|
Инклюзивное обучение: как это делаем мыИнтеграция слабослышащих детей в общеобразовательную школу
Благодаря искреннему желанию
помочь ребенку, большому терпению, доброте,
ежедневному многолетнему кропотливому труду
педагогов нашей школы дети с проблемами слуха
адаптированы в социум одноклассников,
сверстников и общества. Педагоги и специалисты
школы обеспечивают качественное образование,
гармоничное развитие личности, нравственное и
патриотическое воспитание, а также заботятся о
здоровье учащихся. Именно это позволяет
слабослышащим детям быть полноценными
гражданами нашей страны. В течение нескольких лет работы
экспериментальной площадки на базе школы
специалисты Института коррекционной педагогики
проводили обучение учителей. Конечно, работа
осложняется из-за отсутствия каких-либо методик.
Каждый учитель пытается найти свои подходы к
таким детям. А это тоже непросто: психологически
они отличаются от сверстников с нормальным
слухом, они более замкнуты и обидчивы. Конечно,
слабослышащие дети приучены и умеют работать с
полной отдачей, но учитель всегда остается в
напряжении: ему необходимо каждую минуту помнить
о том, что информация в основном считывается по
губам, что нельзя стоять за спиной у
слабослышащего ребенка, что он может не понять
значение каких-либо слов, употребленных учителем
для объяснения нового материала. 1. Игра с мячом. Задавая какой-либо вопрос, бросаем мяч отвечающему. Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос. Затем дети сами задают вопрос и бросают отвечающему мяч. Это упражнение помогает развивать внимание глухих детей. 2. Работа в парах. Дети задают вопросы друг другу, либо примеры, либо задания. Эта работа может проходить у доски, за партами, с места (один слабослышащий ребенок, другой – нормально слышащий). 3. Можно оборачиваться. Так как слабослышащим детям нужно видеть говорящего человека, во время ответа с места всем детям разрешается обернуться и смотреть на ученика. 4. Ролевые групповые игры. Ребята учатся слушать и понимать друг друга. Наша задача – сформировать у
слабослышащего ребенка такие качества, как
деловитость, инициативность, коллективизм и
самостоятельность. Находясь постоянно в кругу
слышащих сверстников, дети с ограниченными
возможностями приобретают новый социальный и
эмоциональный опыт, который усиливает их
стремление к общению, содержательной
коммуникации с окружающим миром. Первые проблемы в обучении ребенка с отклонениями от нормы появляются сразу же. Оказывается, у детей с нарушениями слуха происходит нарушение познавательных функций. Это значит, нарушены внимание, восприятие, речь, память, мышление. У таких детей понижена инициатива общения с окружающим миром. У большинства нередко вплоть до подросткового возраста сохраняются неустойчивость поз и движений, потеря равновесия. Страдают ориентация в пространстве, координация и ловкость пальцев рук (в связи с тесным взаимодействием слухового и вестибулярного аппарата). Замедлен темп двигательной активности, затруднено формирование двигательных навыков. Они бывают неуклюжи. На уроках физкультуры и ритмики медленно повторяют упражнение, плохо ловят мяч, долго учатся прыгать через скакалку. Еще на раннем этапе развития познавательных, психических процессов (дошкольный возраст) в норме полноценной моторной активности формируется адекватное наглядно-действенное мышление. В дальнейшем внешнее действие переносится во внутренний план образного мышления, которое опосредует образная память. В этой связи при расстройстве моторики в результате нарушения слуха образная память фрагментарна, изобилует представлениями, в которых отражены несущественные и искаженные стороны действительности. В ней отсутствует прочная основа для запоминания, поэтому дети не могут повторить изученный материал сразу. Нужно разбирать с ними значение каждого слова. Что касается словесной памяти, то у детей с нарушением слуха обучение грамоте идет постепенно: сложение букв в слова, слов – в предложения, предложений – в тексты. Устная и письменная речь детей с отклонениями слуха изобилует пропусками букв и слов, их заменой не по смыслу, а по внешнему сходству. Такие дети запоминают тексты дословно, употребляют в речи однотипные грамматические конструкции, однообразные слова и фразы, их язык беден. Поэтому только работа в цепочке учитель – учитель-дефектолог – педагог-психолог может иметь какие-либо значимые результаты. Во второй половине дня сурдопедагог проводит индивидуальные и групповые занятия по коррекции произношения, развитию слухового восприятия, общему развитию речи. В развивающих занятиях сурдопедагог используeт компьютерные программы «Мир за твоим окном» и «В городском дворе», разработанные в Институте коррекционной педагогики Российской академии образования. Сейчас проходит апробация третьей части – «Лента времени». Нарушение слуха – социальный дефект, он сужает межличностные контакты, что, в свою очередь, ведет к обеднению опыта социального общения. В адаптации в социуме незаменимую
помощь оказывает педагог-психолог. Работа
психолога направлена на развитие
коммуникативной компетентности, повышение
уровня доброжелательности, снижение
конфликтности, сплочение коллектива.
Достигается это проведением занятий с
элементами музыкальной и двигательной терапии,
групповых и индивидуальных
коррекционно-развивающих и релаксирующих
занятий. Для этого в школе имеются
специализированные, технически оснащенные
кабинеты: комната релаксации, кабинет
сурдопедагога и оздоровительные «соляные
пещеры». Все дети с ограниченными возможностями здоровья – успевающие. В 2006 году Екатерина Яворская с полной потерей слуха на одно ухо окончила школу с отличным аттестатом и поступила в педагогический университет на специальность «сурдопедагог». В 2007 году Сергей Турченков поступил в МГТУ им. Баумана. До этого Сергей работал в нашей школе оператором скрининга доврачебной диагностики зрения у детей. Педагогический коллектив школы широко развивает творческий потенциал учащихся: младшие и средние школьники работают экскурсоводами в школьном музее «Народные промыслы России». В школе организован танцевальный коллектив «Солнышко». Участники художественной студии школы «Архитектура и дизайн» занимают призовые места в городе и на международных выставках. Во всех мероприятиях школы принимают непосредственное участие интегрированные дети. Таким образом, в школе собраны и
обобщены материалы, выявляющие особенности
обучения детей с нарушениями слуха в коллективе
сверстников. Разработаны индивидуальные планы
педагогической (в том числе и коррекционной)
работы с каждым слабослышащим учащимся,
позволяющие построить наиболее оптимальный
маршрут образовательной интеграции такого
учащегося массовой школы, определяемый уровнем
его речевого и психофизического развития. Наши специалисты в январе 2007 года
участвовали в международной конференции,
посвященной проблеме сурдопедагогики, с
коллегами из Англии и Чехии. Оценка нашей работы
была достаточно высокой, но гостей искренне
удивило слабое техническое обеспечение детей с
особыми образовательными потребностями. А так
важно использовать все современные средства и
помочь слабослышащим детям войти в мир слышащих
людей, научить их занимать активную позицию в
обществе, в своей стране! (В статье использованы фото авторов)
Лариса Жукова ,
|