Занятие 1. «Что такое стресс?»
Впервые это слово появилось в 1303 году в
стихах Роберта Маннинга: «...эта мука была манной
небесной, которую Господь послал людям,
пребывавшим в пустыне сорок зим и находившимся в
большом стрессе». В науку понятие ввел Ганс Селье
– канадский физиолог. В 1936 году в статье
«Синдром, вызываемый разными повреждающими
агентами» он изложил свою теорию.
В тексте выделены вопросы для беседы с
учащимися.
Появляются общее недомогание, потеря
аппетита, температура, озноб, боли в суставах.
Наряду со специфической для каждого
раздражителя реакцией существует общая
неспецифическая реакция. Эта реакция называется
стрессом.
В ходе эволюции сформировались
механизмы, отражающие немедленную реакцию
организма на грозящую опасность. Такую реакцию
называют оборонительной реакцией борьбы и
бегства. Она характеризуется мобилизацией в
первую очередь физических сил. Селье назвал их
«неспецифической адаптационной энергией».
Значит, реакция организма на опасность должна
обеспечить сохранение жизни.
Селье выделил три стадии развития
стресса. Первая стадия – тревога, выражающаяся в
мобилизации всех ресурсов организма. Вторая –
сопротивление или адаптации. Третья – истощение.
Ученый считал, что существует поверхностная и
глубокая адаптационная энергия. Поверхностная
энергия обеспечивается сразу, по первому
сигналу, но восполняется за счет глубокой.
Глубокая возникает за счет перестройки
внутренних процессов. Адаптационные возможности
организма, по мнению Селье, ограниченны: «Ни один
организм не может постоянно находиться в
состоянии тревоги». Если стрессор продолжает
действовать длительное время, то возникает
стадия истощения. Селье не знал, что именно
истощается, «но ясно, что не запасы калорий».
Возникают сигналы тревоги изнутри организма.
Первые исследования касались в
основном физиологических и биохимических
реакций. Позже ответные реакции на стрессоры
стали относить к эмоциональной сфере и
отрицательным эмоциям. Такой же смысл заложен в
расхожее выражение «все болезни – от нервов».
Обоснован такой подход к рассмотрению стресса и
с другой точки зрения. Всемирная организация
здравоохранения определяет здоровье как
состояние полного физического, духовного и
социального благополучия, а не только
отсутствие болезней или физических дефектов.
Педагогическая литература дает следующие
определения.
Здоровье физическое – это совершенство
саморегуляции в организме, гармония
физиологических процессов, максимальная
адаптация к окружающей среде.
Здоровье психическое – это высокое сознание,
развитое мышление, большая внутренняя моральная
сила, побуждающая к созидательной деятельности.
Здоровье социальное — это моральное
самообладание, адекватная оценка своего «я»,
самоопределение личности в социальных условиях
микро- и макросреды.
Все процессы в организме регулируются
нервной системой. При любом эмоциональном
возбуждении, не обязательно отрицательном,
активизируется симпатическая нервная система.
Она посылает сигналы к надпочечникам, железам
внутренней секреции, выделяется адреналин или
норадреналин. Количество этих веществ
ограниченно, потому и возникает истощение при
стрессе.
Если реакция одинаковая, то почему у
одного человека возникает высокое давление, у
другого – язва желудка, у третьего – сахарный
диабет и т.д.?
Все эти реакции объясняются действием
адреналина. Гормон вызывает сужение кровеносных
сосудов, увеличивает частоту сердечных
сокращений – значит, длительное действие
адреналина может привести к высокому давлению
(гипертония), заболеваниям сердца, в том числе и
инфаркту. Адреналин усиливает отделение
желудочного сока. При нарушении регуляции
пищеварения в желудке возникнет язвенная
болезнь. Адреналин влияет на выделение инсулина,
от которого зависит обмен углеводов, и может
возникнуть сахарный диабет.
Пути только два. Поддержать системы
адаптации организма, устранить стрессор или
изменить отношение к нему.
