Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2010

Технология

Анкетирование как способ оценки работы

В рамках экспериментального проекта «Школа – территориальный центр здоровьесбережения» Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Сыктывкара (Коми) в течение трех лет проводил мониторинговые исследования по выявлению факторов риска, влияющих на состояние учащихся и педагогов, и изучению здоровьесберегающего процесса в образовательном учреждении

Высшее благо достигается
на основе полного физического
и умственного здоровья.

Цицерон

Организация мониторинга

Проведение мониторинга помогает всесторонне исследовать внутришкольную организацию оздоровительной деятельности и работу по формированию установок на ЗОЖ.

Основные задачи:

  • описание здоровьесберегающей деятельности школы;

  • изучение физического и психического состояния учащихся и позитивно или негативно влияющих на него факторов;

  • оценка эффективности применения различных схем и моделей здоровьесбережения в образовательном учреждении;

  • создание и распространение действенных моделей здоровьесберегающей школы как территориального центра здоровьесбережения.

Цель: анализ использования здоровьесберегающих ресурсов в школе и на территории микрорайона.
Для эффективного проведения мониторинга учитываются факторы, влияющие на текущее состояние и динамику здоровья школьников, педагогов, иных участников образовательного процесса.
Показатели заключительного периода сравниваются с данными начального этапа исследований.

Показатели оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности:

1) установка на ЗОЖ;
2) важность и полезность информации по вопросам здоровья;
3) образовательное учреждение источник такой информации;
4) школа эмоционально-комфортная среда общения, развития, обучения, познания;
5) организация питания на достаточно высоком уровне;
6) четкое соблюдение распорядка дня;
7) школа благоприятно влияет на состояние участников образовательного процесса;
8) в ОУ можно обращаться по широкому спектру вопросов, связанных со здоровьем;
9) школа – центр здоровьесберегающего досуга детей;
10) хороший уровень воспитательной работы по укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.

АНКЕТА 1

(для учащихся начальных классов)

ДОРОГОЙ ДРУГ! Внимательно прочитай каждый вопрос и обведи тот вариант ответа, который тебе подходит, или впиши свой вариант в свободную строчку. На некоторые вопросы можно выбрать несколько ответа.

Ты живешь в городе_________________________________.

Учишься в школе № ________ в ________ классе.

Твой пол: девочка/мальчик.

Возраст:________лет.

1. Чтобы быть счастливым, тебе необходимо (поставь отметку каждому утверждению: 1 – самый низкий балл, 5 – самый высокий):

иметь много друзей 1 2 3 4 5;
много знать и уметь 1 2 3 4 5;
быть здоровым 1 2 3 4 5;
быть красивым и привлекательным 1 2 3 4 5;
иметь много денег 1 2 3 4 5.

2. Можно ли сказать, что ты заботишься о своем здоровье?

да; нет; не знаю.

3. Информацию о том, как заботиться о здоровье, ты считаешь:

интересной, полезной; не слишком интересной и полезной; скучной, бесполезной.

4. От кого ты узнаешь, как надо заботиться о своем здоровье?

От друзей; от родителей; от учителей; от врачей; из книг и журналов; из телепередач.

5. Ты всегда с радостью идешь в школу?

Всегда; никогда; иногда.

6. К своей учительнице ты можешь обратиться за помощью?

Да; нет; иногда.

7. Тебе нравятся твои одноклассники?

Да; нет; не очень.

8. Нравится ли тебе, как готовят в школьной столовой?

Да; нет; не очень.

9. Ежедневно в твоем распорядке дня присутствуют:

утренняя зарядка, пробежка;

завтрак;

обед;

ужин;

сон не менее 8 часов;

прогулка на свежем воздухе;

занятия спортом;

душ, ванна.

10. Как заботятся о здоровье в твоей школе?

Наблюдение у врача;

физкультминутки;

посещение бассейна;

походы, прогулки;

посещение спортивных секций;

посещение физдиспансера;

уроки здоровья;

спортивные мероприятия;

свой ответ________.

11. К кому ты обращаешься за помощью (в трудную минуту)?

