Фото Д.Давыдова
Наш центр для всех
Эта работа была направлена на создание
новой модели образовательного учреждения,
включающего в себя сплоченных, заинтересованных
партнеров: ДОУ, школа, дом культуры, детская
музыкальная школа, амбулатория.
Дошкольное учреждение в этой модели выступало
как базовая учебная площадка, под руководством
кандидата педагогических наук, декана
факультета психологии и педагогики детства М.Н.
Поповой, где был создан центр родительской
культуры, обеспечивающий новое качество
взаимодействия родителей с детьми.
Цель эксперимента: приобщение
детей, подростков и родителей к здоровому образу
жизни.
Мы поставили перед собой следующие
задачи:
1. Подготовить содержательное
обоснование взаимодействия заинтересованных
партнеров, которое активизировало бы:
– специалистов ДОУ – к увеличению эффективности
оздоровительной работы;
– родителей – к поддержке и активному участию
в деятельности детского сада;
– будущих молодых родителей – к стремлению
воспитать здорового ребенка и адаптировать его к
условиям современной жизни;
– молодежь (старшеклассников) – к созданию
здоровой семьи и заботе о собственном здоровье.
2. Создать коалицию
заинтересованных партнеров в оздоровлении детей
и подростков и обучать всех участников
эксперимента современным технологиям
оздоровления детей на всех этапах их развития.
Ставя перед собой такие цели и задачи, мы
планировали добиться следующих результатов.
Для воспитанников детского сада:
повышение функциональных резервов
организма ребенка, в том числе:
– снижение заболеваемости;
– повышение показателей физического развития;
– развитие обучаемости.
Для педагогов:
– рост профессионального мастерства;
– овладение диагностическими методиками;
– умение разрабатывать индивидуальные
программы для детей;
– создание обогащенной среды в группах, в залах,
на площадках.
Для подростков:
– приобщение к здоровому образу жизни;
– обучение современным технологиям
оздоровления.
Для родителей:
– рост педагогической компетенции;
– понимание необходимости оздоровления детей;
– ознакомление с новыми технологиями
оздоровления;
– реализация позитивного отношения к
созданию семьи и рождению здорового ребенка;
– перевод родителей из наблюдателей в позицию
творческого поиска и реализации возможностей
ребенка.
Разработанная коллективом педагогов и
руководителем система работы дала свои
результаты.
I этап –
организационно-диагностический
На этом этапе мы поставили перед
собой следующие задачи:
1. Создание условий для работы учебной площадки
по обучению детей, подростков и родителей
методам оздоровления.
2. Выявление уровня квалификации педагогов и
специалистов ДОУ.
Для решения этих задач участники эксперимента:
– изучали специальную научно-педагогическую
литературу, научные исследовательские работы по
проблемам физического развития и оздоровления
детей;
– анализировали результаты диагностики
физического развития детей;
– обрабатывали результаты экспресс-оценки
эффективности оздоровительной работы ДОУ;
– проводили диагностику детско-родительских
отношений.
В результате в детском саду был создан банк
данных по этой проблеме, методический кабинет
пополнен соответствующей литературой, создана
библиотека, медицинский кабинет оснащен
необходимым оборудованием.
Мы разработали план повышения квалификации
педагогов и специалистов ДОУ, участвовавших в
эксперименте. За два года педагоги прошли
обучение на курсах повышения квалификации в
Ленинградском областном институте развития
образования (ЛОИРО) по программе «К здоровой
семье – через детский сад», участвовали в цикле
учебных семинаров «Традиционная народная
культура: синтез традиций и современности».
Педагоги получили соответствующие документы и
удостоверения. Инструктор по физической
культуре прошла стажировку по лечебной
физкультуре в ЛОИРО. На базе ДОУ проводились
педагогические советы, совещания с участием
старшей медсестры по вопросам организации
физкультурно-оздоровительной работы. Педагоги
посещали детские сады г. Санкт-Петербурга для
изучения опыта работы инновационных дошкольных
учреждений по реализации программы «К здоровой
семье – через детский сад».
Одним из важных моментов стала диагностика
детско-родительских отношений: осознают ли
родители значимость положительного
эмоционально-тактильного контакта в
психофизическом и личностном развитии детей;
имеет ли место тактильный контакт в процессе
взаимодействия родителей с ребенком; как часто, в
каких ситуациях он проявляется, его характер;
каковы ритуалы и традиции в семейных отношениях
и формы их проявлений?
