Фото с сайта
e-xpedition.ru
Туризм полезен каждому ребенку. Можно
сказать, даже необходим развивающейся личности.
В школе всегда найдутся дети, имеющие особый,
повышенный интерес к туризму, для которых он при
определенных условиях может стать увлечением,
способным заполнить большую часть их досуга.
Образовательное учреждение не должно оставлять
без внимания таких ребят, надо удовлетворять их
интересы.
Туристская работа многообразна: походы (пешие,
лыжные, велосипедные и т.д.) неодинаковой
продолжительности, разных степеней и категорий
сложности, местные и дальние, пешие и
транспортные экскурсии, занятия в кружках,
секциях, клубах, туристские слеты, сборы, разные
виды соревнований, семинары, конкурсы,
конференции, выставки, праздники, музеи...
Самодеятельный туризм – отличная форма
реализации краеведческого принципа в изучении
наук. Никакая другая деятельность не способна в
такой мере превратить отвлеченные, книжные
знания в конкретные, привязанные к месту и
времени. Туризм невозможен без элементов
познания края.
В совместном преодолении трудностей происходит
физическая и духовная закалка ребят. Они учатся
жить и работать в коллективе, самостоятельно
решать возникающие проблемы и проявлять
инициативу. В походах вырабатывается чувство
товарищества, понимания необходимости
заботиться о тех, кто рядом. Активный туризм –
это спорт на чистом воздухе, возможность обрести
друзей и уверенность в собственных силах.
Фото с сайта dic.academic.ru
Находясь среди природы, постигая ее
тайны, дети учатся быть активными ее защитниками,
у них развивается чувство бережного отношения ко
всему живому.
Руководитель группы стремится привить ребятам
любовь и уважение к своей стране. Район, где
проходит поход, предварительно изучается: как
здесь шло формирование горных пород, почему в
различные эпохи менялся климат, когда и какие
появлялись растения и животные...
Для организованного культурного туризма
прохождение намеченного маршрута является
приоритетным. Спортивное содержание похода
состоит в преодолении различных естественных
препятствий на маршруте, а также трудностей и
лишений. Это преодоление должно быть заранее
рассчитанным, посильным и обязательно успешным;
оно совершается лично каждым участником, но в
условиях коллективного взаимодействия. К
естественным препятствиям, помимо модных
веревочных переправ, подъемов и спусков по
канату и других так называемых технических
элементов, прежде всего следует отнести само расстояние
– длину переходов, маршрута в целом, точное
прохождение намеченного пути – ориентирование
на незнакомой местности по карте и компасу. И это
требует серьезной интеллектуальной работы,
хорошего знания географии и топографии,
смекалки, наблюдательности, перехода на полное автономное
жизнеобеспечение.
В целом туризм дает детям:
– радостные переживания
(эмоциональность);
– познавательную информацию;
– укрепление здоровья;
– физическое развитие;
– яркие впечатления;
– полезные умения, навыки.
В течение ряда лет я провожу работу в
школьном туристском кружке. Ребята занимаются
пешим, водным, велосипедным и горным туризмом.
Они принимают участие в городских и областных
соревнованиях, школьных областных слетах юных
туристов и занимают первые и призовые места.
Подобная работа помогает им в изучении
географии, биологии, ОБЖ, в занятиях
физкультурой. Дети получают навыки определения
сторон света различными способами, расстояний до
недоступных объектов, учатся способам выживания,
оказанию первой медицинской помощи и т.д.
Огромное значение имеет работа школьного
экологического клуба, где мы развиваем
экологический туризм. Итогом такой деятельности
является участие наших ребят в
научно-практических конференциях района, города
и области.
Каждый учебный год мы заканчиваем походами по
Астраханской области и другим регионам страны. В
сентябре проводим отчеты о походах с показом
слайдов и фильмов, с тем чтобы лучшие из них были
представлены на областной конкурс и для
привлечения большего числа детей к занятиям
туризмом.
Вот только некоторые походы за последние три
года:
1) велопоход 1-й категории сложности по
Астраханской области в район
Богдинско-Баскунчакского заповедника с
посещением г. Богдо и пещер по Волго-Ахтубинской
пойме;
2) пешеходный поход 1-й категории сложности по
Южному Уралу вдоль р. Инзер до слияния с р. Белой;
3) велопоход по дельте р. Волги в Астраханской
области;
4) весенняя экологическая экспедиция в дельте р.
Волги;
5) велопоход 2-й категории сложности в Башкирии.