Полезные уроки английского
Иностранный язык является одним из наиболее
трудных школьных предметов и характеризуется
большой интенсивностью, требующей от учеников
концентрации внимания и напряжения сил в течение
всего урока. Вот почему на этой дисциплине столь
важно уделять внимание применению
здоровьесберегающих технологий
Фото с сайта shutterstock.com
Использование новых форм и методов
преподавания и раннее начало систематического
обучения приводят к повышению утомляемости,
росту числа детей, не способных полностью
адаптироваться к нагрузкам, нервному напряжению.
В связи с этим необходимо учитывать возрастные и
индивидуальные особенности школьников.
При организации занятия выделяют три основных
этапа, которые характеризуются своей
продолжительностью, объемом нагрузки и
определенными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащимися в
течение урока:
5–25-я минута – 80%;
25–35-я минута – 60–40%;
35–40-я минута – 10%.
Утомление обычно проявляется в
снижении работоспособности, которая наступает
вследствие продолжительной или интенсивной
работы. Биологическая роль этого состояния
заключается в своевременной защите организма от
истощения.
Свидетельства утомления:
1) снижение продуктивности труда:
увеличивается количество ошибок и время
выполнения задания;
2) ослабление внутреннего торможения:
двигательное беспокойство, частые отвлечения,
рассеянность внимания;
3) появление чувства усталости;
4) шум в классе.
Что заметит внимательный учитель:
1) нетерпеливое ерзанье в ожидании
звонка;
2) изменение почерка;
3) динамизм телодвижений (кривлянье);
4) вегетативные реакции: потливость рук,
покраснение лица, изменение частоты пульса;
5) жалобы на головную боль и неприятные ощущения в
животе;
6) младшие школьники пытаются себе помочь
сосредоточиться, организовать себя «внешней»
речью (проговаривание текста).
Общие и характерные симптомы
утомления (физиологического дискомфорта):
1) появление болей и неприятных
ощущений в различных частях тела;
2) отрицательные эмоции – раздражимость,
нервозность, чувство бессилия, иногда агрессия;
3) ухудшение внимания;
4) изменение отношения к работе – возникновение
желания отдохнуть;
5) внешнее проявление утомления – снижение
скорости и ритмичности выполнения заданий,
увеличение количества ошибок.
Главные причины утомления:
1) профессиональные ошибки и низкий
уровень компетенции педагогов;
2) перегруженность школьных программ и
интенсификация учебного процесса;
3) левополушарный перекос содержания программ и
методов преподавания;
4) переполнение классов (более 20 человек),
затрудняющее индивидуализацию
учебно-воспитательного процесса;
5) несоблюдение санитарно-гигиенических условий
в классе и школе;
6) нарушение организационно-педагогических
требований к проведению образовательного
процесса.
Кратковременные физические упражнения и игры
усиливают кровообращение и дают отдохнуть
участкам мозга, находившимся в раздраженном
состоянии во время учебы, вызывая возбуждение
других участков. После такого активного отдыха
внимание повышается, восприятие материала
улучшается, в целом активизируя организм детей.
Таким образом, устранить утомление можно, если
оптимизировать физическую, умственную и
эмоциональную активность. Для этого следует
переключаться на иные виды деятельности,
применять всевозможные средства восстановления
работоспособности.
Интенсивность умственной
деятельности в ходе занятий
Часть урока |
Время |
Нагрузка |
Деятельность |
1-й этап.
Врабатывание (оргмомент, фонематическая зарядка,
вводная беседа) |
5 мин. |
Относительно
невелика |
Репродуктивная,
переходящая в продуктивную. Повторение |
2-й этап.
Максимальная работоспособность |
20–25 мин. |
Максимальное
снижение
на 15-й мин. |
Продуктивная,
творческая, знакомство с новым материалом |
3-й этап. Конечный
порыв (актуализация пройденного материала) |
10–15 мин. |
Небольшое
повышение работоспособности |
Репродуктивная,
отработка узловых моментов пройденного |
Структура рациональной
организации урока
Факторы урока |
Уровень
гигиенической рациональности занятия |
1. Плотность
(количество времени, затраченное школьником на
учебную работу) |
Не менее 60% и не
более 80% |
2. Виды
учебной деятельности (количество) |
4–7 |
3. Средняя
продолжительность различных видов деятельности |
Не более 10
минут |
4. Частота
чередования видов учебной деятельности |
Смена не
позднее чем через 7–10 минут |
5. Число
видов преподавания |
Не менее 3 |
6. Наличие
эмоциональных разрядок (количество) |
2–3 |
Советы педагогу
1. Используйте частую смену видов
учебной деятельности (опрос, письмо, аудирование,
чтение, рассказ, составление диалогов, просмотр
наглядных материалов, работу с компьютером,
ответы на вопросы, рисование, работу с
интерактивной доской); норма: 4–7 видов
деятельности за урок.