В поиске ответов использовали комплекс
диагностических методик: анкетирование,
наблюдение, интервью.
И получили следующие результаты:
любящие родители – 29%;
формально любящие – 50%;
игнорирующие – 21%.
По этим данным мы скорректировали свою
работу. Сделали акцент на повышении
педагогической грамотности родителей,
расширении представлений родителей о
потребностях ребенка, стилях взаимодействия с
ним.
В результате проделанной работы по изучению
литературы и обучению кадров мы подготовили
проект программного обеспечения
экспериментальной площадки, распределили
функциональные обязанности участников
эксперимента и перешли к следующему этапу
работы.
II этап – практический
На данном этапе мы ставили перед собой
задачу отработать элементы оздоровительной
программы:
с педагогами и сотрудниками ДОУ;
с подростками (учащимися СОШ поселка);
с беременными женщинами;
с родителями детей от 0 до 7 лет.
Был разработан и проверен на практике
тематический план:
– «Сегодня подростки – завтра будущие
родители»;
– «В ожидании прибавления»;
– «Вместе с ней, вместе с мамочкой моей»;
– «Школа заботливых родителей».
– Оздоровительная программа для воспитанников
ДОУ.
Курс «Сегодня подростки – завтра
будущие родители» предусматривал занятия со
старшеклассниками (10–11-е классы) специалистов
детского сада на базе Лесколовской СОШ. На этих
занятиях подростки знакомились:
– с правилами здорового образа жизни;
– с методами оздоровления собственного
организма;
– с условиями, обеспечивающими создание
полноценной здоровой семьи;
– с традиционными подходами к воспитанию
детей, обогащенными современными достижениями
педагогики.
Старшеклассники просматривали
видеофильмы, обменивались впечатлениями от
увиденного; беседовали со специалистами –
психологом, подростковым врачом,
акушером-гинекологом, инструктором по
физической культуре; выполняли элементы
адаптационной и остеопатической гимнастики;
осваивали практические элементы пестования
младенцев (ношение младенца на перевязи,
развивающий массаж), разучивали колыбельные
песенки, пестушки, потешки.
В начале и в завершение курса проводилось
анкетирование. Из ответов на вопросы следовало,
что о многих вещах, касающихся планирования
здоровой семьи, с подростками ранее никто не
беседовал.
По полученным результатам стала очевидной
динамика позитивного, серьезного
духовно-нравственного развития, переосмысления
жизненных ценностей.
В начале учебного курса было выявлено, что всего
лишь 5% подростков на первое место среди
жизненных ценностей ставят создание семьи. У
большинства на первый план вышли проблемы
образования, достижение финансового
благополучия, карьерный рост.
К концу учебного курса произошла «переоценка
ценностей»: 82% старшеклассников поставили на
первое место необходимость создания полноценной
семьи. В ходе обучения подростки активно
интересовались следующими темами:
– «Психология взаимоотношения полов»;
– «Условия рождения здорового ребенка»;
– «Возможности влияния на развитие ребенка,
находящегося еще в утробе матери»;
– «Психология детей раннего возраста».
Занятия со специалистами подвели
подростков к осознанию того, что здоровый образ
жизни является стержнем для обеспечения
здоровья своей будущей семьи и детей.
Работая над курсом «В ожидании прибавления»,
мы поставили перед собой цель: научить созданию
благоприятных условий для формирования
физического и психического здоровья ребенка на
внутриутробном этапе развития. Эту работу мы
проводили в тесном взаимодействии с врачами
Лесколовской амбулатории.
В курсе предусмотрены музыкально-педагогическое
сопровождение и проведение
оздоровительно-профилактической работы с
беременными женщинами.
Посещая занятия в детском саду,
будущие мамы:
– вместе с музыкальным руководителем слушали
классическую музыку, рекомендованную
музыкотерапевтами, разучивали материнский
фольклор: колыбельные песни, потешки, пестушки;
– выполняли элементы адаптационной
гимнастики, остеопатической и дыхательной
гимнастики под руководством инструктора по ЛФК;
– вместе со старшей медсестрой изучали
принципы правильного, сбалансированного
питания.