Практическое задание.
Тест на определение уровня стресса
(по А.Пахомову)
Ответьте на вопросы теста. За ответ
«почти никогда» начислите себе 1 балл, за ответ
«редко» – 2 балла, за ответ «часто» – 3 балла, за
ответ «почти всегда» – 4 балла.
1. Легко ли вы раздражаетесь даже из-за
мелочей?
2. Нервничаете ли вы, когда приходится кого-то
долго ждать?
3. Можете ли вы обидеть того, кто попался вам
«под горячую руку»?
4. Часто ли вы краснеете?
5. Выводит ли вас из себя критика в ваш адрес?
6. Если вас толкнут в транспорте, вы ответите
тем же или скажете что-нибудь обидное?
7. Стремитесь ли вы заполнить все свободное
время какой-нибудь деятельностью?
8. Вы опаздываете в школу?
9. Хочется ли вам во время разговора перебивать
собеседника, дополнять, переводить разговор на
себя?
10. Страдаете ли вы отсутствием аппетита или
чрезмерно высоким аппетитом?
11. Испытываете ли вы беспричинное беспокойство?
12. Бывает ли у вас по утрам плохое самочувствие?
13. Вы быстро устаете?
14. Даже продолжительный сон не дает ощущения
отдыха?
15. Чувствуете ли вы, что у вас болит сердце?
16. Страдаете ли вы от болей в спине или шее?
17. Вы барабаните пальцами по столу,
покачиваете ногой, теребите пуговицу и т.п.?
18. Считаете ли вы, что вас должны больше хвалить?
19. Считаете ли вы, что вы лучше других, а вас
недооценивают?
20. Сидите ли вы на диете, чтобы похудеть?
Подсчитайте набранные баллы.
Дo 30 баллов.
Вы легко справляетесь с проблемами. К трудностям
относитесь рассудительно. Вас можно назвать
стрессоустойчивым человеком.
От 31 до 45 баллов. Вы живете довольно
напряженной жизнью, но получаете от этого
удовлетворение. Стресс вам пока не угрожает, но
старайтесь расслабляться.
От 46 до 60 баллов. Вы находитесь в постоянном
напряжении. Научитесь философски относиться к
неудачам. Учитесь радоваться жизни.
Более 60 баллов. Стресс уже угрожает вашему
здоровью. Вам необходимо менять образ жизни.
Откажитесь от вредных привычек, займитесь
любимым делом.
Выводы
Здоровье – и физическое, и психическое
– связано с мироощущением, образом жизни и
отношением к событиям. Наши чувства и поступки
тоже определяют наше здоровье.
Каждый человек отвечает за свое здоровье и
здоровье своих близких. Дарите радость жизни
себе и окружающим.
Занятие 2. «Первая помощь при стрессе»
Жизнь требует от человека умения
приспосабливаться к меняющейся обстановке и
регулировать свое поведение. Любые перемены в
жизни, даже положительные, требуют от человека
физического и психологического напряжения.
Эмоционально устойчивые люди воспринимают
проблемы как задачи, которые необходимо решить. У
неуравновешенных людей возникает стресс.
Обсудите с учащимися следующие
ситуации:
1. Не выполнили задание и получили
двойку.
2. Родители не разрешили надеть в школу вещи,
которые вам нравятся.
3. Bac предал человек, которому вы
доверяли.
Ответьте на вопросы:
1. Кaк
изменилось ваше самочувствие во время
какого-либо события и спустя некоторое время
после него?
2. Вы были правы в этой ситуации?
3. Можно ли было ее избежать?
Проанализируйте ситуацию.
У вас из-под носа ушел автобус.
Вы почувствовали досаду, но увидели,
что к остановке подходит следующий автобус. Ваши
негативные эмоции воздействовали только на
подсознание, они не принесли вреда здоровью.
Стресс – 1–2 балла.
