Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2010

Вне урока

Школьная перемена против гиподинамии

Снижение двигательной активности детей в сочетании с нервно-психическими перегрузками – это постоянная печальная составляющая школьной жизни. Результаты мониторингов подтверждают нарастающую подверженность детей хроническим заболеваниям, ухудшение общего состояния их здоровья. Облегчить сложившееся положение поможет введение различных форм телесно-двигательной практики на уроке и на переменах

Фото А. Степанова

Догонялки или гляделки?

Перемены дети проводят по-разному. Специалисты организовали в перерывах между уроками наблюдение за младшими школьниками, результаты которого четко фиксировались.
Сбор и обработка полученной информации показали, что не все ребята одинаково проводят свободное время, но общая для них деятельность – это игра. В шумной возне, в играх они создают себя, строят свои характеры. Игра учит отличать хорошее от плохого, в игре дети познают доброту и дружбу, развивают физические способности.
Какие же игры интересуют учащихся младших классов? Это зависит от ряда факторов:

  • во-первых, большое значение имеют психологические особенности: чем ребенок подвижнее, эмоциональнее, тем чаще он играет в более азартные игры, спокойный ребенок предпочитает игры, связанные с умственной деятельностью;

  • во-вторых, сказываются особенности пола;

  • в-третьих, на выбор игр влияет окружающая действительность.

Дети играют постоянно в «вольные игры» – игры «в кого-то», «во что-то». Источником таких игр в настоящее время стали телевидение, компьютер. Получая наглядные, зрительные примеры поведения и поступков, мальчишки и девчонки подражают им, интерпретируют их по-своему и не всегда положительно.
При наблюдении за особенностями поведения детей младшего школьного возраста специалисты отметили 3 группы учащихся.
1-я группа: включает детей резвых, эмоциональных, которые большую часть свободного времени заполняют подвижными играми, спонтанным бегом соревновательного характера; таким детям интересно выявить самого сильного; мальчики и девочки заигрывают друг с другом – играют в догонялки (преобладающий перевес на стороне мальчиков).
2-я группа: дети, предпочитающие игры средней подвижности. Они более серьезно относятся к учебной работе и играют в игры, связанные с умственной деятельностью (мальчики и девочки; преобладающий перевес на стороне девочек).
3-я группа: дети, которые заняты игрой с малой подвижностью. В эту группу входят практически только девочки. Они почти всю перемену сидят за партой, обычно бывают очень спокойны.
Кроме того, было проведено анкетирование, включающее следующие вопросы:
– Устраивает ли вас продолжительность перемен? Ответили положительно 92%. Были и отрицательные ответы – 8%. Например, с такой аргументацией: «Нет, потому что после бега нет времени отдышаться».
– Чем вы занимаетесь на перемене? Все 100% детей ответили: играем.
Самой распространенной была игра «Стеночки» – 18%. Встречаются такие ответы: играю в боевиков, в медведя.

Публикация произведена при поддержке портала "БИБОСС". Навигатор по бизнес-возможностям в России и СНГ от команды специалистов FRANSH Стратегия роста - коммерческая недвижимость, ежегодный рейтинг франшиз и торговых центров, готовый бизнес, опт, бизнес-идеи и бизнес-планы, инвестпроекты и инвестиционные предложения, советы экспертов. Оффлайн-мероприятия - конференции и выставки франшиз и коммерческой недвижимости. Узнать подробную информацию Вы сможете на сайте портала, перейдя по ссылке: www.beboss.ru/franchise/2395/reviews, а также мобильные приложения для iOS, Android и Winows Phone.

– Чем бы вы хотели заниматься во время перемен? Ответили «хотели бы играть в подвижные игры» 62%, в настольные игры – 24%. Были и другие ответы: например, такие: «сидеть, общаться», «читать журналы», «слушать музыку», «играть в Барби», «танцевать», «лежать на диване», «разгадывать кроссворды, ребусы, загадки», «гулять на улице». Так ответили 14%.

