Фото с сайта romad.by.ru
Экотерапия
Каждому ребенку необходимо как можно
чаще бывать на природе. И если для городских
детей это вопрос свободного времени, то для
детей-инвалидов – на инвалидных колясках, с
недостатками зрения и слуха, имеющих другие
нарушения здоровья, – даже городские сады и
парки, если не принять специальных мер, останутся
недоступными.
Природные территории (лесопарки) предлагают
ребенку естественные препятствия – лесные
извилистые тропы, подъемы и спуски, корни
деревьев и шишки под ногами, свисающие ветки
деревьев и частый кустарник, преодоление которых
полезно для тренировки вестибулярного аппарата,
координации движений, развития двигательной
активности.
Сенсорное восприятие леса (вкус, запах,
тактильные, зрительные и слуховые ощущения)
развивает слух, обоняние, зрение, вкус, осязание.
Природа как предмет познания, изучения,
исследования расширяет границы мира и дает
ребенку ощущение полноты жизни. Объекты живой
природы – птицы, звери, насекомые – способны
разжечь в ребенке жгучий интерес и азарт
естествоиспытателя, дать ему сильную мотивацию
для преодоления своего недуга, стимулировать
физическую подвижность и познавательную
деятельность.
Публикация статьи произведена при поддержке реабилитационного центра для наркозависимых "Наркоблок". Лечение алкогольной и наркотической зависимости в Москве и Московской области анонимно. Бесплатная диагностика организма, высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы, вызов нарколога на дом, скидки на лечение в клинике, транспортировка больного, круглосуточный режим работы. Подробную информацию о центре и лечении Вы найдёте на сайте центра: https://narcoblock.ru/.
Эколого-просветительские программы обогащают
обедненное представление об окружающем мире,
включают детей-инвалидов в общую социальную
культуру.
И, бесспорно, само пребывание на природе
удовлетворяет естественную потребность в
движении, укрепляет здоровье детей.
История проекта
В 2006 году фонд «Качество жизни» при
поддержке правительства Москвы выступил
инициатором и разработчиком программы «Мосты в
природу». Проект стартовал в 2007 году. Место
проведения – Воробьевы горы. За это время
проведено около 200 экскурсий, в которых приняли
участие 3,5 тыс. детей с различной патологией.
Цель программы – создание условий для
использования особо охраняемых природных
территорий в целях экологического просвещения,
оздоровления, социокультурной и физической
реабилитации, интеграции в общество детей с
ограниченными возможностями здоровья и развитие
экотерапии.
Программа «Мосты в природу» предусматривает
несколько направлений работы, среди которых:
обустройство специальных
территорий и экологических троп в парках и
заказниках Москвы с учетом потребностей детей с
ограниченными возможностями здоровья;
обеспечение удобной транспортной
доступности природных участков для инвалидов;
разработка специальных
реабилитационных, оздоровительных и
эколого-просветительских занятий для детей
школьного возраста с применением самых
современных технологий, учитывающих особенности
их здоровья и специфику заболеваний;
методическое обеспечение
программы: подготовка педагогов-гидов,
экскурсоводов для детей с ограниченными
возможностями здоровья, создание необходимых
методических пособий.
Доступность и безопасность
Интеграция предполагает не только
работу с инвалидами по адаптации их к
окружающему миру, но и выполнение требований,
которые они выдвигают обществу. Городские
территории – парки, сады и лесопарки – должны
быть оснащены специальными приспособлениями и
оборудованием для свободного передвижения и
доступа инвалидов и маломобильных людей.
Основные критерии адаптированной
городской среды:
безопасность – возможность
посещения места обслуживания без риска быть
травмированным;
информативность – возможность
своевременно получить информацию и
отреагировать на нее;
комфортность – создание условий для
удовлетворения нужд потребителя при минимальных
его затратах и усилиях.
Требования к благоустройству
1. Доступность участка
природной территории – наиболее короткий,
удобный и приспособленный для инвалидов путь от
общественного транспорта или стоянки личного
транспорта к начальному пункту маршрутов или
территорий, обустроенных съездами с бордюрного
камня, пандусами, поручнями и пр.
Поэтому наша площадка находится близко от выхода
станции метро «Воробьевы горы» и доступна той
группе инвалидов, которые могут пользоваться
метрополитеном. К площадке подходит
асфальтированная дорога, удобная для личного
транспорта (дети и взрослые на инвалидных
колясках, слепые), а также для специализированных
автобусов, перевозящих экскурсионные группы.
2. Система информационных знаков
и указателей для инвалидов.
С этой целью при входе на тропу
размещен информационный стенд, на котором
подробно отражена схема экологического маршрута
с использованием шрифта Брайля.
3. Информация для невидящих людей
– макеты, рельефно-графические планы, схемы,
информация шрифтом Брайля.
