Управленческий цикл
Деятельность учителя по
валеологизации урока можно представить в виде
управленческого цикла:
аналитического – изучение
половозрастных и индивидуальных особенностей
детей, их состояния на занятии; анализ
возможностей школьников, определение степени
трудности урока: сложности материала, характера
деятельности и уровня усвоения содержания для
каждого ребенка;
конструктивного – постановка
целей и задач; определение содержания занятия и
выделение в нем валеологических идей; отбор
приемов, методов, технологий и средств обучения,
направленных на сохранение и укрепление
здоровья;
организационно-исполнительского
– реализация задач обучения, воспитания и
развития здоровой личности ученика;
формулировка цели занятия; обеспечение высокого
уровня мотивации учебы; учет особенностей и
возможностей каждого ребенка; определение
трудностей учащихся при усвоении материала и
оказание им дозированной помощи, создание
ситуации успеха; организация взаимопомощи
школьников; создание положительного
эмоционального настроя в классе, благоприятного
психологического климата; обеспечение
достаточной двигательной активности;
поддержание гигиенических норм и требований;
соблюдение педагогической техники,
обеспечивающей охрану психического состояния
учащихся: использование элементов психотерапии
(музыкотерапии, психогимнастики, вербального и
невербального воздействия на детей) и приемов
эмоциональной разрядки, снятия напряжения;
профилактика зрительного и умственного
утомления; формирование и коррекция
духовно-нравственного аспекта развития личности
ученика (взгляды, ценности, установки и т.д.);
применение средств, направленных на
профилактику и развитие психофизиологического
состояния учащихся (аудиовизуальные средства,
офтальмологические тренажеры, схемы и др.;
Статья опубликована при поддержке компании "Грузчиков-Сервис" в Хабаровске. Компания предлагает Вам помощь в осуществлении грузоперевозок и аутсорсинга рабочего персонала, услуги разнорабочих и грузчиков на любой срок. Низкие цены, гибкие условия, выполнение работы в срок, возможность безналичного расчёта. Посмотреть подробную информацию о компании и предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: www.khv.gruzchikov-service.ru.
рефлексивно-оценочного – создание
условий для оценивания ребятами своей
деятельности и достигнутых результатов;
проверка степени продвижения школьников в
усвоении материала; осмысление хода и
результатов занятия.
Фото Д.Давыдова
Важные темы
Одна из ведущих задач педагога связана
с формированием культуры здоровья школьников.
Валеологические знания, получаемые на уроках
химии, можно условно распределить на следующие
разделы.
В 8-м классе в теме «Состав воздуха»
ребята изучают содержание вдыхаемого и
выдыхаемого воздуха, влияние загрязнения
атмосферы на человека, знакомятся с понятиями
«активное» и «пассивное» курение. У педагога
есть возможность сформировать у подростков
негативное отношение к никотину, а также к
антропогенным факторам загрязнения воздуха.
Тема «Горение», где определяется механизм ожога
тела человека, благодатна для формирования
умения оказать помощь при термических ожогах. В
теме «Кислоты» говорится о соляной кислоте в
усвоении пищи, причинах изжоги и возникновении
химических ожогов. Тема позволяет выявить
действие кислот на кожу и слизистую оболочку,
сформировать приемы оказания первой помощи и
рассказать о негативных последствиях кислотных
дождей. А в теме «Вода» научно обосновывается
роль воды в жизнедеятельности организма, ребята
изучают оптимальный питьевой режим человека.
В 9-м классе в теме «Хлор» педагог может
раскрыть роль соединений хлора в
обеззараживании воды и помещений, познакомить
ребят с понятием дезинфекция. Тема «Йод» даст
возможность показать антибактериальное
действие изучаемого вещества и способы его
применения в медицине. В ходе практических
заданий подростки учатся правильно пользоваться
йодом при ранениях, порезах и ссадинах.
В 10-м классе в теме «Минеральные
удобрения» изучаются состав этих веществ и их
возможное отрицательное влияние на организм
человека. В этой связи формируется осторожное
отношение к минеральным удобрениям. Тема
«Ядохимикаты» освещает такие вопросы, как
разновидности ядохимикатов, их воздействие на
здоровье, способы индивидуальной защиты и
ограждения людей от отравления. Формируются
знания о применении ядохимикатов, мер защиты при
их транспортировке, хранении и работе с ними,
навыки оказания первой помощи при отравлении.
На уроках по теме «Бензолы» подростки изучают
бензопирены как соединения, вызывающие
злокачественный рост эпителия легких (так
называемый канцерогенный эффект), рассматривают
механизм образования бензопиренов при сухой
возгонке табака (курении). Широкий простор для
формирования отрицательного отношения к
алкоголю содержится в теме «Спирты» в процессе
раскрытия патогенного влияния этилового спирта
(алкоголя) на развитие и функции различных
органов и систем организма, показывается
механизм мутагенности алкоголя. В современных
условиях, когда многие дети страдают от избытка
либо недостатка веса и сформировали у себя
вредные пищевые привычки, актуальны темы
«Белки», «Жиры» и «Углеводы». Полезно обратить
внимание на роль данных компонентов в питании,
обмене веществ; на значение ненасыщенных жирных
кислот; на проблему лишнего веса как причины
заболеваний; на использование углеводов в
лечебных целях; на особое значение незаменимых
белков – мяса, рыбы, молока и их продуктов и др.
