Педагогический коллектив
руководствуется образовательной программой,
программами «От «Школы здоровья» – к
здоровой нации» и «Здоровье».
Главным является сотрудничество учителя и
ученика. Школа в состоянии сама создать
безопасную, комфортную образовательную среду, не
привлекая огромные силы и средства, а опираясь на
искреннее желание педагогов, медицинских
работников, логопедов, психологов и учителей
физкультуры помочь детям прожить школьную жизнь
с наименьшими потрясениями; научить ребят,
подсказать, посоветовать, дать им рекомендации,
чтобы они захотели быть здоровыми и
жизнерадостными и умели этого добиваться.
Задача образовательного учреждения – эффективное
использование имеющихся резервов для развития
здоровья детей и педагогов. Ориентация не на
какие-то особые группы ребят, а на обучение всех и
каждого, но не всех одинаково, а
индивидуализированно – такова миссия школы.
И она выполнима при реализации многих факторов,
главный из которых – создание системы
управления.
Совершенно очевидно: чтобы осуществить переход к
новому, необходимо иметь систему управления,
способную обеспечить эффективность и
динамичность в деятельности педагогического
коллектива.
Школьное управление является саморазвивающейся
системой и рассматривается как взаимодействие
участников образовательного процесса с взаимным
изменением управляющих и управляемых.
Подбор кадров осуществлялся по
заочной и очной системам
Заочная система |
Очная система |
Изучение личных дел педагогов,
психологов, медицинских работников школы
Изучение мнений о них коллег, учащихся,
родителей
Изучение аналитических материалов и
отчетов учителей, классных руководителей,
медработников, психологов, логопеда
Изучение портфолио и обобщение опыта
учителей
- Изучение самооценки участников
образовательного процесса
|
Посещение мероприятий, уроков
Личная беседа
Тестирование
Анкетирование
Вовлечение в конкурсы разного уровня
Общественная деятельность
Собеседование
- Непосредственное участие в различных
мероприятиях: педсоветах, круглых столах,
презентациях, конференциях
|
Готовясь к эксперименту,
инициативная группа выделила базовые элементы
управления:
а) динамичное руководство;
б) формирование команды;
в) адекватность педагогической системы;
г) исследования и улучшение результатов.
Последовательность управленческой
деятельности:
I этап. Организация управленческой команды.
II этап. Обучение участников эксперимента.
III этап. Инициирование управленческой
деятельности.
Особое внимание обращали на
личностные качества: коммуникативную культуру,
язык общения, имидж педагога и воспитателя,
внешний вид, привычки, систему ценностей,
отношения с людьми, умение разрешать конфликты,
этику и мотивирование. Изучали профессиональный
рост, реакцию на оценку работы, самооценку.
Собранный материал помог понять особенности
образовательной культуры учителей. Это
позволило не только предугадать их реакцию на
экспериментальную деятельность, но и принять
управленческое решение по разработке стратегии
развития школы и достижению поставленных задач.
Для участников эксперимента подготовили акты:
положение об экспериментальной деятельности;
положение об участнике экспериментальной
деятельности; положение о «Школе здоровья»;
приказ об экспериментальной деятельности;
положение о функциональных обязанностях
участника экспериментальной деятельности; пакет
документов по организации и осуществлению
инновационной деятельности; план-график
внутришкольных семинаров, круглых столов, бесед,
лекций с участием специалистов высшей школы;
положение об использовании поощрительного
капитала в процессе эксперимента.
Определилась управленческая команда:
члены администрации;
педагоги-экспериментаторы;
логопед, психологи, социальный
педагог;
медицинские работники;
председатель общешкольного и
председатели классных родительских комитетов;
члены профкома;
президент учащихся и совет
старшеклассников.
Команда предложила проект модели
управления здоровьесбережением (см. таблицу
внизу).
I этап завершился формированием
команды сотрудников школы, готовой работать в
совместном эксперименте, управлять сохранением
и укреплением здоровья своего и окружающих
(родителей, учащихся, членов своей семьи),
заниматься творческой работой, исследованиями,
поисками резервов ведения ЗОЖ.
II этап. Обучение участников
эксперимента. Преподаватели МИОО на базе школы
организованно проводили учебу сотрудников с
практическими занятиями. Все слушатели
подготовили свои проекты на темы, связанные с
экспериментом. Их защита прошла заинтересованно
и с пользой для дела. Подготовка завершилась
вручением сертификатов МИОО по окончании курсов
по теме «Здоровьесберегающие технологии.
Паспорт здоровья».