2. Применяйте не менее трех видов преподавания
(словесный, наглядный, аудиовизуальный,
групповую, парную, индивидуальную,
самостоятельную работу), чередуя их не позже чем
через 10–15 минут;
3. Используйте методы, способствующие
активизации и творческому самовыражению
учащихся, – непринужденную беседу, выбор
действия, способа действия, взаимодействия,
свободу творчества; активный метод – ученик в
роли учителя, исследователя, обучение действием,
обсуждение в группах, ролевую игру, дискуссию,
семинар.
4. Применяйте динамические паузы или минуты
релаксации (норма: дважды за занятие, через 15–20
мин. урока по 1 мин. из трех упражнений).
5. Обязательно наличие внешней мотивации (оценка,
поддержка, соревновательный момент).
6. Стимулируйте внутреннюю мотивацию –
стремление больше узнать, радость от активности,
интерес к материалу, удовольствие от полученных
знаний.
7. Поддерживайте у детей веру в собственные силы
для достижения желаемых результатов в учебе.
8. Создавайте ситуацию успеха (необходимо
постоянное поощрение интеллектуальных
способностей ребят).
9. Справедливо оценивайте ответы школьников
(используйте вариативную систему оценивания: за
один урок ставьте баллы за каждый вид
деятельности, суммируя их в конце; тогда понятие
«двойка» просто исчезнет). Оценка должна
помогать, а не отбивать охоту учиться.
Виды релаксации:
1) физкультурные минутки;
2) динамические паузы;
3) массаж активных точек.
Физкультурные минутки
Обязательным элементом
здоровьесберегающей организации урока,
предотвращающим утомление, являются физкультминутки
– кратковременные перерывы для проведения
упражнений. Их цель – предупреждение утомления,
восстановление умственной работоспособности,
профилактика нарушений осанки.
Физкультминутки положительно влияют на
аналитико-синтетическую деятельность мозга,
активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную
системы, улучшают кровоснабжение внутренних
органов и работоспособность нервной системы.
Требования к организации и
проведению
1. Физиологически обоснованным
временем для проведения физкультминутки
считается 15–20-я минута урока.
2. Длительность физкультминуток – 1–5 минут.
Каждая включает комплекс упражнений,
повторяемых 4–6 раз. За такое короткое время
удается снять общее или локальное утомление,
значительно улучшить самочувствие детей.
3. Комплексы подбираются в зависимости от вида и
содержания урока. Упражнения должны быть
разнообразными, так как монотонность снижает
интерес, а следовательно, и результативность.
4. Физкультминутки следует проводить на
начальном этапе утомления, выполнение
упражнений при сильном утомлении не даст
желаемого результата. Важно обеспечить
позитивный эмоциональный настрой.
5. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для
утомленных групп мышц.
6. Для каждого класса необходимо выбрать 2–3
условных вербально-поведенческих знака,
позволяющих быстрее и эффективнее переключать
школьников на другой режим деятельности.
Виды физкультминуток:
1) упражнения для снятия общего или
локального утомления;
2) упражнения для кистей рук;
3) гимнастика для глаз;
4) гимнастика для слуха;
5) упражнения, корректирующие осанку;
6) дыхательная гимнастика;
7) артикуляционно-мимическая гимнастика.
1. Упражнения для снятия общего или
локального утомления
Примерный комплекс для снятия
усталости
1. Initial position: sitting on
the chair. Bend arms and put palms on the back of the head, move elbows back, bend over,
stretch yourself and breathe in. Return back to the initial position, breathe out. Repeat
3-4 times |
1. И.п.: сидя на
стуле. Согнуть руки, ладони положить на затылок,
отвести локти назад, прогнуться, потянуться
(вдох). Вернуться в и.п. (выдох). (Повторить 3–4 раза)
|
2. Initial position is the same.
Stand up and sit down 4 times |
2. И.п.: то же.
Вставать и садиться 4 раза |
3. Initial position: standing.
Aline legs with the shoulders. Bend over, trying to reach your toes.