А если в этой ситуации оказался человек, больной
астмой? У него появилась одышка. Это уже стресс
3–4 балла.
Вы знаете, что следующий автобус придет не скоро,
а у вас назначена встреча. Вы нервничаете.
Уровень стресса – 5–6 баллов. Такой стресс уже
может отразиться на состоянии вашего здоровья.
Следующая степень стресса – 7–8 баллов. Стресс
может грозить вам, если, например, в транспорте
вас обругали, оскорбили, вовлекли в ссору. У
неустойчивых людей подобный стресс может
снизить иммунитет, в течение недели человек
может подхватить инфекцию.
Сильный страх или горестные известия о близких
людях вызывают стресс в 9–10 баллов. Тогда
необходимо обратиться к врачу.
1. Встаньте прямо, сделайте глубокий
вдох, разводя руки в стороны, задержите дыхание.
Резко опустите руки, выдохните, представляя себе,
что вместе с выдохом выходят все отрицательные
эмоции. На выдохе у вас непроизвольно вырвется
звук «ха», а руки повиснут как плети.
2. Максимально втяните живот и держите мышцы
диафрагмы напряженными до тех пор, пока не
почувствуете жжение в области солнечного
сплетения. После этого выполните описанное
упражнение «ха».
3. Встаньте прямо, медленно поднимайте правую
руку перед собой. Пальцы должны быть расслаблены,
слегка согнуты в суставах, ладонь повернута вниз.
Почувствуйте, как ладонь и пальцы теплеют. Подняв
ладонь на уровень плеча, распрямите пальцы и
напрягите их, а затем начинайте медленно
опускать руку, стараясь ощутить холод при
движении вниз. Сделайте это упражнение 5–10 раз
каждой рукой, потом выполните несколько плавных
махов руками навстречу друг другу.
Выводы
Стоит ли волноваться из-за того, что
ушел автобус, если от вас ничего не зависит и
другого транспорта нет? Может быть, лучше выйти
пораньше и успеть вовремя?..
Занятие 3. «Горе до срока сражает
унылых»
Для обсуждения предлагается
статья врача Джона Шиндлера, США.
«Двое моих хороших знакомых
различались, как день и ночь. Сэм унаследовал от
отца ферму и занимался сельским хозяйством.
Приехав к нему на ферму перед уборкой овса, я
сказал: «Какой чудесный овес у тебя уродился!».
Сэм ответил: «Что толку? Ветер все равно повалит
его, прежде чем он будет собран!». Он собрал
урожай раньше, чем задули ветры, выгодно его
продал. Встретив Сэма, я поинтересовался: «Ну как,
ты доволен урожаем?». «А что хорошего? – возразил
он. – Овес забрал все соки из почвы, и в следующем
году она будет бесплодной!»
Уильям тоже получил от отца хорошее наследство,
но так случилось, что он разорился. Про банкира,
который его разорил, Уильям сказал: «Люди
считают, что он бессердечен. Но ведь он выполняет
свой долг». Однажды я шел по улице и увидел
Уильяма, который копал канаву. Увидев меня, он
заулыбался. «Вы, наверное, думаете, что видите
человека, зарабатывающего доллар тяжелым трудом,
– сказал он со смехом. – Но вы ошибаетесь.
Лопатой я зарабатываю всего 79 центов, а за
оставшийся 21 цент поднимаю дух ребятам, с
которыми работаю». Он скопил немного денег и
собирался начать собственное дело, но в это время
тяжело заболела его жена. Все сбережения ушли на
то, чтобы оплатить лечение. Позже у него нашли
раковую опухоль. Приходя ко мне на прием, он
рассказывал так много интересного, что я с трудом
успевал узнать, как он себя чувствует.
Удивительным образом его удалось вылечить».
Статья подготовлена при поддержке сайта www.Your-Perfection.Ru. Если Вы решили заняться своим телом и довести его до совершенства, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.Your-Perfection.Ru. Перейдя в раздел: «косметика», вы сможете, не отходя от экрана монитора, прочитать обзоры и отзывы об израильской косметики Desheli. На сайте вы также найдете материалы о здоровье, красоте, спорте и моде.
