Мы неизбежно должны перейти к
обсуждению
проблем внутреннего мира человека.
Найти способы такого воздействия на него,
чтобы внутренний мир человека
превратился в его основную ценность.
Вот здесь лежит ключ к самому человеку –
сохранение вида Homo sapiens
на планете.
Н.Н. Моисеев
Ноосферное образование
Конец XX века ознаменовался взрывом
научной мысли. За последние десятилетия ученые
сделали массу открытий, связанных с
жизнедеятельностью человека.
Однако зачастую, используя новые достижения,
люди не обращают внимания на ту среду, в которую
они их внедряют. Человек ставит себя выше
природы, нередко забывая, что он – ее часть.
На рубеже столетий также активизировались
различные катаклизмы. Тайфуны, наводнения,
землетрясения, ураганы – все это явления
возмущенной геосферы. Сама природа начинает
учить людей, заставляя их задуматься над главным
вопросом – взаимодействием природы и человека.
Для того чтобы предотвратить взаимное
уничтожение, необходимо с детства обучать
ребенка разговаривать на одном языке с природой,
понимать ее и жить по ее правилам.
Детям трудно выживать в предлагаемой взрослыми
системе, которая по тем или иным причинам тем или
другим способом нарушает природу и законы
развития ребенка.
В сегодняшней школе произошло увеличение
количества дисциплин и объема учебного
материала. А что предлагается в качестве новых
методов, чтобы ребенок смог справиться с этим
информационным бумом?
Специалисты РАЕН под руководством Н.В. Масловой
уже более пятнадцати лет внедряют систему,
которая называется ноосферное образование.
Именно она лежит в основе моих методов работы с
учениками.
К нам в школу приходят дети из разных семей, не
похожие друг на друга, различные по характеру,
темпераменту. Поэтому, прежде чем учить чему-либо
маленького человека, я стараюсь настроить его на
получение знаний, адекватных здоровью, развитию,
настроению, или, попросту говоря, природе
ребенка. В моей работе нет давления педагогов и
авторитетов, я ориентируюсь на потенциал ученика
как сумму его физиологических, интеллектуальных
и духовных возможностей. А развивая эти
возможности, стараюсь раскрывать творческие
наклонности детей.
Методика обеспечивает защиту от перегрузок и
ненужной информации. Это гарантирует
индивидуальный подход и правильное формирование
ребенка как личности.
Информация запоминается и становится знанием
лишь тогда, когда она переживается как часть
собственного опыта. Для этого учитель должен
попытаться развить у ребенка образное ее
восприятие.
Например, я провожу урок математики по теме
«Простейшие геометрические понятия», используя
образы, связанные с отдыхом на море.
Фрагмент занятия
Представьте себе берег моря.
Солнышка еще нет, но уже светает. Мысленно
посмотрите вдаль, туда, где море смыкается с
небом. Это линия горизонта – прямая линия. Она
тянется далеко-далеко влево и вправо. У прямой
линии нет ни начала, ни конца.
Солнышко встает из-за горизонта, из одной
светящейся точки показались два луча. У луча есть
начало, но нет конца. Два луча, выходящих из одной
точки, образовали угол.
Солнце поднимается выше, становится светло.
Прилетела птичка, клюнула что-то на песке. От
клюва остался след – это точка. Проползла
маленькая змейка. След от змейки на песке –
кривая линия. На песке лежит прутик, надломанный
в нескольких местах, – это ломаная линия.
Ломаная линия состоит из нескольких отрезков. На
берег пришел мальчик. Он взял прутик и соединил
его концы – получилась замкнутая ломаная линия.
А змейка изловчилась и схватила себя за
хвост – вышла замкнутая кривая линия.
Солнце уже высоко, наступил день. Все растения
тянутся вверх, к солнышку. Наше мысленное
путешествие заканчивается. Пошлите любовь и
благодарность берегу моря, где вам удалось
побывать.
Когда дети представляют море, в
работу активно включается правое полушарие, а
когда они на этом образе осуществляют
геометрические построения – левое. Так в
процессе обучения постоянно активизируются обе
половины головного мозга. Каждый ребенок
вспоминает свой самый яркий день на море,
мысленно возвращаясь в то время, когда он отдыхал
там с родителями, окунаясь в лично им пережитое
положительное эмоциональное состояние, а это уже
само по себе является снятием стресса.
Если дети учатся таким образом, у них
складываются совершенно иные отношения и между
собой, и с родителями. Детальное «путешествие по
берегу моря» занимает не более 2–3 минут урока.
