Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2010

Урок здоровья

Фея и горный король

В прошлом номере вы познакомились с методикой проведения уроков музыки, основанных на звукотерапии. Мы представляли занятия для первоклассников. Продолжаем тему и предлагаем вашему вниманию разработки для 2-х и 3-х классов

Встреча трех китов

Урок во 2-м классе

Тема: «Три кита музыки».

Цель: способствовать укреплению здоровья учащихся.

Оборудование: музыкальные записи «Танец феи Драже» и вальсы из балетов П.Чайковского «Щелкунчик» и «Спящая красавица»; «Итальянская полька» С.Рахманинова; «Русский перепляс»; ноты и тексты песен «А я солнышко люблю» Т.Андрейченко и «Веселый музыкант» А.Филиппенко и Т.Волгиной; музыкальные инструменты (возможно, игрушечные), заранее подготовленные тексты домашнего задания – по количеству учащихся; картина на музыкальную тему, одна сторона которой окрашена в светлые тона, другая в темные (вывешивается на доске); нотные знаки, сделанные из самоклеящейся бумаги.

ХОД УРОКА

Музыкальное приветствие

(Звучит аудиозапись или музыка в исполнении учителя.)

– Ребята, мы с вами уже знакомы с тремя необычными китами – тремя музыкальными жанрами: песней, танцем и маршем. Сегодня вы узнаете, что происходит, когда эти киты встречаются.

(Звучит отрывок из «Танца феи Драже».)

Слышите волшебную мелодию? Это фея Музыки приглашает вас на бал. Вам хотелось бы туда попасть? (Да.) А вот верные стражи доброй волшебницы, ее помощники киты, сомневаются, что ребята готовы к такому путешествию. Они хотят устроить вам проверку. Следует выполнить несколько заданий. Справимся? (Да.) Тогда вперед!
Вот задание первого кита – песни: спойте свою любимую песню.

Разминка

(Дети исполняют песню «А я солнышко люблю», под которую делают общеразвивающие движения.)

– А теперь упражнение «Солнышко».

Упражнение для стоп «Солнышко»

Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за морюшка! (Ребята поднимаются на носки, тянут руки вверх.)
Твои детки на лугу
Гнут березоньку в дугу (перекаты с пятки на носок на месте),
Зарю величают,
Тебя ожидают. (Разводят носки в стороны и сводят их обратно, при этом пятки соединены.)

Следующий кит просит вас определить, для кого написаны эти марши. Чтобы в дальней дороге не заболели ноги, необходимо заранее о них позаботиться.

Массаж ног «Молотки»

Тук-токи, тук-токи!
Застучали молотки. (Ребята похлопывают ноги ладонями снизу вверх.)
Туки-туки-туки-точки!
Застучали молоточки. (Поколачивают кулачками.)
Туки-ток, туки-ток!
Так стучит молоток. (Поглаживают ноги ладошками.)

– И еще один кит – танец – ждет встречи с вами.
Какие вы знаете танцы? (Вальс, полька...) Как звучит вальс? (Плавно, неторопливо, на 3/4, под него кружатся.) А полька? (Весело, легко, задорно, на 2/4). Сможем ли мы узнать народные танцы, какими они бывают? (Плавными, хороводными или зажигательными, плясовыми.)

Ритмические упражнения

Когда играют вальс – плавно качаем руками над головой, под польку – хлопаем в ладоши, ну а во время народного танца – выполняем «ковырялочку». Давайте встанем, послушаем внимательно и сделаем нужные движения.

(Звучат фрагменты произведений: С.Рахманинов. «Итальянская полька»; П.Чайковский. Вальс из «Спящей красавицы»; «Русский перепляс». Учащиеся выполняют соответствующие танцевальные движения.)

– Молодцы! Хорошо справились с заданиями. Но для того, чтобы побывать на балу у феи, нужно не только петь, танцевать и узнавать трех китов, но и уметь импровизировать, то есть на ходу придумывать мелодии и играть на музыкальных инструментах.

(Детям раздаются инструменты. Шумовой оркестр исполняет музыку утра: песню птички, вальс облетающих осенних листьев, польку дождевых капель, шествие лесных обитателей.)

– А теперь исполним песню с движениями.

Движения под музыку

(Дети поют песню «Веселый музыкант» и делают общеразвивающие движения.)