Repeat the exercise 3-4 times |
3. И.п.: стоя, ноги
на ширине плеч, руки внизу. Пружинистые наклоны
вниз, стараясь достать носки. (Желательно
повторить 4–5 раз) |
4. Jump in place (15 times) |
4. Прыжки на месте
(15 раз) |
5. Walk in place quietly,
gradually slow the pace |
5. Спокойная
ходьба на месте с постепенным замедлением темпа |
Физкультминутки для
улучшения мозгового кровообращения
1. Initial position: sitting on
the chair.
1 – bend your head right;
2 – initial position;
3 – bend your head left;
4 – initial position;
5 – turn your head forward, don’t raise your shoulders;
6 – initial position. Repeat 3–4 times. The pace is slow |
1. И.п.: сидя на
стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и.п.; 3 –
голову наклонить влево; 4 – и.п.; 5 – голову
наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и.п.
Повторить 3–4 раза. Темп медленный |
2. Initial position – standing,
put hands on the waist.
1 – turn the head right;
2 – initial position;
3 – turn the head left;
4 – initial position.
Repeat 4–5 times. The pace is slow |
2. И.п.:
стоя, руки на поясе. 1 – поворот головы
направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево;
4 – и.п.. Повторить 4–5 раз. Темп медленный |
Упражнение для мобилизации
внимания
Initial position – standing,
put hands along the body;
1 – put your right hand on your waist;
2 – put your left hand on your waist;
3 – put your right hand on your shoulder;
4 – put your left hand on your shoulder;
5 – raise your right hand;
6 – raise your left hand;
7–8 – clap your hands over your head;
9 – put the left hand on your shoulder;
10 – put your right hand on your shoulder;
11 – put your left hand on your waist;
12 – put your right hand on your waist;
13–14 – slap your hips. Repeat 4–6 times.
The pace is slow for the first time, then it’s medium-paced for the second,
then fast for 3–4, and then slow again for 5–6 |
И.п.: стоя, руки
вдоль туловища;
1 – правую руку на пояс;
2 – левую на пояс;
3 – правую руку на плечо;
4 – левую на плечо;
5 – правую руку вверх;
6 – левую вверх;
7–8 – хлопки руками над головой;
9 – опустить левую руку на плечо;
10 – правую на плечо;
11– левую руку на пояс;
12 – правую на пояс;
13–14 – хлопки руками по бедрам.
Повторить 4–6 раз. Темп – 1-й раз медленный;
2 – средний; 3–4-й раз – быстрый; 5–6-й раз –
медленный |
2. Упражнения для кистей рук
Для снятия утомления с мелких мышц
кисти
Initial position: sitting, the
hands are raised.
1 – make a fist;
2 – unclasp your hands. Repeat 6–8 times. Then put your hands down and shake them. The
pace is slow |
И.п.: сидя, руки
подняты вверх.
1 – сжать кисти в кулак;
2 – разжать. Повторить 6–8 раз. Затем руки
расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.
Темп средний |
Five little gentlemen
Going for a walk.
Five little gentlemen
Stop for a talk.
Along came five ladies
They stood all together
And they began to dance |
(5 пальчиков –
джентльмены, 5 – леди, они встречаются и
начинают танцевать) |
Для снятия утомления с
плечевого пояса и рук
Initial position: standing with
hand on your waist;
1 – put the right hand forward, the left hand up;
2 – change the hands’ position. Repeat 3–4 times. Then put down hands and shake
them, bend your head forward.
Then repeat 3–4 times more. The pace is slow |
И.п.: стоя, руки на
поясе;
1– правую руку вперед, левую вверх;
2 – переменить положение рук. Повторить 3–4 раза.
Потом расслабленно опустить руки вниз и потрясти
кистями, наклонив голову вперед.
Затем повторить еще 3–4 раза. Темп средний |
Initial position: sitting or
standing. Put back sides of the hands on your waist.
1–2 – put the elbows forward, bend your head forward;
3–4 – put the elbows back and bend. Repeat 5–6 times. Then put hands down and shake
them. The pace is slow |
И.п.: сидя или
стоя. Кисти тыльной стороной на поясе.
1–2 – свести локти вперед, голову наклонить
вперед;
3–4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5–6 раз.
Затем руки вниз и потрясти ими
расслабленно.
Темп медленный |
Initial posotion: sitting, hands
are up.
1 – make a fist;
2 – unclasp your hands. Repeat 6–8 times.
Then put hands down and shake them.
The pace is slow |
И.п.: сидя, руки
вверх. 1– сжать кисти в кулак;
2 – разжать. Повторить 6–8 раз. Затем руки
расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.
