Новый стандарт
Министерство образования и науки
утвердило Федеральный образовательный стандарт
начального общего образования (несомненно,
теперь появятся и соответствующие нормативы для
среднего и старшего звеньев). В принятом
документе за основу впервые взяты
стратегические направления развития нашей
страны и общественный договор как совокупность
образовательных запросов семьи, общества и
государства. В портрете выпускника начальной
школы особое место занимает позиция: «Выполняет
правила здорового и безопасного образа жизни».
Поэтому логичным представляется то, что на
состоявшемся в октябре 2009 г. в Казани форуме
«Россия – спортивная держава» президент дал
указание Минобрнауки РФ об обязательном
включении третьего урока физкультуры в федеральный
компонент стандарта общего образования.
А если так?
В условиях, когда существуют
определенные трудности для включения третьего
занятия по физкультуре в школьное расписание,
можно было бы сделать его «уроком здоровья».
Такой подход позволит в определенной степени
разрешить проблему низкого уровня культуры
здоровья школьников.
Организация и структура соответствующих занятий
должны быть направлены на реализацию
определенных задач, среди которых:
1. Вооружить учащихся знаниями о
ЗОЖ в соответствии с их возрастно-половыми
особенностями и физическим состоянием.
2. Обучить детей выполнению жизненно важных и
повседневных двигательных действий.
3. Восполнить двигательный дефицит
школьников.
В каждом уроке предусматриваются
теоретическая и практическая части с примерным
временным соотношением 40:60.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Цель теоретической части уроков
здоровья – формирование культуры здоровья.
Основными разделами могут быть следующие:
1. Биосоциальная сущность человека.
2. Возрастные основы индивидуального развития.
3. Понятие о здоровье и образе жизни.
4. Как научиться учиться.
5. Двигательная активность.
6. Закаливание и профилактика простуд.
7. Психофизическое здоровье и его тренировка.
8. Гигиеническое воспитание.
9. Половое воспитание.
10. Профилактика вредных привычек.
11. Действия в чрезвычайных ситуациях.
Место и роль каждого из данных
аспектов определяются возрастными
психофизиологическими особенностями детей и
изучаемыми в соответствующих классах
дисциплинами. Для этого педагогу необходимо
составлять тематические планы, согласованные с
программами по другим предметам. Естественно,
что на разных ступенях обучения роль, объем и
место указанных разделов должны различаться.
В младших классах основное внимание следует
обратить на приобщение детей к здоровой
жизнедеятельности, в средних – на формирование
представления о гармонично развитой личности, в
старших – на воспитание мотивации к
здоровьеформирующему поведению в повседневной
жизни и профессиональной деятельности.
Познать и сотворить себя
Большое значение в освоении нового
материала имеет заинтересованность учащихся.
Школа призвана раскрыть индивидуальность
каждого ребенка, поэтому задача преподавателя –
помочь детям познать и сотворить себя,
приспосабливая к ним способы и условия обучения,
а не наоборот. Для этого главное ? создание
предметно-развивающей среды и ее
психолого-педагогического сопровождения,
построенного на индивидуальном подходе. В
организации и содержании учебной работы
необходимо ориентироваться на творческое
отношение учащихся к дисциплине через осознание
ими практической значимости выполняемой работы.
В связи с этим уже на уроках нужно предлагать
школьникам анализировать свое поведение, образ
жизни, обстановку дома и т.д. На основе анализа
можно попросить их найти правильное решение
(например, как легче запоминать материал при
преобладающем у конкретного ребенка типе памяти;
как лучше организовать свое рабочее место дома;
каким должно быть питание в зависимости от
особенностей жизнедеятельности учащегося и т.д.).
Пример подобного анализа приведен в приложении
1.
Для того чтобы сделать школьника
заинтересованным участником образовательного
процесса, требуется его активное отношение к
новой информации, осознание ее практической
значимости.
