Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2010

Технология

Ребенок в социуме

В течение нескольких лет в нашем дошкольном учреждении была организована работа экспериментальной площадки «Здоровый ребенок в здоровом социуме». Хотим поделиться нашим опытом с коллегами*

Фото Д.Давыдова

Наш центр для всех

Эта работа была направлена на создание новой модели образовательного учреждения, включающего в себя сплоченных, заинтересованных партнеров: ДОУ, школа, дом культуры, детская музыкальная школа, амбулатория.
Дошкольное учреждение в этой модели выступало как базовая учебная площадка, под руководством кандидата педагогических наук, декана факультета психологии и педагогики детства М.Н. Поповой, где был создан центр родительской культуры, обеспечивающий новое качество взаимодействия родителей с детьми.

Цель эксперимента: приобщение детей, подростков и родителей к здоровому образу жизни.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Подготовить содержательное обоснование взаимодействия заинтересованных партнеров, которое активизировало бы:
– специалистов ДОУ – к увеличению эффективности оздоровительной работы;
– родителей – к поддержке и активному участию в деятельности детского сада;
– будущих молодых родителей – к стремлению воспитать здорового ребенка и адаптировать его к условиям современной жизни;
– молодежь (старшеклассников) – к созданию здоровой семьи и заботе о собственном здоровье.

2. Создать коалицию заинтересованных партнеров в оздоровлении детей и подростков и обучать всех участников эксперимента современным технологиям оздоровления детей на всех этапах их развития.
Ставя перед собой такие цели и задачи, мы планировали добиться следующих результатов.

Для воспитанников детского сада:

повышение функциональных резервов организма ребенка, в том числе:
– снижение заболеваемости;
– повышение показателей физического развития;
– развитие обучаемости.

Для педагогов:

– рост профессионального мастерства;
– овладение диагностическими методиками;
– умение разрабатывать индивидуальные программы для детей;
– создание обогащенной среды в группах, в залах, на площадках.

Для подростков:

– приобщение к здоровому образу жизни;
– обучение современным технологиям оздоровления.

Для родителей:

– рост педагогической компетенции;
– понимание необходимости оздоровления детей;
– ознакомление с новыми технологиями оздоровления;
– реализация позитивного отношения к созданию семьи и рождению здорового ребенка;
– перевод родителей из наблюдателей в позицию творческого поиска и реализации возможностей ребенка.
Разработанная коллективом педагогов и руководителем система работы дала свои результаты.

I этап – организационно-диагностический

На этом этапе мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Создание условий для работы учебной площадки по обучению детей, подростков и родителей методам оздоровления.
2. Выявление уровня квалификации педагогов и специалистов ДОУ.
Для решения этих задач участники эксперимента:
– изучали специальную научно-педагогическую литературу, научные исследовательские работы по проблемам физического развития и оздоровления детей;
– анализировали результаты диагностики физического развития детей;
– обрабатывали результаты экспресс-оценки эффективности оздоровительной работы ДОУ;
– проводили диагностику детско-родительских отношений.
В результате в детском саду был создан банк данных по этой проблеме, методический кабинет пополнен соответствующей литературой, создана библиотека, медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием.
Мы разработали план повышения квалификации педагогов и специалистов ДОУ, участвовавших в эксперименте. За два года педагоги прошли обучение на курсах повышения квалификации в Ленинградском областном институте развития образования (ЛОИРО) по программе «К здоровой семье – через детский сад», участвовали в цикле учебных семинаров «Традиционная народная культура: синтез традиций и современности». Педагоги получили соответствующие документы и удостоверения. Инструктор по физической культуре прошла стажировку по лечебной физкультуре в ЛОИРО. На базе ДОУ проводились педагогические советы, совещания с участием старшей медсестры по вопросам организации физкультурно-оздоровительной работы. Педагоги посещали детские сады г. Санкт-Петербурга для изучения опыта работы инновационных дошкольных учреждений по реализации программы «К здоровой семье – через детский сад».
Одним из важных моментов стала диагностика детско-родительских отношений: осознают ли родители значимость положительного эмоционально-тактильного контакта в психофизическом и личностном развитии детей; имеет ли место тактильный контакт в процессе взаимодействия родителей с ребенком; как часто, в каких ситуациях он проявляется, его характер; каковы ритуалы и традиции в семейных отношениях и формы их проявлений?
В поиске ответов использовали комплекс диагностических методик: анкетирование, наблюдение, интервью.

