Полевой лагерь для всех
Профильные полевые
оздоровительно-спортивные туристские лагеря
являются самой массовой формой туризма в среде
людей с ограниченными возможностями здоровья,
инвалидов и имеют различную направленность:
оздоровление, отдых, обучение, тренировки и так
далее. Суть такого лагеря в том, что туристы,
выезжая на природу, обосновываются в одном месте.
Из лагеря они отправляются на прогулки,
экскурсии и в походы
Фото с сайта www.aif.ru
Классификация
Туристские лагеря доступны всем людям
с ограниченными возможностями. Их
привлекательность определяют следующие факторы:
относительная простота организации
и сравнительно невысокие требования к уровню
туристской подготовки и материального
обеспечения участников;
низкая себестоимость, доступность
для малоимущих семей;
возможность отдыха вместе с
семьями;
незначительные психофизические
нагрузки и высокая эффективность в решении
оздоровительных и реабилитационных задач;
коллективная деятельность группы
людей, объединенных общими целями;
самоутверждение, определение своей жизненной
позиции и избавление от ложных представлений.
Во многом профиль лагеря диктуется
целями и задачами работы, природными условиями,
досягаемостью местонахождения, наличием
материальной базы (снаряжения), кадровым
персоналом, имеющим необходимый туристский и
организационный опыт, направлением
туристско-краеведческой деятельности.
Существует множество моделей полевых туристских
лагерей со своими программами и особенностями.
В зависимости от дислокации лагеря могут быть
базовыми и передвижными.
По профилю (виду программы) лагеря можно условно
разделить на туристские и краеведческие.
«Условно» – отмечено не зря, так как нет чисто
туристских и чисто краеведческих лагерей. В
любом туристском лагере часть времени
выделяется на изучение истории, природы и
культуры той местности, где он располагается.
Туристские лагеря организуются практически по
всем видам туризма: пешеходному, водному,
горному, велосипедному, спелеотуризму. Но и в
краеведческом лагере невозможно обойтись без
туристских навыков. Все зависит от того, какова
основная его направленность. Краеведческие
могут быть как комплексными, так и
организованными по отдельным, конкретным
направлениям: этнографическому, литературному,
экологическому, историческому, геологическому и
др.
По сложности программ могут быть лагеря для
начинающих туристов и туристов, имеющих
туристско-краеведческий опыт, – тогда они имеют
обучающий и оздоровительный характер. В таких
лагерях участникам дают первоначальные навыки
туризма и краеведения. В лагерях для имеющих
некоторый опыт наряду с оздоровительными
задачами решаются задачи совершенствования
мастерства, проверяются туристско-краеведческие
знания, умения и навыки.
Для начинающих
Для примера рассмотрим модель
полевого оздоровительно-спортивного лагеря для
начинающих туристов с ограниченными
возможностями здоровья.
Цели и задачи:
привлечение участников к
регулярным занятиям туризмом и краеведением;
обучение основам туристского быта,
правилам поведения в лагере и походе;
знакомство с элементами туристской
техники, топографией и ориентированием, с
историей, природой, культурой края;
организация интересного досуга,
оздоровление и закаливание.
Определяя круг участников и общую
численность лагеря, его организаторы должны
помнить, что большинство туристов с
ограниченными возможностями наиболее комфортно
чувствуют себя в сравнительно небольших
объединениях, численностью до 30 человек. В
больших лагерях начинает действовать «закон
массы», доминируют интересы наиболее мобильных
людей, тяжелым инвалидам оказывается мало
внимания, о них часто забывают.
Каждый турист с ограниченными возможностями,
отправляющийся в поход или прибывший в лагерь,
должен пройти инструктаж по технике
безопасности, а также ознакомиться с правилами
поведения в лагере. Факт ознакомления с техникой
безопасности и правилами поведения, а также
согласие соблюдать дисциплину нужно заверить
письменно (каждый должен расписаться в журнале).
Фото с сайта city.live174.ru
Подумаем о досуге
Занимаясь организацией досуга, кроме
спортивных мероприятий, рекомендуется
предусматривать:
развлекательную часть в виде
викторин, конкурсов и игр, имеющих чрезвычайно
важное значение в поддержании позитивного
психологического климата в коллективе.
Викторины позволяют закрепить сведения о
туризме, истории и культуре, легендах, обычаях и
традициях народа; игры помогают развлечься,
лучше познакомиться друг с другом,
активизировать двигательный режим. Для тяжелых
инвалидов функцию развлекательных мероприятий
могут выполнять соревнования по шахматам,
шашкам, а также соревнования по туризму, которые
можно наблюдать со стороны. Частью таких
мероприятий всегда должны быть аплодисменты и
небольшие призы, в том числе самодельные (медали
из коры, букеты из одуванчиков, разрисованные
камешки и тому подобное);
краеведческую часть, основу которой
составляют однодневные экскурсии к природным
достопримечательностям; посещение
краеведческого музея; приглашение в гости
местных жителей, которые могут рассказать об
истории, обычаях, легендах, интересных местах
данной местности;
экологическую часть, где элементом
экологического воспитания станет очистка
территории лагеря и близлежащей местности от
мусора.
Ориентировочный режим дня
Опорной точкой для составления
программы являются режим дня и временные
возможности.
Предлагаем ориентировочный режим дня, который
включает проведение двух туристских мероприятий
общей продолжительностью 6 часов.
