Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2010

Технология

Они такие разные!..

Здоровьесберегающие гендерные аспекты преподавания на уроках географии

Фото А.Степанова

Качество усвоения детьми учебного материала и результативность обучения напрямую зависят от того, учитывает ли педагог психологические, психофизиологические особенности учащихся, воспитанников при подготовке и проведении урока, в том числе психофизиологические особенности мальчиков и девочек.
Термин «дифференцированное обучение и воспитание» в педагогической среде трактуется далеко не однозначно. Это вызвано принципиально отличными друг от друга мировоззренческими установками педагогов, породившими два подхода к дифференциации – объектный и субъектный.

Негуманно и противоестественно

При отношении к человеку как к объекту педагог обычно делит детей на группы сильных и слабых, что зачастую приобретает уродливый характер, так как это:

  • негуманно (способствует формированию серьезных, глубоких комплексов: комплекса элитарности как проявления завышенной самооценки и комплекса неполноценности как следствия заниженной самооценки);

  • поверхностно (причины отставания, слабого усвоения информации не исследуются, а выводы делаются только по факту отставания);

  • противоестественно (разделение детей на сильных и слабых – слишком примитивный, упрощенный подход, поскольку в реальности в чистом виде нет ни тех, ни других).

Такая дифференциация, строго говоря, бесчеловечна, так как создает все условия для раздоров, противостояний, разжигания неприязни, ненависти между детьми.
Отношение к учащемуся как к субъекту предполагает оказание психологической и методической помощи для эффективного усвоения информации и в целом – для успешной учебы.
Дифференцированный подход педагога к детям без отклонений должен представлять собой следующую очередность действий:

– изучение психологических и психофизиологических особенностей учащихся при помощи наблюдения и тестирования;
– объединение учащихся по определенным основаниям (например, по психосоматическим типам, каналам восприятия, уровням понимания);
– изложение информации и организация работы на уроке с учетом выявленных особенностей детей.

Генетические особенности

Учеными получены данные о различиях в восприятии, мышлении, запоминании, эмоциональной сфере мальчиков и девочек, основа которых лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга. Половые различия задаются генетически и далее продолжают формироваться в социально-культурной среде.
Девочки с рождения и лет до 15 физиологически развиваются быстрее мальчиков, и физиология, конечно, влияет на работу мозга. Они по-разному контактируют с учителем. Девочкам, к примеру, важен визуальный контакт – «глаза в глаза», важно, что учитель их видит, им необходима постоянная эмоциональная поддержка.

Публикация произведена при поддержке интернет-магазина косметики "Israel Cosmetics". Косметика Refan, AHAVA, Premier, Aroma Dead Sea, Guam, Sea of Spa и другие марки косметики мёртвого моря для ухода за волосами, телом, кожей лица, средства для ванны и душа, а также мужская линия, ароматизаторы для дома, ароматические палочки и свечи. Только проверенные производители, лечебная косметика, опытные консультанты, доступные цены и скидки. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты, прочитать отзывы и сделать заказ Вы сможете на сайте, который расположен по адресу: http://israel-cosmetics.com.ua/catalog/shemen-amour/.

Мальчики могут во время объяснений учителя что-то делать, возиться, разбирать ручку, рисовать – они аудиалы, им визуальный контакт не важен. Но новые знания они воспринимают быстрее и активнее. Мальчики обладают остро выраженными способностями к поисковому поведению. Ведущими методами их обучения стали проблемный, поисковый.
Исследовательская работа на уроках стимулирует выдвижение новых идей. В данном случае учитель выступает не носителем догмы, а партнером или научным руководителем. При работе с мальчиками показательны решения задач на сообразительность, проведение «мозговых штурмов». При повторении материала активность снижается, необходимо в задачи вносить элемент новизны.
Девочки труднее справляются с высоким темпом обучения. К тому же они лучше идут от простого к сложному через алгоритм при обязательном повторении, закреплении каждого шага обучения. Девочки ждут от учителя «оречевления» каждого шага, легко усваивают алгоритмы, правила «делай, как я». Поисковая деятельность в ситуациях неопределенности им дается труднее. И тем не менее эту сторону их познавательной деятельности можно и нужно развивать. Девочки способны к поиску. Поэтому на уроках должны варьироваться средства подачи материала, чтобы его в равной мере хорошо воспринимали и девочки, и мальчики.
При изучении нового материала учителю обязательно нужно работать с учетом гендерного подхода. Давать дифференцированные домашние задания, оказывать индивидуальную помощь детям в процессе самостоятельной работы, отслеживать реакции мальчиков и девочек на выдаваемую информацию и своевременно откликаться на ту или иную реакцию и т.д. Все это будет способствовать совершенствованию процесса обучения – развитию познавательных способностей и интеллекта учащихся, повышению мотивации к учебной деятельности.

