Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2010

Технология

Работаем с речью

Здравствуйте, уважаемая редакция!

Я учитель начальных классов Бакарченко Екатерина Александровна. Работаю в коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Главная задача педагогов нашей школы – постановка различных звуков, коррекция звукопроизношения, развитие письменной и устной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Я занимаюсь с детьми по курсу «Развитие речи» (это предмет учебного базисного плана), который рассчитан на 102 часа в год

Так как с детьми работает дополнительно учитель-логопед, то моя задача – контролировать звукопроизношение, работать над дисграфией, дислексией учащихся (основной диагноз), подбирать нужные упражнения для всех уроков. Учитель-логопед дает на учебный год лексические темы. Исходя из них составляется рабочая программа по развитию речи и другим предметам.
Предлагаю вашему вниманию примерную программу по развитию речи для четвертого года обучения. Также прилагаю конспект урока «Чтение и развитие речи» в третьем классе. Надеюсь, мой опыт пригодится педагогам.

Урок чтения и развития речи в 3-м классе   школы V вида для детей с ТНР

Тема: «Скороговорка. Небылица. Даниил Хармс. «Иван Топорышкин»

(Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова. Литературное чтение. 3-й класс.  В 2 частях. М.: Дрофа, 2007)

Цели:

– Выявить в тексте приметы скороговорки и небылицы на примере произведения Даниила Хармса «Иван Топорышкин».
– Закрепить и развивать представления о жанрах небылицы и скороговорки.
– Выявить основной прием создания небылицы (изменение расположения слов, их сочетания с другими словами).
– Углубить представления о культуре русского народа, его традициях, обычаях.
– Развивать выразительную речь, память, логическое мышление, темп чтения, сообразительность, фантазию, чувство юмора у детей с ТНР.
– Развивать представления о красоте, выразительности языка произведений устного народного творчества.
– Воспитывать интерес к народному искусству.

Оборудование: надпись «Фольклор», словарь Даля, рисунок пуделя, солнышко «Устное народное творчество», лучики с жанрами: сказки, песни, загадки, потешки, пословицы, частушки, небылицы, памятка детям «Как выучить скороговорку».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Ребята, есть такая русская народная пословица: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием». Как вы ее понимаете?

(Ответы детей.)

– Я желаю вам сегодня открыть для себя много нового и интересного.

II. Повторение

Учитель. Мы живем в огромной стране, имя которой – Россия. У каждого народа своя мудрость – другими словами, свой фольклор. Русский народ славится талантами, традициями, творчеством.

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Вадим Шефнер

– Ребята, а как смогли до нас дойти произведения русского народа, которые были созданы очень давно?
(Ответы детей.)
– Народная мудрость и знание передавались через произведения устного народного творчества. Но сначала давайте вспомним: что же такое устное народное творчество, как по-другому называют его?

Дети. Фольклор.

У. Что означает «устное»?

Д. Это значит, что такие произведения передавались из уст в уста: мама рассказывала детям, бабушка – внукам. Каждый рассказывал по-своему, своими словами, поэтому произведения постоянно изменялись.

У. Что значит «народное»?

Д. Это значит, что сочинял не один какой-то человек, а народ.

У. Что такое «творчество»?

Д. Творчество произошло от слова «творить», то есть «создавать, делать».

У. Давайте вспомним жанры устного народного творчества и прикрепим к нашему солнышку лучики с названиями.

Д. Сказки, песни, загадки, потешки, пословицы, частушки, небылицы.

У. Молодцы! Посмотрите, как заулыбалось наше солнышко. Сегодня на уроке вы познакомитесь с еще одним жанром устного народного творчества.

Речевая минутка

Инструкция: внимательно проговаривая каждый звук, прочитай пары слов вполголоса. Постарайся их запомнить.

Замерло – замерзло.
Рассказать – расставить.
Поздравить – поздороваться.
Придумай предложение с одним из слов.

Речевая зарядка

Я – ая – ная – тная – стная – естная – лестная – елестная – релестная – прелестная.

III. Проверка домашнего задания

– Прочитайте небылицы, которые вы сами придумали.

IV. Новый материал

Первичное чтение учителем произведения.

Иван Топорышкин пошел на охоту,
с ним пудель пошел, перепрыгнув забор.

Иван, как бревно, провалился в болото,
а пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошел на охоту,
с ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.

Иван повалился бревном на болото,
а пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорышкин пошел на охоту,
с ним пудель в реке провалился в забор.

Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
а пудель вприпрыжку попал на топор.