Темп средний |
3. Гимнастика для глаз
Эти упражнения способствуют сохранению
зрения
Open your eyes wide. Look as
high as you can, fix your sight for one second. Then move your eyes to the right as far as
you can, fix this position for one second. Then move your eyes down as far as you can, fix
the position for one second, and finally move your eyes left as far as you can and fix
this position for one second. Keep your eyes wide open. Do this exercise 10 times
clockwise and 10 times counter-clokwise
Look left, right
Look up, look down
Look around.
Look at your nose
Look at that rose.
Close your eyes,
Open, wink and smile.
Your eyes are happy again |
Широко раскрыть
глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать
взгляд на одну секунду.
Затем перевести его до предела вправо,
зафиксировав это положение на секунду.
Далее посмотреть до предела вниз, зафиксировав
на секунду взгляд, а затем до упора влево,
также задержав взгляд на секунду.
Глаза все время должны быть открытыми.
Выполняется упражнение 10 раз по направлению
часовой стрелки и столько же – против |
Эти упражнения
способствуют сохранению зрения
Blink fast, close your eyes and
sit calmly, counting slowly to 5. Repeat 4–5 times |
Быстро поморгать,
закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно
считая до пяти. Повторить 4–5 раз |
Close your eyes tightly, counting
to 3, open them and look into the distance, counting to 5. Repeat 4–5 times |
Крепко зажмурить
глаза (сосчитать до трех), открыть их, посмотреть
вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз |
Stretch your right hand out.
Follow the forefinger’s action slowly with your eyes, without turning your head. Repeat
4–5 times |
Вытянуть правую
руку вперед. Следить глазами, не поворачивая
головы, за медленными движениями указательного
пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и
вниз. Повторить 4–5 раз |
Stretch your hand out and focus on
the forefinger, counting from 1 to 4, then move into the distance, counting from 5 to 8.
Repeat 4–5 times |
Посмотреть на
указательный палец вытянутой руки на счет 1–4,
потом перенести взор вдаль на счет 5-8. повторить
4–5 раз |
Move your eyes right 3–4 times,
then 3–4 times left. Do the exercise
clockwise. Relax the eyes and look into the distance, counting from 1 to 6.
Repeat 1–2 times |
В среднем темпе
проделать 3–4 круговых движения глазами в правую
сторону, столько же в левую. Расслабив глазные
мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2
раза |
Вращения
Вращать глазами сначала 10 раз по
часовой стрелке, а потом в обратную сторону.
Закрыть глаза и повторить то же самое.
Rotate eyes 10 times clockwise, then back. Close your
eyes and repeat the same exercise.
Вертикали – горизонтали
Не поворачивая головы, интенсивно
двигать глазами вверх – вниз, вправо – влево
(10–15 раз).
Without turning the head move your eyes up and down, right – left.
Удивление
Сильно зажмурить глаза и посмотреть в
темноту. Затем широко открыть глаза, как будто
чему-то удивляетесь.
Close your eyes tightly and look into the darkness. Then open your eyes wide, as if you
are surprised.
Диагонали
Направить взгляд в левый нижний угол,
сосредоточить его на этой точке.
Focus your eyes to the left bottom corner. Focus on this point.
После трех морганий повторить в правую сторону.
Затем скосить глаза в левый верхний угол, а
теперь в правый.
Then wink 3 times and direct your sight to the right bottom corner. Focus on this point.
Then look against to the left upper corner and then to the right corner.
Фото с сайта shutterstock.com
«Косые» глаза
Поднести палец к переносице,
посмотреть на него. Затем медленно отвести палец
вдаль, продолжая следить за ним глазами.
Put your finger on the bridge of the nose, look at it. Then slowly take the finger aside,
keeping eyes on it.
Расслабление
Плотно закрыть глаза, расслабив лоб.
Подумать о чем-нибудь приятном.
Tightly close your eyes, relax the forehead. Think about something pleasant.
Для сохранения зрения очень важно, чтобы рабочее
место было хорошо и правильно освещено. Следует
избегать слепящего света. Полезно по нескольку
раз в час на несколько секунд прекращать работу и
давать глазам отдых, то есть закрыть их ладонями
так, чтобы они оказались в полной темноте.