Какие же выводы можно сделать из этих
историй? Кому легче жить – оптимисту или
пессимисту?
Научные факты:
1. В течение 10 лет ученые США
исследовали около полутора тысяч человек,
которых условно разделили на оптимистов и
пессимистов. У пессимистов заболевания
встречаются в 2 раза чаще, чем у оптимистов. Все
дело в отношении к событиям жизни. Оптимисты
относятся к трудностям как к временному стечению
обстоятельств, которые нужно преодолеть либо
перетерпеть. Они активно планируют будущее.
2. В Центре здоровья Гопкинса (США) исследовали
600 человек в возрасте от 30 до 59 лет с
наследственной предрасположенностью к
сердечным заболеваниям. Наблюдения велись от 5 до
12 лет. Из этой группы 70 человек заболели
стенокардией или перенесли инфаркт. Среди
заболевших пессимистов было в два раза больше,
чем оптимистов. Доктор Беккер сделал вывод: «Это
связано с тем, что у людей с позитивным
отношением к жизни вырабатывается гораздо
меньше стрессовых гормонов».
3. В университете Висконсина изучали выработку
защитных антител на вирус гриппа у 520 человек.
Всех испытуемых разделили на две группы по
активности левой префронтальной коры.
Активность этой части мозга отвечает за
положительный эмоциональный настрой. Оказалось,
что у людей с «активным мозгом» антитела
образуются интенсивнее. Значит, оптимисты болеют
гриппом реже.
4. Позитивное восприятие жизни способно
удлинить жизнь. Этот вывод сделали ученые
Йельского университета. Они отобрали группу
мужчин в возрасте около 50 лет, близких по
состоянию здоровья и социальным условиям жизни,
и наблюдали за ними 23 года. С помощью специальных
тестов они выяснили их отношение к старению.
Участники, спокойно относившиеся к старению и
продолжавшие радоваться жизни, прожили на 7,6 года
больше, чувствовали себя лучше, чем те, кто
сетовал на старость, бесполезность
существования, немощь.
Когда дела идут плохо, сохраняйте:
– невозмутимость (я сохраню
спокойствие в любой ситуации);
– смирение (я приму это поражение с
достоинством);
– мужество (я смогу это выдержать);
– решимость (я согнулся, но не сломлен);
– расположение к людям (окружающие не
виноваты в моих бедах).
Вывод
«Если не умеешь пользоваться счастьем,
когда оно само плывет тебе в руки, не жалуйся,
когда оно проплывает мимо». (Сервантес)
Занятие 4. «Выход из cтpecca»
Несколько десятков лет Селье изучал
стрессовые реакции организма. В 1956 г. он
опубликовал в книге «Стресс жизни» новые выводы.
Основной причиной стресса являются
психологические, эмоциональные события. Было
установлено, что весь комплекс реакций стресса
протекает без физически вредных для организма
воздействий. События, вызывающие стресс, могут не
содержать непосредственной угрозы здоровью,
материальному благополучию или жизни, но
угрожают самооценке, престижу, «месту в
обществе». Обида, вина, ревность, стыд могут
вызвать стрессовые реакции организма.
В развитии стресса обнаружены три
звена (для записи на доске):
1) оценка ситуации;
2) физиологические и биохимические реакции на
само событие или на его оценку;
3) поведенческие реакции, направленные на
устранение причин и последствий стресса, имеющие
целью избежать его в дальнейшем.
Поскольку физиологические и
биохимические реакции в основном зависят от
психотипа человека и особенностей его
внутренних процессов, мы рассмотрим 1-е и 3-е
звенья.
Задание. Прочитайте отрывок
из рассказа китайского писателя Сюй Дюшаня о сне
своей героини. Найдите объяснение произошедшему.