И получили следующие результаты:

  • любящие родители – 29%;

  • формально любящие – 50%;

  • игнорирующие – 21%.

По этим данным мы скорректировали свою работу. Сделали акцент на повышении педагогической грамотности родителей, расширении представлений родителей о потребностях ребенка, стилях взаимодействия с ним.
В результате проделанной работы по изучению литературы и обучению кадров мы подготовили проект программного обеспечения экспериментальной площадки, распределили функциональные обязанности участников эксперимента и перешли к следующему этапу работы.

II этап – практический 

На данном этапе мы ставили перед собой задачу отработать элементы оздоровительной программы:

  • с педагогами и сотрудниками ДОУ;

  • с подростками (учащимися СОШ поселка);

  • с беременными женщинами;

  • с родителями детей от 0 до 7 лет.

Был разработан и проверен на практике тематический план:

– «Сегодня подростки – завтра будущие родители»;
– «В ожидании прибавления»;
– «Вместе с ней, вместе с мамочкой моей»;
– «Школа заботливых родителей».
– Оздоровительная программа для воспитанников ДОУ.

Курс «Сегодня подростки – завтра будущие родители» предусматривал занятия со старшеклассниками (10–11-е классы) специалистов детского сада на базе Лесколовской СОШ. На этих занятиях подростки знакомились:

– с правилами здорового образа жизни;
– с методами оздоровления собственного организма;
– с условиями, обеспечивающими создание полноценной здоровой семьи;
– с традиционными подходами к воспитанию детей, обогащенными современными достижениями педагогики.

Старшеклассники просматривали видеофильмы, обменивались впечатлениями от увиденного; беседовали со специалистами – психологом, подростковым врачом, акушером-гинекологом, инструктором по физической культуре; выполняли элементы адаптационной и остеопатической гимнастики; осваивали практические элементы пестования младенцев (ношение младенца на перевязи, развивающий массаж), разучивали колыбельные песенки, пестушки, потешки.
В начале и в завершение курса проводилось анкетирование. Из ответов на вопросы следовало, что о многих вещах, касающихся планирования здоровой семьи, с подростками ранее никто не беседовал.
По полученным результатам стала очевидной динамика позитивного, серьезного духовно-нравственного развития, переосмысления жизненных ценностей.
В начале учебного курса было выявлено, что всего лишь 5% подростков на первое место среди жизненных ценностей ставят создание семьи. У большинства на первый план вышли проблемы образования, достижение финансового благополучия, карьерный рост.
К концу учебного курса произошла «переоценка ценностей»: 82% старшеклассников поставили на первое место необходимость создания полноценной семьи. В ходе обучения подростки активно интересовались следующими темами:
– «Психология взаимоотношения полов»;
– «Условия рождения здорового ребенка»;
– «Возможности влияния на развитие ребенка, находящегося еще в утробе матери»;
– «Психология детей раннего возраста».

Занятия со специалистами подвели подростков к осознанию того, что здоровый образ жизни является стержнем для обеспечения здоровья своей будущей семьи и детей.
Работая над курсом «В ожидании прибавления», мы поставили перед собой цель: научить созданию благоприятных условий для формирования физического и психического здоровья ребенка на внутриутробном этапе развития. Эту работу мы проводили в тесном взаимодействии с врачами Лесколовской амбулатории.
В курсе предусмотрены музыкально-педагогическое сопровождение и проведение оздоровительно-профилактической работы с беременными женщинами.

Посещая занятия в детском саду, будущие мамы:
– вместе с музыкальным руководителем слушали классическую музыку, рекомендованную музыкотерапевтами, разучивали материнский фольклор: колыбельные песни, потешки, пестушки;
– выполняли элементы адаптационной гимнастики, остеопатической и дыхательной гимнастики под руководством инструктора по ЛФК;
– вместе со старшей медсестрой изучали принципы правильного, сбалансированного питания.