4. Гимнастика для слуха
Такие упражнения способствуют
развитию фонематического слуха и, кроме того,
плодотворно воздействуют на органы зрения
Clap your hands once, when you
hear the short sound [I]: slim, teacher, six, sit, bee, lick, tree, giraffe |
Хлопни в ладоши 1
раз, если ты услышишь короткий звук и |
Clap your hands twice, when you
hear the sound [e]: bed, cap, bad, black, bedroom, match, bent, seven, ten |
Хлопни в ладоши 2
раза, если ты услышишь звук э |
Say «yes», when you hear words
starting with the sound [s]: snake, smile, cat, six, seven, she, snow, some, we, sunny |
Скажи да,
если ты услышишь слова, начинающиеся со звука с |
Bend the upper part of the ear
down with your hand. Unbend, bend, as if you are rolling up and down the ear. The ears
should become warm |
Пригибаем верхнюю
часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно
раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать
теплыми |
Press the lobe of the ear, rub
and release. Rub the whole ear in a circle from one side to another. You should rub 2 ears
at the same time |
Нажали пальчиками
на мочки, помассировали, отпустили. Массируем
круговыми движениями все ухо в одну сторону, в
другую. Массировать нужно сразу оба уха |
Start pulling the ears. First 20
times down, then take the middle of the ear and pull 20 times |
Дергаем себя за
ушки 20 раз вниз, а потом беремся за серединку и
дергаем тоже 20 раз |
5. Упражнения, корректирующие
осанку
Физкультминутки для снятия
напряжения с мышц туловища
Initial position: put your legs
aside, put your hands over the head.
1–5 – make circular motions with your body to the right;
5–6 – make circular motions to the left;
7–8 – put your hands down and shake them.
Repeat 4–6 times. The pace is medium |
И.п.: стойка, ноги
врозь, руки за голову;
1–5 – круговые движения тазом в одну сторону;
4–6 – в другую; 7–8 – руки вниз, расслабленно
потрясти кистями. Повторить 4–6 раз.
Темп средний |
Initial position: come to the
point, put your legs aside,
1–2 – bend down, the right hand is sliding down along the leg and the left hand is
bent along the body. It’s up.
3–4 – initial position,
5–8 – bend down, the left hand is sliding down along the leg and the right hand is
bent along the body. It’s up. Repeat 5-6 times. The pace is medium |
И.п.: стойка, ноги
врозь. 1–2 – наклон в сторону, правая рука
скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, –
вдоль тела вверх; 3–4 – и.п.; 5–8 – то же в другую
сторону.
Повторить 5–6 раз. Темп средний |
6. Дыхательная гимнастика
Эти упражнения способствуют
углублению дыхания, а также активизируют
работоспособность
Breathe in through the nose,
breathe out through the mouth |
Спокойно вдохните
через нос, выдохните через рот. Повторите 4 раза |
Put your hands in front of the
chest, push elbows sharply back and put your hands down. Repeat 6 times |
Руки перед грудью;
сделайте два рывка локтями назад; разведите руки
в стороны. Повторите 6 раз |
Breathe in through the nose,
while breathing out pronounce the sounds [p], [t], [k]. repeat 6 times |
Спокойно вдохните
через нос, на выдохе произнесите звуки [p], [t], [k].
Повторите 6 раз |
Артикуляционно-мимическая гимнастика
Данные упражнения помогают
создать благоприятный фон для выработки точных и
координированных движений, нужных для звучания
полноценного голоса, ясной и четкой дикции; а
также снять излишнюю напряженность артикуляционной
и мимической мускулатуры; выработать
необходимые мышечные движения для свободного
владения и управления частями артикуляционного
аппарата. Осуществляется тренировка мышц нижней
челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба,
мимических мышц.
Упражнения для губ
Have lips form a smile. Teeth
should be hidden |
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны |
Stretch lips out and roll them
into a tube |
2. Хоботок.
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой |
Keep lips in a smile, teeth
are closed in a natural bite |
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном
прикусе и видны |
Teeth are closed. Lips are
rounded, and are stretched out a little. Upper and lower cutting teeth are visible |
4. Бублик.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты
вперед. Верхние и нижние резцы видны |
Change the lip positions several
times |
5. Заборчик –
Бублик. Улыбка – Хоботок.
Чередование положений губ |
Упражнения для развития
подвижности губ
Stretch lips out and roll them in
a tube. Then stretch lips in a smile |
1. Улыбка –
Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем
растянуть в улыбку |
Stretch lips out and roll them in
a tube. Move lips right – left, then make a circular motion |
2. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо –
влево, вращать по кругу |
Flap lips, making a dull sound |
3. Рыбки
разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится
глухой звук) |
Упражнения для губ и щек
Inflate two cheeks at the same
time. Then first inflate one cheek, then the other one |
1. Сытый хомячок.
