Пагубное влияние на психику
Степень восприимчивости и
психологической устойчивости у разных детей
неодинакова. Роль компьютера оценивается двояко:
с одной стороны, восхищение по поводу его
возможностей, с другой – возмущение опасным
влиянием на психику ребят, особенно в
подростковый период.
Есть точка зрения, что компьютеры потихоньку
захватывают нас в плен. Быть может, скоро
искусственный интеллект восстанет и поработит
людей?
Всемирная паутина содержит массу негативной
информации, от которой, к сожалению, наши дети не
застрахованы. А клипы построены на языке
подсознания: мелькание кадров (использование
эффекта 25-го кадра), звуковое и цветовое
воздействие – все это способно влиять на
психоэмоциональное состояние человека.
Компьютерные игры – любимая забава современных
мальчишек и девчонок. Подобные развлечения ведут
к трансформации традиционной детской картины
мира. Можно сказать: ребенок экранируетсъя от
действительности, погружаясь в иной –
фантастичный, зачастую мрачный, но
притягательный мир. Качественная графика дает
стопроцентное ощущение реальности.
Игры разжигают пагубные страсти и греховные
влечения: к властолюбию и тщеславию, наживе и
нездоровому азарту, лжи и злым помыслам.
Маленький человек, входя в общение с монстрами и
вампирами, невольно им уподобляется, чем снимает
защиту перед их нападениями, а значит, перед
лицом болезней, страхов. Нарастает интерес к
мотивам смерти, гибели всего живого на земле.
Психиатр из Тайпея (Тайвань) доктор Чоу Юан-хуа
доказал, что игры, в которых показана жестокость,
могут привести к повреждению головного мозга. В
исследовании приняли участие 30 человек в
возрасте 25 лет. Испытуемым предлагалось
развлечься за компьютером, а исследователи
изучали их кровообращение до и после этого
процесса. Оказалось, что игры снижают приток
крови в мозг, а те из них, в которых насилие
присутствует сплошь и рядом, делают это в большей
степени. По словам доктора, злоупотребление
играми со временем ухудшает здоровье.
Психическое напряжение, возникающее во время
игр, вызывает у ребенка стрессовые состояния.
Стрессы за компьютером возникают также при
потере информации, «зависаниях», сбоях
программ...
В 1999 году британские психологи опубликовали
результаты своих исследований. Их выводы
оказались категоричными: до десяти лет ребенку у
компьютера делать нечего! Пристрастие таких
детей даже к обучающим играм может замедлить их
развитие, подавить интерес к обычным забавам и
контактам со сверстниками, не способствует
повышению концентрации внимания и развитию
воображения. Им гораздо полезнее читать вместе с
родителями книги, рисовать и играть на воздухе в
подвижные игры.
Можно выделить 4 типа проявления
компьютерной усталости.
1. Потеря контроля над собой:
ребенок часто трогает лицо, сосет палец,
гримасничает, кричит и т.п.
2. Падение интереса к компьютеру: ребенок
часто отвлекается, вступает в разговоры,
обращает внимание на другие предметы.
3. «Утомленная» поза: ребенок склоняется то в
одну, то в другую сторону, откидывается на спинку
стула, задирает ноги, упираясь в край стола.
4. Эмоционально-невротическая реакция –
крик, подпрыгивания, пританцовывания,
истерический смех.
Стресс – ответ организма на
экстремальные условия, нарушающие эмоциональное
спокойствие и равновесие. В результате –
усталость, депрессия, вялость, упадок сил,
тревога, возбужденное состояние. Возможные
последствия – частичная потеря памяти,
бессонница, боли в спине, повышение давления,
диабет, головные боли...
Лучший друг
А так ли уж опасен компьютер на самом
деле?
Что если попробовать не пугаться неведомого, а
спокойно присмотреться и попытаться найти ему
доброе применение?
Играть любят не только дети, но и взрослые. Ведь в
игре мы становимся иными, уходим от той
социальной роли, которая нам досталась в жизни.
Если для 4–5-летних подходят безобидные
приключения зверушек и книжных героев, то с 6–7 и
до 10–11 лет резко возрастает интерес к действам,
где ребенок становится пилотом истребителя,
командиром подводной лодки или ведет за собой
танковую колонну. «Войнушка» особенно актуальна
для мальчиков. Это и острые ощущения, и проверка
себя на силу и ловкость. А потому пусть вас не
пугает, что на какое-то время экран монитора стал
полигоном для сражений. Важно не пропустить
момент, когда сыну не захочется другого
«геройства», кроме компьютерного.