Вопросы после прочтения

У. Что показалось смешным в скороговорке Д.Хармса «Иван Топорышкин»?
Кто такой Иван Топорышкин? Куда пошел он? Как называют человека, который ходит на охоту?

Д. Охотник.

У. Кто такой пудель?

Д. Порода собаки.

У. Что вы знаете об этой породе?

Д. Комнатная собака, кудрявая.

(Вывешивается рисунок пуделя.)

У. Прочитайте первое четверостишие, или строфу.
Скажите: мог произойти на самом деле подобный случай с охотником?

Д. Частично.

У. Как называют вымысел по-другому?

Д. Лживое сообщение, вранье, небылица.

У. Прочитайте вторую строфу. (Читает ученик.)

Сравните с первой строфой. Что автор изменил? Сравните каждую строчку. Стало ли забавнее? Можно ли сказать, что вторая строфа – это небылица?

Д. Да.

У. Читаем третью строфу. (Читает ученик.)

У. Сравниваем каждую строчку. Чем два последних четверостишия отличаются от первого?

Д. Второе и третье получаются как «перепутывание» того, что есть в первом.

У. Но уже в первом четверостишии есть забавные нелепицы. Бревно не может сразу провалиться в болото, и пудель не может утонуть, как топор: собаки умеют плавать.
Можно ли назвать небылицей, нелепицей это стихотворение?
Почему тогда Хармс называет свое стихотворение скороговоркой?
Вспомним: что такое скороговорка?

Подготовленный ученик. Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которая быстро проговаривается, шуточная прибаутка.

Дополнительные сведения о скороговорке

Скороговорка – жанр устного народного творчества. Из каких двух слов состоит слово скороговорка?
(Ответы детей.)
Скороговорки учат чисто говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался – чистоговорки.
Но тем не менее изначально скороговорки представляли собой игру. Если бы мы на машине времени вернулись в прошлое, в крестьянский дом, то что бы мы увидели? Представьте: зимний вечер, на улице метель, вся работа выполнена. Чем заняться детям? Они занимают себя различными играми: это и загадки, и молчанки, и голосянки, и, конечно же, скороговорки.
Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. В них отражались самые разные стороны жизни русского народа – его быта, интересов, верований, суеверий и пр.
Впервые собрание скороговорок (49 текстов) опубликовал В.И. Даль в «Пословицах русского народа».
Скороговорка – старинная забава, которая помогает развивать речь, преодолевать косноязычие. Не каждому удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда.

Интересно. Как менялся термин скороговорка в разных изданиях «Словаря русского языка» С.Ожегова. Если в издании 1978 года дается следующее определение: «Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь», – то уже в 1990-м внесена важная поправка: «Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка».

У. Прочитайте статью в учебнике, с. 38.
Прочитайте вслух еще раз скороговорку и подумайте: какой звук повторяется чаще других?

Д. Сочетания бр – пр повторяются чаще.

У. Признаки скороговорки есть? А если бы я попросила выучить стихотворение наизусть? Что бы вызвало затруднения?

Д. Слова меняются местами.

У. Сравните: «Иван, как бревно, провалился в болото» и «Иван провалился бревном на болото». Сделайте вывод.

Вывод: это и небылица, и скороговорка.

V. Закрепление пройденного

У. Давайте поучимся произносить скороговорки.
Прочитайте их. (На доску вывешиваются иллюстрации к скороговоркам.)

1. Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
2. Шесть мышат в шалаше шуршат.

У. Прочитаем эту скороговорку разным тоном:

  • грустно;

  • испуганно;

  • удивленно;

  • cердито;

  • радостно.

Учитель читает стихотворение М.Матусовского.

Рассказать скороговорку
Тяжелей, чем влезть на горку:

«На дворе растет трава,
На траве лежат дрова» –
Обязательно не свяжешь,
Обязательно не скажешь!

«На дворе растут дрова,
На дровах лежит трава».
До чего же все занятно,
До чего же непонятно!
Все четырнадцать ребят
Быстро не про,
быстро гово,
быстро не
проговорят.
Только я одна умею.
Не сбиваюсь, не робею:

«Жил колпак под колпаком,
С колпачихой был знаком!».
Рассказать скороговорку
Тяжелей, чем влезть на горку.

У. Какова главная мысль этого стихотворения?

Д. Скороговорку прочитать с первого раза очень трудно.

Правила чтения скороговорки

У. Почему скороговорку нелегко произнести с первого раза?

Д. Авторы так подбирали слова, что рядом оказывались звуки, которые нелегко произнести, или стояли по соседству очень похожие слова.