Надуть щеки одновременно, потом каждую
поочередно |
Suck the cheeks in |
2. Голодный
хомячок.
Втянуть щеки |
Inflate two cheeks and beat them
lightly with fists |
3. Рот закрыт.
Бить кулачком по надутым щекам (воздух выходит с
силой и шумом) |
Упражнения артикуляционной
гимнастики для языка
Relax the tongue on the lower lip
and slap it with the upper lip |
Расслабить язык
на нижней губе, «пошлепать» его губами
(«пя-пя-пя») |
Click the tongue |
Пощелкать языком,
присасывая строго по средней линии |
Chew the porridge |
Вяло, лениво
«пожевать манную кашу» («мня, мня, мня») |
Lick the lips |
Облизывать губы |
Imitate:
– a kulak;
– a coquettish girl;
– a complete fool |
Изобразить:
– грозного владыку;
– кокетливую девочку;
– полного дурака |
Рекомендации по выбору вида
физкультминутки в зависимости от преобладающей
деятельности школьников на уроке
1. Письмо
Ребенок, как правило, пишет не рукой, а
«всем телом». Мышцы, поддерживающие позу и
принимающие участие в письме, находятся в
состоянии длительного статического напряжения. Рекомендуются
упражнения:
– для снятия общего или локального утомления;
– для кистей рук.
2. Чтение
Нагрузка на глаза у современного
школьника огромна, а отдыхают они только во время
сна, поэтому необходимо расширять
зрительно-пространственную активность в режиме
урока и использовать гимнастику для глаз.
3. Слушание и говорение
В данном типе урока применяют гимнастику
для слуха, которая к тому же благотворно влияет
на зрение.
А дыхательные упражнения помогают
повысить возбудимость коры больших полушарий
мозга, активизировать детей.
Динамические паузы
Динамическая пауза – перерыв в
учебной или трудовой деятельности, заполненный
разнообразными видами двигательной активности.
Предназначена для предупреждения утомления и
снижения работоспособности.
Чтобы предупредить общее утомление от
статичного напряжения при занятиях за столом,
следует предусмотреть проведение динамических
пауз с целью переключения ребенка с умственной
деятельности на физическую.
В комплекс, рассчитанный на 2–3 минуты, нужно
включать знакомые детям упражнения для крупных
групп мышц: наклоны, повороты, приседания,
подскоки.
Полезны также упражнения для мышц, испытывающих
большое напряжение, например, мышц шеи, кисти.
Массаж активных точек
В результате массажа активизируется
работа подкорковых частей мозга, возникают
процессы, связанные с обострением интуиции,
улучшается настроение. Проводим массаж ушных
раковин так, чтобы «уши горели». Каждый прием
выполняется по 15–20 раз. Действуем в такой
последовательности.
1. Тянем – умеренно – раковину уха сверху вниз.
Pull the cochlea up and down.
2. Плотно обхватив ушную раковину пальцами, тянем
ее вверх.
Clasped the cochlea with the fingers, pull it up.
3. Тянем ушную раковину в сторону.
Pull the cochlea to the sides.
4. Накроем ладонями уши и проделаем круговые
движения ушной раковины по часовой стрелке
(работают обе руки).
Cover your ears by palms, making circular actions clockwise.
5. Проделываем круговые движения ушной раковины
против часовой стрелки (работают обе руки).
Cover your ears by palms, making circular actions the other way round.
6. Плотно прижимаем ладони к ушным раковинам и
резко отпускаем (при этом следует услышать
легкий хлопок).
Put your palms on the cochlea and release them abruptly.
7. Проводим ладонями по лицу, как будто умываемся.
Touch the face, as if we wash it.
8. Погружаем лицо в сложенные горстью ладони.
Put your face into the hands.
9. Делаем несколько легких круговых движений
ладонями, словно омываем лицо водой.
Make several circular hand motions, as if we wash our face.
Заключение
Таким образом, использование
здоровьесберегающих технологий на уроке
английского языка с учетом физиологических
особенностей детей приводит к достижению
высокой эффективности занятия, возрастает
удовлетворенность ребят полученными знаниями,
повышается качество образования по предмету,
укрепляется и сохраняется здоровье школьников.
Екатерина Березникова , учитель английского языка, ГОУ СОШ №254; Москва ; Лариса Зарипова , замдиректора по экспериментальной работе, ГОУ СОШ «Школа здоровья» №709
|