К учителю;

папе (маме);

бабушке (дедушке);

друзьям;

свой ответ ________.

12. Занимаешься ли ты в школьной секции, кружке?

Да; нет; иногда.

Если да, напиши, в какой(ом) ________.

13. Часто ли проводятся внеклассные мероприятия по укреплению здоровья в твоем классе, в школе?

Часто; иногда; не проводятся.

Если проводятся, укажи какие:

уроки, обучающие здоровью;

лекции о том, как заботиться о своем здоровье;

показ фильмов на данную тему;

спортивные соревнования, игры;

викторины, конкурсы;

праздники, вечера на тему здоровья;

дни здоровья;

походы.

Свой ответ________.

Проверь, пожалуйста,  на все ли вопросы ты ответил.

БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!

АНКЕТА 2

(для учащихся среднего и старшего звена)

УВАЖАЕМЫЙ РЕСПОНДЕНТ! Внимательно прочитай каждый вопрос и отметь крестиком вариант ответа, который в наибольшей степени выражает твое мнение по проблеме сохранения здоровья детей в условиях современной школы, или впиши свой вариант в свободную строчку. Допустим выбор нескольких вариантов ответа.

Ты живешь в городе_________________________________.

Учишься в школе № ________ в ________ классе.

Твой пол: девочка/мальчик.

Возраст:________лет.

1. Укажи, какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни.

Выбери три самых главных:

иметь много денег;

много знать и уметь;

быть здоровым;

быть красивым, привлекательным;

иметь любимую работу;

жить в счастливой семье;

иметь интересных друзей;

быть самостоятельным (самостоятельно решать, что делать, и самому обеспечивать себя).

2. Информацию о том, как заботиться о здоровье, ты считаешь:

интересной, полезной;

не слишком интересной и полезной;

довольно интересной, полезной;

скучной, бесполезной.

3. Откуда ты узнаешь о том, как заботиться о своем здоровье?

От родителей;

от друзей;

от педагогов;

из книг и журналов;

из телепередач;

от врача;

свой вариант ________.

4. С каким настроением ты обычно идешь в школу?

Обычно с радостью и интересом;

чаще по необходимости (потому что надо);

часто совершенно не хочу идти в школу;

свой вариант________.

5. Педагоги относятся к тебе:

доброжелательно;

с уважением;

равнодушно;

недоброжелательно;

затрудняюсь ответить;

свой вариант________.

6. В среде одноклассников ты обычно чувствуешь себя:

комфортно;

легко и непринужденно;

когда как, в зависимости от ситуации;

одиноко, обособленно;

затрудняюсь ответить;

свой вариант________.

7. Нравится ли тебе питание в школе?

Нравится, вкусно;

нравится, но не всегда;

не нравится, невкусно.

8. Что из перечисленного ежедневно присутствует в распорядке твоего дня?

Утренняя зарядка, пробежка;

завтрак;

обед;

ужин;

прогулка на свежем воздухе;

сон не менее 8 часов;

занятия спортом;

душ, ванна.

9. Оцени, пожалуйста, влияние школы и учебы на твое здоровье:

влияет положительно;

существенного воздействия не оказывает;

влияет отрицательно;

затрудняюсь ответить.

10. К кому ты обычно обращаешься за помощью в затруднительных ситуациях?

К родителям  (решаем проблемы дома, в семье);

к учителям;

к друзьям;

к школьному психологу;

к классному руководителю;

к родственникам;

к специалистам вне школы;

свой ответ________.

11. Занимаешься ли ты в школьных секциях, кружках?

Нет; да.

Если да, укажи в каких________.

Сколько времени: месяц, год, несколько лет (нужное подчеркни).

12. Часто ли проводятся внеклассные мероприятия по укреплению здоровья в твоем классе, школе?

Часто; иногда; не проводятся.

Если проводятся, укажи какие:

уроки, обучающие здоровью;

лекции о том, как заботиться о своем здоровье;

показ фильмов на данную тему;

спортивные соревнования, игры;

викторины, конкурсы;

праздники, вечера;

дни здоровья;

походы;

свой ответ.