Это реально в случае, если она тесно связана с
обстоятельствами, с которыми ребенок
сталкивается в повседневной жизни. Так, можно
предложить детям на основе изученного материала
и в соответствии с особенностями возраста и пола
составить индивидуальные режимы дня, питания,
движения и пр. На занятиях полезно рассматривать
и осваивать приемы самомассажа (для
предупреждения простуд, при ушибах и пр.),
наложения повязок на условно пораженные участки
кожи, дыхательные упражнения и т.д.
Завтра будет лучше, чем вчера
Очень важно создавать для
школьников ситуации успеха. Процесс познания
приносит удовлетворение, когда ребенок получает
подтверждение своего роста, убеждается, что у
него «получается». Для этого необходимы
индивидуально значимые стимулы к работе. Причем
учащийся должен сравниваться по принципу «лучше
– хуже» не с другими, а с самим собой: он сегодня
стал лучше, чем вчера, тогда завтра он
постарается стать лучше, чем сегодня. Такой
подход воспитывает ответственность и
уверенность, что только от тебя самого зависит
достижение поставленной цели.
Перед учениками надо ставить индивидуальные,
реально осуществимые задачи, стимулирующие их к
активной работе. Когда учитель дает посильную
задачу и объясняет, как ее решить, можно
рассчитывать на повышение уровня образованности
школьника и его заинтересованное отношение к
самому обучению. Лучше всего это получается в том
случае, когда ученику предлагается самому найти
варианты использования изучаемой информации на
практике.
Задания должны строиться с учетом не только
склонностей детей, но и уровня культуры,
особенностей социально-экономического
положения семьи и др. Они могут иметь формы
рассказов, рисунков, рефератов, докладов,
отчетов, викторин и т.д. При этом учителю следует
не оставаться в стороне, а быть консультантом и
помощником, т.е. за выполненную работу он
фактически должен нести такую же
ответственность, как и сам ученик. Задание надо
давать заранее. В средних и старших классах – не
менее чем за две недели до отчета, т.к. здесь
требуется работа с дополнительной литературой,
подготовка наглядных пособий и пр. А сами задания
должны готовиться по определенному календарному
плану, позволяющему педагогу осуществлять
непрерывный контроль за их выполнением.
Занятия в школе и дома
Вопрос о том, какие задачи должна
решать урочная и самостоятельная учебная
деятельность в освоении нового материала, в
нашем образовании остается еще не до конца
раскрытым. Существующие подходы основаны на
следующем: преподаватель знакомит школьников с
новой темой, а дома они ее закрепляют по учебнику
или выполняя практические задания (например,
решая задачи). При этом учитель уже на занятии
пытается полностью рассмотреть с детьми
материал, основная часть которого ? и им это
известно ? и без того отражена в учебнике. Вот
почему на уроке ребенок не особенно внимательно
слушает педагога («дома прочитаю»), тем самым на
самостоятельную работу перенося основную
тяжесть освоения информации.
В освоении нового материала
непосредственно на занятии следует учитывать
два основных момента:
1) заинтересовать школьников темой как
естественным продолжением имеющихся знаний,
показать ее важность для самих детей и для
освоения последующего материала. Привязка темы к
ранее полученным сведениям по данной и другим
дисциплинам не только способствует осознанию
ребятами значимости материала, но и требует от
них аналитического подхода к установлению
причинно-следственных связей между фактами и
явлениями;
2) обратить внимание детей на важные,
принципиальные аспекты рассматриваемого
вопроса, чтобы они смогли их понять и осознать на
уроке, не увязнув в деталях. Предложив учащимся в
качестве домашнего задания дать свою
трактовку темы или спроецировать ее на
использование в повседневной жизни, можно
добиться появления у них желания расширить свой
кругозор по изучаемой проблеме. Например, по теме
«Понятие о простудных и простудно-инфекционных
заболеваниях» попросить ребят проанализировать
по схеме температурную обстановку дома; по теме
«Правила рационального питания» дать анализ
своего рациона питания. Большую часть нового
материала полезно преподносить через рисунки,
диафильмы, игры, схемы, опорные конспекты и др.