Психологи считают, что игра – действие, не
направленное к извлечению выгоды. Здесь не
ставятся цели, выходящие за рамки происходящего.
Игра замкнута в себе. И в этом смысле бескорыстна.
В работах некоторых исследователей есть научное
обоснование того, как компьютер способствует
интеллектуальному росту детей. Они считают, что
игры составлены так, чтобы ребенок мог себе
представить не единичное понятие или конкретный
случай, но получил представление обо всех
похожих ситуациях или предметах. Таким образом,
происходит развитие важнейших операций мышления
– обобщения и классификации. Игры учат принимать
самостоятельные решения, а также быстро
переключаться с одного действия на другое. Через
них человек познает себя и мир.
Главное – правильно подбирать игры. Если они
учат безжалостности и насилию, то их следует
избегать. Если же развивают смекалку, реакцию,
умение предвидеть последствия своих шагов, то
такие игры нашим детям только на пользу.
Первые игры, с которыми познакомится ваш малыш,
должны быть прежде всего веселыми и добрыми. Ими
могут стать «Волшебные игрушки», «Твинисы.
Давайте поиграем», «Питер Пэн» или «Аладдин».
Компьютерные пазлы, как и их пластиковые аналоги,
развивают внимание, память, аккуратность и
усидчивость.
Хорошо влияет компьютер и на творческие
способности ребят. В этом случае его
положительное воздействие зависит от
индивидуальных особенностей: к примеру, одни
начинают быстрее изучать языки, другие –
прекрасно рисовать. Если говорить об обучающих
программах, то можно порекомендовать, например,
игры по математике: «Мышка Мия спешит на помощь»,
«Считай и побеждай» и «Суперинтеллект»; по
английскому языку: «В поисках утраченных слов»,
«Мышка Мия учит языки», «Правильный английский
без скучных правил». Очень неплоха серия
«НЕскучных уроков».
Современная цивилизация дала ребенку компьютер
не только для развлечения, но и как средство
обучения. Правда, к сожалению, дети, обучающиеся
на компьютере, пишут как «курица лапой», быстро
устают во время диктантов. Объяснение простое:
работа за компьютером развивает мелкую
мускулатуру рук, но лишь до той степени, которая
требуется для легкого касания клавиш. А потому
необходимость держать долгое время ручку или
карандаш уже кажется ребенку непосильной
работой.
Наши дети родились и растут в мире, где компьютер
– такая же привычная вещь, как телевизор,
автомобиль, электрическое освещение. Если
ребенок с детства не приучен к работе за
монитором, он так и будет держаться от
компьютерного мира на почтительном расстоянии и
никогда не овладеет вполне достижениями
современной цивилизации. Он станет значительно
уступать сверстникам в возможности
адаптироваться к университетским системам, а
затем сильно проигрывать при поиске работы.
Собственный компьютер – частное пространство
ребенка, необходимое каждой формирующейся
личности. Так что не надо бояться ставить его в
комнате сына или дочери.
Компьютер – новый помощник учителя в
организации работы учеников. Еще это инструмент
для творчества. Существующие программы помогают
быстро и красочно оформлять результаты работы
школьников, а Интернет дает возможность получить
доступ к мировым информационным ресурсам и даже
стать их частью.
Глобальная сеть сближает участников
образовательного процесса, делает доступным
общение на расстоянии, позволяет выступить на
равных детям и педагогам. Даже сам факт
использования компьютера в учебном процессе
позволяет заинтересовать ребенка, сделать его
работу осмысленной. Детей интересуют
современные технологии, так как они открывают
новые возможности.
Разумеется, использовать имеющиеся во Всемирной
паутине образовательные ресурсы необходимо.
Но, к сожалению, ни государством, ни
администрацией школ, ни спонсорами,
осуществляющими внедрение Интернета, пока не
предусмотрено применение мер по защите от
негативной информации.
В домашних же условиях реально контролировать
содержимое «ящика». Взрослые могут установить
календарь посещений Интернета. Таким образом,
папы и мамы, не желающие, чтобы их ребенок
бороздил просторы глобальной сети в одиночестве,
когда они на работе, блокируют определенные часы
для доступа в Интернет. Удобно? Очень!
Как справляться
со стрессом
Во время стресса возникает избыток
энергии, мышцы напрягаются и учащается
сердцебиение. Организму необходимо выплеснуть
накопившийся «заряд». Чтобы энергия не стала
разрушительной, нужно вовремя взять себя в руки и
направить ее потенциал в положительное русло.
Что поможет расслабиться и разрядиться? Вот
советы, которые пригодятся и детям, и взрослым.