III этап. Процесс инициирования
управленческой деятельности. Участники
эксперимента определили темы исследований. В
центре внимания оказались:
показатели образовательной среды:
учебная нагрузка, режим, технология, условия
обучения, двигательная активность, питание в
школе;
влияние образовательной среды на
организм учащегося;
анализ состояния здоровья и
заболеваемости;
мониторинг индикаторов здоровья
учащихся и показателей образовательной среды;
оптимизация образовательной среды и
оценка эффективности по принципу обратной связи.
Школьная
конференция – совет школы – педсовет |
Организационно-методический
совет |
Проекты,
программы по здоровьесбережению |
Методический
совет |
Методическое
сопровождение |
Экспертный совет |
Исследования,
диагностика |
Инициативная
группа |
Мозговые штурмы,
идеи, пути их внедрения |
Медико-психолого-педагогический
и логопедический консилиум |
Медицинское,
психологическое, логопедическое сопровождение,
диагностика |
МО учителей
физкультуры,
МО учителей по предметам |
Организация
физкультурно-оздоровительной работы, мониторинг
физического развития |
Общешкольный
родительский комитет, конференция родительской
общественности |
Участие и
контроль |
Социальная служба |
Организация
сбалансированного питания |
Ученическое
самоуправление |
Вовлечение
учащихся в оздоровительную работу
«Сверстник – сверстнику», контроль
за проведением физзарядки в классах
и динамических перемен |
Управленческая деятельность
учитывает личностно ориентированный подход.
Это связано в первую очередь с тем, что в школе
наряду с общеобразовательными имеются
спортивные гимназические и профильные классы.
Организовано групповое взаимодействие с учетом
индивидуальных особенностей воспитанников: не
секрет, что есть одаренные дети с высокой
мотивацией к учебе и неуспешные, мотивацию
которых приходится повышать. Кроме того, ведется
индивидуальное обучение: на дому (по болезни), в
семье (по ряду причин). Поэтому разработаны и
действуют акты, определяющие специфику
образовательной деятельности по той или иной
форме, тем или иным направлениям.
Процесс управленческой деятельности состоит из
трех этапов:
Подготовительный (1 год) – анализ
ситуации, оценка положения дел, запросов,
определение способов, инструментария.
Исследовательский. Апробация
проектов (1 год) – корректировка сложившейся
ситуации, использование новых технологий;
проведение мониторингов, осуществление
диагностики для решения поставленных задач,
достижения определенных целей.
Итоговый (1 год) – анализ
действующей модели управления. Выработка
рекомендаций для других образовательных
учреждений. Отрегулированы взаимоотношения при
проведении ВШК между службами школы разного
уровня.
Разработана циклограмма
управленческой деятельности.
В течение всего учебного года
организуются физкультурные паузы на уроках и
динамические перемены, проводятся занятия ЛФК,
психологическая помощь (консультации детей,
родителей, учителей), соблюдается уровень
ответственности в коридорах и классах,
проверяются обувь и одежда детей (в том числе на
занятиях по физкультуре), контролируется вес
школьных портфелей, «дозируется» домашнее
задание, на уроках применяются
здоровьесберегающие технологии, расписание
составляется с учетом требований
здоровьесбережения учителей и учеников, в
классах проводятся уроки здоровья, принимаются
меры по предупреждению травматизма детей и
педагогов, организуются дежурства по школе с
учетом требований безопасности и здоровья.
5 раз в году проходят школьные
дни здоровья.
Дважды в год (в ноябре и феврале) –
месячники здоровья и безопасности; медосмотры
учащихся и учителей, мониторинги физического и
психического развития детей.
1 раз в четверть – мероприятие
по соблюдению здорового психологического
микроклимата; физкультурно-оздоровительная
работа в режиме школьного дня.
В переходном периоде времен года
проводятся мероприятия по безопасности
территории.
В конце I и IV четвертей – выездные
оздоровительные мероприятия с организованным
питанием.
Ежедневно обеспечиваются горячее
питание учащихся, работа групп продленного дня;
анализируется посещаемость и заболеваемость
детей и педагогов.
Постоянно ведется работа с учениками, требующими
особого внимания, соблюдаются правила техники
безопасности, противопожарные правила и
санитарно-гигиенический режим; уделяется
внимание здоровью учителей и обслуживающего
персонала, обеспечивается социальная защита
педагогов и школьников.
Статья подготовлена при поддержке сайта www.Dedilya.Ru. Если Вы решили посетить баню или сауну в Санкт-Петербурге, то оптимальным решением станет сначала зайти на сайт www.Dedilya.Ru. Перейдя по ссылке: «http://www.dedilya.ru/sauna/district/19», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать описание бань и саун, их особенности и цены. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Dedilya.Ru.