Фото А.Степанова
Качество усвоения детьми учебного
материала и результативность обучения напрямую
зависят от того, учитывает ли педагог
психологические, психофизиологические
особенности учащихся, воспитанников при
подготовке и проведении урока, в том числе
психофизиологические особенности мальчиков и
девочек.
Термин «дифференцированное обучение и
воспитание» в педагогической среде трактуется
далеко не однозначно. Это вызвано принципиально
отличными друг от друга мировоззренческими
установками педагогов, породившими два подхода к
дифференциации – объектный и субъектный.
Негуманно и противоестественно
При отношении к человеку как к
объекту педагог обычно делит детей на группы
сильных и слабых, что зачастую приобретает
уродливый характер, так как это:
негуманно (способствует формированию
серьезных, глубоких комплексов: комплекса
элитарности как проявления завышенной
самооценки и комплекса неполноценности как
следствия заниженной самооценки);
поверхностно (причины отставания,
слабого усвоения информации не исследуются, а
выводы делаются только по факту отставания);
противоестественно (разделение детей
на сильных и слабых – слишком примитивный,
упрощенный подход, поскольку в реальности в
чистом виде нет ни тех, ни других).
Такая дифференциация, строго говоря,
бесчеловечна, так как создает все условия для
раздоров, противостояний, разжигания неприязни,
ненависти между детьми.
Отношение к учащемуся как к субъекту
предполагает оказание психологической и
методической помощи для эффективного усвоения
информации и в целом – для успешной учебы.
Дифференцированный подход педагога к детям без
отклонений должен представлять собой следующую
очередность действий:
– изучение психологических и
психофизиологических особенностей учащихся при
помощи наблюдения и тестирования;
– объединение учащихся по определенным
основаниям (например, по психосоматическим
типам, каналам восприятия, уровням понимания);
– изложение информации и организация работы на
уроке с учетом выявленных особенностей детей.
Генетические особенности
Учеными получены данные о различиях в
восприятии, мышлении, запоминании, эмоциональной
сфере мальчиков и девочек, основа которых лежит
на уровне межполушарных взаимодействий
головного мозга. Половые различия задаются
генетически и далее продолжают формироваться в
социально-культурной среде.
Девочки с рождения и лет до 15 физиологически
развиваются быстрее мальчиков, и физиология,
конечно, влияет на работу мозга. Они по-разному
контактируют с учителем. Девочкам, к примеру,
важен визуальный контакт – «глаза в глаза»,
важно, что учитель их видит, им необходима
постоянная эмоциональная поддержка.
Публикация произведена при поддержке интернет-магазина косметики "Israel Cosmetics". Косметика Refan, AHAVA, Premier, Aroma Dead Sea, Guam, Sea of Spa и другие марки косметики мёртвого моря для ухода за волосами, телом, кожей лица, средства для ванны и душа, а также мужская линия, ароматизаторы для дома, ароматические палочки и свечи. Только проверенные производители, лечебная косметика, опытные консультанты, доступные цены и скидки. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты, прочитать отзывы и сделать заказ Вы сможете на сайте, который расположен по адресу: http://israel-cosmetics.com.ua/catalog/shemen-amour/.
Мальчики могут во время объяснений учителя
что-то делать, возиться, разбирать ручку,
рисовать – они аудиалы, им визуальный контакт не
важен. Но новые знания они воспринимают быстрее и
активнее. Мальчики обладают остро выраженными
способностями к поисковому поведению. Ведущими
методами их обучения стали проблемный,
поисковый.
Исследовательская работа на уроках стимулирует
выдвижение новых идей. В данном случае учитель
выступает не носителем догмы, а партнером или
научным руководителем. При работе с мальчиками
показательны решения задач на
сообразительность, проведение «мозговых
штурмов». При повторении материала активность
снижается, необходимо в задачи вносить элемент
новизны.
Девочки труднее справляются с высоким темпом
обучения. К тому же они лучше идут от простого к
сложному через алгоритм при обязательном
повторении, закреплении каждого шага обучения.
Девочки ждут от учителя «оречевления» каждого
шага, легко усваивают алгоритмы, правила «делай,
как я». Поисковая деятельность в ситуациях
неопределенности им дается труднее. И тем не
менее эту сторону их познавательной
деятельности можно и нужно развивать. Девочки
способны к поиску. Поэтому на уроках должны
варьироваться средства подачи материала, чтобы
его в равной мере хорошо воспринимали и девочки,
и мальчики.