Хорошо снимает напряжение зеленый чай. А бананы
повышают настроение и вызывают чувство
благополучия и спокойствия.
Несколько глотков свежего воздуха – и вы ощутите
ясность ума и легкость в теле. Можно попробовать
технику глубокого дыхания – вдохните,
досчитайте до шести, выдохните, снова посчитайте.
И так пять раз подряд. При этом старайтесь дышать
не только грудной клеткой, а еще и животом.
Рекомендуется сходить в баню или сауну, которые
заставят как следует пропотеть. С потом выходят
токсины. Вы почувствуете себя лучше физически и
морально. Часть стресса тоже уйдет.
Хорошая разрядка для организма – слезы. В них
содержатся вещества, повышающие
стрессоустойчивость. Не зря говорят, что женщины,
которые часто плачут во время напряженных,
волнующих ситуаций, реже страдают психическими
заболеваниями.
Снять накопившийся стресс помогает письмо:
изложите все, что с вами произошло, на бумаге, и
вам станет легче. Совсем не обязательно вести
дневник – достаточно потратить на это 20 минут в
течение 3 дней.
Психологи советуют обставить дом собственными
фотографиями. Выберите не менее 15 самых любимых,
на которых вы счастливы и беззаботны, и повесьте
их на стены своей комнаты. Это позволит
успокоиться и почувствовать себя
раскрепощеннее. |
Профилактика занятий за
компьютером
Приобретая для сына или дочери
компьютер, мы должны понимать, что на нас ложится
ответственность за то, что он принесет – пользу
или вред.
Развивающие игры – отличный способ
самообразования, Интернет – хорошая школа
развития навыков поиска и отбора информации. Но в
занятиях компьютером, как и во всем, важно
соблюдать чувство меры.
Недолгое пребывание за компьютером улучшает
концентрацию внимания, а чрезмерное –
ухудшает. Поэтому важно регламентировать время,
которое ребенок проводит перед экраном. Заведите
правило: не играть перед сном, сразу после еды и,
конечно, при несделанных уроках. Установите код
для включения компьютера и автоматический
прерыватель сеанса игры.
Дети 7–9 лет не должны находиться перед экраном
более часа, ребята 10–15 лет – не дольше 1,5–2 часов.
А взрослым надо помнить о пользе 15-минутных
перерывов через каждые 45 минут работы.
Объясните ребенку, что все игры основаны на
быстроте и точности, а не на продолжительности, и
чрезмерное сидение за монитором может привести к
ослаблению зрения. Неплохо каждые два-три часа
надевать дырчатые очки, которые снимают спазм
глазных мышц.
Компьютер – источник электромагнитного
излучения. Его уровень сбоку и сзади монитора
выше, чем спереди. Поставьте компьютер в углу
комнаты или так, чтобы не работающие на нем не
оказывались сбоку или сзади от экрана. Помните о
находящихся в соседней комнате – стены и
перегородки излучению не помеха.
Электромагнитное излучение несет вред
организму, особенно детскому, грозя мозговыми
нарушениями, эндокринными заболеваниями,
раковыми опухолями, снижением иммунитета и пр.
Нормы излучения в классах превышены, как
показали замеры, в 2, а иногда и в 50 (!) раз.
Чем снизить вредоносность излучения?
Превосходной защитой являются ионизаторы
воздуха. Они бывают разными: от компактных, как
мобильный телефон, до мощных стационарных,
размером с телевизор. Ионизаторы не только
нейтрализуют вредные последствия излучений, но и
создают благоприятную воздушную среду, очищая ее
от пыли и микробов. Улучшить атмосферу можно с
помощью «аэроионизатора» – люстры Чижевского,
их сейчас научились даже встраивать в
мышь.Ученые установили, что, если ребенок сидит
возле компьютера более 50 минут, у него в полтора
раза снижается способность запоминать новую
информацию. Конечно, не только излучение в этом
виновато, но все же…
В перерывах между занятиями за компьютером или
после них полезно провести время на природе, на
свежем воздухе.
Грамотно организованное рабочее место
минимизирует вредное воздействие компьютера.
Центр экрана должен находиться примерно на
уровне глаз или чуть ниже. Голову следует держать
прямо, без наклона вперед. Периодически на
несколько секунд нужно закрывать глаза, давая им
отдохнуть и расслабиться.
Экран должен быть абсолютно чистым. Протирайте
монитор (лучше специальными салфетками и/или
жидкостью) не реже одного раза в неделю.
