Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2010

Вместе с психологом

Я усталым таким еще не был…

Мы продолжаем цикл статей о психологических проблемах подростков. Уже написано о переживании скуки, о зависти и обидчивости, о перфекционизме – «синдроме отличницы», о конфликтах с учителями, о чувствах отверженности и отчужденности, о злоупотреблении психоактивными веществами… Сегодняшний материал посвящен состояниям астении – усталости, нервному истощению и переутомлению

Я чувствую себя ужасно уставшим. Просыпаюсь – и мне кажется, что я вовсе не спал. Первые два занятия в школе особенно мучительны. Я, конечно, пытаюсь слушать учителя, но почти ничего не понимаю. Свет кажется очень ярким, звонок на урок – слишком громким. Шумные одноклассники раздражают. Потом становится немного легче, но уже после обеда начинает болеть голова и непреодолимо тянет в сон. Учителя недоумевают, а родители волнуются. Я тоже беспокоюсь – вдруг я болен чем-то серьезным? Раньше со мной такого не было.

Егор, 16 лет

Пусть недолог, несложен был путь, –
Я устал и хочу отдохнуть.
Не спешить, не бежать, не идти…

Александр Белогоров

Что такое астения?

Астения (от греч. asthиneia – слабость, бессилие) – состояние, характеризующееся быстрой истощаемостью нервных процессов и повышенной утомляемостью. При астении в поведении проявляются раздражительность, слезливость, капризность, вегетативные расстройства, резко снижается работоспособность.
В зависимости от преобладающих признаков выделяют два основных вида астении:

  • гиперстеническая астения – крайне неустойчивое настроение, несдержанность, раздражительность, расстройства сна;

  • гипостеническая астения – нервно-психическая слабость, слезливость, повышенная утомляемость и истощаемость, нарушения памяти и внимания.

Астению надо отличать от обычной усталости. При астении физическая и психическая усталость возникает вне связи с нагрузками, она не проходит даже после длительного отдыха и может сопровождаться соматическими симптомами: повышением температуры, головной и мышечной болью, нарушениями сна.
Характерны для синдрома и эмоционально-волевые нарушения: при гиперстенической астении утомляемость сочетается с повышенной раздражительностью, обидчивостью и возбудимостью, при гипостенической – с апатией и безынициативностью, снижением речевой и двигательной активности.
Нарушения познавательных процессов заключаются в ухудшении памяти, нарушениях сосредоточенности и концентрации внимания, снижении эффективности мышления и общей переносимости умственных нагрузок.
Во всех случаях астения проявляется и снижением социальной активности.
К астении следует относиться серьезно – этот синдром является первой реакцией центральной нервной системы на самые различные по происхождению «повреждающие» факторы. Состояние астении указывает на истощение нервной системы и нарушение энергетического баланса нервных клеток (например, чрезвычайный расход энергии вследствие болезни, недостаточность питания клеток или наличие токсических воздействий).
Прежде чем приступать к лечению астении, необходимо выяснить вызвавшую ее причину: она может быть связана не просто с переутомлением, а с серьезной патологией внутренних органов или даже с психическим расстройством.

Классификация

Современные ученые предлагают следующую классификацию состояний, проявляющихся астенией:

  • Состояния истощения (реакция на стрессы, эмоциональные и физические перегрузки).

Состояние, связанное с истощением нервной системы (точнее, с реакцией психики на истощение ЦНС), называют неврастенией. Возникает от длительного переутомления (как физического, так и психического), хронического недосыпания, эмоциональных перегрузок, психотравмирующих ситуаций.

  • Астено-депрессивный синдром.

Астено-невротические нарушения могут выступать первым этапом при формировании так называемых «депрессий истощения», или «невротических депрессий».
Этот вид расстройств развивается в связи с воздействием длительных психотравмирующих обстоятельств на фоне психического перенапряжения. Со временем к астенической симптоматике присоединяется соматовегетативная, а затем и тоскливо-тревожная. Один из основных признаков «депрессий истощения» – нарушение цикла сон – бодрствование, когда дневная сонливость сочетается с чутким, неглубоким сном с тревожными сновидениями.