При изучении нового материала учителю
обязательно нужно работать с учетом гендерного
подхода. Давать дифференцированные домашние
задания, оказывать индивидуальную помощь детям в
процессе самостоятельной работы, отслеживать
реакции мальчиков и девочек на выдаваемую
информацию и своевременно откликаться на ту или
иную реакцию и т.д. Все это будет способствовать
совершенствованию процесса обучения – развитию
познавательных способностей и интеллекта
учащихся, повышению мотивации к учебной
деятельности.
По принципу веера
За основу работы по программе была
взята модель веерного, дифференцированного
подхода к организации обучения, разработанная на
кафедре социальной педагогики Оренбургского
педагогического института и проводившаяся в
школах Оренбурга.
Такая модель предполагает разделение учащихся
двух смешанных параллельных классов на
мальчиков и девочек для проведения занятий по
принципу веера:
1) вводное занятие в начале изучения темы – с
традиционным смешанным составом;
2) уроки освоения материала, проводимые только с
однородным составом мальчиков и девочек;
3) обобщающие тему занятия – со смешанным
составом девочек и мальчиков.
Основная гипотеза:
использование гендерного подхода на уроках
географии позволит повысить уровень усвоения
материала и мотивацию познавательной
деятельности учащихся.
Цель программы: создание
условий для повышения мотивации к обучению с
учетом особенностей подросткового возраста.
Объект исследования: процесс
обучения девочек и мальчиков с учетом
психофизических гендерных особенностей.
Задачи:
– обеспечение здоровьесберегающей
направленности учебно-воспитательного процесса;
– создание условий для более глубокого
понимания учебного материала девочками и
мальчиками;
– разработка и внедрение дидактических
материалов по географии с учетом
психофизиологических и личностных особенностей
девочек и мальчиков;
– установление конструктивных отношений с
учащимися.
Анализ ситуации позволил прийти к
следующим выводам:
1. Велика доля учеников в классе с
низким и ниже среднего уровнем мотивации к
учению (52%).
2. Девочки в основном имеют средний уровень
мотивации.
3. Мальчики составляют основную массу детей с
низким и ниже среднего уровнем мотивации (40%).
4. Необходимо менять ситуацию в классе путем
изменения подходов к обучению и воспитанию
детей.
5. Выход из сложившегося положения – в
переходе на создание качественно новых условий
преподавания и воспитания с учетом гендерного
подхода.
Пути реализации программы
1. Выбор приемов и методик для
осуществления гендерного подхода.
2. Расширение количества дидактических
раздаточных материалов для работы.
3. Систематическое исследование уровня
развития интеллектуальной, эмоциональной и
личностной сферы учащихся.
4. Определение показателей исследований, системы
учета результатов.
Программа рассчитана на 3 года.
Основные этапы реализации
программы
1-й этап. Диагностика уровня
познавательной активности и мотивации учащихся.
Изучение возможности применения различных
педагогических методик для обеспечения
дифференцированного подхода с учетом
психофизиологических особенностей мальчиков и
девочек.
2-й этап. Разработка
инновационных приемов и методов преподавания.
Внедрение дидактических материалов на этапе
освоения новых знаний.
3-й этап. Накопление данных
учета показателей учебной деятельности.
Накопление дидактических материалов по теме.
4-й этап. Диагностика уровня
познавательной активности и мотивации учащихся.
Анализ и интерпретация полученных результатов.
Определение направления дальнейшей работы.
Представление методического продукта по теме
учительской общественности.
Фото с сайта shutterstock.com
Программа исследований (система
показателей):
– показатели учебной деятельности
(педагогический мониторинг);
– показатели познавательной активности и
мотивации;
– показатели уровня развития
эмоционально-волевой сферы;
– личностные характеристики учащихся.
Ожидаемые результаты:
– повышение мотивации к учебной
деятельности;
– повышение показателей учебной деятельности
детей;
– тенденция к развитию личностных
характеристик учащихся (самооценка, мотивация,
коммуникативные качества);
– обобщение информации теоретического и
практического характера для выработки новых
подходов и методов обучения;
– формирование методической базы программы.
Механизм реализации
Адаптировать модель С.Н. Ждановой
(к.п.н., доцента кафедры социальной педагогики
Оренбургского пединститута) в нашей школе
представляется возможным следующим образом.
Вводное занятие в начале изучения темы
проводится совместно, учитель дает общее
представление о теме всему классу.
На уроке освоения материала, построенном по
принципу самостоятельной работы учащихся с
использованием заданий проблемного характера,
коллективного способа обучения, даются
дифференцированные задания девочкам и
мальчикам.