По принципу веера

За основу работы по программе была взята модель веерного, дифференцированного подхода к организации обучения, разработанная на кафедре социальной педагогики Оренбургского педагогического института и проводившаяся в школах Оренбурга.
Такая модель предполагает разделение учащихся двух смешанных параллельных классов на мальчиков и девочек для проведения занятий по принципу веера:
1) вводное занятие в начале изучения темы – с традиционным смешанным составом;
2) уроки освоения материала, проводимые только с однородным составом мальчиков и девочек;
3) обобщающие тему занятия – со смешанным составом девочек и мальчиков.

Основная гипотеза: использование гендерного подхода на уроках географии позволит повысить уровень усвоения материала и мотивацию познавательной деятельности учащихся.

Цель программы: создание условий для повышения мотивации к обучению с учетом особенностей подросткового возраста.

Объект исследования: процесс обучения девочек и мальчиков с учетом психофизических гендерных особенностей.

Задачи:

– обеспечение здоровьесберегающей направленности учебно-воспитательного процесса;
– создание условий для более глубокого понимания учебного материала девочками и мальчиками;
– разработка и внедрение дидактических материалов по географии с учетом психофизиологических и личностных особенностей девочек и мальчиков;
– установление конструктивных отношений с учащимися.

Анализ ситуации позволил прийти к следующим выводам:

1. Велика доля учеников в классе с низким и ниже среднего уровнем мотивации к учению (52%).
2. Девочки в основном имеют средний уровень мотивации.
3. Мальчики составляют основную массу детей с низким и ниже среднего уровнем мотивации (40%).
4. Необходимо менять ситуацию в классе путем изменения подходов к обучению и воспитанию детей.
5. Выход из сложившегося положения – в переходе на создание качественно новых условий преподавания и воспитания с учетом гендерного подхода.

Пути реализации программы

1. Выбор приемов и методик для осуществления гендерного подхода. 
2. Расширение количества дидактических раздаточных материалов для работы. 
3. Систематическое исследование уровня развития интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферы учащихся.
4. Определение показателей исследований, системы учета результатов.

Программа рассчитана на 3 года.

Основные этапы реализации программы

1-й этап. Диагностика уровня познавательной активности и мотивации учащихся. Изучение возможности применения различных педагогических методик для обеспечения дифференцированного подхода с учетом психофизиологических особенностей мальчиков и девочек.

2-й этап. Разработка инновационных приемов и методов преподавания. Внедрение дидактических материалов на этапе освоения новых знаний.

3-й этап. Накопление данных учета показателей учебной деятельности. Накопление дидактических материалов по теме.

4-й этап. Диагностика уровня познавательной активности и мотивации учащихся. Анализ и интерпретация полученных результатов. Определение направления дальнейшей работы. Представление методического продукта по теме учительской общественности.

Фото с сайта shutterstock.com

Программа исследований (система показателей):

– показатели учебной деятельности (педагогический мониторинг);
– показатели познавательной активности и мотивации;
– показатели уровня развития эмоционально-волевой сферы;
– личностные характеристики учащихся.

Ожидаемые результаты:

повышение мотивации к учебной деятельности;
– повышение показателей учебной деятельности детей;
тенденция к развитию личностных характеристик учащихся (самооценка, мотивация, коммуникативные качества);
– обобщение информации теоретического и практического характера для выработки новых подходов и методов обучения;
– формирование методической базы программы.

