Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2010

Технология

От двух до семи

Профилактическая работа в детском саду позволяет укрепить здоровье ребенка, провести коррекцию имеющихся у него отклонений. В одном из ДОУ Астрахани с 2007 года реализуется программа «Поможем детям расти здоровыми», которая включает методы П.Иванова, Г.Сперанского, К.Нише и А.Стрельниковой. Воспитанники круглый год обливаются холодной водой на улице, причем даже в 15-градусные морозы

Цель программы: обеспечение разностороннего и гармоничного воспитания, создание условий для полноценного физического и психологического развития детей.

Задачи:

1) Воспитывать у дошкольников привычку к ЗОЖ с использованием нетрадиционных методов оздоровления.
2) Активно привлекать родителей к участию в воспитании здорового ребенка.
3) Прививать детям положительное отношение к физическим упражнениям, подвижным играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены и соблюдению режима дня.
4) Развивать двигательные умения и навыки в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
5) Формировать у воспитанников валеологические знания.

Принципы реализации:

– использование научных разработок, материально-технической и учебно-методической оснащенности, непрерывности, гибкости и преемственности организованных форм оздоровления;
– целесообразное сочетание с основными компонентами воспитательно-образовательного процесса;
– интеграция деятельности специалистов разного профиля;
– введение критериев и методик оценки качества и результативности работы.

Программа включает пять основных направлений, осуществляющихся через различные виды деятельности (табл.1).

Таблица 1

Направления программы

№ п/п

Направления

Виды деятельности

1

Оптимизация режима

– Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима.
– Определение оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

2

Организация двигательного режима

– Занятия физкультурой.
– Утренняя гимнастика.
– Оздоровительно-игровые и динамические часы на прогулке.
– Оздоровительно-игровые часы и время двигательного творчества  в спортивных уголках групп.
– Гимнастика после дневного сна в рамках «часа здоровья».
– Музыкально-ритмические занятия.
– Физкультурный досуг, развлечения, праздники.
– Плавание в бассейне («В гости к дядюшке Аквабулю»).
– Физкультминутки на занятиях

3

Охрана психического здоровья

– Психогимнастика.
– Релаксационные игры и упражнения

4

Профилактика заболеваний

– Точечный массаж.
– Дыхательная гимнастика.
– Нанесение мази «Виферон».
– Применение назальных капель «Аквамарис».
– Оздоровление фитонцидами (чесночно-луковые закуски, ароматизация помещений).
– Закаливание с учетом состояния здоровья ребенка (воздушные ванны; прогулки; хождение босиком; обливание холодной водой согласно ступеням закаливания; игры с водой; полоскание зева кипяченой охлажденной водой).
– Занятия по валеологии в кружке «Моя безопасность»

5

Лечебно-оздоровительная работа

– Лечебное полоскание горла противовоспалительными травами (шалфей, ромашка, эвкалипт).
– Витаминотерапия («Компливит-актив», витаминизация третьего блюда).
– Природные адаптогены (элеутерококк).
– Фитотерапия (седативный и желудочно-кишечный сборы) (по назначению врача).
– Ароматерапия (оздоровительный сон – ароматизация спальных помещений травами)

Программа состоит из трех взаимосвязанных блоков:

I. Пять ступеней закаливания (по возрастным группам).
II. Общий план оздоровления воспитанников, составленный медицинскими работниками ДОУ.
III. Обучающие занятия кружка «Моя безопасность».

Для раннего возраста и младшей группы предусмотрено по два блока.

Группа раннего возраста

I. Занятия по первой ступени закаливания «Термомассаж» (по методике доцента Нижегородского педуниверситета А.Самыличева), включающие комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ) в соответствии с возрастом, контрастные ванночки, растирание стоп махровым полотенцем.
II. Мероприятия общего плана оздоровления согласно графику.

Младшая группа

I. Занятия по второй ступени закаливания «Первые шаги к здоровью», включающие ОРУ, упражнения для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшение звукопроизношения; остеопатическую и энергетическую гимнастику, аутотренинг; обливание холодной водой в помещении.
II. Мероприятия общего плана оздоровления.

Средняя группа

I. Занятия по третьей ступени закаливания «Крепыши», включающие упражнения для профилактики плоскостопия и нарушений осанки, головных болей напряжения, синдрома вегетососудистой дистонии, заболеваний ЖКТ; остеопатическую, энергетическую и дыхательную гимнастику (по А.Стрельниковой), аутотренинг; обливание холодной водой на улице при температуре до 8 градусов мороза при безветренной погоде.
II. Мероприятия общего плана оздоровления.
III. Занятия кружка «Моя безопасность» в рамках программы по профилактике заболеваемости.

Старшая группа

I. Занятия четвертой ступени закаливания «Снежные человечки», включающие упражнения для профилактики раннего остеохондроза, ВСД, головных болей напряжения и заболеваний ЖКТ, упражнения для тренировки вестибулярного аппарата; остеопатическую, энергетическую и дыхательную гимнастику (по А.Стрельниковой), аутотренинг; обливание холодной водой на улице при температуре до 12 градусов мороза при безветренной погоде.
II. Мероприятия общего плана оздоровления.
III. Занятия кружка «Моя безопасность».

Подготовительная группа

I. Оздоровительные занятия пятой ступени закаливания «Будь здоров, умей терпеть – мерзнуть лучше, чем болеть!», включающие упражнения для профилактики плоскостопия и нарушений осанки, ВСД и головных болей напряжения, заболеваний ЖКТ, упражнения капилляротерапии и регуляции тонуса мышц по К.Нише; энергетическую и дыхательную гимнастику (по А.Стрельниковой), аутотренинг; обливание холодной водой на улице при температуре до 15 градусов мороза при безветренной погоде.
II. Мероприятия общего плана оздоровления.
III. Занятия кружка «Моя безопасность».