По результатам наблюдений и высказываний в анкетах были сделаны следующие выводы:
1) Игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности, испытывают ее дефицит.
2) В свободное время предпочтение отдается игре, но игр дети знают очень мало.
3) Учащиеся делятся на группы для совместного времяпрепровождения, деление зависит от психологических особенностей и особенностей пола.
4) Школьные перемены проходят однообразно. Ребята часто предоставлены самим себе и не всегда умеют организовать свое свободное время (таких 49%).

Как следствие – возникновение конфликтных ситуаций. Их можно уменьшить (или искоренить), если учитель проведет игры на перемене (имея арсенал игр с учетом интересов и психологических особенностей учащихся). Хорошо и грамотно организованный отдых воспитывает ребят, положительно влияет на их поведение и здоровье.

Учимся играть

Подвижные перемены, даже если им придать игровой, релаксационный и оздоровительный характер (снимающий утомление), все равно требуют от ребенка сообразительности, внимания, учат выдержке, вырабатывают умение быстрее ориентироваться и находить правильные решения.
Для эффективной организации динамической перемены необходим определенный эмоциональный подъем, ведь только при наличии положительных эмоций улучшаются реакции организма – двигательная, зрительная, слуховая.
При подборе игр и упражнений нужно дифференцированно подходить к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической подготовленностью. И еще – в норму должны войти систематичность, регулярность активных игр.
Обязательным условием является окончание игр за 3 минуты до звонка на урок.
Ребят надо учить играть: показывать на практике наиболее целесообразные и экономные игровые приемы, выгодные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. В ходе каждой игры ученикам надо разъяснять ее значение для укрепления здоровья. Ознакомление детей с новой игрой желательно провести четко, лаконично, образно, эмоционально.

Алгоритм объяснения игры может быть следующим:

  • название игры;

  • роли играющих и их расположение;

  • содержание игры;

  • цель игры;

  • правила игры.

Особое значение приобретает наличие четких правил. Они упорядочивают взаимодействие играющих, устраняют случаи излишнего возбуждения, благоприятно влияют на проявление положительных эмоций у игроков.
В подвижных играх дети проявляют самостоятельность, не только выполняя определенные движения, но и контролируя свои действия, так как перед игрой происходил разбор игровых правил, распределялись роли. После окончания игры обязательно подведение итогов, в которое включается коллективный разбор выполнения заданных условий, а каждый ученик может проверить не только правильность своих действий, но и объективность своей оценки личного участия в игре.
При использовании подвижных игр как вида контроля можно выделить следующие уровни выполнения игровых заданий:

1-й уровень – учащийся не может сам выполнить игровое задание, поэтому выбирает коллективный вид взаимодействия в игре. Задача ребенка – отделить правильный выбор игрового действия от неправильного;
2-й – ученик в состоянии верно выполнить задание, предусмотренное игровыми правилами, как коллективно, так и самостоятельно;
3-й –
ученик в состоянии организовать подвижную игру по заданию учителя;
4-й –
ученик может совершать самостоятельный выбор игровых действий, но у него есть несколько вариантов выполнения правил игры;
5-й –
ученик в состоянии сам организовать подвижную игру;
6-й –
учащийся в состоянии придумать подвижную игру по заданию учителя;
7-й –
учащийся в состоянии провести подвижную игру по заданию учителя.

Любая умственная деятельность в перерывах между уроками (подготовка к следующему занятию; чтение художественной литературы; сражения в шашки, шахматы; электронные игры) нежелательна. Лучшие занятия на переменах – танцы, ритмические движения под музыку, игры.