«Я стояла в стороне и смотрела, как она
разбрасывает жемчуг. И вот что интересно:
жемчужины, падая на цветы и листья, превращались
в разноцветные росинки».
После обсуждения прочитайте объяснение автора:
«Я не удержалась и спросила девушку, почему это
так получается. Она ответила: «Вещь все та же, она
не изменилась. Но сначала ты считала, что это
жемчуг, так как думала, что в моей корзине не
может быть росы. Потом ты решила, что это росинки,
так как подумала, что на цветах и листьях
жемчужинки удержаться не могут. То, как мы
воспринимаем вещь, зависит не от самой вещи, а от
того, кто и когда соприкасается с ней».
Рассмотренный пример ярко показывает, что в
оценке события сплавлено множество
взаимодействующих составляющих: сиюминутное
состояние, предварительные знания о событии,
степень совпадения события с ожиданием и т.д.
Достаточно часто источником стресса является
наше собственное воображение или предубеждение,
а не реальные события или отношения. Будьте
мудрыми, не торопитесь с оценкой.
Задание. Определите, какая
жизненная позиция, на ваш взгляд, окажется
продуктивной для выхода из стрессовой ситуации:
«Пуганая ворона куста боится».
«Пришла беда – отворяй ворота».
«Глаза боятся, а руки делают».
Проанализируйте вашу жизненную позицию,
является ли она продуктивной.
Вредное воздействие стресса усиливается, если
человек сосредоточен гораздо больше на оценке
того, что случилось и чем это грозит, чем на том,
что можно сделать.
Готовность к усилиям – главный фактор
стрессоустойчивости, так как повышает порог
любого стресса. Любые обстоятельства,
побуждающие к активности, помогают преодолеть
стресс.
В качестве примера можно привести рассказ
И.Бунина «Сверчок».
Шорник Илья (Сверчок), заблудившись в зимнем лесу,
целую ночь носит на спине замерзшего сына,
надеясь его спасти. На вопрос кухарки, как же он
сам не замерз, отвечает: «Не до того было».
Исследуя влияние разных типов поведения на
течение заболеваний, ученые пришли к выводу, что
основной фактор положительного действия –
поисковая активность. Врачи установили, что
отказ от поиска решений негативной ситуации
вызывает депрессию, невротическую тревогу,
ощущение апатии, беспомощности и безнадежности,
которые часто предшествуют развитию заболеваний
(особенно язвенной болезни желудка, аллергии,
опухоли). Селье писал: «Некоторые виды
деятельности обладают целебной силой». Следует
прислушаться к советам типа «займись
чем-нибудь», «смени обстановку».
Практические советы
Психологи за единицу радости
принимают гедон. Чтобы не потерять вкус к жизни,
человек должен не менее 14 раз в день испытывать
чувство радости. В течение жизни количество
гедонов должно распределяться следующим
образом: треть их мы должны получать в детстве,
еще треть – c l4 до 60 лет, а последнюю треть –
после 60 лет.
Гимнастика для хорошего настроения
(по Е.Тарасову)
1. Утром перед зеркалом наморщите
лоб, чтобы кожа собралась в гармошку, а затем
расслабьте мышцы. Повторяйте 10–15 раз до
появления приятного ощущения легкого утомления
в мышцах лба. Постарайтесь подольше удерживать в
памяти ощущение приятной расслабленности мышц.
2. 3акройте глаза. Сначала как можно сильнее
сожмите веки, а затем, не открывая глаз, ослабьте
напряжение и как бы растягивайте кожу на скулах в
стороны. Чтобы проверить, насколько эффективны
ваши усилия, положите на виски пальцы. Выполняя
это упражнение несколько раз в день, вы отвыкнете
щуриться и хмурить брови, что обычно делают при
эмоциональном напряжении. Глаза при этом
упражнении отдыхают.
