Занятие четвертое
Замена ПАВ
Целевая установка: сформировать
убеждение, что надо избегать таких форм
поведения, которые связаны с неоправданным
риском для здоровья и жизни.
Ход занятия
Вводная часть
1. Практическая работа
«Шкала времени»
На альбомных листах нарисована «Шкала
времени»: конечная точка с левой стороны
называется «Рождение», а конечная с правой,
заканчивающаяся стрелкой, – «Будущее». Учащимся
предлагается разделить линию на отрезки в
соответствии с периодами жизни: младенчество,
детство, отрочество, юность, зрелость, пожилой
возраст, старость.
Задание:
отметить на шкале важные события,
которые произошли в их жизни в те или иные
периоды;
заполнить оставшуюся часть шкалы
конкретными целями, которых ученики хотели бы
достичь.
Вот события, которые могут быть
отражены на «Шкале времени»: ребенок научился
ходить и говорить, пошел в школу, научился читать,
стал победителем в соревновании, овладел новым
видом деятельности, нашел верного друга, окончил
школу, поступил в вуз, устроился на хорошую
работу, обзавелся семьей и т.д.;
2. Упражнение «Большие жертвы»
Каждый участник должен написать на
первых 4 листочках названия любимых книг, на 4
других – названия любимых занятий, на
последних – названия любимых животных (набор
показателей может быть другим).
Когда все участники готовы,
преподаватель говорит, что такие опасные
пристрастия, как алкоголизм, наркомания,
табакокурение, требуют от человека больших
жертв, и просит игроков выбрать и отдать одно
любимое занятие, одно животное, одну книгу.
Далее зависимость требует следующих
жертв, и школьники отдают еще 3 листочка.
После этого ведущий сам проходит по
кругу и забирает не глядя у каждого по одному
листку из каждой пачки.
Все, отобранное у участников, – это
возможный вариант того, что пристрастие к ПАВ
может сделать с жизнью любого человека.
В конце упражнения подростки
обсуждают психологические последствия
необдуманного поведения (разочарование,
психологическая травма, чувство одиночества,
тревога о своем здоровье, мнительность, страх).
Обсуждение. Как себя чувствовали
участники во время упражнения? Как сейчас себя
чувствуют? С чем (или с кем) труднее всего было
расстаться?
Диаграмма
Результаты мониторинга «Вредные привычки»
Основная часть
3. Анализ статистических данных
Проблемный вопрос. Почему же так
много подростков каждый год вовлекается в
процесс употребления ПАВ?
Учащимся предлагается изучить и оценить
следующую информацию: в период с 5 по 12 декабря 2006
г. в некоторых общеобразовательных и вечерних
школах города Ярославля Городским центром
изучения общественного мнения и социологических
исследований (ЦИОМСИ) был проведен системный
мониторинг «Вредные привычки и специфика
наркопотребления в подростково-молодежной
среде».
В нем приняли участие 1923 школьника 8–11-х классов.
Полученные результаты отражены в диаграмме (см.
ниже).
Высказываются разные варианты причин, по которым
подростки прибегают к ПАВ, а не занимаются более
интересными делами.
Учитель сообщает, что согласно данным этого
мониторинга основными причинами для
употребления алкоголя и наркотиков стали:
1) уход от проблем, возможность
ощутить себя более раскованным и уверенным – 57,4%;
2) за компанию, чтобы не оказаться «белой
вороной», – 50,5%;
3) от нечего делать – 35,0%.
Для осознания и анализа второй причины
используется упражнение «Стул».
4. Упражнение «Стул»
Доброволец садится на стул. Группа
должна любыми способами, но без применения
физической силы, уговорить его пересесть на
другой стул.
Обсуждение. К каким способам прибегали те,
кто пытался заставить игрока пересесть на другой
стул? Что такое групповое давление?
Далее называются факторы возникновения
зависимости от ПАВ.
Факторы риска возникновения
зависимости от ПАВ
Фактор риска – это связь между
характеристикой индивида, группы или среды и
повышенной вероятностью нарушений в
определенный момент.
1. Индивидуальные факторы риска
Низкая самооценка.
Агрессивность.
Положительные установки по отношению к
наркотикам.
Плохая успеваемость.
Нарушения поведения.
Застенчивость.
2. Факторы риска в группе сверстников
Давление сверстников.
Дружба с подростками, употребляющими алкоголь и
наркотики.
3. Семейные факторы риска
Конфликты в семье.
Отсутствие дисциплины.
Безнадзорность.
Физическое и психологическое насилие в семье.
Родители, употребляющие алкоголь и наркотики.
4. Школьные факторы риска
Плохая успеваемость.
Низкий моральный уровень учителей и учеников.
Неуважительное отношение к образованию.
5. Факторы риска в обществе
Жизнь в обществе, способствующая
употреблению табака, алкоголя и наркотиков.
Отсутствие поддержки со стороны общества.
Нищета и экономическая нестабильность.
Доступность наркотиков.
По результатам обсуждения заполняется
таблица:
Что можно и нужно сказать
тем, кто говорит: «Попробуй...»? |
1. |
2. |
3. |
5. «Шесть шляп»
Метод Эдварда де Боно, используемый
для обучения решению творческих задач, с помощью
символического головного убора показывает, как
может меняться мнение человека в зависимости от
его социальной роли в данный момент.