У. В скороговорке в одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для произношения. Давайте выясним, как же научиться читать скороговорки. Какой первый шаг к правильному чтению скороговорки?

Памятка

1. Прочитай скороговорку медленно и по слогам.
2. Подумай, о чем говорится в скороговорке.
3. Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный много раз повторяется?
4. Прочитай еще раз медленно и плавно.
5. Проговори скороговорку медленно вслух наизусть.
6. Читай быстрее и представь себе то, что читаешь.

Чтение скороговорки по составленному плану

«У Саши в каше сыворотка из-под простокваши».

У. О чем говорится в скороговорке?
Что такое простокваша? Сыворотка?

Д. Жидкость без жиров и белков, которая получается при образовании из молока простокваши и творога, при свертывании молока и при сбивании масла.

У. Какие звуки повторяются чаще других? Прочитайте плавно.

VI. Итог урока

У. Прочитайте скороговорку: «Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь».
Как вы понимаете эту скороговорку?

Д. Скороговорок очень много.

У. Скороговорки бывают народные и авторские, как и сказки.

Обобщение

У. Для чего же нужно читать скороговорки?
Скороговорка – веселая школа. Вот как об этом написано.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Исполнение песни-скороговорки «Жил у бабушки коток».

VII. Домашнее задание

1. Повторить правила чтения скороговорки.
2. Выучить скороговорки. Нарисовать рисунок к любой из них.

Развитие речи

4-й класс

Общая тема

№ урока

Поурочные планы

I полугодие

Наша школа. Наш класс

1

2

3

Текст, его виды. Составление устного рассказа о событиях из жизни класса

Изложение «Одноклассники»

Составление свободного рассказа о школьной дружбе, отношениях в коллективе

Ранняя осень

1

2

3

Составление творческого пересказа по впечатлениям экскурсии с элементами описания природы

Пересказ текста по плану «Путешественница»

Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

Сад. Фрукты

1

2

3

Падежные окончания имен существительных. Составление текста описания «Груша»

Изложение «Старая яблоня»

Употребление прилагательных, обозначающих неполноту качества (суффиксы -оват-, -еват-)

Овощи

1

2

3

Образование сравнительной и превосходной степеней качественных прилагательных и правильное их употребление

Подбор образных слов и выражений, синонимов и антонимов для описания овощей

Слово. Предложение. Текст. Работа с пословицами по словарю Даля

Грибы

1

2

3

Письменное составление рассказа по началу текста «Неожиданная встреча»

Письменное изложение текста по плану, составленному коллективно, «Любитель грибов» Письменные ответы на вопросы «Вкусный обед»

Золотой октябрь

1

2

3

Деление текста на части. «Облака»

Использование союзов и союзных слов чтобы, если, что, как. Сравнения, которые начинаются со слов точно, словно, как будто

Составление устного рассказа по плану «Осенние холода»

Город осенью

1

2

3

Экскурсия по осеннему городскому парку. Устное описание осенней природы

Сочинение по данному началу «Осенний городской парк»

Определение основной мысли в тексте

Квартира. Мебель

1

2

3

Составление сложносочиненных предложений с союзами а, и, но, однако

Однородные члены предложения. Деление текста на части. Заголовки к частям рассказа

Сочинение-описание помещения

Кухня. Посуда

1

2

3

Свободные рассказы детей на тему «Моя кухня»

Учимся сочинять загадки

Сжатое изложение

Комнатные растения

1

2

3

Сравнение комнатных растений. Свободные рассказы

Составление текста-описания «Мое любимое комнатное растение»

Составление текста-рассуждения «Я люблю выращивать комнатные растения, потому что…»

Одежда. Обувь

1

2

3

Выявление главной мысли в тексте. «Как одевались наши предки»

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Работа с текстом «Как появилась одежда»

Птицы осенью. Поздняя осень

1

2

3

Устные ответы на вопросы о поздней осени

Работа над лексическим значением слов. Работа со словарем Ожегова

Изложение «Учебные площадки»

Декабрь – первый месяц зимы

1

2

3

Деление рассказа на части и составление плана под руководством учителя.

Краткий пересказ по плану

Составление рассказов по наблюдению за первым снегом.