Занятие 5. «Был бы в здоровом теле
здоровый дух»
Именно так нужно переводить известную
латинскую фразу (обычно переводят «В здоровом
теле – здоровый дух») – значит, и смысл в ней
другой. Здоровье физическое не значит
автоматически здоровье духовное, это лишь
пожелание заботиться о том и другом. Здоровье
физическое очень важно, но именно внутренняя
гармония творит долголетие.
Ученые доказали, что дольше других живут
сангвиники – люди, настроенные на позитивное
восприятие мира и себя в нем. Недаром мудрецы
говорили: «Господи, даруй мне ясность и
умиротворение, чтобы понять то, что я не могу
изменить, мужество, чтобы изменить то, что в моих
силах, и мудрость, чтобы отличить одно от
другого».
Академик Ю.М. Лопухин так описывает
психологический портрет потенциального
инфарктника (таких людей относят к типу А,
коронарному); люди такого психологического типа
в 4–6 раз чаще умирают от инфаркта.
Это высокоактивные люди,
амбициозные, агрессивные. Они очень деловиты и
высоко ценят свое время. Успех, слава, карьера –
вот их жизненные ценности. Всегда трудоголики. Не
опаздывают сами и нетерпимы к опозданиям других.
Много и охотно говорят, обычно плохо слушая
собеседника. Убеждены, что, кроме них, работу
никто не сделает. Они нетерпеливы и неуживчивы.
Всегда стремятся к победе. Любую ссору обсуждают
несколько дней. Любой проигрыш для них – драма.
Никакое достижение не успокаивает их и не радует.
Часто они наполняют жизнь преградами, чтобы их
преодолевать.
Задание. Выслушав информацию,
составьте психологический портрет человека,
устойчивого к стрессам.
Медики считают, что половина болезней имеет
психосоматический характер, основана на
коварном действии негативных эмоций, особенно
страха.
Доктор Д.Чопра (США), проанализировав известные
ему случаи исцеления от тяжелых, считающихся
неизлечимыми болезней, пришел к выводу, что для
таких больных характерно одно и то же состояние
психики. Как только у человека возникала
уверенность в том, что он чувствует себя лучше,
ему действительно становилось лучше. Видимо, в
каждом организме заложена программа развития
жизни, восстановления, свертывания жизни и
смерти. Глубокая уверенность в выздоровлении,
психическое игнорирование болезни поддерживают
программу жизни.
Древняя наука аюрведа учит, что главное в лечении
болезни – не физическое воздействие, а
психотренинг. Система оздоровления включает
медитацию, физиологическое очищение, диету,
особый образ жизни, упражнения по системе
хатха-йоги.
Некоторые ученые считают, что любые действия,
направленные на улучшение здоровья, создают в
коре больших полушарий своего рода план
оздоровления. Он передается в подкорковые
вегетативные центры, влияющие на работу
эндокринной системы, происходит воспроизведение
запланированного выздоровления.
Ученый-биолог П.Гаряев выдвинул гипотезу о
существовании голографических супергенов. В
отличие от материальных генов (ДНК), они как бы
помнят наследственную пространственную
структуру организма. Нарушения в работе
голографических супергенов приводят к ряду
заболеваний психосоматического характера.
Верующие люди связывают чудесные исцеления с
Господом, но исцеляются только те, кто верит.
В светлое время суток организм вырабатывает
серотонин – гормон хорошего настроения.
Запастись эндорфинами – гормонами радости –
впрок невозможно, поэтому надо подпитывать
организм положительными эмоциями постоянно.
Вывод
Каждый человек должен научиться
разбираться в собственных эмоциях, научиться
управлять своим внутренним миром,
контролировать собственные эмоции.
Практические советы
Давно известно правило поведения в
стрессовых ситуациях: сосчитай до десяти. Но
нужно не просто считать, а еще и правильно дышать.
Когда чувствуете, что начинаете злиться,
сделайте глубокий вдох и медленно произнесите
про себя: «Один». Сделайте глубокий вдох и
расслабьте все мышцы. Затем повторите вдох и
выдох на счет два. И так – до десяти. Можно
использовать четки.