Проверь, пожалуйста,  на все ли вопросы ты ответил.

БЛАГОДАРИМ ТЕБЯ ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!

АНКЕТА 3

(для родителей)

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Просим вас высказать свое мнение о состоянии здоровьесберегающего процесса в школе и выявлении факторов риска, влияющих на ваших детей, ответив на вопросы анкеты.
Отметьте крестиком вариант ответа, который в наибольшей степени выражает ваше мнение, или впишите свой вариант в свободную строчку. Допустим выбор нескольких вариантов ответов.

Место проживания ________________.

Ваш пол: мужской; женский.

Ваш возраст ________лет.

Кем вы работаете? __________________.

Состав семьи: полная; неполная.

1. Какие из приведенных ценностей для вас наиболее важны? (Выберите три самых значимых варианта.)

Материальное благополучие;

качественное образование;

хорошее здоровье;

привлекательная внешность;

любимая работа;

благополучная семья;

возможность общаться с интересными людьми;

свобода и независимость (возможность самому планировать жизнь и реализовывать желания).

2. Какие условия для сохранения здоровья вы считаете самыми важными? Выберите и отметьте пять наиболее значимых для вас (1, 2, 3, 4, 5).

Хорошая наследственность;

хорошая экология;

соблюдение норм здорового образа жизни (режим, зарядка, отсутствие вредных привычек);

возможность консультирования и лечения у хорошего врача;

знания о том, как заботиться о своем здоровье;

регулярные занятия спортом;

отсутствие физических и умственных перегрузок;

достаточные материальные средства для хорошего питания, занятий спортом и пр.;

свой вариант________.

3. Обсуждаются ли вопросы сохранения и укрепления здоровья детей на классных и общешкольных родительских собраниях?

Постоянно;

часто;

иногда, редко;

не обсуждаются;

затрудняюсь ответить.

4. Сколько времени тратит на выполнение домашнего задания ваш ребенок?

1 час; 2 часа; 2–3 часа; более трех часов.

5. С каким настроением обычно ребенок идет в школу?

С радостью и интересом;

по необходимости;

часто совершенно не хочет идти;

затрудняюсь ответить;

свой вариант________.

6. Нравится ли ребенку школьное питание?

Нравится; не нравится; не всегда нравится.

7. Оцените влияние школы на здоровье вашего ребенка.

Влияет положительно;

существенного воздействия не оказывает;

влияет отрицательно;

затрудняюсь ответить.

8. К кому вы обычно обращаетесь, если у ребенка или в ваших взаимоотношениях с ним возникают проблемы (неуспеваемость, плохое поведение, конфликты и т.д.)?

Решаем проблемы внутри семьи;

к учителям;

к знакомым, имеющим опыт воспитания;

к школьному психологу;

к специалистам вне школы;

к кому-то еще________.

9. Чем предпочитает заниматься в свободное время ваш ребенок, а чем – вы сами?

(Выберите три наиболее значимых варианта, см. таблицу.)

 

Ребенок

Вы сами

Читать

Смотреть телевизор (видео)

Слушать музыку

Гулять с друзьями

Заниматься спортом (посещать секции)

Играть в компьютерные игры

Посещать школьные кружки

Что-нибудь мастерить (шить, вязать, конструировать)

Коллекционировать

Ходить в поход с классом

Свой вариант

10. Часто ли проводятся мероприятия по охране и укреплению здоровья в классе вашего ребенка, школе? (Если да, укажете какие.)

Часто; иногда; не проводятся.

специальные уроки;

лекции;

показ видеофильмов;

спортивные соревнования;

тематические вечера;

работа спортивных секций;

затрудняюсь ответить (не имею информации).

11. В какой степени, по-вашему, школа решает следующие проблемы (в каждой строке проставьте баллы: 3 – высокий уровень, 2 – средний, 1 – низкий).

– Обеспечивает высокое качество знаний (образовательных услуг) ________ ;

–  предлагает различные программы дополнительного образования, четко организует жизнь детей в школе ________;

– бережно относится к ребенку (сохраняя его физическое и психологическое самочувствие) ________;

– учитывает запросы и интересы детей________;

– уделяет большое внимание формированию инициативы и самостоятельности ребят ______ ;

–  способствует развитию дружеских, товарищеских отношений между учащимися ________;

–  какие еще (укажите сами)________.