Механизм реализации

Адаптировать модель С.Н. Ждановой (к.п.н., доцента кафедры социальной педагогики Оренбургского пединститута) в нашей школе представляется возможным следующим образом. Вводное занятие в начале изучения темы проводится совместно, учитель дает общее представление о теме всему классу.
На уроке освоения материала, построенном по принципу самостоятельной работы учащихся с использованием заданий проблемного характера, коллективного способа обучения, даются дифференцированные задания девочкам и мальчикам.
Особенность занятий состоит в том, что организованная деятельность девочек предполагает выполнение заданий по алгоритму при обязательном повторении, закреплении каждого шага обучения, а мальчики занимаются частично поисковой деятельностью, работой, направленной на решение проблем. Обобщение знаний проводится при совместной работе класса.
Исследования и опыт учителей, успешно организующих самостоятельную работу учащихся, показали, что при систематическом ее выполнении на должном дидактическом уровне качество и прочность усваиваемых школьниками знаний повышаются, развиваются познавательные процессы, мыслительная деятельность, умения и навыки учащихся.

Приложение

Алгоритм самостоятельного изучения темы

Внимательно изучите раздел данной темы.

1. Проведите наблюдения над текстом:

а) внимательно прочитайте текст;
б) найдите в картах атласа указанные в тексте географические названия;
в) особое внимание обратите на слова и предложения, выделенные другим шрифтом, так как именно они имеют главное значение для понимания материала;
г) если в тексте есть ссылки на рисунки, карты, схемы, необходимо внимательно изучить и проанализировать их;
д) если в тексте есть вопросы, на них необходимо ответить.

2. Продумайте сообщение на заданный раздел:

а) запишите план сообщения в тетрадь;
б) когда убедитесь, что задание готово, вступайте в общение с партнером.

Работа в паре

1. Назовите тему задания. 1. Запишите тему задания.
2. Сообщение начните с диктовки плана. 2. Запишите план.
3. Перескажите подготовленное сообщение. 3. Выслушайте сообщение, указанные географические названия найдите в картах атласа.
4. Задайте друг другу вопросы и ответьте на них.
Обменяйтесь сообщениями, вступите в общение с другими партнерами.

Работа с текстом «Учись выделять главное!»

1. Внимательно прочитайте текст.
2. Подумайте, о чем (или о ком) говорится в этом тексте.
3. Что говорится об этом?
4. Разделите текст на законченные части.
5. Какие слова являются самыми важными в каждой части? (Назовем их ключевыми, опорными.)
6. С помощью ключевых слов сформулируйте главные мысли. Составьте план или придумайте заголовки. Можно это сделать в виде рисунков, знаков.
7. Знание правил алгоритма поможет выделить главное в любом тексте.
8. Запомните приемы выделения главного!

  • Заголовок к тексту, эпиграфы.

  • Планы, пословицы, тезисы, опорные конспекты.

  • Схемы, модели, формулы.

  • Формулировку выводов начните словами: итак, таким образом, значит, из чего следует и пр.

При изучении нового материала в учебнике находите эти приемы выделения главного.

Алгоритм работы в паре по методике «Совместное изучение темы в паре постоянного состава»

1. Текст изучаемого письменного источника или параграфа разделите на смысловые части (либо деление дано в параграфе).
2. Подготовьте тетрадь к работе согласно требованиям учителя: запишите тему, начертите таблицу.

Тема параграфа:_________________.

№ абзаца

О чем абзац?

Основные понятия, новые слова, даты, события

     

3. Приступайте к работе над абзацем следующим образом:
3.1. Договоритесь о порядке работы:
а) чтение всего текста; б) чтение текста по абзацам.
3.2. Распределите роли в совместной работе:
а) один читает; б) другой слушает.
4. Обсудите смысл новых понятий, слов и занесите их в словарь в тетради.
5. Обсудите, как озаглавить абзац, и запишите в тетрадь. Запишите в таблицу предложение, выражающее основную мысль абзаца.
6. Ответьте на вопросы к параграфу.
7. Обсудите итог проделанной работы, задавая друг другу вопросы по содержанию.
8. Подготовьтесь к коллективному обсуждению проблемы, подобрав аргументы.
9. Проверьте итог выполненной работы по заданию учителя или карточке: план-конспект, опорный конспект, словарь новых слов, ответы на вопросы к параграфу.
10. Тема изучена. Поблагодарите друг друга за работу.

Алгоритм индивидуальной работы

1. Текст изучаемого письменного источника или параграфа разделите на смысловые части (либо деление дано в параграфе).
2. Подготовьте тетрадь к работе согласно требованиям учителя: запишите тему, начертите таблицу.