Составьте для себя список кратких
напоминаний и в критических ситуациях их
повторяйте, например:
Не обвиняй и не осуждай!
Говори тихо, спокойно, без эмоций!
«Не важно, что обо мне говорят
сейчас плохо. Я знаю себя лучше!»
«Если я сорвусь, то не останусь
хозяином положения!»
«Мой гнев – это сигнал, что надо
успокоиться!»
3анятие 6. «Освобождение»
В момент стресса происходит
мобилизация энергетических ресурсов и
физиологических систем, обеспечивающая
повышенную физическую активность. Такая энергия
была необходима нашим далеким предкам в случае
опасности для борьбы или бегства. Если
выделившиеся вещества не расходуются на
физические усилия, то они затрачиваются на
другие процессы жизнедеятельности. Значит,
физические нагрузки необходимы для того, чтобы
предотвратить вредные последствия стресса и
повысить стрессоустойчивость.
Задание. Обсудите высказывание
Авиценны: «Человек, который умеренно и
последовательно занимается физическими
упражнениями, не нуждается ни в каком лечении».
Какой вид физической активности лучше выбрать?
Аэробику или бег – летом, лыжи – зимой.
Для усиления восстановительных процессов может
подойти йога. Йога – направление индийской
мысли, выработавшее комплекс приемов для
достижения особого духовного состояния.
Европейцы считают, что йога необходима для
достижения самообладания.
Создателем классической йоги является
Патанджали (II век до н.э.).
«Систематические усилия, употребляемые для
достижения совершенства посредством контроля
над различными элементами человеческой природы
– физическими и психическими», называются йогой.
Практика йоги включает пять последовательных
ступеней, с которыми мы познакомимся.
Задание. Познакомьтесь с
мудростью Востока – йогой – и сформулируйте
мудрые мысли для себя.
Первая ступень требует исполнения пяти внешних
заповедей: не убивать, не лгать, не смущаться,
блюсти целомудрие, не желать богатства. Вторая –
выполнять внутренние заповеди: очищение,
скромность, умеренность, декламация очищающих
изречений, смирение. Третья посвящена
специальным позам – асанам. Четвертая ступень –
контроль за дыханием. Пятая – удаление чувств
от чувственных объектов, обучение
сосредоточению.
Советы йоги
Утро начинать с добрых мыслей.
Чистить зубы после еды.
Дышать носом.
Осмысливать прочитанное, увиденное
и услышанное.
Желать окружающим здоровья.
Нельзя: курить, употреблять алкоголь и
наркотики; завидовать; не замечать своих
недостатков; поздно ложиться спать.
Советы психолога
Правило 1. Не оставляйте без внимания
негативную ситуацию. Разберитесь, какие именно
негативные чувства вы испытываете: обиду,
унижение, страх. Постарайтесь избавиться от них
сразу же. Способов для этого множество:
рассказать близкому другу, описать произошедшее
в дневнике, потанцевать, поколотить подушку,
медитировать и т.д.
Правило 2. Подумайте: в каком свете
вы чаще всего видите ситуацию – в позитивном или
негативном? Часто люди получают стрессы не
оттого, что все на самом деле плохо, а оттого, что
воспринимают мир и окружающих как враждебную для
себя среду. Смотрите на нежелательные события
как на жизненные уроки, из которых можно извлечь
положительный опыт.
Правило 3. Постарайтесь посмотреть
на ситуацию как бы со стороны. Попробуйте найти
не одно, а несколько решений. Часто положение
только кажется безвыходным.
Правило 4. Подумайте: не требуете ли
вы от себя невыполнимого? Невозможно всегда и во
всем быть на высоте. Научитесь спокойно
относиться к своим ошибкам.
Правило 5. Планируйте дела на день.
Не беритесь за несколько дел одновременно.
Правило 6. Найдите для себя
какое-нибудь активное занятие. Займитесь любимым
делом.