Доступная среда
В сентябре прошлого года
Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах
инвалидов. В ближайшее время Правительство РФ
должно разработать предложения по ратификации
этого документа
Владимир Путин провел встречу с
представителями всероссийских общественных
организаций инвалидов, на которой обсуждались
проблемы людей с ограниченными возможностями
здоровья.
Председатель правительства подчеркнул важность
создания условий для полноценной интеграции
инвалидов в жизнь общества, в том числе для
получения образования детьми-инвалидами как на
дому, так и в общеобразовательных
учреждениях.
Несмотря на то что российское законодательство в
принципе соответствует положениям Конвенции, на
практике инвалиды ежедневно сталкиваются с
многочисленными проблемами. Так, для них
недостаточно приспособлены социальные объекты,
городская среда, транспорт. Да и просто инвалиды,
к сожалению, часто окружены непониманием и
черствостью находящихся рядом людей.
Поэтому уже в 2010 году планируется разработать
специальную государственную программу
«Доступная среда для инвалидов», а с 2011 года
приступить к ее исполнению. Причем создание
доступной среды – это не только сооружение
пандусов, специальных лифтов, приспособление
дорог и общественного транспорта к их нуждам.
Не меньшую роль призвана сыграть и «настройка»
правил работы социальных, информационных и
прочих служб, создание дополнительных
возможностей для тех людей с ограниченными
возможностями, которые могут и хотят
трудиться.
Премьер-министр отметил, что, несмотря на
кризис, социальная поддержка инвалидов будет
реализована в полном объеме: это и обеспечение
техническими средствами реабилитации, и
субсидии общественным организациям инвалидов, и
единовременная денежная компенсация в сумме 100
тысяч рублей.
В настоящее время Министерство образования и
науки РФ ведет работу по решению такой
актуальной проблемы, как создание условий для
полноценного обучения детей-инвалидов в обычных
школах.
Одновременно в рамках приоритетного проекта
«Образование» открыто новое направление –
«Развитие дистанционного обучения для
детей-инвалидов». Объем его финансирования в
текущем, 2010 году – 1 млрд рублей.
В столице и регионах уже несколько лет в режиме
эксперимента многие школы и дошкольные
образовательные учреждения осуществляют
инклюзивное образование. Например, в Калуге
имеется успешный опыт по внедрению
интегрированного обучения. В трех детских садах
города дети-инвалиды по слуху и зрению не
изолированы от своих здоровых сверстников, а в
большей или меньшей степени занимаются вместе с
ними. Еще в 61 дошкольном ОУ области действуют
специализированные группы для детей с
нарушениями слуха, речи, зрения, интеллекта,
опорно-двигательного аппарата.
Учебные учреждения, внедряющие инклюзивное
образование, сталкиваются с определенными
трудностями. Поэтому назрела потребность в
разработке унифицированной методики
преподавания предметов и подготовке в
региональных педагогических вузах специальных
кадров для таких школ. Ну и главное – для
комплексного решения всех вопросов, связанных с
обучением детей-инвалидов, необходимо принять
федеральный закон «Об образовании лиц с
ограниченными возможностями здоровья»,
включающий положения об инклюзии.
По материалам прессы
|