Фото с сайта day.sibnet.ru
В коррекционных школах-интернатах
системы дополнительного образования
Министерства образования Республики
Башкортостан проводится работа по туризму с
детьми-инвалидами. Туристы с ОЖВ (ограниченными
жизненными возможностями) принимают участие и в
спортивных походах в составе групп здоровых
туристов. География мероприятий обширна – от
Крыма и Кавказа до Приполярного Урала, от Карелии
до Забайкалья. В туристических походах 1–4-й
категорий сложности принимают участие ребята с
нарушениями слуха, опорно-двигательного
аппарата, центральной нервной системы, зрения,
расширяя тем самым рамки общепринятых
представлений о резервных возможностях
человеческого организма.
С 2000 г. спортивный туризм стал одним из видов
спорта для инвалидов. Даже не верится, что всего 10
лет назад приходилось доказывать возможность
существования и востребованность этого вида
деятельности!
Еще 2–3 десятилетия назад инвалидам запрещалось
участвовать в любых спортивных походах, так как
даже неврозы считались противопоказанием. На
сегодняшний день определены медицинские
показания и противопоказания к участию людей с
ОЖВ в туристских мероприятиях. Основные
исследования в этом направлении проведены в
Республике Башкортостан. Выбрать вид туристских
мероприятий в зависимости от физической
подготовленности, заболевания и уровня
возможностей, получить медицинский допуск в
Республиканском физкультурном диспансере может
практически каждый человек с нарушением зрения.
Диапазон мероприятий достаточно широк: от
спортивно-туристских походов различной
сложности до оздоровительных туристских
лагерей. К примеру, туристы из турклуба «Надежда»
ходят в спортивные походы 1–2 раза в год,
участвуют в туристских лагерях, походах
выходного дня. Ежегодно проходят соревнования по
туризму, которые собирают до 50 участников со всей
республики.
Особенности восприятия окружающего
мира
У человека с нарушением зрения есть
особенности восприятия окружающего мира,
которые надо учитывать сопровождающим в
туристских группах. К категории слепых относятся
люди, острота зрения которых в очках не превышает
0,04 (т.е. 4%) на глазу, который видит лучше. Если
человек не отличает света от тьмы, его называют
тотально слепым. Всех остальных относят к лицам с
остаточным зрением.
Наличие светоощущения зрячему человеку кажется
ничтожным и не заслуживающим внимания. Но многие
незрячие люди умеют великолепно пользоваться
даже этим крошечным инструментом. Такие люди
видят мир в сером цвете, имеющем много оттенков.
Одни предметы кажутся более темными, другие –
более светлыми. Именно это облегчает
ориентирование. Так, туристке Т. (инвалид I
группы) – участнице многих походов – достаточно
видеть силуэты ног впереди идущего. При плохом
освещении она идет на голос сопровождающего,
пользуясь его комментариями, ощупывая палкой
дорогу.
Если здоровый человек перемещается в
пространстве, ориентируясь в основном на зрение,
то незрячие вынуждены полагаться на слуховые и
осязательные ориентиры – те, что можно
почувствовать ногами, руками, палкой: край тропы,
ступеньки, камни, деревья, подъемы и т.д. Палка в
походе становится для них обязательным
инструментом. Очки улучшают видение, но
расплывчатость полностью не устраняют.
Люди с «трубчатым» полем зрения видят мир как бы
в тоненькую трубочку. Их поле зрения очень
сужено, и они не видят, что находится справа,
слева, выше или ниже центра глаза. Такому
человеку, чтобы разглядеть предметы вокруг, надо
постепенно как бы «обшарить трубочкой»
окружающее его пространство.
Бывает, что незрячий в целом ориентируется в
окружающей обстановке, но эпизодически налетает
на предметы и людей. Такое происходит с теми, кто
страдает скотомой. Это очаговый дефект, при
котором из поля зрения выпадают отдельные
кусочки. Человек может видеть окружающее в целом,
но не увидит объект, который попал в зону скотомы.
Пара «ведущий – ведомый»
Инвалид со значительным нарушением
функции зрения на протяжении всего похода
нуждается в сопровождении. Сопровождающий, у
которого за спиной нелегкий рюкзак, должен быть
внимательным вдвойне: ему надо безопасно пройти
маршрут и преодолеть препятствия самому, а также
обеспечить безопасное прохождение маршрута
сопровождаемому.
Взаимодействие пары начинается с установления
обычных контактов, но с учетом того, что человек
имеет проблемы со зрением. Он не видит –
значит, надо в большей мере использовать
голосовой и тактильный контакт: извещать его о
своем приближении, сообщать о намерениях,
согласовывать с ним свои действия. Следует также
выяснить характер остаточного зрения ведомого,
т.е. узнать, что он видит справа, слева, впереди, а
также настроиться на неспешное выполнение
действий.