Занятие в 9-м классе
Тема: «Общая характеристика элементов
главной подгруппы II группы.
Кальций: строение атома, получение, свойства,
важнейшие соединения и их значение»
Подготовка к занятию начинается с аналитического
этапа деятельности учителя. Во-первых, он
позволяет определить уровень сложности урока.
Как известно, учащиеся с математическими
способностями быстрее и лучше усваивают
химические знания, умения и навыки по сравнению с
гуманитариями. Уровень трудности занятия в
математических и гуманитарных классах (при
одинаковой нагрузке по данному предмету)
необходимо согласовывать с реально достижимыми
целями и задачами, чтобы избежать информационной
перегрузки и стресса, связанного с
неспособностью восприятия материала. Во-вторых,
на данном этапе учитель выявляет
валеологический потенциал темы. Изучая свойства
кальция и его соединений, можно рассмотреть
физиологическое значение элемента, применение в
медицине его важнейших соединений (хлорида
кальция, гипса).
В ходе конструктивного этапа подготовки
учитель определяет содержание материала, задач,
упражнений, творческих проектов, направленных на
формирование здоровьеориентированного сознания
учащихся. Теоретический материал, помимо
основной, может включать и дополнительную
информацию. Например, следующую: элемент кальций
– пятый по количеству из присутствующих в
человеческом организме минеральных компонентов.
Его основная роль – участие в формировании
скелетной системы, в которой и сосредоточено 99%
всего содержащегося в нашем организме кальция.
Оставшийся 1% играет важнейшую роль в свертывании
крови, передаче нервных импульсов. Кальций нужен
для роста костей и зубов. Хлорид кальция
применяют как успокаивающее средство при
неврозах, при бронхиальной астме, туберкулезе.
Жженый гипс получается путем прокаливания при
150–1800С природного гипса CaSО4х2Н2О.
При замешивании с водой он быстро твердеет и
опять превращается в кристаллический гипс. На
этом свойстве основано его применение в медицине
для повязок при переломах костей.
Педагог подбирает методы изложения темы, виды
учебной деятельности детей, типы задач и
упражнений, демонстрационных и лабораторных
опытов. Результатом работы будет план-конспект
(модель) урока.
Организационно-исполнительный этап, или
собственно урок, включает реализацию на практике
своей модели занятия с соблюдением
гигиенических норм, чередованием методов и видов
учебной деятельности, формированием в классе
благоприятного психологического климата.
Оборудование: набор химических реактивов
(индикаторы: метиловый оранжевый, фенолфталеин;
штатив, вода дистиллированная, индикаторная
шкала, карбонат натрия кристаллический).
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний и
мотивация исследовательской деятельности
– Вспомните и назовите важнейшие
химические элементы нашего организма.
Макроэлементы – элементы, которые содержатся в
клетках в больших количествах: углерод, водород,
кислород, азот – в сумме они составляют 98%. Около
2% составляют элементы: сера (в составе
белков), натрий, хлор, магний, кальций, калий
(в виде ионов входят в цитоплазму, кровь,
межклеточную жидкость), фосфор (является
важнейшей частью нуклеиновых кислот).
– В каких важнейших физиологических
процессах нашего организма участвуют ионы
кальция?
Кальций – жизненно необходимый элемент. В
организме взрослого его содержится около 2%,
причем 99% всего кальция находится в форме
различных фосфатов в костях и зубах. Наличие
ионов кальция требуется для обеспечения
нормального свертывания крови. Недостаток
элемента вызывает размягчение и хрупкость
костей.
– Из вашего жизненного опыта, уроков здоровья
вспомните симптомы, которые указывают на
недостаток кальция в организме человека.
Классическими симптомами недостатка кальция
являются: ломкость ногтей, сухость волос,
проблемы с зубами, мышечные судороги, отложение
солей в суставах.
Решение расчетной задачи.
Я предлагаю вам выяснить, регулярное
употребление каких продуктов позволит избежать
потери организмом элемента кальция и всех тех
заболеваний, которые вы назвали. (Условие
задачи – на доске.)
Задача
Кальций человек получает из продуктов
питания – таких, как творог, сыр, молочные
продукты, квашеная капуста. Организм начинает
терять этот элемент при потреблении его менее 400
мг в сутки.
Примерное содержание кальция в 100 граммах сыра –
1200 мг, в 100 граммах творога – 160 мг, а в 100 граммах
рыбы – 40 мг. Регулярное употребление какого
количества каждого их этих продуктов полностью
удовлетворит суточную потребность вашего
организма в ионах кальция? (Учащийся решает у
доски.) Ответ: 33 г сыра, 250 г творога, 1 кг рыбы.