Особенность занятий состоит в том, что
организованная деятельность девочек
предполагает выполнение заданий по алгоритму
при обязательном повторении, закреплении
каждого шага обучения, а мальчики занимаются
частично поисковой деятельностью, работой,
направленной на решение проблем. Обобщение
знаний проводится при совместной работе класса.
Исследования и опыт учителей, успешно
организующих самостоятельную работу учащихся,
показали, что при систематическом ее выполнении
на должном дидактическом уровне качество и
прочность усваиваемых школьниками знаний
повышаются, развиваются познавательные
процессы, мыслительная деятельность, умения и
навыки учащихся.
Приложение
Алгоритм самостоятельного
изучения темы
Внимательно изучите раздел данной
темы.
1. Проведите наблюдения над текстом:
а) внимательно прочитайте текст;
б) найдите в картах атласа указанные в тексте
географические названия;
в) особое внимание обратите на слова и
предложения, выделенные другим шрифтом, так как
именно они имеют главное значение для понимания
материала;
г) если в тексте есть ссылки на рисунки, карты,
схемы, необходимо внимательно изучить и
проанализировать их;
д) если в тексте есть вопросы, на них необходимо
ответить.
2. Продумайте сообщение на заданный
раздел:
а) запишите план сообщения в тетрадь;
б) когда убедитесь, что задание готово, вступайте
в общение с партнером.
Работа в паре
1. Назовите тему задания. 1. Запишите
тему задания.
2. Сообщение начните с диктовки плана. 2. Запишите
план.
3. Перескажите подготовленное сообщение. 3.
Выслушайте сообщение, указанные географические
названия найдите в картах атласа.
4. Задайте друг другу вопросы и ответьте на них.
Обменяйтесь сообщениями, вступите в общение с
другими партнерами.
Работа с текстом «Учись выделять
главное!»
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Подумайте, о чем (или о ком) говорится в этом
тексте.
3. Что говорится об этом?
4. Разделите текст на законченные части.
5. Какие слова являются самыми важными в каждой
части? (Назовем их ключевыми, опорными.)
6. С помощью ключевых слов сформулируйте главные
мысли. Составьте план или придумайте заголовки.
Можно это сделать в виде рисунков, знаков.
7. Знание правил алгоритма поможет выделить
главное в любом тексте.
8. Запомните приемы выделения главного!
Заголовок к тексту, эпиграфы.
Планы, пословицы, тезисы, опорные
конспекты.
Схемы, модели, формулы.
Формулировку выводов начните
словами: итак, таким образом, значит, из чего
следует и пр.
При изучении нового материала в
учебнике находите эти приемы выделения главного.
Алгоритм работы в паре по методике
«Совместное изучение темы в паре постоянного
состава»
1. Текст изучаемого письменного
источника или параграфа разделите на смысловые
части (либо деление дано в параграфе).
2. Подготовьте тетрадь к работе согласно
требованиям учителя: запишите тему, начертите
таблицу.
Тема параграфа:_________________.
№ абзаца |
О чем абзац? |
Основные
понятия, новые слова, даты, события |
|
|
|
3. Приступайте к работе над
абзацем следующим образом:
3.1. Договоритесь о порядке работы:
а) чтение всего текста; б) чтение текста по
абзацам.
3.2. Распределите роли в совместной работе:
а) один читает; б) другой слушает.
4. Обсудите смысл новых понятий, слов и занесите
их в словарь в тетради.
5. Обсудите, как озаглавить абзац, и запишите в
тетрадь. Запишите в таблицу предложение,
выражающее основную мысль абзаца.
6. Ответьте на вопросы к параграфу.
7. Обсудите итог проделанной работы, задавая друг
другу вопросы по содержанию.
8. Подготовьтесь к коллективному обсуждению
проблемы, подобрав аргументы.
9. Проверьте итог выполненной работы по заданию
учителя или карточке: план-конспект, опорный
конспект, словарь новых слов, ответы на вопросы к
параграфу.
10. Тема изучена. Поблагодарите друг друга за
работу.
Алгоритм индивидуальной работы
1. Текст изучаемого письменного
источника или параграфа разделите на смысловые
части (либо деление дано в параграфе).
2. Подготовьте тетрадь к работе согласно
требованиям учителя: запишите тему, начертите
таблицу.
Тема параграфа:_________________.
№ абзаца |
О чем абзац? |
Основные
понятия, новые слова, даты, события |
|
|
|
3. Прочитайте текст по абзацам.
4. Найдите новые понятия, слова и занесите их в
словарь в тетради.
5. Подумайте, как озаглавить абзац, и запишите в
тетради. Запишите в таблицу предложение,
выражающее основную мысль абзаца.
