Спорт, ты делаешь нас
сильными, ловкими, статными,
исправляешь недостатки,
унаследованные нами от рождения.
«Ода спорту»
(в переводе с франц. В.А. Новоскольцева)
Именно с этой целью – ответить на
очень важные для здоровья растущего организма
вопросы – я продолжаю начатую в 2001 году
экспериментальную работу по развитию
интеллекта детей на уроках физической культуры.
Один-два раза в год ученикам задается на дом
необычное задание: им предлагается стать
участниками творческих работ. Тематика самая
разнообразная: ребенок может в виде домашнего
задания сделать небольшое сообщение о любимом
виде спорта, раскрыть свое понимание выражения
«здоровый образ жизни», написать рассказ,
выполнить презентацию или сочинить
стихотворение о том, какие чувства он испытывает
во время занятий физическими упражнениями.
Каковы же результаты эксперимента? Среди работ,
посвященных видам спорта, которые нравятся
детям, много сообщений по баскетболу, футболу,
настольному теннису, гимнастике – все эти виды
культивируются у нас, в центре образования
«Школа здоровья» № 1426. С удовольствием посвящают
ученики свои творческие работы спортивным
танцам, конному спорту, биатлону, плаванию и,
конечно, истории Олимпийских игр. А сколько
рисунков, спортивных газет и даже стихов!..
Обязательно на школьной линейке подводим итоги,
награждаем победителей, проводим выставки
рисунков, спортивных газет; ежегодно проводим
неделю физической культуры, где ученики могут
представить свои презентации. Старшеклассники с
сообщениями, мини-спектаклями о здоровом образе
жизни приходят в классы начальной школы,
проводят утреннюю зарядку. Детские работы
систематизируются, остаются в кабинете. Ими
может воспользоваться каждый – при изучении
истории видов спорта, при подготовке к экзамену
по предмету.
Практика показала, что подобный вид
работы с учениками повышает мотивацию к
изучению физической культуры как предмета,
приобщает детей к совместному творчеству,
способствует развитию интеллекта. Налицо
межпредметная связь. Уроки физической культуры
для многих ребят становятся более желанными.
Ученики, у которых есть проблемы со сдачей
базовых нормативов, не теряют интереса к
предмету, с успехом работают в спортивном активе
школы, принимают участие в судействе школьных
соревнований. Словом, детям нравится
поддерживать в хорошем состоянии свое данное от
природы здоровье.
Но далеко не все современные дети здоровы – это
уже давно не секрет. Как и многие коллеги, я не
один год уделяю особое внимание ученикам,
имеющим нарушения осанки и другие заболевания
опорно-двигательного аппарата. В настоящее время
работаю над созданием авторской программы «Азы
здоровья». Стараюсь и на этом участке выстроить
свою работу максимально эффективно. В «Школе
здоровья» создан специально оборудованный зал
для занятий лечебно-оздоровительной
гимнастикой. В начале учебного года группы
формируются на основе данных диспансеризации и
данных мониторинга, проводимого ассоциацией
«Народный спорт-парк». В течение года врач
контролирует мою работу, делает замеры пульса
учащихся, дает рекомендации.
Считаю основной задачей научить
своих учеников беречь здоровье с детства, что в
дальнейшем поможет им создать собственную
систему оздоровления, вести здоровый образ
жизни.
Программа «Азы здоровья» состоит из
следующих разделов:
1. Развитие двигательных качеств.
2. Коррекция – специальные упражнения.
3. Профилактика – специальные упражнения.
4. Психогимнастика.
За учебный день дети устают, поэтому с
удовольствием выполняют упражнения, обучающие
снятию напряжения. Учу детей основам аутогенной
тренировки, релаксации, элементам самомассажа,
закаливанию, основам суставной гимнастики,
правильному дыханию. Посещая занятия, дети
чувствуют себя на уроках увереннее, меньше
болеют, регулируют свои эмоции. Ученики понимают,
что занятия лечебно-оздоровительной гимнастикой
– это и удовольствие, и большой труд. А если еще в
семье есть возможность обеспечить ребенка
абонементом в бассейн – положительная динамика
обеспечена. После курса лечебно-оздоровительных
занятий 90% опрошенных детей отвечают, что могут
заниматься самостоятельно дома.
Обязателен контакт с родителями. Прошу родителей
настроить ребенка на успех, объяснить, что для
улучшения здоровья необходимо пройти полный
курс занятий и стараться находить возможность
заниматься дома.
Работая по данному направлению, я неоднократно
проводила открытые уроки для учителей столицы,
выступала на городской конференции «Учитель
года». В 2007 году мои ученики принимали участие в
окружном семинаре-практикуме для учителей
физической культуры Южного учебного округа
Москвы, где мы с успехом показали мастер-класс,
получили диплом и подарки. Каждый год проходят
открытые занятия, в 2009 году их было пять.
Таким образом, работа по совершенствованию
преподавания не стоит на месте. Она направлена на
всестороннее развитие личности и ее
самоопределение в процессе овладения разными
способами физкультурно-оздоровительной и
спортивной деятельности. Наши дети на практике
узнают, что такое здоровый образ жизни и как его
придерживаться постоянно.
Для тех, кому эти проблемы интересны, двери
нашего центра образования «Школа здоровья» № 1426,
который находится в живописном уголке Загорье,
всегда открыты. Уважаемые коллеги и я – дружный
коллектив учителей физической культуры – рады
поделиться своим опытом.
Статья подготовлена при поддержке официального сайта больницы "Меир". Если Вы решили провести качественное лечение за границей, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.Meir-Health.Ru. Перейдя по ссылке: «Лечение в Израиле», вы сможете, не отходя от экрана монитора, получить онлайн консультацию по поводу лечения в больнице «Меир». Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Meir-Health.Ru.
(В статье использованы фото автора)