Дыхательное упражнение «Гармошка»

– Руки на бочок поставим (и.п.: стоя, ладони на ребрах; после полного выдоха делается глубокий вдох),
На гармошке поиграем. (Ребра максимально раздвигаются, грудная клетка не поднимается. Задержка дыхания на 1–2 секунды. На выдохе ребра возвращаются в прежнее положение. Выдох – через неплотно сжатые губы. Повторить 4 раза.)
Отлично. Три кита убедились, что вы многое знаете и умеете, теперь вы почти готовы к тому, чтобы попасть к фее. Вот только сделайте для нее подарки – музыкальные импровизации, и на следующем уроке отправимся на долгожданный бал. Я раздам вам тексты, к которым вы дома попробуете сочинить музыку.

(Учитель раздает ребятам тексты для импровизации маршей «На зарядку мы спешим, стать мы сильными хотим» И.Агеева и «Не страшны нам ангины, будем пить витамины», песен «Мама доченьку качала, тихо песню напевала» и «Хороши морозные деньки, надеваем лыжи и коньки», польки «Полька, полька, полечка, два притопа, три прыжка» И.Агеева и вальса «Очень любим мы гулять, свежим воздухом дышать».)

А еще вы получаете волшебные нотки от трех китов, прикрепите их в зависимости от своего настроения: если сегодня на уроке вам было скучно, то на темную часть картинки; а если весело и интересно – на светлую.

 

Зима

Урок в 3-м классе

Тема: «Зима. Контраст элементов музыкальной речи».

Цель: развитие воображения, внимания и памяти учащихся.

Оборудование: запись пьес Э.Грига «Утро» и «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт», музыки П.Хоффера «Битва»; ноты «Игра в слова» И.Арсеева (с текстом) и «Канадская народная песня».

ХОД УРОКА

Музыкальное приветствие

(Звучит аудиозапись либо музыка в исполнении учителя.)

? Ребята, нет музыки без развития, даже когда она стремится передать полный покой, неподвижность. Примером может служить произведение Э.Грига. Под звуки знакомой вам пьесы «Утро» постарайтесь полностью расслабиться. Займите удобное положение, закройте глаза.
Отправляемся в путешествие в мир грез. Представьте какую-нибудь радостную картину с собственным участием. Рисуйте в воображении такие ситуации, в которых вы испытываете самые приятные чувства.

Релаксация под музыку

(Звучит пьеса Э. Грига «Утро». Применяется метод визуализации, помогающий высвободить внутреннее беспокойство и избавиться от напряжения.)

Обсуждение пьесы Э.Грига «Утро»

– Предлагаю вам инсценировать прослушанную пьесу. Но сначала расскажите: что же в ней происходит, как должна звучать музыка в разных куплетах?

(1-й куплет – картина спокойного зимнего леса, медведь тихо идет в свою берлогу. Таким же спокойным должно быть звучание музыки.)

Что происходит в конце куплета? (Происшествие. Медведь наступил лисе на хвост. В жизни лесных обитателей – шум, гам, переполох. Музыка звучит и быстрее, и громче.)
Верно. Музыка звучит взволнованно, шумно, быстро. А в третьем куплете? (Медведь залез в берлогу. В лесу все успокоилось. Музыка опять медленная и тихая.)
Какие движения помогут нам изобразить неуклюжего медведя, обиженную красавицу-лисицу, мудрого дятла? (Импровизация движений, инсценировка песни.)
Наше исполнение внесло развитие, движение, изменение характера. Помогли нам в этом средства музыкальной выразительности. Какие именно? (Темп, динамика.)
Лесные обитатели живут на свежем воздухе, никогда не болеют и вам желают здоровья. Выполните вместе с ними веселые упражнения.

Упражнение «Мишка» на напряжение и расслабление мышц рук

Мишка до пяти считает,
Мишка гири поднимает. (Разводят руки в стороны, сжимают пальцы в кулаки, с силой сгибают руки к плечам и разводят их в стороны.)
Раз, два, три, четыре, пять! (Поднимают руки вверх, напрягая мышцы.)
Буду гири опускать. (Опускают руки вниз и расслабляют их.)

Гимнастика для глаз

Сел медведь на бревнышко,
Стал глядеть на солнышко. (Сидя на стуле, поднимают голову вверх и водят глазами вправо – влево в ритме стихотворения.)
– Не гляди на свет, медведь!
Глазки могут заболеть! (Прикрывают глаза ладонями.)

