Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2010

Нам пишут

Мы – часть природы

Современным школьникам приходится усваивать очень большой объем учебной информации. Как помочь ребятам понять и запомнить порой труднодоступный материал, суметь заинтересовать их предметом? Методика, построенная на основе системы ноосферного образования, прививает любовь не только к знаниям, но и к природе, к окружающему миру, способствует формированию и развитию личности учащихся. Опыт работы автора обобщен на базе Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования. Статья стала победителем ежегодных городских педагогических чтений в 2009 году. Применение методики, дающей положительные результаты, одобрено коллегами, родителями и, самое главное, очень нравится детям

Мы неизбежно должны перейти к обсуждению
проблем внутреннего мира человека.
Найти способы такого воздействия на него,
чтобы внутренний мир человека
превратился в его основную ценность.
Вот здесь лежит ключ к самому человеку –
сохранение вида Homo sapiens на планете.

Н.Н. Моисеев

Ноосферное образование

Конец XX века ознаменовался взрывом научной мысли. За последние десятилетия ученые сделали массу открытий, связанных с жизнедеятельностью человека.
Однако зачастую, используя новые достижения, люди не обращают внимания на ту среду, в которую они их внедряют. Человек ставит себя выше природы, нередко забывая, что он – ее часть.
На рубеже столетий также активизировались различные катаклизмы. Тайфуны, наводнения, землетрясения, ураганы – все это явления возмущенной геосферы. Сама природа начинает учить людей, заставляя их задуматься над главным вопросом – взаимодействием природы и человека.
Для того чтобы предотвратить взаимное уничтожение, необходимо с детства обучать ребенка разговаривать на одном языке с природой, понимать ее и жить по ее правилам.
Детям трудно выживать в предлагаемой взрослыми системе, которая по тем или иным причинам тем или другим способом нарушает природу и законы развития ребенка.
В сегодняшней школе произошло увеличение количества дисциплин и объема учебного материала. А что предлагается в качестве новых методов, чтобы ребенок смог справиться с этим информационным бумом?
Специалисты РАЕН под руководством Н.В. Масловой уже более пятнадцати лет внедряют систему, которая называется ноосферное образование. Именно она лежит в основе моих методов работы с учениками.
К нам в школу приходят дети из разных семей, не похожие друг на друга, различные по характеру, темпераменту. Поэтому, прежде чем учить чему-либо маленького человека, я стараюсь настроить его на получение знаний, адекватных здоровью, развитию, настроению, или, попросту говоря, природе ребенка. В моей работе нет давления педагогов и авторитетов, я ориентируюсь на потенциал ученика как сумму его физиологических, интеллектуальных и духовных возможностей. А развивая эти возможности, стараюсь раскрывать творческие наклонности детей.
Методика обеспечивает защиту от перегрузок и ненужной информации. Это гарантирует индивидуальный подход и правильное формирование ребенка как личности.
Информация запоминается и становится знанием лишь тогда, когда она переживается как часть собственного опыта. Для этого учитель должен попытаться развить у ребенка образное ее восприятие.
Например, я провожу урок математики по теме «Простейшие геометрические понятия», используя образы, связанные с отдыхом на море.

Фрагмент занятия

Представьте себе берег моря. Солнышка еще нет, но уже светает. Мысленно посмотрите вдаль, туда, где море смыкается с небом. Это линия горизонта – прямая линия. Она тянется далеко-далеко влево и вправо. У прямой линии нет ни начала, ни конца.
Солнышко встает из-за горизонта, из одной светящейся точки показались два луча. У луча есть начало, но нет конца. Два луча, выходящих из одной точки, образовали угол.
Солнце поднимается выше, становится светло. Прилетела птичка, клюнула что-то на песке. От клюва остался след – это точка. Проползла маленькая змейка. След от змейки на песке – кривая линия. На песке лежит прутик, надломанный в нескольких местах, – это ломаная линия. Ломаная линия состоит из нескольких отрезков. На берег пришел мальчик. Он взял прутик и соединил его концы – получилась замкнутая ломаная линия. А змейка изловчилась и схватила себя за хвост – вышла замкнутая кривая линия.
Солнце уже высоко, наступил день. Все растения тянутся вверх, к солнышку. Наше мысленное путешествие заканчивается. Пошлите любовь и благодарность берегу моря, где вам удалось побывать.

