Мой веселый, звонкий мяч...
Физическое и духовное
воспитание находятся в тесной
взаимозависимости. А ведущий вид деятельности
дошкольника – это игра. Подвижные игры с мячом не
только доставляют ребенку удовольствие, но и
способствуют его всестороннему развитию.
Главное условие – родители и педагоги должны их
правильно подобрать и организовать
соответственно возрасту и возможностям
маленького человечка
Фото А.Степанова
Целостный подход
Важную роль в формировании личности
играет дошкольное образование. Его ведущим
принципом должно быть развитие и укрепление
духовных и физических сил, содействующее
самореализации, самосовершенствованию и
успешной социализации. Детсадовский период –
один из самых ответственных в жизни человека.
Воспитание, происходящее на данном этапе,
создает уровень здоровья ребенка и фундамент
культуры будущего взрослого.
Поисками способов гармоничного развития детей
занимались еще мыслители древности – Греции,
Китая, Индии. Они отмечали наличие связи между
движениями и состоянием психики, мыслями,
поступками и чувствами.
Научное обоснование взаимодействия психики и
мышечной деятельности содержится в работах И.М.
Сеченова и И.П. Павлова. А в созданной П.Ф.
Лесгафтом системе воспитания физические и
духовные силы являются разными сторонами
единого жизненного процесса, позволяющего
формировать людей «идеально-нормального типа».
Благодаря целостному подходу к воспитанию
дошкольников становится возможным
рассматривать роль движений в эстетическом,
интеллектуальном, нравственном и эмоциональном
развитии. Таким образом, всесторонее развитие
осуществляется при комплексной,
сбалансированной реализации всех потенциальных
возможностей человека.
Средство самовоспитания
Игра всегда выступает сразу как бы в
двух измерениях: в настоящем и будущем. С одной
стороны, она доставляет ребенку сиюминутную
радость, служит средством удовлетворения его
актуальных потребностей. С другой – игра всегда
направлена в будущее, так как в ней
прогнозируются и моделируются жизненные
ситуации либо закрепляются свойства, качества,
умения, способности, необходимые личности для
выполнения сознательных, профессиональных,
творческих функций, а также физической закалки
развивающегося организма.
В игре ребенок живет и порой воспринимает ее
ярче, чем реальную жизнь.
Игра относится к косвенному методу воздействия,
когда дошкольник не ощущает себя объектом
влияния взрослого, будучи полноценным субъектом
деятельности. Здесь дети сами стремятся к
преодолению трудностей, самостоятельно ставят и
решают задачи. Игра – это то средство, где
воспитание переходит в самовоспитание.
Подвижные игры
Учет возрастных особенностей
дошкольников (недостаточности развития мышц,
некоторой неустойчивости сердечной
деятельности, повышенного обмена веществ,
несовершенства в координации, силе и ловкости
движений, быстрой утомляемости, низкого уровня
волевых и других качеств, малого запаса знаний о
своих возможностях) дает нам основание для
широкого применения в процессе воспитания
подвижных игр. С одной стороны, они являются
ведущим методом формирования физической
культуры, с другой – в таких играх малыш
реализует свободу действий.
Суть подвижной игры – борьба с препятствиями на
пути к достижению цели, возникающая постоянно и в
самом разнообразном виде. Изменчивость игровых
условий при взаимодействии в команде и в
конкуренции с противником требует постепенного
приспособления движений к новым ситуациям,
поэтому формируются гибкие и пластичные
двигательные навыки.
Игры приобретают воспитательно-образовательное
значение тогда, когда они отбираются, уточняются
по содержанию и оформляются в педагогических
целях. Даже в процессе подготовки к школе
воспитатели и психологи, помимо занятий по
программе ДОУ, используют специальные
развивающие и коррекционные игры.
Подвижные игры обладают широкими возможностями,
так как их условия облегчают формирование
произвольного поведения: движения подчиняются
необходимости соблюдения правил; многие игры
носят сюжетно-образный характер, и тогда
движения служат средством выполнения
определенной роли; действия осуществляются
ребятами совместно и одновременно, а
подражательность помогает им быстро осваивать
требования самой игры или воспитателя;
наглядность правил позволяет малышу
контролировать их выполнение вначале в
поведении других, а потом и в собственном.
Постепенно дошкольник сам начинает предъявлять
к себе определенные требования добровольно, без
нажима.
Особая роль отводится спортивным играм с мячом.
Они относятся к отдельной группе, поскольку в
сверстниках ребенок видит не партнеров по
совместным действиям, а конкурентов,
претендентов на общие игрушки, и как следствие –
возникают постоянные конфликтные ситуации. В
остальных играх специальное оборудование
отсутствует либо дети получают инвентарь в
установленном порядке, поэтому конфликты
исключаются.