Опыт работы показал, что такие занятия благоприятно влияют на эмоциональное состояние будущей матери, позволяют ощутить психологический комфорт и избавиться от тревожного состояния в ожидании появления ребенка на свет. В настоящее время материалы, наработанные в совместном труде, успешно используются врачами Лесколовской амбулатории при консультировании беременных женщин (в форме информационных стендов, памяток, практических рекомендаций).
Курс «Вместе с ней, вместе с мамочкой моей» направлен на педагогическое сопровождение индивидуального развития ребенка от рождения до 2 лет, на развитие его духовного мира в самом раннем возрасте и обеспечение эмоционального контакта со взрослыми.
Из названия курса понятно, что малыши присутствовали на занятиях в детском саду вместе с мамой. С ними работали музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатель группы раннего возраста, инструктор по физической культуре.

Проводя занятия, педагоги руководствовались следующими принципами:
– развитие ребенка через эмоциональное взаимодействие с матерью;
– взаимосвязь различных видов деятельности на одном занятии;
– отбор содержания занятий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
– последовательность и преемственность в развитии ребенка.

Проанализировав свою работу, мы пришли к выводу, что дети, посещавшие занятия с мамой в течение года, гораздо легче адаптируются в детском коллективе, да и для мамы период привыкания к образу жизни детского сада проходит намного легче. Частота заболеваемости в течение периода адаптации в детском саду у этих детей значительно ниже, чем у тех малышей, которые такие занятия не посещали. Придя в группу, эти дети спокойно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, активно включаются в совместную деятельность.
Часто воспитатели жалуются, что трудно привлечь родителей к проведению какого-либо мероприятия, невозможно уговорить выступить на детском утреннике вместе с ребенком. Мамы, которые посещали занятия вместе с собственными детьми, искренне интересуются жизнью своего ребенка, их волнуют его успехи и неудачи, они охотно идут на контакт с воспитателем, предлагают свою помощь при проведении праздников и досугов, делятся с другими родителями приобретенным опытом.
Очевидно, что организация комфортного пребывания дошкольников в детском саду невозможна без участия родителей. Разрабатывая курс «Школа заботливых родителей», мы поставили перед собой задачу расширять и углублять знания родителей о базовых потребностях ребенка, о стиле взаимодействия с ним. Использовали информационные методы (лекции, видеофильмы, семинары и т.д.), информационно-психологическую подготовку (индивидуальные беседы, размышления), практическую подготовку (совместные занятия, практикумы, конференции).

Фото Д.Давыдова

Оздоровительная программа

Лечебно-профилактическая работа построена на диагностических данных о состоянии здоровья и уровне физического развития детей, на анализе заболеваемости в предыдущие годы. План лечебно-профилактических мероприятий ежегодно корректирует старшая медсестра детского сада, принимая во внимание возрастные и индивидуальные особенности детей и рекомендации врачей Лесколовской амбулатории (педиатра и детского невропатолога).
Базовый режим дня организован с учетом главных положений системы оздоровительной работы, а также холодного или теплого времени года. Для часто болеющих детей предусмотрено больше отдыха, развлечений, снижение физических нагрузок на физкультурных занятиях.
По просьбе родителей или по рекомендациям врачей и специалистов детского сада составляется индивидуальный режим пребывания в детском саду для детей, имеющих проблемы развития.
В детском саду оборудована комната ароматерапии, в которой дети получают сеансы арома- и музыкотерапии в периоды повышенной заболеваемости, а также по показаниям врача.
Осуществляя лечебно-профилактическое сопровождение детей, мы проводим работу и среди родителей. Подробно объясняем цель и назначение оздоровительных процедур, убеждаем в необходимости ежедневного посещения детского сада, стараемся не прерывать единую систему лечебно-профилактических мероприятий.
Мы уделяем большое внимание физкультурно-оздоровительной работе в детском саду.
Отличительной особенностью нашего ДОУ являются наличие сауны, оборудованной всем необходимым (дети от 4 до 7 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, посещают ее каждую неделю по специальной методике); а также организация физкультурных занятий на улице и оздоровительного бега.
Начали с создания необходимых условий. На территории детского сада большое место отвели под спортивную площадку: она заасфальтирована, оснащена необходимым оборудованием, по периметру засыпана беговая дорожка протяженностью 800 метров. Разработали методику ежедневного оздоровительного бега.
Для профилактики нарушения осанки и плоскостопия проводятся занятия по лечебной физкультуре. Два раза в неделю с малышами занимается специалист по ЛФК.
Традиционным стал комплекс совместных физкультурных занятий родителей с ребенком по педагогической технологии «Навстречу друг другу». Эти занятия направлены на эмоциональное сближение взрослого и ребенка в процессе совместной деятельности.
Используя компьютерный анализ оценки физического здоровья детей, мы оперативно выявляем слабые звенья работы и вносим коррективы в деятельность всех специалистов.