Подъем |
9.00 |
– |
Утренний туалет,
наведение порядка в палатках |
– |
30 мин. |
Завтрак |
9.30 |
30 мин. |
Туристская
программа |
10.00 |
180 мин. |
Обед |
13.00 |
60 мин. |
Отдых |
14.00 |
60 мин. |
Туристская
программа |
15.00 |
180 мин |
Отдых |
18.00 |
60 мин. |
Ужин |
19.00 |
60 мин. |
Игры, викторины,
конкурсы, мини-соревнования и т.п. |
20.00 |
90 мин. |
Вечерний костер
(песни и пр.) и вечерний чай |
21.30 |
90 мин. |
Вечерний туалет,
подготовка ко сну |
23.00 |
30 мин. |
Отбой |
23.30 |
– |
Совсем маленькие
дети с ДЦП
Особое внимание при организации
лагеря необходимо уделить детям-инвалидам. A.M.
Ахметшин в своей книге «Туризм как метод
реабилитации и оздоровления инвалидов и пожилых
людей» приводит пример наблюдения специалистов
за влиянием пребывания в оздоровительных
туристских лагерях детей-инвалидов с ДЦП 5–7 лет.
Они ходили босиком, несколько раз в день
купались, постоянно принимали воздушные ванны.
Специально для тренировки координации движения
поперек троп, по которым передвигались дети (к
костру, реке и пр.), были положены бревна. Через 2
недели дети уже не падали, спотыкаясь о
неровности грунта и оттяжки палаток; через 3
недели они стали наступать на полную стопу. И
достигнутый эффект держался 5–7 месяцев. Такого
результата не удавалось добиться даже при
регулярном посещении массажного кабинета. Дети
уверенно передвигались в пределах 0,5 км без
родителей, поднимались вверх по склону и
спускались со склона. Во время тренировочного
похода в составе детской инвалидной группы они
без взрослых прошли по контрольной трассе
расстояние 1 км от лагеря (в пределах видимости
лагеря).
При организации обучения
детей-инвалидов навыкам походной жизни
необходимо учитывать следующие особенности:
занятие должно быть
непродолжительным, интересным, динамичным;
в ходе занятия не следует осваивать
больше одного-двух навыков, так как объем
внимания и кратковременной памяти у данной
категории детей, как правило, снижен;
к освоению сложного
многокомпонентного навыка в целом можно
переходить только после того, как будет освоена
каждая из его составляющих;
любой навык надо закреплять
неоднократным повторением. При этом не должно
быть рутинного зазубривания, вызывающего
отвращение к процессу обучения.
гровая форма проведения занятия
позволяет сделать тренинг интересным и
неутомительным. Численность «особых» детей на
каждого педагога не должна превышать восьми
человек, поскольку объем внимания и оперативной
памяти «среднего» руководителя колеблется в
этих пределах и он физически не может обеспечить
качественное управление сложной группой при
большем числе участников;
при тренировках на местности
нельзя забывать, что выносливость у детей
снижена, поэтому нагрузки должны быть
дозированными.
Необходимые
правила
при участии большого количества
инвалидов со значительным нарушением зрения
вдоль основных линий передвижения на высоте 1
метра над землей должны быть натянуты веревки.
каждого незрячего в первый день
после прибытия в индивидуальном порядке
знакомят со всей территорией и травмоопасными
участками.
желательно, чтобы палатки, в
которых спят незрячие, не имели веревочных
оттяжек, которые являются фактором
травмоопасности, – следует использовать
каркасные палатки.
спуски к местам купания, а также
берег водоема должны быть очищены от мусора,
камней, коряг и оборудованы причалом.
во время купания в водоемах
назначается ответственный за безопасность и
проводится непрерывное наблюдение с берега.
при большом количестве маленьких
детей необходимо оградить зону купания шнуром с
буйками. Руководителю массового лагеря
целесообразно ознакомиться с памяткой по
обеспечению безопасности во время купания в
естественных водоемах и действовать по
инструкции.
в зоне купания для незрячих
инвалидов по обеим сторонам должен быть натянут
шнур с поплавками, который выполняет функцию
ориентира. По одной стороне шнура незрячие
туристы плывут от берега, по другой –
возвращаются к берегу, чтобы избежать
столкновения с другими пловцами.
желательно, чтобы та часть лагеря, где
находятся основные объекты жизнеобеспечения
(кухня, склад, умывальники и пр.), была
сформирована как можно более компактно, чтобы
незрячие туристы могли передвигаться без помощи
сопровождающих.
в случае присутствия инвалидов с
нарушением речи и слуха всех остальных туристов
целесообразно предварительно ознакомить с
основами жестовой речи. Палатки таких туристов
должны быть более прозрачными для света, стоять
близко к костру для обеспечения возможности
использовать жестовую речь в вечернее время.
в местах массового скопления
туристов и социально значимых объектов (место
купания, общий костер, кухня, медпункт и т.п.)
необходимо вывесить азбуку глухонемых (лист с
азбукой нужно защитить от осадков, поместив его в
прозрачный полиэтиленовый пакет). У каждого
должны быть с собой блокнот и карандаш для
общения с другими туристами, а также свистки для
привлечения к себе внимания в экстренных
ситуациях.
в случае присутствия
туристов-колясочников необходимо установить
специальный туалет с поручнями, оборудованный с
учетом размеров коляски. Для сна таким туристам
желательно изготовить топчаны высотой около 50
см.
общий костер должен располагаться на
ровной поверхности, не имеющей камней, выступов,
кустарников; руководствуясь принципами
бережного отношения к природе, с места кострища
надо снять дерн, обложить кострище камнями.
если начальник лагеря вынужден по
каким-либо причинам покинуть лагерь, он должен
оставить вместо себя заместителя.
|
Сергей Карьенов , кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения безопасности жизнедеятельности и экологии МГПУ, Москва
|