Хорошо приобрести удобное рабочее кресло,
которое позволит без усилий сохранять
правильную позу. Желательно, чтобы можно было
регулировать высоту сиденья и наклон спинки,
перемещаться на роликах. Идеальная спинка кресла
повторяет изгибы позвоночника и служит опорой
для нижнего отдела спины. Сиденье слегка
наклонено вперед, что несколько переносит
давление с позвоночника на бедра и ноги. Край
сиденья чуть загнут – это уменьшает давление на
бедра. Кресло (стул) должно быть жесткое или
полужесткое, что улучшает кровообращение в малом
тазу. Тип кресла выбирается в зависимости от
характера и продолжительности работы с учетом
роста пользователя. Недопустимо заниматься,
развалившись в кресле. Тем, кто много работает с
клавиатурой, поможет специальная подставка под
запястья или клавиатура, в которой панель
разделена пополам с возможностью наклонять и
поворачивать половинки друг относительно друга.
Детям, долго сидящим перед монитором, полезно
упражнение «Кошка сердится»: стоя на
четвереньках, опускайте голову, одновременно
округляя спину, оставайтесь в таком положении в
течение 5–10 секунд, затем медленно поднимайте
голову и осторожно прогибайте спину. Повторяйте,
пока не надоест, но не менее 5–6 раз.
Дискомфорт бывает связан с неправильным
расположением монитора. Его слишком высокое или
низкое нахождение заставляет вытягивать или
наклонять голову и шею, а пребывание в этих позах
быстро вызывает дискомфорт. Высоко
расположенный экран также подвергает
воздействию большую поверхность глаза, что
приводит к быстрому высыханию защитного
слезного слоя.
Именно из-за нагрузки на зрение через
непродолжительное время у занимающегося за
компьютером начинает болеть и кружиться голова.
Если работать достаточно долго, то зрительное
переутомление может привести к устойчивому
снижению остроты зрения.
Через каждые 20–30 минут нужно отвлекаться от
монитора и делать несколько простых упражнений.
Научите ребенка зарядке для глаз, например,
зажмуриться и повращать зрачками сначала в
разные стороны, а потом вверх – вниз.
Установите закон расстояния: для игровых
приставок – не менее 2 метров, для ПК – 30–40 см,
при обязательном применении экранного фильтра
для снижения воздействия высокочастотных
колебаний.
Если близорукость превышает 2–4 единицы,
необходимо иметь две пары очков для работы
«вблизи» и «для дали». А тем, у кого была операция
на глазах, два-три месяца вообще не подходить к
компьютеру. Иначе это может привести к серьезным
осложнениям.
Освещение при работе с компьютером должно быть
не слишком ярким, но и не отсутствовать совсем.
Когда это неизбежно, купите плотные шторы или
жалюзи, которые отсекут свет. Если окно сбоку,
решение – те же занавески. Можно приобрести
козырек для монитора (ими комплектуют некоторые
профессиональные мониторы, продают их и
отдельно) или сделать его самому: возьмите
картонную коробку, вырежьте из нее угол и
наденьте на монитор. Козырек экранирует свет,
контрастность изображения повышается,
цветопередача становится более естественной,
глаза устают меньше. Располагайте монитор и
клавиатуру на рабочем столе прямо, ни в коем
случае не наискосок.
Во время занятий за компьютером избавьтесь от
постороннего шума: выключите телевизор,
отгородитесь от соседей... С другой стороны –
можно использовать специально подобранный
звуковой фон, способный повысить эффективность
труда. Чтобы расслабиться или, наоборот,
взбодриться, стоит позаботиться о хорошей музыке
на компьютере. Это могут быть и звуки природы,
которые создадут необходимую обстановку на
рабочем месте.
Компьютер – вещь, безусловно, замечательная. В
нашей жизни он играет огромную роль. Помогает в
учебе, в бизнесе, дает нам возможность общаться,
получать информацию и еще много хорошего и
интересного.
Статья подготовлена при поддержке салона текстиля «BestTextile». Если вы решили благоустроить свою квартиру или офис, то оптимальным решением станет обратиться в салон текстиля «BestTextile». На сайте, расположенном по адресу www.Besttextile.Msk.Ru, вы сможете, не потратив много времени, воспользоваться услугой «пошив штор на заказ» по выгодным ценам. Также салон текстиля «BestTextile» предоставляет возможность вызвать на дом замерщика, для уточнения размеров.
Без компьютера трудно представить современный
офис, учреждение или организацию. Он стал
домашним другом во многих семьях, сделал доступ к
знаниям и информации легким и комфортным. При
разумном подходе никакого вреда компьютер не
принесет, а вот польза будет прямо-таки
неоценимой.