6. Ответьте на вопросы к параграфу.
7. Мысленно подведите итог проделанной работы,
задавая себе вопросы по содержанию.
8. Подготовьтесь к коллективному обсуждению
проблемы, подобрав аргументы.
9. Проверьте итог выполненной работы по заданию
учителя или карточке: план-конспект, опорный
конспект, словарь новых слов, ответы на вопросы к
параграфу.
10. Тема изучена.
Если вы будете следовать данным
советам, то это поможет вам лучше учиться!
Желаем успеха!
Примеры заданий, используемых на
уроках географии в 6-м классе
№ п/п |
Тема урока |
Задания для
девочек |
Задания для
мальчиков |
1 |
Земля – планета
Солнечной системы |
Работа с текстом.
Алгоритм «Учись выделять главное» (см.
выше) |
Работа с текстом.
Составить вопросы-задания к параграфу |
2 |
План местности |
Зарисовать
условные знаки |
Составить
план-схему школьного двора, используя условные
знаки |
3 |
Азимут.
Ориентирование на местности с помощью компаса |
Составить план
текста параграфа. Работа с алгоритмом по
составлению планов |
Составить
географические задачи по параграфу |
4 |
Градусная сетка |
Заполнить таблицу
«Свойства линий градусной сетки» |
Ответить на
вопросы:
– В чем различие меридианов и
параллелей?
– Какое кругосветное путешествие будет
короче? |
5 |
Географические
координаты |
Работа в парах по
объяснению приема определения географических
координат |
Решение
географических задач |
6 |
Литосфера |
Работа по
индивидуальному алгоритму |
Проблемные
вопросы:
– Как можно объяснить многообразие
горных пород и минералов?
– Как образуются горные породы
магматического, осадочного и метаморфического
происхождения? |
7 |
Движения земной
коры |
Подготовить
сообщения, используя дополнительную литературу |
Проблемный вопрос:
– Какое отрицательное и положительное
значение в жизни человека имеют вулканы?
Почему? |
8 |
Рельеф суши |
Работа с
алгоритмом «Сравнение объектов» |
Проблемные
вопросы:
– Почему рельеф Земли такой
разнообразный?
– Каковы причины разнообразного
залегания горных пород? |
9 |
Рельеф дна
океана |
Работа в паре по
методике «Совместное изучение темы» |
Практическая
работа: «Выявление изменений глубин океана вдоль
одной параллели» |
10 |
Гидросфера |
Напишите рассказ
о путешествии капли |
Докажите, что
гидросфера – непрерывная оболочка |
11 |
Части Мирового
океана |
Составить вопросы
по теме |
Проблемное
задание:
– Почему соленость Мирового океана
различна? |
12 |
Воды суши |
Составить
кроссворд «Образование котловин озер»,
используя новые понятия. Подготовить доклады |
Решение
географических задач:
– От чего зависит уровень грунтовых вод?
– Почему колодцы копают зимой?
– Где в походе будете искать родник? |
13 |
Реки |
Работа по
алгоритму самостоятельного изучения темы |
Проблемный
вопрос:
– Почему исток реки не может находиться
в Мировом океане? |
14 |
Атмосфера |
Работа
«Обсуждение проблемы» |
Ответить на
вопросы:
– От чего зависит погода?
– Почему погода бывает разная?
– Почему и в каком направлении движется
воздух?
– При каких условиях выпадают осадки? |
15 |
Биосфера |
Алгоритм работы в
паре по методике «Совместное изучение темы» |
Краткое описание
природных зон. Поиск интересной, социально
значимой информации |
Литература
Герасимова Т.П., Крылова О.В.
Методическое пособие по физической географии. –
М.: Просвещение, 1996.
Карсонов В.А. Система заданий для
самостоятельной работы учащихся. – Ижевск, 1992.
Кухарев Н.В. Формирование
умственной самостоятельности. – Минск: Народная
Асвета, 1972.
Никитина Н.А. Поурочные
разработки по географии. – М.: Вако, 2004.
Понурова Г.А. Проблемный подход в
обучении географии в средней школе. – М.:
Просвещение, 1994.
Пятунин В.Б. Контрольные и
проверочные работы по географии. 6–10-е классы. –
М.: Дрофа, 1996.
Селевко Г.К. Современные
образовательные технологии. – М.: Народное
образование, 1998.
Тихомирова Л.Ф. Развитие
интеллектуальных способностей школьника. – Яр.:
Академия развития, 1996.
Интернет-ресурсы: http://www/emissia/50g/com