Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2010

Вне урока

Полевой лагерь для всех

Профильные полевые оздоровительно-спортивные туристские лагеря являются самой массовой формой туризма в среде людей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и имеют различную направленность: оздоровление, отдых, обучение, тренировки и так далее. Суть такого лагеря в том, что туристы, выезжая на природу, обосновываются в одном месте. Из лагеря они отправляются на прогулки, экскурсии и в походы

Фото с сайта www.aif.ru

Классификация

Туристские лагеря доступны всем людям с ограниченными возможностями. Их привлекательность определяют следующие факторы:

  • относительная простота организации и сравнительно невысокие требования к уровню туристской подготовки и материального обеспечения участников;

  • низкая себестоимость, доступность для малоимущих семей;

  • возможность отдыха вместе с семьями;

  • незначительные психофизические нагрузки и высокая эффективность в решении оздоровительных и реабилитационных задач;

  • коллективная деятельность группы людей, объединенных общими целями; самоутверждение, определение своей жизненной позиции и избавление от ложных представлений.

Во многом профиль лагеря диктуется целями и задачами работы, природными условиями, досягаемостью местонахождения, наличием материальной базы (снаряжения), кадровым персоналом, имеющим необходимый туристский и организационный опыт, направлением туристско-краеведческой деятельности. Существует множество моделей полевых туристских лагерей со своими программами и особенностями.
В зависимости от дислокации лагеря могут быть базовыми и передвижными.
По профилю (виду программы) лагеря можно условно разделить на туристские и краеведческие. «Условно» – отмечено не зря, так как нет чисто туристских и чисто краеведческих лагерей. В любом туристском лагере часть времени выделяется на изучение истории, природы и культуры той местности, где он располагается. Туристские лагеря организуются практически по всем видам туризма: пешеходному, водному, горному, велосипедному, спелеотуризму. Но и в краеведческом лагере невозможно обойтись без туристских навыков. Все зависит от того, какова основная его направленность. Краеведческие могут быть как комплексными, так и организованными по отдельным, конкретным направлениям: этнографическому, литературному, экологическому, историческому, геологическому и др.
По сложности программ могут быть лагеря для начинающих туристов и туристов, имеющих туристско-краеведческий опыт, – тогда они имеют обучающий и оздоровительный характер. В таких лагерях участникам дают первоначальные навыки туризма и краеведения. В лагерях для имеющих некоторый опыт наряду с оздоровительными задачами решаются задачи совершенствования мастерства, проверяются туристско-краеведческие знания, умения и навыки.

Для начинающих

Для примера рассмотрим модель полевого оздоровительно-спортивного лагеря для начинающих туристов с ограниченными возможностями здоровья.

Цели и задачи:

  • привлечение участников к регулярным занятиям туризмом и краеведением;

  • обучение основам туристского быта, правилам поведения в лагере и походе;

  • знакомство с элементами туристской техники, топографией и ориентированием, с историей, природой, культурой края;

  • организация интересного досуга, оздоровление и закаливание.

Определяя круг участников и общую численность лагеря, его организаторы должны помнить, что большинство туристов с ограниченными возможностями наиболее комфортно чувствуют себя в сравнительно небольших объединениях, численностью до 30 человек. В больших лагерях начинает действовать «закон массы», доминируют интересы наиболее мобильных людей, тяжелым инвалидам оказывается мало внимания, о них часто забывают.
Каждый турист с ограниченными возможностями, отправляющийся в поход или прибывший в лагерь, должен пройти инструктаж по технике безопасности, а также ознакомиться с правилами поведения в лагере. Факт ознакомления с техникой безопасности и правилами поведения, а также согласие соблюдать дисциплину нужно заверить письменно (каждый должен расписаться в журнале).

Фото с сайта city.live174.ru

Подумаем о досуге

Занимаясь организацией досуга, кроме спортивных мероприятий, рекомендуется предусматривать:

  • развлекательную часть в виде викторин, конкурсов и игр, имеющих чрезвычайно важное значение в поддержании позитивного психологического климата в коллективе. Викторины позволяют закрепить сведения о туризме, истории и культуре, легендах, обычаях и традициях народа; игры помогают развлечься, лучше познакомиться друг с другом, активизировать двигательный режим. Для тяжелых инвалидов функцию развлекательных мероприятий могут выполнять соревнования по шахматам, шашкам, а также соревнования по туризму, которые можно наблюдать со стороны. Частью таких мероприятий всегда должны быть аплодисменты и небольшие призы, в том числе самодельные (медали из коры, букеты из одуванчиков, разрисованные камешки и тому подобное);

  • краеведческую часть, основу которой составляют однодневные экскурсии к природным достопримечательностям; посещение краеведческого музея; приглашение в гости местных жителей, которые могут рассказать об истории, обычаях, легендах, интересных местах данной местности;

  • экологическую часть, где элементом экологического воспитания станет очистка территории лагеря и близлежащей местности от мусора.

Ориентировочный режим дня

Опорной точкой для составления программы являются режим дня и временные возможности.
Предлагаем ориентировочный режим дня, который включает проведение двух туристских мероприятий общей продолжительностью 6 часов.

Подъем

9.00

Утренний туалет, наведение порядка в палатках

30 мин.

Завтрак

9.30

30 мин.

Туристская программа

10.00

180 мин.

Обед

13.00

60 мин.