(М.Дружинина)

А вот гимнастика от хитрой лисы-плутовки.

Гимнастика для стоп

(Ребята выполняют следующие упражнения: переступание с ноги на ногу, ходьба на носках, на пятках, перекаты с пятки на носок, сведение и разведение носков и т.п.)

– Теперь сделаем своему соседу массаж, которому нас научил дятел.

Массаж спины «Дятел»

(См. статью «Весна в музыке», № 6/2010.)

Попевка «Игра в слова»

(Ребята исполняют попевку, и педагог вместе с ними анализирует элементы музыкальной речи.)

На картине можно изобразить смеющегося или плачущего человека, но нельзя показать переход от радости к печали и наоборот. А вот композитор, напротив, может выразить именно развитие чувства, переход от одного состояния, настроения к другому. Мы уже знаем, что через музыку можно передать движение, приближение – удаление. Приведите пример. (Л.Книппер. «Полюшко-поле».) Сегодня мы познакомимся с пьесой норвежского композитора Э.Грига «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт». В Норвегии много сказок, легенд и преданий о волшебных существах – троллях и гномах.
А какие герои живут в русских народных сказках и поверьях? (Баба-яга, Леший, Змей Горыныч, Чудо-юдо и др.)
Кто обычно побеждает страшных чудищ? (Иван-царевич, Иван – крестьянский сын.) Добро всегда побеждает зло? (Да.) Давайте представим себе такую ситуацию.

Упражнение «Битва»

Под музыку П.Хоффера изображается Иван-царевич, бьющийся с трехглавым Змеем Горынычем и побеждающий его.
Дети по очереди выполняют выразительные движения:
1. Голова и кисти рук – это головы Змея Горыныча. Они качаются, делают выпады в сторону Ивана-царевича, никнут по очереди (срубленные), поднимаются (вырастают новые). Иван с видимым усилием размахивает воображаемым мечом.
2. Поза и мимика победителя выражают радость и гордость. Его плечи развернуты, ноги слегка расставлены, голова откинута, брови подняты, губы тронуты улыбкой.
– А что же происходит в произведении Эдварда Грига? Герой попадает в сказочную пещеру, он прилег отдохнуть. Вдруг послышалось легкое движение, отовсюду стали появляться тролли. Кто они? (Волшебные существа.) Какие – добрые или злые? Об этом мы узнаем, послушав музыку.

Слушание и обсуждение пьесы Э.Грига «В пещере горного короля»

Верил я, сходя впервые в недра мрачные земные:
Духи тьмы там, в глубине, тайну тайн откроют мне. (Г.Ибсен)
Созвучны ли стихи музыке? (Да.)
Пьеса полна фантастической таинственности. На добро или на зло собрались тролли? (На зло, они собираются и строятся в колонны с воинственными криками.) Что подсказало вам ответ, как изменялась музыка? (Мелодия не менялась, была однообразной, ритм тоже, использовался прием повтора.) А что менялось? (Темп: движение от очень медленного шествия к очень быстрому, как вихрь; динамика: от едва слышного звучания к мощному, громкому; тембр: от спокойного к возбужденному; характер: от злого к агрессивному.)
Мы убедились, как и во время «Игры в слова», что контраст в музыке создается прежде всего такими элементами, как лад и темп. Очень важна динамика. Сочетание медленного и быстрого темпа, мажора и минора, динамических оттенков способствует отражению печали, спокойствия, гнева и радости.

Статья подготовлена при поддержке компании «Краснодарторгтехника». Если Вы решили приобрести качественную оргтехнику в Краснодаре, которая прослужит вам долгое время, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Краснодарторгтехника». На сайте, расположенном по адресу www.Torg-Teh.Ru, вы сможете, потратив много времени, заказать жарочный шкаф по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Torg-Teh.Ru.

Упражнение «Противоположные движения»

Дети становятся в две шеренги друг против друга. Звучит «Канадская народная песня». На начало каждого такта вторая шеренга выполняет движения, противоположные первой. Если первая приседает, вторая подпрыгивает; и т.д.

Рисунки Е.Медведева

Владимир Ирхин ,
доктор педагогических наук, профессор Белгородского государственного университета ;
Анна Роньшина ,
учитель музыки, СОШ № 2, г. Строитель, Белгородская область