Зато ребята проживают информацию, и она
становится частью их сознания. Какое радостное
оживление царит в классе в этот момент! В то же
время снимается напряжение, наступает
релаксация. Результат просто замечательный.
Можно использовать разнообразные природные
образы: лес, деревья, животных, бабочек. Главный
принцип – не навредить. Поэтому я работаю над
созданием системы непрерывного
природосообразного обучения, в процессе
которого отдаю приоритет воспитанию. Очень важно
обеспечивать работу обоих полушарий мозга, ведь
это ведет к гармоничному развитию личности.
Стараюсь найти те методы построения учебного
процесса, которые бы отвечали этой цели.
Например, способы передачи знаний должны
соответствовать физиологическим и
психологическим особенностям ребенка.
Обучение по данной методике приучает детей
видеть и воспринимать прекрасное. Каждый урок
завершается творческим заданием: создать
собственные мыслеобразы, используя рисунок,
рассказ, схему, стихотворение, кроссворд. Система
позволяет включить все имеющиеся у школьника
возможности восприятия.
Работая по методике второй год, я увидела, что
ребенок получает доступ не только к пониманию
предмета, но и к умению легко запоминать
информацию. Закрывая глаза и слыша голос учителя,
каждый ученик включается в общий процесс работы,
ведь мыслеобразы начинают приходить сами по
себе. А дети, осознавшие свою связь с природой,
становятся уравновешеннее, у них появляется
интерес к ее изучению.
Каким быть учителю?
Концепция ноосферного образования, по
сути, ставит во главу угла педагога, владеющего
экологичным (здоровым, целостным, гармоничным,
естественным) мышлением. Учитель оказывает
огромное влияние на формирование жизненной
позиции ученика, и от него во многом зависит,
каким станет мировоззрение юноши или девушки
после окончания школы.
Преподавателю необходимо обладать высоким
уровнем педагогических знаний, сознательно
изменяться и развиваться в процессе труда,
вносить индивидуальный творческий вклад в
профессию. Процесс самосовершенствования должен
стать главным фактором достижения
профессионализма учителя.
Настоящий мастер отличается тем, что всегда
чувствует ответ на свое воздействие. Этот ответ
подсказывает, что и как делать дальше. Ребенок –
постоянно меняющийся мир, который все время
разный. Сколько детей, столько миров, и каждый
ребенок живет в своем собственном. Настоящий
учитель должен быть чутким, способным ощущать
внутренний мир маленького человека.
Подготовка родителей
В создании природосообразной
развивающей среды большую роль играют взгляды
родителей. Известно, что качество человеческой
личности во многом зависит от той атмосферы, в
которой происходит ее становление. Вот почему
необходимо, чтобы мамы и папы тоже были готовы к
раскрытию творческих способностей своих детей.
Порой родители, не зная и не замечая того,
закрывают ребенку путь к развитию данных ему от
природы возможностей, так как накладывают на его
воспитание свое отношение к миру. Часто
негативное зерно, брошенное взрослыми в
восприимчивую душу ребенка, бурно прорастает. В
итоге мы получаем индивидуумов с отрицательным
отношением к людям, жизни, природе, обществу,
подверженных стрессам и замыкающихся на
неудачах.
Поэтому одним из этапов ноосферного воспитания
ребенка является подготовка родителей, научение
их решать свои жизненные проблемы при помощи
позитивного способа мышления.
На примере своего опыта работы с удовлетворением
отмечу, что отношения между моими учениками и их
родителями изменились. Принцип «безусловной
любви» улучшил взаимопонимание. Мамы и папы
по-новому взглянули на деятельность педагогов,
осознали, что у нас с ними одна цель –
всестороннее развитие детей. Многие наконец
услышали, что в семье важна атмосфера
позитивного отношения к миру. Это помогает
формировать у растущего человека умение слушать
и слышать себя, других людей, закладывает основы
постижения законов природы и готовность к
дальнейшему их раскрытию. Общение родителей и
ребенка должно строиться на взаимоуважении,
радости и совместном творчестве.
В основе современной концепции ноосферного
образования лежит идея единства и целостности
окружающего мира. Такое образование должно быть
всеобщим и непрерывным, опирающимся на принципы
системности, преемственности, комплексности,
междисциплинарности и учитывающим специфику
региональных и местных проблем.
Статья подготовлена при поддержке компании «КлиматКапСтрой». Если Вы решили приобрести качественную и надежную систему отопления, которая прослужит долгие годы, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «КлиматКапСтрой». Перейдя по ссылке: «системы отопления», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент. В компании «КлиматКапСтрой» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.