Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2010

Урок здоровья

Точка, точка, огуречик – вот и вышел человечек

Открытый урок во 2-м классе «Я познаю себя»

Фото с сайта shutterstock.com

Тема: «Человек»

Цели:

– закрепить знания о частях тела;
– дать детям понятия о внутренних органах и их роли в жизни человека, вырабатывать представление об организме как о едином целом;
– прививать навыки личной гигиены.

Оборудование: сконструированный из проволоки скелет; схема «Человек»; аудиозаписи музыкальных фрагментов, звуков природы; цветные карандаши.

Статья опубликована при поддержке Группы компаний Арис, которая производит, реализует и устанавливает стальные двери и металлоконструкции любой сложности в Москве и ряде городов Московской области. Благодаря наличию собственного склада, где постоянно поддерживается достаточный запас предлагаемых компанией готовых стальных дверей как собственного производства, так и производства других ведущих компаний России, Арис может предложить своим клиентам минимальное время от приема заказа до его исполнения. Стоит также отметить что Арис - это не только широкий ассортимент, но и широкий ценовой диапазон на предлагаемые стальные двери, поэтому можно с уверенностью сказать, что здесь любой клиент сможет подобрать качественную надежную стальную дверь именно в том ценовом сегменте, который он для себя определил. С подробной информацией о предлагаемой продукции, услугах, оказываемых компанией, и ценах можно ознакомиться на сайте arisdoors.com.

ХОД УРОКА

1. Opгмомент

Учитель. Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. Но, прежде чем сесть, вы должны выполнить небольшое задание.

(Дети под руководством педагога делают разминку, сопровождаемую стихами.)

Покачайте головой,
Руки влево, вправо,
Топ ногой и топ другой.
А теперь сложней задание,
Ниже, ниже приседание.
А сейчас тихонько встали,
Отдохнули, подышали…

Учитель. Молодцы, садитесь.

Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, надо отгадать загадку.

Я могу скакать и прыгать,
А могу построить дом,
Мебель в доме том подвигать,
Навести порядок в нем.
После утром рано встану.
На работу я пойду,
Потому что я приучен
С детства к всякому труду.

Учитель. Кто это?

Ребята. Человек.

Учитель. Правильно, тема нашего занятия так и называется – «Человек».

Посмотрите, в этом предложении потерялось слово. Помогите его найти и собрать. (На доске написано: « Я ... себя» – и отдельные слоги вразброс: по, зна, ю.)

Ребята. Познаю. Я познаю себя.

Учитель. Правильно, именно этим мы с вами сегодня и займемся.

2. Удивительное путешествие

(Входит Пуговка.)

Пуговка. Тук-тук. Мне сказали, что я попала в первый класс к маленьким людям. Что такое человек?

Учитель. Человек – уникальное создание природы. Как он устроен, мы узнаем, совершив фантастическое путешествие.

Ребята. Ура! Путешествие! Но у нас нет корабля.

Пуговка. Давайте его построим.

(Дети делают из стульев корабль, на котором под звуки морского шума отправляются в плавание.)

Учитель. Ребята, мы приплыли на остров, где живут наши далекие предки.

(Появляются аборигены. Встреча путешественника и жителей острова.)

Учитель. Ребята, обратите внимание, какие жители острова загорелые, с развитой мускулатурой. Как вы думаете: почему?

Ребята. Потому что они много бегают, занимаются охотой и рыбной ловлей.

3. Части тела

Учитель. На предыдущем занятии мы изучали строение тела человека. Давайте вспомним: из каких частей оно состоит? Что соединяет голову и туловище? Что связывает кисть и предплечье? (Запястье.) Что умеют делать руки? А ноги? (Ответы детей.)

4. Скелет человека

Учитель. До сих пор мы говорили только о внешнем строении тела. Конечно, нам очень интересно заглянуть и внутрь человека.
Наверно, ни для кого из вас не секрет, что внутри нас находится скелет. И мы знаем, что в этом нет ничего страшного.
Чем является скелет для человеческого тела?

Ребята. Опорой, каркасом. Он защищает внутренние органы от ударов.

Учитель. Наш проволочный скелет уже готов к работе.

(Представляет проволочный скелет.)

Мы сделали скелет из одной проволоки, поэтому он не такой гибкий. На самом деле скелет человека, так же как и животных, состоит из множества костей, соединенных суставами. (Показывает суставы.)

5. Внутренние органы

Учитель. На скелете крепятся мышцы, которые то напрягаются, то расслабляются.

(Под руководством учителя ребята делают упражнение на сгибание и разгибание мышц.)

Все тело человека покрыто кожей, под которой, как в хорошем пальто, есть подкладка. Это жировая прослойка, защищающая наше тело от холода, а также от проникновения грязи, микробов.
За кожей надо очень хорошо ухаживать. (Рассказывает о правилах личной гигиены.)
Так вот, наш организм очень похож на маленький оркестр, который играет разные мелодии. Давайте познакомимся с ним поближе.

(Подготовленные заранее дети рассказывают о внутренних органах. В руках у них рисунки с соответствующими изображениями.)

Сердце. Главную партию исполняет сердце. Оно играет: так-так-так.

Когда не выучил урок, сердце исполняет тревожную музыку.
Если вы идете на старт – маршевую музыку.
А перед сном сердце тихо напевает колыбельную песенку.
Я – сердце, ритм всего оркестра, я толкаю кровь по сосудам.

Мозг. Я – мозг, первая скрипка, под меня подстраиваются остальные инструменты, я за всех думаю.

Легкие (двое ребят). Мы легкие – духовые инструменты организма. В нас входит воздух и вместе с ним кислород, а выходит углекислый газ.

(Проведение дыхательной гимнастики с использованием метода биологически активной связи.)

Кишечник. Я кишечник, перевариваю пищу и всасываю самые полезные вещества. И слежу за тем, чтобы в организм не попадали вредные вещества.

Почки (двое ребят). Мы почки, выводим вредную жидкость из организма.

Кровь. Я кровь – ноты, по которым играет весь оркестр. Я теку по сосудам и приношу всем органам кислород.

Желудок. Я желудок, перевариваю пищу.

Все органы. А вместе мы – большой дружный оркестр, в котором нельзя сломаться ни одному инструменту, так как мы зависим друг от друга.

(Изображения внутренних органов (каждый на свое место) прикрепляются к человечку, нарисованному на доске.)

6. Итог

Учитель. Теперь мы с вами можем сделать вывод.

Человек – очень сложная биосистема. Если в одном органе неполадки, то лечить приходится весь организм.

Литература

1. Педагогика здоровья / Под ред. В.Н. Касаткина.
2. Программа и методическое руководство для учителей начальной школы. – М.: Линка-пресс, 2000.

Галина Змиевская ,
учитель физического воспитания, МОУ «Начальная школа – детский сад № 6», г. Большой Камень, Приморский край