В играх с мячом дети должны не только
ориентироваться на систему требований, но и
осуществлять командные взаимодействия. В них
проявляется истинная произвольность поведения,
заключающаяся прежде всего в сдерживании
желаний и подчинении целям коллектива, так как
ребенок вынужден считаться с тем, что, например,
не он один хочет играть с мячом, попадать им в
ворота (корзину), его действия должны быть
направлены на успех всей команды. Ради ее
интересов малышу часто приходится отказываться
от мяча, передавать его партнеру, находящемуся в
более благоприятных для успешного завершения
ситуации условиях. Соподчинение и согласование
действий участников происходит соответственно
правилам, а роли имеют характер определенных
функций (защитник, нападающий и др.).
Фото А.Степанова
Старинная забава
Мяч – одна из самых древних и любимых
игрушек всех стран и народов. Не исключение и
Россия, где забавы с мячом известны с
незапамятных времен. Тогда мячи были мягкими.
Современные мячи различаются по размерам и
назначению: для волейбола, баскетбола, футбола,
тенниса, водного поло, регби и других игр. У
каждой игры своя история.
Материалы для мячей также используются разные.
Зато форма всегда одна и та же – круглая, за
исключением овального (как дыня) мяча для регби.
Уже в XVIII–XIX веках
огромную роль мяча в воспитании ребенка стали
отмечать педагоги. Например, Ф.В. Фребель (1782–1852)
ядром педагогики детского сада считал игру. Для
развития малыша в самом раннем возрасте ученый
предложил шесть «даров», основным из которых
является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие,
связанные из шерсти, окрашенные в различные
цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый,
синий, фиолетовый и белый. Каждый подвешивается
на ниточке. Мать показывает ребенку разные
шарики, формируя таким образом его умение
различать цвета. Раскачивая мячик в стороны и,
соответственно, приговаривая «вперед – назад»,
«вверх – вниз», «вправо – влево», она
воспитывает у малыша пространственные
представления. Показывая шарик на ладони и пряча
его, приговаривая «есть мячик – нет мячика», мама
знакомит ребенка с утверждением и отрицанием.
Обычный мяч может давать малышу разнообразие
впечатлений и действий, простейшие из которых, на
наш взрослый взгляд, оказываются исключительно
полезными. Они развивают наблюдательность,
концентрацию внимания, чувства, движение и
мышление. И зачастую ребенок сам подмечает и
отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это
как раз и есть столь желанная для родителей
самостоятельность и волевая активность.
Мяч – предмет наблюдения и экспериментирования.
Исследование качеств и свойств разных вещей
имеет для маленького ребенка огромное значение.
Так он знакомится с миром, в котором живет, и
опытным путем осваивает его. Детские открытия
закономерностей предметного мира невероятно
оригинальны. Например, теннисный мяч можно
удерживать одной рукой, а большой надувной –
только двумя. Крупный мяч может быть легким, а
маленький – тяжелым. На папиной ладони
помещается большой футбольный мяч, а на детской
– шарик для пинг-понга. А как здорово бросать мяч
с брызгами в воду, слушать звук хлопанья об пол
или землю, асфальт или песок или звон бубенчика
внутри мячика. Но самое увлекательное занятие
для малышей – катание мячика, сначала руками, а
потом ногами. И тут годовалый ребенок
обнаруживает, что маленький мяч в броске
проскакивает между ручками, а с мягким тряпичным
не хочется расставаться. А попасть по мячу ногой
и направить его к цели не так-то просто.
Все эти открытия в раннем и дошкольном детстве
ребенок делает сначала в значительной степени
бессознательно, а взрослея – более осознанно.
Собственный практический опыт и
экспериментирование становятся для него основой
важных самостоятельных наблюдений.
Постепенно самодостаточная игрушка становится
средством общения. Еще не говорящий малыш
приглашает папу поиграть с ним в мячик. Дальше
появляется желание не просто бросать и катать
его, а делать это определенным образом или с
конкретной целью. Например, спускать с горки,
закатывать в ворота, закидывать в корзину или
кольцо. Бросать и катать мяч друг другу, гонять в
футбол и играть в вышибалы можно, только
договорившись. Мяч становится основой для важной
социальной способности принимать и отдавать.
Дети очень любят заниматься с мячом под музыку и
заучивая стихотворения. Все это содействует
эстетическому воспитанию. Ребята под ритм
начинают глубже чувствовать свои движения,
стараясь сделать их более точными, красивыми.
Мяч – это не только формирование ловкости,
быстроты, координации, глазомера, но и разгрузка
нервной системы, масса радостных эмоций и
переживаний. И сегодня он не должен потерять свой
статус «друга детства». Подвижные игры с мячом
являются средством гармонического развития,
школой управления своим поведением,
способствуют хорошим взаимоотношениям,
благополучному эмоциональному состоянию.
И наша задача – создать все условия для того,
чтобы мяч стал для малышей в самом деле тем ярким
и светлым спутником, который они пронесут через
свое детство. Ведь ребятам, чтобы они были
здоровыми, очень важно стать счастливыми!
Рисунки Е.Медведева
Ольга Семенова , воспитатель ДОУ комбинированного вида № 1697, Москва
|