Опыт работы показал, что такие занятия
благоприятно влияют на эмоциональное состояние
будущей матери, позволяют ощутить
психологический комфорт и избавиться от
тревожного состояния в ожидании появления
ребенка на свет. В настоящее время материалы,
наработанные в совместном труде, успешно
используются врачами Лесколовской амбулатории
при консультировании беременных женщин (в форме
информационных стендов, памяток, практических
рекомендаций).
Курс «Вместе с ней, вместе с мамочкой моей»
направлен на педагогическое сопровождение
индивидуального развития ребенка от рождения до
2 лет, на развитие его духовного мира в самом
раннем возрасте и обеспечение эмоционального
контакта со взрослыми.
Из названия курса понятно, что малыши
присутствовали на занятиях в детском саду вместе
с мамой. С ними работали музыкальный
руководитель, учитель-логопед, воспитатель
группы раннего возраста, инструктор по
физической культуре.
Проводя занятия, педагоги
руководствовались следующими принципами:
– развитие ребенка через эмоциональное
взаимодействие с матерью;
– взаимосвязь различных видов деятельности
на одном занятии;
– отбор содержания занятий в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями
детей;
– последовательность и преемственность в
развитии ребенка.
Проанализировав свою работу, мы пришли
к выводу, что дети, посещавшие занятия с мамой в
течение года, гораздо легче адаптируются в
детском коллективе, да и для мамы период
привыкания к образу жизни детского сада проходит
намного легче. Частота заболеваемости в течение
периода адаптации в детском саду у этих детей
значительно ниже, чем у тех малышей, которые
такие занятия не посещали. Придя в группу, эти
дети спокойно вступают в контакт со взрослыми и
сверстниками, активно включаются в совместную
деятельность.
Часто воспитатели жалуются, что трудно привлечь
родителей к проведению какого-либо мероприятия,
невозможно уговорить выступить на детском
утреннике вместе с ребенком. Мамы, которые
посещали занятия вместе с собственными детьми,
искренне интересуются жизнью своего ребенка, их
волнуют его успехи и неудачи, они охотно идут на
контакт с воспитателем, предлагают свою помощь
при проведении праздников и досугов, делятся с
другими родителями приобретенным опытом.
Очевидно, что организация комфортного
пребывания дошкольников в детском саду
невозможна без участия родителей. Разрабатывая
курс «Школа заботливых родителей», мы
поставили перед собой задачу расширять и
углублять знания родителей о базовых
потребностях ребенка, о стиле взаимодействия с
ним. Использовали информационные методы (лекции,
видеофильмы, семинары и т.д.),
информационно-психологическую подготовку
(индивидуальные беседы, размышления),
практическую подготовку (совместные занятия,
практикумы, конференции).
Фото Д.Давыдова
Оздоровительная программа
Лечебно-профилактическая работа построена
на диагностических данных о состоянии здоровья и
уровне физического развития детей, на анализе
заболеваемости в предыдущие годы. План
лечебно-профилактических мероприятий ежегодно
корректирует старшая медсестра детского сада,
принимая во внимание возрастные и
индивидуальные особенности детей и рекомендации
врачей Лесколовской амбулатории (педиатра и
детского невропатолога).
Базовый режим дня организован с учетом главных
положений системы оздоровительной работы, а
также холодного или теплого времени года. Для
часто болеющих детей предусмотрено больше
отдыха, развлечений, снижение физических
нагрузок на физкультурных занятиях.
По просьбе родителей или по рекомендациям врачей
и специалистов детского сада составляется
индивидуальный режим пребывания в детском саду
для детей, имеющих проблемы развития.
В детском саду оборудована комната ароматерапии,
в которой дети получают сеансы арома- и
музыкотерапии в периоды повышенной
заболеваемости, а также по показаниям врача.
Осуществляя лечебно-профилактическое
сопровождение детей, мы проводим работу и среди
родителей. Подробно объясняем цель и назначение
оздоровительных процедур, убеждаем в
необходимости ежедневного посещения детского
сада, стараемся не прерывать единую систему
лечебно-профилактических мероприятий.
Мы уделяем большое внимание физкультурно-оздоровительной
работе в детском саду.