Отдых

14.00

60 мин.

Туристская программа

15.00

180 мин

Отдых

18.00

60 мин.

Ужин

19.00

60 мин.

Игры, викторины, конкурсы, мини-соревнования и т.п.

20.00

90 мин.

Вечерний костер

(песни и пр.) и вечерний чай

21.30

90 мин.

Вечерний туалет, подготовка ко сну

23.00

30 мин.

Отбой

23.30

Совсем маленькие дети с ДЦП

Особое внимание при организации лагеря необходимо уделить детям-инвалидам. A.M. Ахметшин в своей книге «Туризм как метод реабилитации и оздоровления инвалидов и пожилых людей» приводит пример наблюдения специалистов за влиянием пребывания в оздоровительных туристских лагерях детей-инвалидов с ДЦП 5–7 лет. Они ходили босиком, несколько раз в день купались, постоянно принимали воздушные ванны. Специально для тренировки координации движения поперек троп, по которым передвигались дети (к костру, реке и пр.), были положены бревна. Через 2 недели дети уже не падали, спотыкаясь о неровности грунта и оттяжки палаток; через 3 недели они стали наступать на полную стопу. И достигнутый эффект держался 5–7 месяцев. Такого результата не удавалось добиться даже при регулярном посещении массажного кабинета. Дети уверенно передвигались в пределах 0,5 км без родителей, поднимались вверх по склону и спускались со склона. Во время тренировочного похода в составе детской инвалидной группы они без взрослых прошли по контрольной трассе расстояние 1 км от лагеря (в пределах видимости лагеря).

При организации обучения детей-инвалидов навыкам походной жизни необходимо учитывать следующие особенности:

  • занятие должно быть непродолжительным, интересным, динамичным;

  • в ходе занятия не следует осваивать больше одного-двух навыков, так как объем внимания и кратковременной памяти у данной категории детей, как правило, снижен;

  • к освоению сложного многокомпонентного навыка в целом можно переходить только после того, как будет освоена каждая из его составляющих;

  •  любой навык надо закреплять неоднократным повторением. При этом не должно быть рутинного зазубривания, вызывающего отвращение к процессу обучения.

  • гровая форма проведения занятия позволяет сделать тренинг интересным и неутомительным. Численность «особых» детей на каждого педагога не должна превышать восьми человек, поскольку объем внимания и оперативной памяти «среднего» руководителя колеблется в этих пределах и он физически не может обеспечить качественное управление сложной группой при большем числе участников;

  • при тренировках на местности нельзя забывать, что выносливость у детей снижена, поэтому нагрузки должны быть дозированными.

Необходимые правила

  •  при участии большого количества инвалидов со значительным нарушением зрения вдоль основных линий передвижения на высоте 1 метра над землей должны быть натянуты веревки.

  • каждого незрячего в первый день после прибытия в индивидуальном порядке знакомят со всей территорией и травмоопасными участками.

  •  желательно, чтобы палатки, в которых спят незрячие, не имели веревочных оттяжек, которые являются фактором травмоопасности, – следует использовать каркасные палатки.

  • спуски к местам купания, а также берег водоема должны быть очищены от мусора, камней, коряг и оборудованы причалом.

  •  во время купания в водоемах назначается ответственный за безопасность и проводится непрерывное наблюдение с берега.

  • при большом количестве маленьких детей необходимо оградить зону купания шнуром с буйками. Руководителю массового лагеря целесообразно ознакомиться с памяткой по обеспечению безопасности во время купания в естественных водоемах и действовать по инструкции.

  •  в зоне купания для незрячих инвалидов по обеим сторонам должен быть натянут шнур с поплавками, который выполняет функцию ориентира. По одной стороне шнура незрячие туристы плывут от берега, по другой – возвращаются к берегу, чтобы избежать столкновения с другими пловцами.

  • желательно, чтобы та часть лагеря, где находятся основные объекты жизнеобеспечения (кухня, склад, умывальники и пр.), была сформирована как можно более компактно, чтобы незрячие туристы могли передвигаться без помощи сопровождающих.

  • в случае присутствия инвалидов с нарушением речи и слуха всех остальных туристов целесообразно предварительно ознакомить с основами жестовой речи. Палатки таких туристов должны быть более прозрачными для света, стоять близко к костру для обеспечения возможности использовать жестовую речь в вечернее время.

  • в местах массового скопления туристов и социально значимых объектов (место купания, общий костер, кухня, медпункт и т.п.) необходимо вывесить азбуку глухонемых (лист с азбукой нужно защитить от осадков, поместив его в прозрачный полиэтиленовый пакет). У каждого должны быть с собой блокнот и карандаш для общения с другими туристами, а также свистки для привлечения к себе внимания в экстренных ситуациях.

  • в случае присутствия туристов-колясочников необходимо установить специальный туалет с поручнями, оборудованный с учетом размеров коляски. Для сна таким туристам желательно изготовить топчаны высотой около 50 см.

  • общий костер должен располагаться на ровной поверхности, не имеющей камней, выступов, кустарников; руководствуясь принципами бережного отношения к природе, с места кострища надо снять дерн, обложить кострище камнями.

  • если начальник лагеря вынужден по каким-либо причинам покинуть лагерь, он должен оставить вместо себя заместителя.

Сергей Карьенов ,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения безопасности жизнедеятельности и экологии МГПУ, Москва