Проверьте, пожалуйста,  на все ли вопросы вы ответили.

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ!

АНКЕТА 4

(для педагогов)

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ! Просим вас высказать свое мнение о состоянии здоровьесберегающего процесса в образовательном учреждении и о выявлении школьных факторов риска, влияющих на состояние учащихся и педагогов, ответив на вопросы анкеты.
Отметьте крестиком вариант ответа, который в наибольшей степени выражает ваше мнение, или впишите свой вариант в свободную строчку. Допустим выбор нескольких вариантов ответов.

№ образовательного учреждения.

Ваш пол: мужской/женский.

Ваш возраст________ лет.

Образование ________. Разряд________.

Стаж педагогической работы ________.

В данном ОУ________.

1. Укажите, какие из приведенных ценностей для вас наиболее важны. Оцените их, проставив баллы от 1 (самое главное) до 8 (наименее важное):

материальное благополучие;

качественное образование;

хорошее здоровье;

привлекательная внешность;

любимая работа;

благополучная семья;

возможность общаться с интересными людьми;

свобода и независимость (возможность самому планировать жизнь и реализовывать желания).

2. Какие условия для сохранения здоровья вы считаете наиболее важными? (Из приведенного перечня выберите и отметьте пять самых важных для вас условий.)

Хорошая наследственность;

хорошая экология;

соблюдение правил ЗОЖ (режим, зарядка, отсутствие вредных привычек);

возможность консультации и лечения у хорошего врача;

знания о том, как заботиться о своем здоровье;

регулярные занятия спортом;

отсутствие физических и умственных перегрузок;

достаточные материальные средства для хорошего питания, занятий спортом и др.;

свой вариант_________.

3. Нужны ли вам дополнительные знания по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся?

Нужны; не нужны; это не входит в мою компетенцию.

4. Как вы считаете, существует ли в вашем образовательном учреждении система работы педагогов по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей?

Существует комплексно и постоянно;

существует фрагментарно;

не существует;

не осведомлен(а) об этом.

5. Устраивает ли вас нравственно-психологический климат в образовательном учреждении?

Да; нет; затрудняюсь ответить.

6. Комфортно ли вы себя чувствуете: во взаимоотношениях с администрацией?

Да; нет; не всегда.

В педагогическом коллективе?

Да; нет; не всегда.

Среди учащихся?

Да; нет; не всегда.

7. Как вы оцениваете качество питания в школьной столовой?

Отлично;

хорошо;

удовлетворительно;

неудовлетворительно.

8. Оказывает ли образовательное учреждение какое-либо влияние на ваше здоровье?

Оказывает положительное влияние;

оказывает отрицательное влияние;

не оказывает влияния;

я об этом никогда не задумывался(лась).

9. Откуда вы получаете информацию о том, как заботиться о своем здоровье?

Из средств массовой информации  (телевидение, газеты, журналы и др.);

из научно-методической литературы;

от друзей, знакомых;

от администрации ОУ;

на педсоветах, методических объединениях;

из других источников (каких?)_________.

10. Какие формы работы по проблеме здоровьесбережения вы используете в педагогической практике?

Беседы;

лекции и семинары для старшеклассников;

уроки здоровья;

дни здоровья;

физкультурно-оздоровительные мероприятия;

не имею возможности уделять этому время;

иные формы (какие?) _______.

11. Организуя учебно-воспитательный процесс, на что (или на кого) вы ориентируетесь?

Расставьте приоритетность целей:

на усвоение учащимися определенных знаний, умений, навыков;

на физически и психически здоровую личность;

на организацию индивидуально-дифференцированного обучения;

на что еще (укажите)? _______.

12. Заботится ли администрация образовательного учреждения о сохранении и укреплении здоровья педагогов?

Да; нет; не знаю.

Если да, то каким образом?_______.

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Светлана Уланова ,
кандидат биологических наук, г. Сыктывкар, Республика Коми