Отличительной особенностью нашего ДОУ являются
наличие сауны, оборудованной всем необходимым
(дети от 4 до 7 лет, не имеющие медицинских
противопоказаний, посещают ее каждую неделю по
специальной методике); а также организация
физкультурных занятий на улице и
оздоровительного бега.
Начали с создания необходимых условий. На
территории детского сада большое место отвели
под спортивную площадку: она заасфальтирована,
оснащена необходимым оборудованием, по
периметру засыпана беговая дорожка
протяженностью 800 метров. Разработали методику
ежедневного оздоровительного бега.
Для профилактики нарушения осанки и
плоскостопия проводятся занятия по лечебной
физкультуре. Два раза в неделю с малышами
занимается специалист по ЛФК.
Традиционным стал комплекс совместных
физкультурных занятий родителей с ребенком по
педагогической технологии «Навстречу друг
другу». Эти занятия направлены на эмоциональное
сближение взрослого и ребенка в процессе
совместной деятельности.
Используя компьютерный анализ оценки
физического здоровья детей, мы оперативно
выявляем слабые звенья работы и вносим
коррективы в деятельность всех специалистов.
При организации питания в
детском саду учитывались основные принципы
рационального питания и индивидуальные
особенности детей. По медицинским показаниям
дети обеспечивались диетическим питанием. В
рамках лечебно-профилактической работы
организовывалось оздоровительное питание –
запеченные яблоки, отруби и морская капуста, сок
или фрукты.
Все эти мероприятия эффективны лишь при условии
систематического проведения – изо дня в день, в
течение всего года.
С целью освоения здорового образа жизни педагоги
разработали для детей серии занятий по
формированию основ безопасности
жизнедеятельности, приобретению знаний о
строении организма и потребности сохранения
своего здоровья.
Для воспитания интереса и любви к движению дети
ходили на пешие экскурсии, в совместные с
родителями походы; для них организовывались
спортивные соревнования, спартакиады,
физкультурные развлечения и праздники на свежем
воздухе.
Психологическое сопровождение
развития детей осуществлялось во
взаимодействии всех педагогов ДОУ: воспитателей,
педагога-психолога, учителя-логопеда,
инструктора по физической культуре. Эта работа
начиналась с изучения индивидуальных
особенностей развития ребенка в единстве
интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер
их проявления и была необходима для создания
психологически комфортного пребывания ребенка в
ДОУ. На каждого из детей завели
информационно-диагностические карты, в которых
отмечалось развитие от поступления до выпуска в
школу. Взаимодействие специалистов позволило
разработать индивидуальные маршруты развития
каждого ребенка, имеющего проблемы со здоровьем,
оказать помощь детям, нуждающимся в особых
развивающих программах и специальных формах
организации их деятельности.
III этап –
результативно-диагностический
Анализируя свою работу на завершающем
этапе, мы пришли к выводу, что выстроенная
система стала эффективной для оздоровления
детей и обучения подростков и взрослых основам
медико-педагогических знаний. Вырос
профессиональный уровень воспитателей и
специалистов ДОУ.
Мы убедились, что созданная система
лечебно-профилактических мероприятий приводит к
повышению функциональных резервов организма
ребенка, способствует снижению заболеваемости,
увеличению показателей диагностики по
физическому развитию и повышению обучаемости
детей.
Проведя диагностику
детско-родительских отношений, мы получили
следующие результаты:
– любящие родители – 49%;
– формально любящие – 31%;
– игнорирующие – 20%.
На этом примере видно, что характер
эмоциональных отношений родителей с ребенком
изменился в лучшую сторону.
Необходимо также отметить, что родители стали
более осведомленными, активно интересуются
жизнью детского сада, охотно участвуют в
совместных мероприятиях, проявляют инициативу.
При возникновении беспокоящих ситуаций родители
чаще обращаются за помощью к воспитателям и
специалистам ДОУ. Педагог-психолог,
учитель-логопед и воспитатели ведут статистику
количества обращений к ним родителей.
Интерес родителей, снижение детской
заболеваемости, одобрение работы ДОУ со стороны
администрации поселка, школы и детской
поликлиники, профессиональный творческий
коллектив – все это способствует созданию
благоприятных условий для развития и воспитания
здорового ребенка, физически крепкого,
любознательного, знакомого с условиями
современной жизни.
_________________
* Cейчас это ДОУ является
частью Лесколовского образовательного центра.