Учащиеся делятся на 6 групп; каждая путем
жеребьевки получает лист определенного цвета,
согласно которому она будет выступать, и задание:
оценить степень своей осведомленности о
проблеме профилактики злоупотребления ПАВ и
распространения ВИЧ.
1. Белая «шляпа» – факты, цифры,
информация. Какой информацией мы уже
располагаем для отказа от вредных привычек, если
они есть, и осуществления профилактики их
распространения? Какая информация нам еще
необходима?
2. Красная – эмоции, чувства, интуиция,
предчувствия. Что я чувствую по поводу данной
проблемы? Каково мое личное к ней отношение?
Насколько и почему это важно не только для меня,
но и для моих родственников и потомков?
3. Черная – осторожность, истина, здравый
смысл, соответствие фактам. Каковы риски
возникновения зависимости от ПАВ? Почему нужно
стремиться избегать ПАВ? Чем можно заменить ПАВ?
Сработает ли это? Насколько это безопасно?
Осуществимы ли эти идеи?
4. Желтая – преимущества, выгода. Чем
отличается жизнь без ПАВ от зависимой жизни?
(Использовать «Шкалу времени»). Зачем прибегать к
ПАВ? Стоит ли это делать? Каковы будут результаты
своевременного отказа?
5. Зеленая – исследования, предложения,
новые идеи, возможности альтернативы. Что можно
предпринять в данном случае? Существуют ли
альтернативные идеи (новые взгляды на проблему,
дополнение к «черной шляпе»)?
6. Синяя (обобщающая) – раздумья, контроль
над мыслительным процессом, подведение итогов на
данном этапе, определение следующего
мыслительного шага, выдвижение программы
мышления в данной ситуации. Разработка
программы замены ПАВ с учетом всего услышанного.
Результатом работы по методу «шести
шляп» может быть таблица.
Замена ПАВ
Потребности,
которые нуждаются в удовлетворении |
Возможные
пути удовлетворения |
1. Физическое
состояние (расслабление, прилив энергии, хорошее
самочувствие) |
Спорт, танцы,
путешествия, прогулки, хороший сон, полноценное
питание, упражнения на расслабление, водные
процедуры |
2. Сенсорные
потребности |
Занятия
экстремальными видами спорта (прыжки с
парашютом, туризм и др.), активная творческая
деятельность (живопись, скульптура, музыка) |
3.
Эмоциональные потребности |
Общение с
природой, друзьями, прослушивание приятной
музыки |
4. Потребности в
общении |
Организованные
спортивные группы, клубы по интересам, групповая
терапия, коллективные дела, помощь другим
(например, волонтерство) |
5.
Интеллектуальные и информационные потребности
(получение новых знаний) |
Чтение, споры,
дискуссии в сформировавшихся по интересам
группах, участие в научно-исследовательской
деятельности |
6. Эстетические
потребности |
Изучение
изобразительного искусства, посещение выставок,
концертов и др. |
7. Духовные и
философские потребности (открытие новых
жизненных ценностей, поиск смысла жизни,
формирование личности, мировоззрения) |
Дискуссии,
семинары, обмен мнениями с близкими по духу
людьми, изучение специальной литературы,
философских концепций, религиозных систем |
Подведение итогов
6. Рефлексия
Используется игра «Алфавит»: на
каждую букву алфавита необходимо подобрать как
можно больше понятий, связанных с профилактикой
ПАВ и в целом с тематикой ЗОЖ.
Комментарий к занятию
1. Важно, чтобы обучаемые обсуждали
свои ответы в группах открыто и не оказывали
давления на мнение товарищей. Они должны
соглашаться или не соглашаться с идеями, а не с
людьми, которые их высказывают. Каждый должен
иметь возможность высказаться.
2. Необходимо сделать работу групп
целенаправленной и острой, чтобы подростки не
утратили интереса к обсуждаемой проблеме.
Реквизит к занятию
«Шкала времени» – каждому.
12 листочков бумаги размером 5ґ5 см для каждого
участника.
Листки с описанием результатов мониторинга.
Распечатка к игре «Алфавит».
Проблемы нашего времени
По официальным данным
Минздравсоцразвития, более трех миллионов
россиян страдают наркологическими
заболеваниями. Эти данные были приведены на
открытии международной конференции
«Современные проблемы наркологии».
Основное число больных – 82,7% – страдает
алкогольной зависимостью, 16% употребляет
наркотики, оставшиеся 1,3% приходится на
токсикоманов. В пересчете на все население это
ставит нашу страну на одно из первых мест в мире
по уровню алкоголизации, а по потреблению
алкоголя на одного жителя Россия лидирует с
показателем 18 литров на человека в год.
В обращении к участникам форума министр
здравоохранения и социального развития РФ
Татьяна Голикова назвала алкоголизм и
наркоманию катастрофой национального масштаба.
Она также подчеркнула, что, как показывает
международный опыт, для эффективной борьбы с
наркологическими проблемами необходимы
совместные действия учреждений здравоохранения,
социального обеспечения, СМИ, административного
и уголовного правосудия.
Тем не менее в Минздравсоцразвития обстановку не
считают безнадежной. В качестве основных
направлений борьбы с алкоголизмом и наркоманией
рассматривают лечение и социальную реабилитацию
больных, а также профилактику употребления
алкоголя среди несовершеннолетних.
По материалам прессы |
_______________________
См. № 16, 19/2008.
Продолжение в № 2/2009, № 4/2009