Реализация программы невозможна без активного участия родителей. Вся оздоровительная, воспитательная и образовательная деятельность осуществляется в тесном контакте с семьей. Работа с родителями включает различные мероприятия по ознакомлению с методами воспитания здоровых детей. Например, для мам и пап выпускается газета «Будь здоров, малыш!», проводятся консультации, дни открытых дверей, практикумы по закаливанию, оформляются информационные уголки. Родители являются союзниками и помощниками воспитателей.
Организуя сотрудничество с семьей, детский сад уделяет особое внимание постоянному совершенствованию мастерства педагогов, поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на всестороннем анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.

Система работы с родителями включает:

1) ознакомление с результатами диагностики состояния здоровья ребенка;
2) целенаправленную просветительную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
3) знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной деятельности детского сада, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
4) обучение конкретным приемам и методам оздоровления;
5) ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ.
Таким образом, данный алгоритм физкультурно-оздоровительной работы позволяет не только осуществлять индивидуальный подход к каждому, но и привлекать родителей к оздоровлению ребенка в течение нескольких лет пребывания в ДОУ.

Результаты реализации системного подхода в решении поставленных задач соответствуют ожидаемым.

Это:
1) повышение уровня лечебной и профилактической работы;
2) введение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей;
3) улучшение физического, психического и социального здоровья детей;
4) осознанное отношение детей и родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

В ходе осуществления программы систематически прослеживается динамика итогов работы. Выработана система контроля успешности решения проблем. Сюда входят анализ заболеваемости, мониторинги физического развития воспитанников и физической подготовленности, контроль уровня организации, проведения и эффективности мероприятий.
Анализ заболеваемости (2 раза в год) отражает снижение показателей по ОРВИ, ОРЗ, гриппу и другим болезням с 2007 по 2009 год (табл. 2).

Таблица 2

Динамика заболеваемости

Год

Число дней, пропущенных одним ребенком по болезни

Количество и % часто болеющих детей

Количество и % детей с хроническим заболеванием

Количество и % детей с нарушением здоровья

2007

9,6 – у детей, занимающихся в группе закаливания;

16,5 – у не занимающихся в группе закаливания

14 (10,1%)

15 (10,8%)

45 (32,4%)

 

2008

8,9 – у детей, занимающихся в группе закаливания;

14,8 – у не занимающихся в группе закаливания

8 (5,4%)

13 (8,7%)

40 (27%)

 

2009

7,4 – у детей, занимающихся в группе закаливания;

12, 9 – у не занимающихся в группе закаливания

5 (3,4%)

10 (6,8%)

32 (21,8%)

Мониторинг физического развития (2 раза в год) показывает, что в дошкольном учреждении преобладают дети с 1-й и 2-й группами здоровья, что говорит о хорошем состоянии здоровья воспитанников (табл. 3, 4).

Таблица 3

Распределение детей по группам здоровья

2008 год

2009 год

Группа здоровья

В том числе

Группа здоровья

В том числе

Ранний возраст

Дошкольный возраст

Ранний возраст

Дошкольный возраст

I

37 (27%)

60 (43%)

I

51 (35%)

58 (39,3%)

II

7 (6%)

29 (21%)

II

9 (6%)

20 (14%)

III

2 (1%)

3 (2%)

III

1 (0,7%)

8 (5%)

IV

IV

Таблица 4

Показатели физического развития детей за 2008/09 учебный год

Наименование групп

Высокий, количество детей и в %

Средний, количество детей и в %

Ниже среднего, количество детей и в %

Ясли

4 (1,5%)

55 (38%)

1 (2%)

Сад

7 (3,1%)

76 (52%)

3 (3,4%)

Всего

11 (4,6%)

131 (90%)

4 (5,4%)

Мониторинг физической подготовленности (3 раза в год) помогает контролировать работу по физическому развитию детей с использованием инновационных методов и технологий, а также выявлять конечные результаты данного вида деятельности.
Благодаря контролю организации, проведения и эффективности закаливающих и оздоровительных мероприятий по ступеням (в течение года) происходят постоянная корректировка и совершенствование этого направления работы.

Авторизованная программа помогает добиться положительной динамики в снижении уровня заболеваемости воспитанников. Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ способствует формированию разносторонне развитой личности. Наши выпускники активны, выносливы, ловки, сильны и обладают всеми возможностями для гармоничного развития.
Таким образом, комплекс воспитательно-оздоровительных и образовательных мероприятий и системный подход к руководству ими позволяют повысить оздоровительный эффект, физическую и психологическую готовность к школе.

Литература

  • Антонов Ю.Е., Кузнецова М.М., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии XXI века. – М.: АРКТИ, 2001.

  • Антонов Ю.Е., Кузнецова М.М., Марченко Т.И., Пронина Е.И. Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник». – М.: АРКТИ, 2001.

  • Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Творческий центр «Сфера», 2008.

  • Маханева М.Д. Здоровый ребенок. Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2004.

  • Чупаха И.В., Пужаева Е.З, Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: Научно-практический сборник инновационного опыта. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь Сервис школа, 2006.

(Фото авторов)

Наталья Балченкова ,
старший воспитатель, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 25», г. Астрахань ;
Алина Климова ,
заведующая, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 25», г. Астрахань ;
Эльвира Худякова ,
заместитель заведующей, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 25», г. Астрахань