Динамика работоспособности

Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который в психологии и педагогике принято называть ведущим, влияющим на все стороны жизни.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. В школе – учебная деятельность. Как показывает практика, большинство учителей применяют в основном репродуктивную методику обучения, недостаточно используя активные методы.
Далеко не все педагогические ресурсы, доступные учителю, применяются в сфере воспитания. К таким недостаточно используемым средствам относятся подвижные игры. А между тем они создают благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга, что положительно сказывается на усвоении учащимися знаний и представлений, и создают предпосылки к успешному овладению элементами учебной деятельности. Знание об этом позволяет использовать время, отведенное на перемены, как резервное для организации активного отдыха с применением подвижных игр.
От содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность детей на уроке, которая не остается постоянной даже в течение одного занятия: первые 2–7 минут наблюдается фаза врабатывания, затем работоспособность устанавливается на относительно высоком уровне в течение 20 минут (фаза оптимальной устойчивой работоспособности), далее начинается снижение. Это отмечают в своих работах многие педагоги-исследователи.
Зная это, педагоги вплетают в ход урока различного рода физкультпаузы. Достаточно потратить 1–2 минуты на отдых, чтобы было преодолено утомление, повысилось активное внимание учащихся.
Анализ дневной динамики работоспособности тоже показывает ее непостоянность. Можно сказать, что 1-й урок не очень продуктивен, 2-й и 3-й соответствуют периоду оптимальной устойчивости работоспособности, 4-й попадает в фазу некомпенсированного утомления и является малоэффективным. Таким образом, после третьего урока необходима реализация потребности ребенка в движении.
Существует различная классификация двигательной активности, направленной на преодоление переутомления и длящейся примерно 10 минут.
Одной из форм работы выбрана организованная (под управлением) подвижная перемена. Но если учитель видит, что небольшая кучка ребят занята другим делом, не надо отрывать их от этого, принуждение, да еще при отрыве детей от игры, недопустимо – важны доброжелательность, двигательный и эмоциональный комфорт, желание детей участвовать в игре.
Работоспособность ребенка претерпевает изменения не только в течение учебного урока, дня, но и на протяжении недели. Самые низкие ее показатели отмечаются в понедельник и субботу, а младшие школьники нуждаются в организации облегченного режима дня в середине недели, так как с этого времени показатели работоспособности заметно снижаются и резко ухудшается самочувствие детей. Как видно, успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут рассматриваться изолированно друг от друга, поэтому следует в среду и четверг третью перемену организовать так, чтобы дети могли максимально восстановить физиологические функции и работоспособность.

Наблюдения показали некоторую закономерность:

  • после первого урока детям не требуется организация перемены, потому что в это время они еще не успели устать;

  • после второго урока школьники посещают столовую, а оставшееся время используют по своему усмотрению;

  • к концу третьего урока дети устают больше всего, и им необходимо сбросить физическое утомление, эмоционально «зарядиться».

При анализе анкетирования выявлено, что большинству учащихся нравятся музыкальные паузы и игры соревновательного характера (эстафеты).
Владея такой информацией, можно предложить организацию перемен (cм. табл. 1).

Таблица 1

Перемены

Дни недели

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

I

самостоятельные игры детей

II

посещение столовой

III

подвижные игры

музыкально-танцевальные движения

спортивные эстафеты

подвижные игры

IV

отдых в зеленой зоне и специально оборудованных местах; самостоятельные игры детей

В связи с этим необходима простейшая классификация игр, сходных по определенным признакам, а также по форме организации занятий (игры на перемене, игры на уроке).
Подвижные игры на переменах Е.И. Геллер предлагает классифицировать по психофизической нагрузке при игре. Выделяются три степени нагрузки: малая, средняя, большая. К первой относятся игры, в процессе которых отмечается повышение частоты сердечных сокращений до 140 ударов в минуту; ко второй – до 180; к третьей – свыше 180. Кроме того, выделяют три степени интенсивности двигательной деятельности: высокая (частота сердечных сокращений повышается на 90% от исходного показателя); средняя (от 70 до 90%) и низкая (до 70%). Существуют и другие классификации игр.

В ходе наблюдений было выявлено следующее.