Вывод. Если в ваш ежедневный рацион
будет входить всего 33 г сыра, это полностью
покроет суточную потребность в кальции.
Другие расчетные и экспериментальные
задачи могут быть следующего содержания:
1. Ломкость ногтей, сухость волос, проблемы с
зубами являются классическими симптомами
недостатка кальция. Организм начинает терять
этот элемент при потреблении его менее 400 мг в
сутки. Кальций человек получает из продуктов
питания – таких, как творог, сыр, молочные
продукты, квашеная капуста. Примерное содержание
кальция в 100 граммах сыра – 1200 мг, в 100 граммах
творога – 160 мг, а в 100 граммах рыбы – 40 мг.
Вычислите массовую долю элемента в 100 г каждого
из этих продуктов. Регулярное употребление,
какого из них полностью удовлетворит суточную
потребность вашего организма в ионах кальция?
2. В зубах, так же как и во всех костных структурах
нашего организма, происходит постоянный обмен
минеральных солей. Кальций является основным
компонентом эмали зуба, обеспечивающим
твердость. Ионы кальция попадают в организм из
воды и продуктов питания. Слюна в норме имеет
слабощелочную среду. Но кислоты, поступающие с
пищей, «нападают» на зубы и разрушают
минеральные вещества, отвечающие за их
твердость.
3. Определите опытным путем, как яблочный сок
изменяет окраску лакмуса и фенолфталеина. Объясните
происходящие явления. Яблочный сок содержит
витамины, необходимые нашему организму, –
следовательно, он должен входить в ваш рацион
питания. Но каков характер воздействия этого
напитка на зубную эмаль? Как уберечь зубы от
разрушительного действия яблочного и лимонного
соков, кока-колы и других напитков, содержащих
кислоты? (Красный цвет лакмуса и бесцветный
фенолфталеин свидетельствуют о кислотной
реакции среды, в которой эмаль зубов становится
мягкой и легко подвергается эрозии, в результате
потери Ca2+).)
Подросткам, интересующимся химией, можно
предложить творческий проект на тему «Кальций и
здоровые зубы».
II. Постановка проблемы исследования
1. Определение темы исследования.
Весной, как никогда, мы нуждаемся в
витаминах. Их источниками являются фрукты, овощи
и продукты их переработки, например, соки,
нектары, компоты. Чтобы поддержать свой организм
витамином С, я купила 100-процентный апельсиновый
нектар торговой марки «ДА!». Он немного дешевле
других марок аналогичного товара, на упаковке
имеется информация об отсутствии консервантов. А
в составе продукта значится, кроме сахарного
сиропа и лимонной кислоты (регулятора
кислотности), аскорбиновая кислота (витамин С).
Прочитав состав, я задумалась. Каков характер
воздействия этого напитка на зубную эмаль?
2. Выдвижение гипотезы.
В зубах, точно так же как и во всех
костных структурах нашего организма, происходит
постоянный обмен минеральных солей. Кальций
является основной составляющей эмали зуба,
обеспечивающей его твердость. Слюна в норме
имеет слабощелочную среду. Но компоненты,
содержащиеся в этом напитке, определяют кислую
реакцию его среды – следовательно, будут
разрушать минеральные вещества, отвечающие за
твердость.
Фото Д.Давыдова
3. Проверка гипотезы, лабораторная
работа.
– Определите опытным путем, как
апельсиновый сок изменяет окраску индикаторов –
метилового оранжевого и фенолфталеина. Цвет
полученных растворов сравните с индикаторной
шкалой. Объясните происходящие явления. Как вы
считаете: каковы последствия воздействия этого
напитка на эмаль зубов? (Розовый цвет лакмуса и
бесцветный фенолфталеин свидетельствуют о
кислотной реакции среды, в которой эмаль
становиться мягкой и легко подвергается эрозии,
в результате потери Ca2+).
)
– Чтобы проверить, насколько натурален сок,
нужно прокипятить его с ложкой соды (метод
работает для напитков коричневых, зеленых или
желтых по цвету). Если сок останется прежнего
цвета – перед вами достижение химической
промышленности. Если будет бурым – продукт
натуральный. Проведя эксперимент с апельсиновым
соком, выясняем, что он не изменил свой цвет, –
значит, не является натуральным.
4. Выводы, или интерпретация
полученных данных.
Фруктовые соки содержит витамины,
необходимые нашему организму, – следовательно,
они должны входить в ваш рацион питания. Но, чтобы
не нанести вред своему здоровью, при выборе
продукта, а также после его употребления
необходимо соблюдать ряд правил. Как вы думаете:
каких?
III. Заключение
Итоговый рефлекторно-оценочный
этап предполагает осмысление педагогом и
учащимися хода и результатов занятия, оценивание
степени продвижения школьников в развитии
индивидуальных способностей, а также качества
восприятия материала.
Все этапы работы преподавателя над
уроком обеспечивают не только усвоение
школьниками знаний и умений по предмету, но и, что
не менее важно, позволяют сохранить здоровье
учащихся, сформировать их
здоровьеориентированное сознание.