В итоге, освоив на уроке ключевые позиции темы,
школьнику необходимо будет лишь «расцветить» ее
дополнительной информацией из книг и подкрепить
выполнением творческого задания.
Как проводить опрос
Новых вариантов требует и проведение
опроса по домашним и творческим заданиям. Не
следует применять стандартный метод «вопрос ?
ответ».
Во-первых, выполненные на основе анализа
своего образа жизни задания вызывают активный
интерес, поэтому понятно желание каждого
поделиться собственным «открытием» и дать
советы товарищам. Во-вторых, выводы, полученные
разными учениками, часто не совпадают (что
естественно из-за семейных, материальных,
психологических и пр. различий). Поэтому, с одной
стороны, различие точек зрения во время
обсуждения приводит к утере педагогом контроля
над классом, а с другой – не все школьники могут
высказать свое мнение. Кроме того, учителю порой
бывает трудно подвести итог. Поэтому при
обсуждении выполненных заданий хорошо
использовать такие формы, как рассказ, решение
ситуационных задач, мини-конференции, ролевые
игры, свободные дискуссии, «мозговой штурм» и т.п.
Дети не всегда способны себя контролировать, и
порой их ответ, лишенный логического построения,
занимает довольно много времени. Поэтому
желательно предварительно согласовать с ними
структуру и продолжительность выступления. С
одной стороны, это заставит школьников заранее
продумать ответ, а с другой – позволит
участвовать в обсуждении большему количеству
ребят.
Книга – источник знаний
Эффективное образование предполагает
не только инновационную программу, но и
полноценное учебно-методическое обеспечение.
Книг по формированию культуры здоровья
существует достаточно много, однако их
значительная часть либо не имеет под собой
научной основы, либо не ориентирована на
школьников. На основе анализа литературы
предлагаем следующий перечень (см. приложение
2).
Разумеется, нельзя рекомендовать всем учащимся
приобрести данные книги. Можно по согласованию
со школьной библиотекой создать в читальном зале
«уголок здоровья», где на специальном стенде (или
в компьютерном варианте) будет приведен список
имеющейся литературы по вопросам ЗОЖ.
В большинстве указанных пособий материал
ориентирован практически на все ступени
школьного обучения. Поэтому желательно, чтобы в
библиографии преподаватель отразил те разделы,
части книг, которые рекомендуются для данного
возраста. Тогда учитель сможет направлять
ученика не только к соответствующим источникам,
но и к конкретным главам и даже страницам.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Принципиальной основой содержания
каждого урока является подкрепление теории
практической составляющей.
Учитывая ограниченность занятия 45 минутами, его
практическая часть (около 25–28 минут) проводится
непосредственно в классе. Благодаря этому не
только экономится рабочее время самого урока, но
и не требуется времени на переодевание
школьников. Тем не менее желательно, чтобы дети,
насколько возможно, освободили себя от тесных,
стягивающих деталей одежды (ремни, галстуки и
пр.).
Продолжительность и интенсивность нагрузки не
должны достигать значений, приводящих к
потоотделению. Поэтому упражнения следует
выполнять в спокойном темпе, с повторностью
каждого не более 6–8 раз и с перерывами между ними
в 20–30 секунд.
Сам набор упражнений должен быть максимально
приближен к повседневной двигательной
активности человека. Задача педагога – добиться
автоматизации повседневных двигательных
действий.
В начале ребята выполняют упражнения,
рекомендуемые во время приготовления домашних
заданий, которые направлены на:
устранение застойных явлений в
кровообращении и дыхании;
предупреждение нарушений осанки;
профилактику нарушений зрения;
восстановление умственной
работоспособности.
Комплекс должен включать по 2–3
упражнения каждой из четырех групп так, чтобы
общее их количество составляло 8–10.
Повторяемость упражнений следует подбирать в
зависимости от их сложности. Общая
продолжительность выполнения комплекса – не
более 5–7 минут: именно столько времени требуется
для упражнений во время перерывов в
приготовлении домашних заданий.