  • Соматогенные астении.

Астеническим синдромом начинаются и заканчиваются многие инфекционные, сердечно-сосудистые, эндокринные, онкологические, гематологические (анемии и лейкозы) и неврологические болезни. Заболевания желудочно-кишечного тракта, грипп, пневмония, острый или хронический бронхит и бронхиальная астма также могут сопровождаться длительными астеническими состояниями.

  • Органические астении   (церебрастении).

Выраженные проявления астении наблюдаются при органических поражениях головного мозга: черепно-мозговых травмах, нарушениях мозгового кровообращения, энцефалитах. Страдающие церебрастенией обычно повышенно ранимы, чувствительны к внешним раздражителям, плохо переносят даже мелкие неприятности. Их обычные жалобы – головная боль и головокружения, рассеянность, забывчивость, трудности сосредоточения. Нередки вестибулярные нарушения, особенно проявляющиеся во время езды в транспорте и при просмотре телепередач.

  • Эндогенная витальная астения (юношеская астеническая несостоятельность).

Встречается в возрасте 14–20 лет (чаще у юношей). Основные симптомы – трудности при длительной произвольной концентрации внимания, чувство мучительной психической усталости при любой интеллектуальной деятельности, снижение побуждений, головная боль и нарушения сна. Наиболее выраженной эндогенная витальная астения бывает в 14–15 лет, но порой она сопровождает весь подростковый период. Юношеская астеническая несостоятельность может являться вариантом начала простой формы шизофрении.

  • Астении при немедицинском употреблении психоактивных веществ.

Астенический синдром проявляется у подростков и взрослых, зависимых от психоактивных веществ. Наиболее тяжелые состояния наблюдаются при применении психостимуляторов («дискотечных наркотиков»). К типичным симптомам астении присоединяется чувство изнеможения с ноющей болью в разных частях тела. Потребность во сне сочетается с невозможностью уснуть, а сонливость – с беспокойным сном. Характерные эмоциональные нарушения – озлобленность и подозрительность. При продолжении злоупотребления ПАВ формируются затяжные депрессии.

Найти причину

Таким образом, астеническое состояние у подростков и молодых людей является сигналом к установлению причин его возникновения. В первую очередь необходимо исключить возможность развития состояния вследствие соматических (в том числе эндокринных) или органических заболеваний. При исключении астении как физиологического явления (реакции на переутомление) надо учитывать, что для нее характерны слабая выраженность симптомов (преимущественно головные боли или повышенная утомляемость и чувствительность). В этом случае астенические признаки появляются лишь на короткое время (несколько дней) при серьезных нагрузках, недосыпании и других неблагоприятных обстоятельствах; симптомы исчезают при отдыхе и лечении общеукрепляющими средствами. И только после исключения указанных причин можно ставить вопрос о диагностике астении как психического заболевания (шизофрении, депрессии).

Астено-невротический тип

У некоторых подростков есть склонность к возникновению длительных состояний астении. В силу наследственной предрасположенности, связанной со слабостью нервной системы, у них формируется особый тип характера, называемый астено-невротическим.
При таком типе характера уже с ранних лет нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, энурез, заикание. В других случаях детство проходит благополучно и первые типологические особенности возникают только в подростковый период.
Как правило, это очень впечатлительные, тревожные, мнительные, капризно-раздражительные ребята. Они тяжело переживают ссоры и конфликты, волнуются перед ответственными событиями, теряются в незнакомой обстановке. Еще одна черта таких подростков – склонность к ипохондричности. Они внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно соглашаются на различные медицинские обследования и процедуры.
Утомляемость астеноневротиков проявляется особенно в умственных занятиях. В состоянии утомления у них могут случаться аффективные вспышки, нередко по ничтожному поводу возникает раздражительность, которая легко сменяется раскаянием и слезами.
Достоинства подростков астено-невротического типа – аккуратность, дисциплинированность, исполнительность, скромность и дружелюбие; недостатки – капризность и плаксивость, вялость, неуверенность в себе, застенчивость, неспособность постоять за себя. Неблагоприятными для них являются ситуации соперничества, открытых конфликтов с необходимостью отстаивать свою точку зрения, вынужденного активного общения с большим количеством народа.
Такие ребята тянутся к сверстникам, но быстро устают от шумных компаний и предпочитают одиночество или общение с одним-двумя близкими друзьями. Любят спокойные занятия, не требующие напряжения сил и участия многих людей.