Сочинение по картине В.Д. Поленова «Первый снег»

Составление рассказа по наблюдению за природой. Подбор выразительных языковых средств. Сочинение по самостоятельно составленному плану о зиме

Зимние птицы

1

2

3

Свободные рассказы детей «Братья наши меньшие»

Деление текста на части. Составление плана «Зимой в лесу»

Текст-описание. Снегирь

Зимние забавы
и развлечения

1

2

3

Работа с деформированным текстом

Падежные окончания имен прилагательных. Изложение по коллективно составленному плану «Первые шаги»

Составление устного рассказа по серии картинок

Новый год – веселый праздник

1

2

3

Устные рассказы детей. Елка наряжается – праздник начинается

Сочинение по началу текста о празднике Нового года

Составление письменного поздравления

II полугодие

Как я провел зимние каникулы

1

2

3

Устные ответы на вопросы, составление сложноподчиненных предложений

Составление рассказа по опорным словам «Мое любимое время года»

Составление текста по данной концовке

Зимующие птицы

1

2

3

Составление рассказа по серии картинок

Деление текста на части, заголовки к каждой части

Изложение

Дикие животные и их детеныши

1

2

3

Составление плана к тексту «Переполох в лесу»

Устные ответы на вопросы. Текст «Встреча»

Падежные окончания существительных. Письменные ответы на вопросы по теме «Подарок»

Февраль – месяц метелей и вьюг

1

2

3

Составление творческого пересказа с изменением лица рассказчика

Составление текста повествования по сюжетным картинам

Изложение «Февраль»

Домашние животные и их детеныши

1

2

3

Скороговорки и небылицы

Текст-рассуждение «Собака на автовокзале». Пересказ

Сжатое изложение. «Кот в сапогах»

Домашние птицы

1

2

3

Подбор и группировка слов, близких и противоположных по значению

Изложение «Почтальоны»

Образование сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных

Городской транспорт. Профессии

1

2

3

Работа с деформированным текстом

Употребление в речи безличных глаголов. «Учимся писать письма»

Письменное составление рассказа «Кем я хочу быть»

8 Марта – мамин праздник. Профессии мам

1

2

3

Сочинение по началу текста «Праздник в семье»: «Подарок для мамы»

Составление рассказов-характеристик о мамах.

Составление поздравлений или письма своей маме

Работа с текстом-рассуждением «Одинаковые»

Ранняя весна

1

2

3

Глагол. Местоимение. Работа с текстом «Природа оживает»

Составление рассказа-описания по наблюдениям за весенней природой. Подбор образных слов и выражений о весне. Работа с пословицами о весне. Сочинение по картине И.И. Левитана «Март»

Работа с деформированным текстом «Праздник весны»

Первые весенние цветы

1

2

3

Работа над выразительными средствами языка.

Изложение творческого характера «Подснежник»

Письменные ответы на вопросы. Тексты «Розы», «Ландыши»

Составление плана текста-описания «Цветы леса»

Семья

1

2

3

Моя родословная. Устные ответы на вопросы

Сжатое изложение «Случай на реке»

Сочинение по картине А.В. Васнецова «Аленушка»

Перелетные птицы

1

2

3

Падежные окончания существительных. Изложение текста «Пение соловья»

Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Составление рассказа повествовательного характера по серии картинок

Дикие животные весной

1

2

3

Изложение «Помогли аисту»

Работа с текстом «Утята»

Деление текста на части «Ребята на вырубке»

Насекомые

1

2

3

Использование в речи слов с отвлеченным и собирательным значением

Безударные гласные в корне. Изложение «Костер и муравьи»

Составление текста-описания

Части суток

1

2

3

Культура речи (урок-презентация)

Творческое сочинение «Как солнечный лучик весну разбудил»

Свободные рассказы детей на тему «Мое утро»

Май – расцвет весны. День Победы

1

2

3

Образование слов с помощью суффиксов. «Солнце, я тебя люблю!»

Изложение текста «После боя»

Текст-описание «Солдат России»

Деревья и кустарники весной

1

2

3

Составление устного рассказа о прогулке. Актуализация словаря прилагательных

Сочинение по картине И.И. Левитана «Вечерний звон»

Сочинение с элементами предметов «Веточка березы в вазе»

Человек. Части тела. Охрана здоровья

1

2

3

Устное составление режима своего дня по серии картинок

Правильное употребление предлогов с существительными. Работа с пословицами

Изложение «Береги здоровье смолоду»

Лето (дополнительные уроки)

1

2

3

Сочинение «Летние радости»

Этюды, зарисовки, миниатюры о летней погоде.

Изменение имени прилагательного по родам, числам и падежам. Обучающее изложение

Пересказ текста «Новое жилье»

 

Екатерина Бакарченко ,
педагог коррекционной школы для детей с ТНР, г. Новокузнецк, Кемеровская область