Комплекс может обновляться либо полностью
(примерно каждые 2–3 недели), либо путем
постепенной замены упражнений в каждой из групп.
В оставшееся время практической части «урока
здоровья» (около 20 минут) подбор упражнений
должен соответствовать изучаемой тематике. Эти
двигательные действия составляют три
разновидности:
1. Представляющие собой элементы
повседневной двигательной активности. Благодаря
их периодическому повторению можно добиться
автоматизации навыков, занимающих заметное
место в жизнедеятельности человека (например,
ходьба, осанка, подъем и перенос тяжестей,
гигиенические приемы и т.п.).
2. Необходимые для обеспечения нормального
функционирования организма – правильное
дыхание, саморегуляция психического состояния,
тренировки для глаз и пр.
3. Направленные на освоение приемов оказания
первой помощи (например, при ушибах,
кровотечениях, ожогах и т.д.).
В соответствии с изложенным
рекомендуются некоторые группы упражнений (см.
таблицу на с. 10).
Применение данного перечня, как и методика
проведения уроков, должны определяться
возрастными психофизиологическими
особенностями школьников.
Таблица
Тема |
Группы
упражнений |
Физическая
культура |
Самоконтроль
состояния организма по пульсу.
Как правильно стоять, ходить, сидеть, поднимать и
переносить тяжести.
Формирование правильной осанки.
Формирование культуры движений.
Формирование красивой фигуры.
Развитие силы и силовой выносливости.
Формирование гибкости.
Укрепление мышц, формирующих своды стопы.
Элементы массажа и самомассажа |
Психическое
здоровье |
Элементы
аутотренинга.
Психорегулирующее дыхание.
Миорелаксация.
Психорегуляция |
Закаливание и
профилактика простуд |
Стимуляция
иммунитета.
Элементы закаливания.
Приемы функциональной терапии при простудах и
простудно-инфекционных заболеваниях.
Дыхательная гимнастика |
Рациональное
питание |
1. Стимуляция
моторной деятельности желудочно-кишечного
тракта.
2. Устранение застойных явлений в желчевыводящих
путях |
Гигиенические
основы здоровья |
Приемы гигиены
полости носа и воздухоносных пазух.
Приемы гигиены полости рта.
Приемы гигиены голосового аппарата |
Первая помощь |
Приемы
искусственного дыхания.
Приемы остановки кровотечений.
Первая помощь при отравлениях, травмах мягких
тканей и костей, ожогах и др. |
Профилактика
вредных привычек |
1. Упражнения
для предупреждения и отказа от курения |
Режим дня |
1. Утренняя
гигиеническая гимнастика |
Рациональный
режим обучения |
1. Стимуляция
умственной работоспособности.
2. Предупреждение нарушений осанки.
3. Профилактика нарушений зрения.
4. Устранение застойных явлений в кровообращении
и дыхании.
5. Тренировка мышц, обеспечивающих мелкую
моторику кисти |
Приложение 1
Проверь свое рабочее место
Задание для самостоятельной работы (4-й
класс)
Проверь, где надо, измерь и ответь
на следующие вопросы:
1. Твой рост ____ см, а высота твоего
рабочего стола – ____. В положении стоя от твоего
локтя до поверхности стола ____ см.
2. Когда ты сидишь, то в коленных суставах ноги
согнуты под углом (подчеркни): острым, прямым,
тупым.
3. У твоего стула спинка: есть, нет.
4. Когда ты пишешь, тебе удобнее располагать
предплечье левой (у левшей правой) руки: передней
частью на столе, полностью на столе, опущенным
вниз, как когда.
5. Свет из окна падает на рабочий стол: слева,
справа, спереди, сзади.
6. Когда ты пишешь, расстояние от тетради до глаз
соответствует: длине поставленной на стол локтем
руки со сжатым кулаком, упирающимся в подбородок;
больше, меньше этой длины.