Когда дети представляют море, в работу активно включается правое полушарие, а когда они на этом образе осуществляют геометрические построения – левое. Так в процессе обучения постоянно активизируются обе половины головного мозга. Каждый ребенок вспоминает свой самый яркий день на море, мысленно возвращаясь в то время, когда он отдыхал там с родителями, окунаясь в лично им пережитое положительное эмоциональное состояние, а это уже само по себе является снятием стресса.
Если дети учатся таким образом, у них складываются совершенно иные отношения и между собой, и с родителями. Детальное «путешествие по берегу моря» занимает не более 2–3 минут урока. Зато ребята проживают информацию, и она становится частью их сознания. Какое радостное оживление царит в классе в этот момент! В то же время снимается напряжение, наступает релаксация. Результат просто замечательный.
Можно использовать разнообразные природные образы: лес, деревья, животных, бабочек. Главный принцип – не навредить. Поэтому я работаю над созданием системы непрерывного природосообразного обучения, в процессе которого отдаю приоритет воспитанию. Очень важно обеспечивать работу обоих полушарий мозга, ведь это ведет к гармоничному развитию личности. Стараюсь найти те методы построения учебного процесса, которые бы отвечали этой цели. Например, способы передачи знаний должны соответствовать физиологическим и психологическим особенностям ребенка.
Обучение по данной методике приучает детей видеть и воспринимать прекрасное. Каждый урок завершается творческим заданием: создать собственные мыслеобразы, используя рисунок, рассказ, схему, стихотворение, кроссворд. Система позволяет включить все имеющиеся у школьника возможности восприятия.
Работая по методике второй год, я увидела, что ребенок получает доступ не только к пониманию предмета, но и к умению легко запоминать информацию. Закрывая глаза и слыша голос учителя, каждый ученик включается в общий процесс работы, ведь мыслеобразы начинают приходить сами по себе. А дети, осознавшие свою связь с природой, становятся уравновешеннее, у них появляется интерес к ее изучению.

Каким быть учителю?

Концепция ноосферного образования, по сути, ставит во главу угла педагога, владеющего экологичным (здоровым, целостным, гармоничным, естественным) мышлением. Учитель оказывает огромное влияние на формирование жизненной позиции ученика, и от него во многом зависит, каким станет мировоззрение юноши или девушки после окончания школы.
Преподавателю необходимо обладать высоким уровнем педагогических знаний, сознательно изменяться и развиваться в процессе труда, вносить индивидуальный творческий вклад в профессию. Процесс самосовершенствования должен стать главным фактором достижения профессионализма учителя.
Настоящий мастер отличается тем, что всегда чувствует ответ на свое воздействие. Этот ответ подсказывает, что и как делать дальше. Ребенок – постоянно меняющийся мир, который все время разный. Сколько детей, столько миров, и каждый ребенок живет в своем собственном. Настоящий учитель должен быть чутким, способным ощущать внутренний мир маленького человека.

Подготовка родителей

В создании природосообразной развивающей среды большую роль играют взгляды родителей. Известно, что качество человеческой личности во многом зависит от той атмосферы, в которой происходит ее становление. Вот почему необходимо, чтобы мамы и папы тоже были готовы к раскрытию творческих способностей своих детей.
Порой родители, не зная и не замечая того, закрывают ребенку путь к развитию данных ему от природы возможностей, так как накладывают на его воспитание свое отношение к миру. Часто негативное зерно, брошенное взрослыми в восприимчивую душу ребенка, бурно прорастает. В итоге мы получаем индивидуумов с отрицательным отношением к людям, жизни, природе, обществу, подверженных стрессам и замыкающихся на неудачах.
Поэтому одним из этапов ноосферного воспитания ребенка является подготовка родителей, научение их решать свои жизненные проблемы при помощи позитивного способа мышления.
На примере своего опыта работы с удовлетворением отмечу, что отношения между моими учениками и их родителями изменились. Принцип «безусловной любви» улучшил взаимопонимание. Мамы и папы по-новому взглянули на деятельность педагогов, осознали, что у нас с ними одна цель – всестороннее развитие детей. Многие наконец услышали, что в семье важна атмосфера позитивного отношения к миру. Это помогает формировать у растущего человека умение слушать и слышать себя, других людей, закладывает основы постижения законов природы и готовность к дальнейшему их раскрытию. Общение родителей и ребенка должно строиться на взаимоуважении, радости и совместном творчестве.
В основе современной концепции ноосферного образования лежит идея единства и целостности окружающего мира. Такое образование должно быть всеобщим и непрерывным, опирающимся на принципы системности, преемственности, комплексности, междисциплинарности и учитывающим специфику региональных и местных проблем.

Статья подготовлена при поддержке компании «КлиматКапСтрой». Если Вы решили приобрести качественную и надежную систему отопления, которая прослужит долгие годы, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «КлиматКапСтрой». Перейдя по ссылке: «системы отопления», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент. В компании «КлиматКапСтрой» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

Юлия Емцева ,
учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 33», г. Краснодар