и свалился в глубокую яму. Подданные, обнаружив короля в яме, пытались его вытащить, но им это не удалось. Король был обречен на гибель. Тогда подданные обратились к зверям и спросили: найдется ли среди них такой сильный, который сможет высвободить короля из ямы? На помощь пришли медведь и олень, которых король чуть не застрелил. Они были очень сильными и добрыми, а такие никогда не мстят. Олень попросил намотать ему на рога один конец длинной веревки, а другой опустить в яму к королю. Так оленю и медведю удалось вытащить полуживого короля. А когда он пришел в себя, они спросили его: «Ну как, хорошо прежде­временно уходить из жизни?». Король согласился, что убивать – дело плохое.
С этого дня король распорядился уничтожить в своем королевстве все ружья и превратить королев­ство в заповедник, где животных не только не убивали, а, наоборот, помогали им жить. Зимой, когда им не хватало корма, животных подкармливали. А летом, когда пересыхала река, доставляли воду в лес по специальным трубам.

Тема: «Вечные общечеловеческие духовные ценности»

Попробуем дать определения понятиям, которые мы используем.
Доброта – черта характера и поступки: отзывчивость, милосердие, душевное расположение к добру и стремление делать его другим.
Достоинство – это внутреннее чувство самоуважения и ответственности за сделанный выбор, порой превозмогая собственное малодушие, безволие и даже трусость. Но сила человеческого духа помогает нравственной личности выстоять.
Духовность начинается с устремленности к вечным общечеловеческим ценностям – любви, красоте, доброте...
Целостное здоровье включает здоровье человека, общества, единение их с природой. Оно может быть достигнуто благодаря постоянной работе над собой, стремлению к нравственному совершенству.
Здоровье личности в правовом, гражданском обществе – это высшая степень ответственности личности за целостное, заботливое и бережное отношение к полному благополучию в себе и вне себя. Когда человек ощущает полноту жизненной энергии, радость бытия, способность к ежедневному труду, особенно творческому.
Красота – универсальная форма бытия предметного (материального) и духовного мира в человече­ском сознании, раскрывающая эстетический смысл явлений, их внешние и/или внутренние качества, которые вызывают удоволь­ствие, наслаждение, моральное удовлетворение.
Любовь – высшее, многогранное, эмоционально позитивно окрашенное чувство к человеку, идее, предмету, Родине или другому объекту. Любовь основана на доверии, заботе и ответственности.

Прямую иллюстрацию духовных ценностей демонстрирует следующая притча.
Принцесса никого не любила, хотя ей уже пришла пора создавать семью. Юноши, которые могли стать ее женихами, не делали ей предложений. Но вот однажды возвратился с войны солдат без одной ноги и слепой. У него было много боевых заслуг, но особенно он славился своей добротой и отзывчивостью. Солдат сделал предложение принцессе, и она приняла предложение стать его женой. Они очень полюбили друг друга, и через год у ее мужа выросла нога. Когда же он прозрел, то увидел, что его жена необыкновенно красива. Бывшие кавалеры принцессы не могли понять, как они раньше не разглядели ее красоты. А она и не была раньше красивой, такой ее сделала любовь!

 

Окончание читайте в следующем номере

Мария КУЗНЕЦОВА,
кандидат медицинских наук,
доцент АПКиППРО
Окончание следует

Публикация статьи произведена при поддержке сайта практикующего пластического хирурга – доктора Захарова. Беременность и роды, резкие колебания веса, травмы и просто время не всегда проходят бесследно, но умелыми руками хирурга можно скорректировать недостатки, подчеркнуть естественную красоту, убрать недочеты внешности, что может улучшить качество вашей жизни. На сайте http://www.drzakharov.ru/ вы сможете узнать о возможностях пластической хирургии, ценах на операции.

TopList