Для изготовления этих позиций фонд обратился к
своим партнерам, специализированным
предприятиям. В результате изготовлены
специальные альбомы и пособия для занятий,
таблички, схемы заказника «Воробьевы горы» и
стенд со следами животных в натуральную
величину.
4. Оборудование тропы с
твердым покрытием, без крутых подъемов и
спусков, достаточной ширины, снабженной
необходимыми приспособлениями для безопасности
движения.
Учитывая эти требования, на маршруте выбрали
участок тропы, на который нанесли твердое
покрытие. Тропа оборудована перилами,
покрашенными в контрастный, желтый цвет. Край
дороги выложен цветным бордюрным камнем. Все это
помогает обеспечить безопасность
инвалидам-колясочникам и слабовидящим.
5. Аудиозапись информации и
наличие устройств для ее прослушивания в
помощь неслышащим людям.
С этой целью фондом разработаны и изготовлены
аудиозаписи с голосами птиц для проведения
орнитологических экскурсий. Дети получают
возможность наблюдать птиц и одновременно
слышать различные птичьи голоса.
6. Участки естественного,
природного ландшафта без специального покрытия
для тренировки вестибулярного аппарата,
навыков хождения по почве, траве, лесным дорогам,
каменистой местности, знакомства и преодоления
других естественных препятствий (спуски и
подъемы, шишки, корни деревьев под ногами и пр.).
Речь идет о специально смоделированной
«сенсорной тропе». В естественную грунтовую
поверхность тропы, которая имеет усложненный
рельеф – спуски и подъемы в сочетании с
поворотами, встроены несколько искусственно
созданных участков, выложенных камнями, гравием
разного размера и структуры. Для обеспечения
опоры и обозначения направления передвижения
вдоль тропы протягивается канат. Прохождение
такого препятствия помогает развивать
координацию движений, тренировать вестибулярный
аппарат и опорно-двигательную систему
детей-инвалидов с различными нарушениями
здоровья, в том числе детей с нарушениями зрения.
7. Стационарные или мобильные
места для отдыха детей с ослабленным
здоровьем. Наличие обустроенных участков для
отдыха, общения с природой и восприятия
информации без всяких препятствий и
дополнительных нагрузок.
Именно с учетом этого требования беседки и
обзорные площадки, расположенные по маршруту,
снабжены пандусами. Беседки позволяют
использовать тропы для игровых коррекционных
занятий с детьми.
8. Всесторонние меры
безопасности – это отсутствие на территории
загромождающих препятствий, узких переходов и
искусственных скользких покрытий, наличие
особых мер для инвалидов-колясочников (тормозные
ограждения для предупреждения скатывания) и
невидящих детей (сенсорные направляющие
движения – поручни из различных материалов, в
т.ч. из дерева, веревочного каната и пр.).
9. Наличие туалетов и
мусоросборников.
Обустройство нашей экологической
тропы было выполнено с учетом всех
вышеперечисленных требований.
Методики и пособия
Фонд совместно с группой специалистов
(психологи, биологи, педагоги) разработал
методические рекомендации по организации и
проведению коррекционно-развивающих занятий на
природе и набор пособий для практической работы
с детьми.
Цель пособий – раскрыть возможности природы как
ресурса для развития детей с нарушениями
здоровья. В них подробно разработаны следующие
темы:
– ресурсы природных территорий и
создание условий для их доступности;
– реабилитация инвалидов с помощью
экологических средств;
– психолого-педагогические основы работы с
детьми на природе;
– практические рекомендации по проведению игр и
занятий на природе;
– пакеты игр и занятий.
Некоторым разделам уделено особое
внимание. Прежде всего – психологическим
аспектам: особенностям психического развития
детей с различными патологиями; изменению
отношения детей к природе в зависимости от
возраста; правилам общения с «особыми» детьми.
Последний раздел пособия посвящен практическим
играм и занятиям. Около 50 игр разбиты по темам:
знакомство, мотивация, лес как жизненно важная
среда обитания и т.д.
Для слепых и слабовидящих детей предусмотрены
различные развивающие игры: распознавание
на ощупь коры деревьев, изучение звуков дерева
через стетоскопы, изучение и наблюдение птиц
с помощью аудиоплеера с записью голосов
птиц и прослушивание птиц в окружающей
природе. Не менее захватывающе для детей
с патологией слуха составление звуковой
карты.
Подробные сценарии занятий позволяют даже не
имеющим специальных экологических знаний
педагогам эффективно и интересно проводить игры
и экскурсии, благодаря которым у детей
эффективно развивается восприятие пространства,
пропадает боязнь перемещения
и ориентирования во внешней среде.
Учитывая многолетний опыт реализации проекта,
его успех и повышенный спрос со стороны как
социальных педагогов и психологов, так и
гидов-экологов, с уверенностью рекомендуем
проект к распространению в других регионах.