Помочь и поддержать

Вследствие низкой самооценки, сомнений, тревоги и страха перед возможной ошибкой астеничные школьники испытывают трудности в учебе, даже если хорошо знают материал. Например, их пугают внезапные вызовы к доске: из-за неспособности собраться с мыслями они теряются и не могут ответить; боятся экзаменов.
Астеники нуждаются в щадящем режиме работы (им необходимо избегать переутомления), в то же время желательно развивать их стрессоустойчивость и умение обеспечивать себе психологический комфорт. Следует замечать и закреплять даже незначительные успехи подростков, поддерживать их высокую самооценку: это особенно необходимо для ощущения уверенности. Справиться с утомляемостью помогают четкий режим дня, планирование труда и отдыха.
Знания о различных видах проявления, причинах астении и своевременное обнаружение ее у подростков способствуют правильному подходу к таким ребятам и грамотной организации учебного процесса.

Диагностика

Шкала астенического состояния

Шкала астенического состояния (ШАС) состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астении.
Под термином астеническое состояние здесь понимается состояние, которому свойственны общая, прежде всего психическая, слабость, повышенная истощаемость, раздражительность, снижение продуктивности психических процессов, расстройства сна и другие вегетативно-соматические нарушения.

Инструкция

Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте необходимое количество баллов.

Варианты ответов:

1 балл – «нет, неверно»;
2 балла – «пожалуй, так»;
3 балла – «правильно»;
4 балла – «совершенно верно».

Обработка результатов

После заполнения теста набранные баллы суммируются. Весь диапазон шкалы – от 30 до 120 баллов.

Опросник

1. Я работаю с большим напряжением.
2. Мне трудно сосредоточиться на чем-либо.
3. Взаимоотношения с противоположным полом не удовлетворяют меня.
4. Ожидание нервирует меня.
5. Я испытываю мышечную слабость.
6. Мне не хочется ходить в кино или в театр.
7. Я забывчив.
8. Я чувствую себя усталым.
9. Мои глаза утомляются при длительном чтении.
10. Мои руки дрожат.
11. У меня плохой аппетит.
12. Мне трудно бывать на вечеринке или в шумной компании.
13. Я уже не очень хорошо понимаю прочитанное.
14. Мои руки и ноги холодные.
15. Меня легко задеть.
16. У меня болит голова.
17. Я просыпаюсь утром усталым и не отдохнувшим.
18. У меня бывают головокружения.
19. У меня бывают подергивания мышц.
20. У меня шумит в ушах.
21. Меня беспокоят взаимоотношения с противоположным полом.
22. Я испытываю тяжесть в голове.
23. Я чувствую общую слабость.
24. Я ощущаю боли в темени.
25. Жизнь для меня связана с напряжением.
26. Моя голова как бы стянута обручем.
27. Я легко просыпаюсь от шума.
28. Меня утомляют люди.
29. Когда я волнуюсь, то покрываюсь потом.
30. Мне не дают заснуть беспокойные мысли.

Интерпретация результатов теста

Весь объем шкалы делится на 4 диапазона:

1-й диапазон – от 30 до 50 баллов – «отсутствие астении»;
2-й диапазон – от 51 до 75 баллов – «слабая астения»;
3-й диапазон – от 76 до 100 баллов – «умеренная астения»;
4-й диапазон – от 101 до 120 баллов – «выраженная астения».

Юлия Корчагина ,
психолог, кандидат психологических наук