Во время передвижения ведомому нужно постоянно
сообщать сведения о характере дороги,
препятствиях, контролировать их безопасное
преодоление. Например, если вы идете по неровной
тропе, усеянной камнями, уточните, камни какого
цвета ему видны, какие камни вы договариваетесь
называть маленькими, большими; оговорите
команды. И тогда, перемещаясь в одном темпе,
впереди идущий будет давать примерно следующие
команды: налево, большой камень слева, ступенька
вниз и т.д. Сложные участки (ямы, навалы камней и
т.д.) ведомый проходит с сопровождающим, держась
за руку или палку.
На сопровождающего ложится большая
ответственность за здоровье ведомого. В
состоянии усталости ведущий может
несвоевременно предупредить подопечного о
возникшем препятствии; кроме того, турист с
нарушением зрения в силу той же причины
среагирует на команду не сразу, что тоже может
закончиться травмой.
Если остальные участники группы во время
переходов могут что-то обсуждать, обмениваться
впечатлениями, то сопровождающему приходится
все время комментировать дорогу, и желательно
бодрым голосом. Кроме того, он должен постоянно
быть в хорошем расположении духа: ведь на нем в
первую очередь лежит ответственность за
душевное самочувствие ведомого, а в какой-то мере
и за психологический комфорт всей группы. Также
надо словесно описывать красоты природы и
держать ведомого в курсе событий, происходящих в
группе.
Способы сопровождения
Способ сопровождения выбирается в
зависимости от количества остаточного зрения
туриста, рельефа, степени освещенности (время
суток, тропа в лесу, наличие теней).
За палку – сопровождающий держит в руке
палку, другой конец которой у ведомого.
Преимущество этого вида сопровождения: туристы
идут в одном темпе, чувствуют не только друг
друга, но и характер дороги – подъемы, спуски,
повороты. Держась за палку, можно идти по тропе с
максимальной скоростью. Если у туристов большие
тяжелые рюкзаки, то идти по узкой тропе, держа в
руках палку, не совсем удобно, а в иных случаях и
невозможно.
По голосу – самый удобный вид
сопровождения, которым пользуются сработанные
пары «сопровождающий – ведомый» на тропе.
Ведущий выбирает темп движения, наиболее
подходящий и безопасный для данной дороги, и, идя
с сопровождаемым в одном темпе, сообщает ему
четко и громко об имеющихся на дороге
препятствиях: ступенька вверх, камень справа,
бревно перешагиваем и т.д., – контролируя
прохождение препятствий ведомым. Проходя мимо
камня, бревна, сопровождающему надо своей палкой
стукнуть по нему, для того чтобы ведомый на слух
понял расстояние до препятствия, а также
представил себе его местоположение. При
преодолении больших каменных навалов, на
каменистой тропе сложнее обеспечить
безопасность ведомого: он может потерять
равновесие, промахнуться – нога попадет не на
камень, а между камнями. Сопровождающему
приходится комментировать каждый шаг. В походе
(2006 г.) в районе Забайкалья эта задача решалась
так: сопровождающий своей палкой стучал по камню,
на который необходимо было наступить ведомому.
Ведомый, ориентируясь на слух, своей палкой
«проверял» это место и делал шаг. На сложных
участках туристы держались за руки для
сохранения равновесия.
За ведущим – некоторые туристы с
сохранным зрением идут за сопровождающим,
ориентируясь на яркое пятно его одежды, рюкзак,
ноги. Они наступают точно туда, где только что
ступал сопровождающий.
Опекает вся группа
Практика показала, что одному человеку
тяжело быть сопровождающим на протяжении
многодневного похода. Опеку над туристом с
проблемами зрения, как правило, вынуждена брать
на себя почти вся группа. Так, в комбинированном
пешеходном походе в районе Забайкалья в составе
«здоровой» туристской группы находился инвалид
по зрению К. С утра, до выхода на маршрут, ему
помогали одни туристы, во время дневных
переходов – по очереди другие.
Тропа, по которой группа передвигалась на этапе
заброски, была в основном лесная, часто
попадались преграждающие путь завалы, камни.
Группе пришлось переправляться через
многочисленные водные преграды вброд, по
бревнам. При схеме «сменяющийся сопровождающий»
не произошло «пресыщения» общением с одним и тем
же человеком у сопровождающих и у ведомого, и это
позволило сохранить положительные
взаимоотношения в группе на протяжении
месячного похода.
Темп движения группы зависел от характера
дороги. На хорошей дороге темп был обычный. Но как
только тропа становилась каменистой, неровной,
менялся угол наклона, темп группы снижался. Если
ходки для основной группы на первом участке пути
были по 20 минут, то для сопровождающего с ведомым
– 30 минут. Основная часть группы ждала отставших.