  • Детям I группы больше нравилось играть в жмурки, салки, западню, сторожа и др. Эти игры способствовали удовлетворению двигательной активности, запросам эмоциональных ребят.

  • Зато игры «Выставка картин», «Стоп», «Узнай по голосу», «Канатоходец», «Земля, вода, огонь, воздух», «Если нравится тебе», «Молчанка», «По длинной извилистой дорожке», «За мной», «Набрасывание колец» пришлись по вкусу детям II группы, предпочитающим игры средней подвижности.

  • Играми «Канатоходец», «Если нравится тебе», «Молчанка», «Передал – садись» заинтересовались ребята III группы. Однако они больше осваивают игровую зону в коридоре, где предпочитают играть индивидуально.

Многим детям нравятся музыкальные перемены: самые эмоциональные двигаются под музыку азартно, а дети спокойной группы сами в танце участвуют крайне редко, но любят смотреть. Это может быть учтено при организации школьных перемен педагогами образовательных учреждений.

Зная все это, можно создавать программы организации школьных перемен.

ПРОГРАММА

«Современные подходы к проведению школьных перемен» (cм. табл. 2)

Таблица 2

Этап

Сроки

Содержание работы

Необходимое обеспечение

Ожидаемые результаты

Способы контроля
и фиксации результатов

I. Диагностический

Сентябрь

Анализ состояния психического и физического здоровья учащихся;
анализ организации физической активности
в школе;
изучение проведения перемен через:
1) наблюдение;
2) анкетирование

Данные медицинского осмотра младших школьников;
данные психолога школы об уровне тревожности, взаимо-
отношениях в коллективе, дезадаптации первоклассников;
анкеты

Аналитическая справка; выявление проблемы

Сравнительные таблицы;
письменные сведения

II. Прогнос-
тический

Октябрь

Разработка
развернутой
программы

Научная
и методическая литература

Программа

Утверждение
на совете
школы

III. Организа-
ционный

Октябрь, ноябрь

Разработка положения о проведении активных перемен;
подготовка учителей
к предстоящей работе;
выбор методики работы

Подбор игр разноуровневой подвижности;
подготовка помещения;
подготовка инвентаря

Создание банка данных
с играми;
озеленение;
приобретение мебели;
приобретение
напольного покрытия

Обсуждение программы на классных часах;
предоставление программы на родительском собрании

IV. Практический

Ноябрь, декабрь

Организация активного отдыха учащихся на переменах;
разучивание игр разной подвижности в отдельных классных коллективах;
организация массового отдыха;
структурирование и адаптация учебного материала по организации двигательной активности

Игры высокой эмоциональной подвижности, средней и малой подвижности;
регулярность, систематичность;
комплектность;
аналитические материалы

Разработанные методические рекомендации по проведению перемен;
включенность педагогов
в оздоровительную работу;
осознание личной причастности к состоянию ребенка во время перемены;
включение
в деятельность ученика по приобретению навыков и опыта в формировании положительного отношения к организации активного отдыха во время перемен

оформление полученных результатов;
отчет
на методическом объединении

V. Обоб-
щающий

Январь

Обобщение
и теоретическое осмысление данных;
выводы

Аналитические материалы

Методическое пособие

Выход на педагогическую общественность города

VI. Внедрен-
ческий

Февраль

Распространение

 

 

 

Цель: создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.

Задачи:

– подготовить зоны для активного отдыха;
– создать банк игр для детей с разным уровнем подвижности;
– научить организованно проводить свободное время;
– способствовать сотрудничеству педагогов и детей.

Составленная программа должна помочь детям принимать правильные решения, когда речь идет о сохранении здоровья. Она поможет и учителю:

– проводить воспитательную работу до начала приобретения негативных привычек;
– научить воспитанников ответственному поведению по отношению к своему здоровью;
– исключить угрозы для здоровья.

Ирина Целихова ,
МОУ «Лицей № 4»,  г. Коломна, Московская область