7. Составь схему расположения необходимых для
выполнения домашних заданий предметов на твоем
рабочем столе. Для этого измерь размеры стола и в
определенном масштабе перенеси их на лист бумаги
(лучше в клеточку). Определи, сколько тебе обычно
требуется в один день учебников, пособий,
тетрадей, ручек, карандашей и других предметов.
Попытайся теперь расположить их на схеме так,
чтобы наиболее часто используемые и удобные зоны
письменного стола были заняты теми предметами,
которые будут необходимы в данное время.
Теперь подумай:
– Правильно ли организовано твое
рабочее место?
– Все уместилось на столе?
– Тебе удобно доставать каждый предмет?
– Тебе ничего не мешает во время работы?
А теперь сделай так, чтобы для тебя все
эти предметы не доставляли хлопот и всегда
находились под рукой.
Если сам не можешь что-то сделать, то вместе с
родителями постарайся привести в порядок твой
рабочий стол, повесь на стену уточненную схему
расположения всех необходимых для выполнения
домашних заданий предметов на столе перед собой
и постарайся постоянно придерживаться ее.
Приложение 2
Рекомендованная литература для детей
1. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник
для вузов. 8-е изд. / Э.Н. Вайнер. ? М.: Флинта, Наука,
2009. – С. 341.
2. Вишневская Е.Л. Основы безопасности
жизнедеятельности. 6–8-е классы / Е.Л. Вишневская,
Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова. – М.: Русское слово,
1995. – С. 48.
3. Грезнева О.Ю. Профилактика вредных привычек
у школьников / О.Ю. Грезнева. ? Липецк, 2000. – С.
83.
4. Заготова С.Н. Валеология: справочник
школьника / С.Н. Заготова. Р/Д: Баро–Пресс, 2002. – С.
123.
5. Зайцев Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев.
? СПб., 1998. – С. 134.
6. Захаров Ю.А. Будь здоров! / Ю.А. Захаров. ? М.,
1999. – С. 167.
7. Камов Б.Н. Как стать женщиной. Как остаться
мужчиной / Б.Н. Камов. – М.: Прометей, 1995. – С. 221.
8. Мир детства: подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой.
– М., 1989. – С. 277.
9. Мир детства: юность / Под ред. А.Г. Хрипковой. –
М., 1991. – С. 293.
10. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового
образа жизни и первая медицинская помощь:
Учебное пособие для студентов средних
педагогических учебных заведений. – 2-е изд.,
стереотипн. / И.И. Соковня-Семенова. – М.: Академия,
2000. – С. 114.
11. Татарникова Л.Г. Валеология подростка:
пособие к курсу «Валеология» для учащихся 5–7-х
классов / Л.Г. Татарникова, М.В. Поздеева. ? СПб.:
Петроградский и Ко, 1998. – С. 258.
12. Федорова М.З. Экология человека. Культура
здоровья. 8-й класс / М.З. Федорова, В.С. Кучменко,
Т.П. Лукина. – М.: Вентана-Граф, 2004. – С. 143.
13. Хрипкова А.Г. Гигиена и здоровье школьника /
А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. – М., 1988. – С. 127.
14. Чумаков Б.Н. Валеология: Учебн. пособие. 2-е
изд. / Б.Н. Чумаков. ? М.: Педагогическое общество
России, 2000. – С. 153.
Приложение 3
Литература для преподавателей
1. Вайнер Э.Н. Методология и
практика формирования здоровьесберегающей
образовательной среды / Э.Н. Вайнер, Т.И.
Анисимова, Л.М. Пашкова. – Славянск-на-Кубани, 2005.
– С. 206.
2. Растворцева И.А. Воспитание культуры
здоровья подростков в процессе изучения
биологии: Дисс. канд. пед. наук. – Липецк, 2006.
3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики:
теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. –
М.: Академия, 2004. – С. 336.
4. Сергеев И.С. Основы педагогической
деятельности / И.С. Сергеев. – СПб., 2004. – С. 315.
Титов В.А. Общая педагогика: конспект лекций /
В.А. Титов. – М.: ПРИОР, 2005. – С. 272.