В результате опроса «здоровых» участников
пешеходных походов, которые побывали в роли
сопровождающих, выяснилось, что сначала им это
показалось непривычным и сложным. Одни взялись
сопровождать незрячих из любопытства –
«хотели узнать другую сторону жизни»; другие –
из жалости; для третьих это явилось обязанностью
в группе. Но впечатления, которыми поделились
туристы-сопровождающие, свидетельствуют о том,
что здоровым людям есть что почерпнуть из
общения с людьми ограниченных жизненных
возможностей; значительная часть сопровождающих
участвовали в мероприятиях людей с ОЖВ
неоднократно.
Поход – это ситуация успеха
Туризм для людей с ОЖВ, в том числе и
для незрячих, – это действенное средство
реабилитации. В результате психологических
исследований участников туристских путешествий
с ОЖВ выяснилось, что поход стал для каждого
значимой «ситуацией успеха», в результате
которой произошло усиление личностной позиции,
высокой поисковой активности, доминирования
потребности достижения (до похода доминировало
избегание неуспеха). Стали проявляться
способность к риску, склонность к быстроте
принятия решений. Повысился уровень притязаний,
решительности, уверенности в себе, появилось
стремление к самостоятельности и независимости.
В стрессе стал проявляться стенический тип
поведения.
Вместе с тем ухудшилась переносимость
однообразия.
Незрячая туристка Э., побывавшая в составе
инвалидной группы во многих районах страны,
вернувшись из очередного похода, делилась
впечатлениями: «Рассказываю я своим зрячим
соседкам по общежитию о том, где побывала,
показываю фотографии, а они мне говорят, что
часто забывают, кто инвалид – я или они. Я где
только не побывала, а они все сидят дома, им и
сказать нечего».
Главная цель занятия туризмом для большинства
инвалидов с нарушением зрения – не спортивные
достижения. «Туризм расширяет границы
привычного пространства»; «...позволяет больше
узнать»; «...активно и интересно жить»; «с
туристами не скучно» – вот ответы членов
турклуба ВОС «Надежда» на вопрос «Почему ты
занимаешься туризмом?». Если клубы туристов
здоровых людей могут существовать
самостоятельно, то всем инвалидным турклубам
нужна поддержка в лице здоровых людей.
Организовать участников похода, распределить
обязанности, сделать раскладку может и восовец,
но провести группу по маршруту, пусть это даже
поход выходного дня, под силу лишь «здоровому»
человеку.
Проблема могла бы решиться путем выделения
ставок инструкторов по туризму для занятия с
инвалидами в штат реабилитационных центров при
Управлении социальной защиты населения
Министерства труда и социального развития, так
как именно эта структура отвечает не за «медали и
достижения», а за реабилитацию инвалидов.
Выводы
1. Пешеходный туризм востребован
инвалидами по зрению I – III групп.
2. Пешеходный туризм доступен для
инвалидов по зрению I–III
групп, которые принимают участие в спортивных
походах в составе «здоровых» групп, а также в
составе групп людей с ОЖВ.
3. При планировании маршрута необходимо
учитывать особенности восприятия окружающего
мира людьми с нарушением зрения, их
функциональные возможности.
4. Туристские группы, в состав которых
входят инвалиды по зрению I группы,
по сложному рельефу передвигаются на 30–50%
медленнее, чем «здоровые» группы. Спортивные
маршруты для групп, в состав которых входят
инвалиды со значительными нарушениями функции
зрения, должны быть короче.
5. Пешеходный туризм для инвалидов по
зрению не может получить широкого развития без
привлечения в качестве сопровождающих и
помощников «здоровых» людей. Сопровождающие
испытывают в походах значительные
дополнительные психофизические и эмоциональные
нагрузки, которые также ложатся и на всю группу.
6. В результате опроса опытных туристов,
которые были сопровождающими туристов с ОЖВ,
выяснилось, что инвалиды могут позитивно влиять
на тех, кто их сопровождает. В частности,
«здоровые» люди, которые общаются с
инвалидами-туристами, начинают переоценивать
свои проблемы и возможности.
7. Туризм инвалидов по зрению не может
существовать без поддержки государства.
Публикация статьи произведена при поддержке Наркологического Центра доктора Кашина. В широкий спектр услуг, предлагаемых клиникой доктора Кашина, входит кодирование от алкоголизма по методу Довженко. Кодирование Довженко - это основанный исключительно на научном подходе высокоэффективный и надежный способ избавиться от пагубного пристрастия, пользующийся высокой популярностью в России. Узнать больше о предоставляемых услугах и прочесть отзывы о работе клиники доктора Кашина можно на сайте http://Doctor-Kashin.Ru
Литература
1. Ахметшин A.M.
Туризм как метод реабилитации и оздоровления
инвалидов и пожилых людей. – Уфа, 2000.
2. Коструб А.А. Медицинский справочник
туриста. – М., 1986.
3. Навстречу незрячему / Под ред. Л.И. Плаксиной,
В.З. Денискиной. – М., 1998.
4. Русский турист. Нормативные акты по
спортивно-оздоровительному туризму в России на
2001–2004 гг. – М., 2001.