|
Фея и горный король
Встреча трех китовУрок во 2-м классеТема: «Три кита музыки». Цель: способствовать укреплению здоровья учащихся. Оборудование: музыкальные записи «Танец феи Драже» и вальсы из балетов П.Чайковского «Щелкунчик» и «Спящая красавица»; «Итальянская полька» С.Рахманинова; «Русский перепляс»; ноты и тексты песен «А я солнышко люблю» Т.Андрейченко и «Веселый музыкант» А.Филиппенко и Т.Волгиной; музыкальные инструменты (возможно, игрушечные), заранее подготовленные тексты домашнего задания – по количеству учащихся; картина на музыкальную тему, одна сторона которой окрашена в светлые тона, другая – в темные (вывешивается на доске); нотные знаки, сделанные из самоклеящейся бумаги. ХОД УРОКА Музыкальное приветствие(Звучит аудиозапись или музыка в исполнении учителя.) – Ребята, мы с вами уже знакомы с тремя необычными китами – тремя музыкальными жанрами: песней, танцем и маршем. Сегодня вы узнаете, что происходит, когда эти киты встречаются. (Звучит отрывок из «Танца феи Драже».) Слышите волшебную мелодию? Это фея
Музыки приглашает вас на бал. Вам хотелось бы
туда попасть? (Да.) А вот верные стражи доброй
волшебницы, ее помощники киты, сомневаются, что
ребята готовы к такому путешествию. Они хотят
устроить вам проверку. Следует выполнить
несколько заданий. Справимся? (Да.) Тогда
вперед! Разминка(Дети исполняют песню «А я солнышко люблю», под которую делают общеразвивающие движения.) – А теперь упражнение «Солнышко». Упражнение для стоп «Солнышко»Солнышко-ведрышко, – Следующий кит просит вас определить, для кого написаны эти марши. Чтобы в дальней дороге не заболели ноги, необходимо заранее о них позаботиться. Массаж ног «Молотки»Тук-токи, тук-токи! – И еще один кит – танец – ждет
встречи с вами. Ритмические упражненияКогда играют вальс – плавно качаем руками над головой, под польку – хлопаем в ладоши, ну а во время народного танца – выполняем «ковырялочку». Давайте встанем, послушаем внимательно и сделаем нужные движения. (Звучат фрагменты произведений: С.Рахманинов. «Итальянская полька»; П.Чайковский. Вальс из «Спящей красавицы»; «Русский перепляс». Учащиеся выполняют соответствующие танцевальные движения.) – Молодцы! Хорошо справились с заданиями. Но для того, чтобы побывать на балу у феи, нужно не только петь, танцевать и узнавать трех китов, но и уметь импровизировать, то есть на ходу придумывать мелодии и играть на музыкальных инструментах. (Детям раздаются инструменты. Шумовой оркестр исполняет музыку утра: песню птички, вальс облетающих осенних листьев, польку дождевых капель, шествие лесных обитателей.) – А теперь исполним песню с движениями. Движения под музыку(Дети поют песню «Веселый музыкант» и делают общеразвивающие движения.) Дыхательное упражнение «Гармошка»– Руки на бочок поставим (и.п.:
стоя, ладони на ребрах; после полного выдоха
делается глубокий вдох), (Учитель раздает ребятам тексты для импровизации маршей «На зарядку мы спешим, стать мы сильными хотим» И.Агеева и «Не страшны нам ангины, будем пить витамины», песен «Мама доченьку качала, тихо песню напевала» и «Хороши морозные деньки, надеваем лыжи и коньки», польки «Полька, полька, полечка, два притопа, три прыжка» И.Агеева и вальса «Очень любим мы гулять, свежим воздухом дышать».) А еще вы получаете волшебные нотки от трех китов, прикрепите их в зависимости от своего настроения: если сегодня на уроке вам было скучно, то на темную часть картинки; а если весело и интересно – на светлую.
ЗимаУрок в 3-м классеТема: «Зима. Контраст элементов музыкальной речи». Цель: развитие воображения, внимания и памяти учащихся. Оборудование: запись пьес Э.Грига «Утро» и «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт», музыки П.Хоффера «Битва»; ноты «Игра в слова» И.Арсеева (с текстом) и «Канадская народная песня». ХОД УРОКА Музыкальное приветствие(Звучит аудиозапись либо музыка в исполнении учителя.) ? Ребята, нет музыки без развития, даже
когда она стремится передать полный покой,
неподвижность. Примером может служить
произведение Э.Грига. Под звуки знакомой вам
пьесы «Утро» постарайтесь полностью
расслабиться. Займите удобное положение,
закройте глаза. Релаксация под музыку(Звучит пьеса Э. Грига «Утро». Применяется метод визуализации, помогающий высвободить внутреннее беспокойство и избавиться от напряжения.) Обсуждение пьесы Э.Грига «Утро»– Предлагаю вам инсценировать прослушанную пьесу. Но сначала расскажите: что же в ней происходит, как должна звучать музыка в разных куплетах? (1-й куплет – картина спокойного зимнего леса, медведь тихо идет в свою берлогу. Таким же спокойным должно быть звучание музыки.) Что происходит в конце куплета? (Происшествие.
Медведь наступил лисе на хвост. В жизни лесных
обитателей – шум, гам, переполох. Музыка звучит и
быстрее, и громче.) Упражнение «Мишка» на напряжение и расслабление мышц рукМишка до пяти считает, Гимнастика для глазСел медведь на бревнышко, (М.Дружинина) А вот гимнастика от хитрой лисы-плутовки. Гимнастика для стоп(Ребята выполняют следующие упражнения: переступание с ноги на ногу, ходьба на носках, на пятках, перекаты с пятки на носок, сведение и разведение носков и т.п.) – Теперь сделаем своему соседу массаж, которому нас научил дятел. Массаж спины «Дятел»(См. статью «Весна в музыке», № 6/2010.) Попевка «Игра в слова»(Ребята исполняют попевку, и педагог вместе с ними анализирует элементы музыкальной речи.) – На картине можно изобразить
смеющегося или плачущего человека, но нельзя
показать переход от радости к печали и наоборот.
А вот композитор, напротив, может выразить именно
развитие чувства, переход от одного состояния,
настроения к другому. Мы уже знаем, что через
музыку можно передать движение, приближение –
удаление. Приведите пример. (Л.Книппер.
«Полюшко-поле».) Сегодня мы познакомимся с
пьесой норвежского композитора Э.Грига «В
пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт». В
Норвегии много сказок, легенд и преданий о
волшебных существах – троллях и гномах. Упражнение «Битва»Под музыку П.Хоффера изображается
Иван-царевич, бьющийся с трехглавым Змеем
Горынычем и побеждающий его. Слушание и обсуждение пьесы Э.Грига «В пещере горного короля»– Верил я, сходя впервые в
недра мрачные земные: Статья подготовлена при поддержке компании «Краснодарторгтехника». Если Вы решили приобрести качественную оргтехнику в Краснодаре, которая прослужит вам долгое время, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Краснодарторгтехника». На сайте, расположенном по адресу www.Torg-Teh.Ru, вы сможете, потратив много времени, заказать жарочный шкаф по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Torg-Teh.Ru. Упражнение «Противоположные движения»Дети становятся в две шеренги друг против друга. Звучит «Канадская народная песня». На начало каждого такта вторая шеренга выполняет движения, противоположные первой. Если первая приседает, вторая подпрыгивает; и т.д. Рисунки Е.Медведева
Владимир Ирхин ,
|