При организации питания в детском саду учитывались основные принципы рационального питания и индивидуальные особенности детей. По медицинским показаниям дети обеспечивались диетическим питанием. В рамках лечебно-профилактической работы организовывалось оздоровительное питание – запеченные яблоки, отруби и морская капуста, сок или фрукты.
Все эти мероприятия эффективны лишь при условии систематического проведения – изо дня в день, в течение всего года.
С целью освоения здорового образа жизни педагоги разработали для детей серии занятий по формированию основ безопасности жизнедеятельности, приобретению знаний о строении организма и потребности сохранения своего здоровья.
Для воспитания интереса и любви к движению дети ходили на пешие экскурсии, в совместные с родителями походы; для них организовывались спортивные соревнования, спартакиады, физкультурные развлечения и праздники на свежем воздухе.

Психологическое сопровождение развития детей осуществлялось во взаимодействии всех педагогов ДОУ: воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре. Эта работа начиналась с изучения индивидуальных особенностей развития ребенка в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления и была необходима для создания психологически комфортного пребывания ребенка в ДОУ. На каждого из детей завели информационно-диагностические карты, в которых отмечалось развитие от поступления до выпуска в школу. Взаимодействие специалистов позволило разработать индивидуальные маршруты развития каждого ребенка, имеющего проблемы со здоровьем, оказать помощь детям, нуждающимся в особых развивающих программах и специальных формах организации их деятельности.

III этап – результативно-диагностический

Анализируя свою работу на завершающем этапе, мы пришли к выводу, что выстроенная система стала эффективной для оздоровления детей и обучения подростков и взрослых основам медико-педагогических знаний. Вырос профессиональный уровень воспитателей и специалистов ДОУ.
Мы убедились, что созданная система лечебно-профилактических мероприятий приводит к повышению функциональных резервов организма ребенка, способствует снижению заболеваемости, увеличению показателей диагностики по физическому развитию и повышению обучаемости детей.

Проведя диагностику детско-родительских отношений, мы получили следующие результаты:
– любящие родители – 49%;
– формально любящие – 31%;
– игнорирующие – 20%.

На этом примере видно, что характер эмоциональных отношений родителей с ребенком изменился в лучшую сторону.
Необходимо также отметить, что родители стали более осведомленными, активно интересуются жизнью детского сада, охотно участвуют в совместных мероприятиях, проявляют инициативу. При возникновении беспокоящих ситуаций родители чаще обращаются за помощью к воспитателям и специалистам ДОУ. Педагог-психолог, учитель-логопед и воспитатели ведут статистику количества обращений к ним родителей.
Интерес родителей, снижение детской заболеваемости, одобрение работы ДОУ со стороны администрации поселка, школы и детской поликлиники, профессиональный творческий коллектив – все это способствует созданию благоприятных условий для развития и воспитания здорового ребенка, физически крепкого, любознательного, знакомого с условиями современной жизни.

_________________

* Cейчас это ДОУ является частью Лесколовского образовательного центра.

Валентина Глазунова ,
директор образовательного центра, пос. Лесколово, Всеволожский р-н, Ленинградская область ;
Майя Попова ,
научный руководитель центра,   кандидат педагогических наук, пос. Лесколово, Всеволожский р-н, Ленинградская область