Тема параграфа:_________________.

№ абзаца

О чем абзац?

Основные понятия, новые слова, даты, события

     

3. Прочитайте текст по абзацам.
4. Найдите новые понятия, слова и занесите их в словарь в тетради.
5. Подумайте, как озаглавить абзац, и запишите в тетради. Запишите в таблицу предложение, выражающее основную мысль абзаца.
6. Ответьте на вопросы к параграфу.
7. Мысленно подведите итог проделанной работы, задавая себе вопросы по содержанию.
8. Подготовьтесь к коллективному обсуждению проблемы, подобрав аргументы.
9. Проверьте итог выполненной работы по заданию учителя или карточке: план-конспект, опорный конспект, словарь новых слов, ответы на вопросы к параграфу.
10. Тема изучена.

Если вы будете следовать данным советам, то это поможет вам лучше учиться!

Желаем успеха!

Примеры заданий, используемых на уроках географии в 6-м классе

№ п/п

Тема урока

Задания для девочек

Задания для мальчиков

1

Земля – планета Солнечной системы

Работа с текстом.

Алгоритм «Учись выделять главное» (см. выше)

Работа с текстом.

Составить вопросы-задания к параграфу

2

План местности

Зарисовать условные знаки

Составить план-схему школьного двора, используя условные знаки

3

Азимут. Ориентирование на местности с помощью компаса

Составить план текста параграфа. Работа с алгоритмом по составлению планов

Составить географические задачи по параграфу

4

Градусная сетка

Заполнить таблицу «Свойства линий градусной сетки»

Ответить на вопросы:

– В чем различие меридианов и параллелей?

– Какое кругосветное путешествие будет короче?

5

Географические координаты

Работа в парах по объяснению приема определения географических координат

Решение географических задач

6

Литосфера

Работа по индивидуальному алгоритму

Проблемные вопросы:

– Как можно объяснить многообразие горных пород и минералов?

– Как образуются горные породы магматического, осадочного и метаморфического происхождения?

7

Движения земной коры

Подготовить сообщения, используя дополнительную литературу

Проблемный вопрос:

– Какое отрицательное и положительное значение  в жизни человека имеют вулканы? Почему?

8

Рельеф суши

Работа с алгоритмом «Сравнение объектов»

Проблемные вопросы:

– Почему рельеф Земли такой разнообразный?

– Каковы причины разнообразного залегания горных пород?

9

Рельеф дна океана

Работа в паре по методике «Совместное изучение темы»

Практическая работа: «Выявление изменений глубин океана вдоль одной параллели»

10

Гидросфера

Напишите рассказ о путешествии капли

Докажите, что гидросфера – непрерывная оболочка

11

Части Мирового океана

Составить вопросы по теме

Проблемное задание:

– Почему соленость Мирового океана различна?

12

Воды суши

Составить кроссворд «Образование котловин озер», используя новые понятия. Подготовить доклады

Решение географических задач:

– От чего зависит уровень грунтовых вод?

– Почему колодцы копают зимой?

– Где в походе будете искать родник?

13

Реки

Работа по алгоритму самостоятельного изучения темы

Проблемный вопрос:

– Почему исток реки не может находиться в Мировом океане?

14

Атмосфера

Работа «Обсуждение проблемы»

Ответить на вопросы:

– От чего зависит погода?

– Почему погода бывает разная?

– Почему и в каком направлении движется воздух?

– При каких условиях выпадают осадки?

15

Биосфера

Алгоритм работы в паре по методике «Совместное изучение темы»

Краткое описание природных зон. Поиск интересной, социально значимой информации

 

Литература

  1. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. – М.: Просвещение, 1996.

  2. Карсонов В.А. Система заданий для самостоятельной работы учащихся. – Ижевск, 1992.

  3. Кухарев Н.В. Формирование умственной самостоятельности. – Минск: Народная Асвета, 1972.

  4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. – М.: Вако, 2004.

  5. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1994.

  6. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6–10-е классы. – М.: Дрофа, 1996.

  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

  8. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Яр.: Академия развития, 1996.

  9. Интернет-ресурсы: http://www/emissia/50g/com

Елена Бойко ,
педагог-организатор здорового образа жизни, МОУ СОШ № 3, г. Нефтеюганск, ХМАО