Неприязнь, существующая между
педагогами и «трудными» подростками, как
правило, взаимна. Ученик, длительное время не
справляющийся со школьной программой, редко
сохраняет позитивное отношение к школе.
Состояние хронической неудовлетворенности, в
котором он пребывает, влияет на его отношение не
только к учебе, но и к учителям и к более успешным
одноклассникам. Такая ситуация отрицательно
влияет на развитие его личности.
Как правило, у неуспешных младших школьников
сначала появляется «синдром тревожного
ожидания», часто называемый школьной фобией (или
школьной тревожностью). В поведении ребенка
возникают чрезмерное волнение, повышенное
беспокойство в учебных ситуациях, ожидание
плохого отношения к себе, отрицательной оценки
со стороны педагогов и сверстников. Длительное
тревожное ожидание не ведет к преодолению
сложившейся ситуации; напротив, у школьника
появляется желание устранить чувство
эмоционального дискомфорта, связанного с
неуспеваемостью. Этот момент особенно важен для
понимания взаимосвязи неуспеваемости и
нарушений поведения: ученик переключается на
способы поведения, доставляющие удовольствие.
Кирилл: ретроспектива номер один
Вырос я во дворе, среди таких
же, как я, мальчишек «с ключом на шее». Это
означало, что наши родители работали с утра до
вечера, а мы проводили время во дворе, в подъезде,
в подвале, на чердаке или друг у друга в гостях.
Эта мальчишеская жизнь была интересна и полна
приключений.
В школу я пошел с удовольствием, но уже через
несколько дней разочаровался.
Я хотел играть и не хотел делать уроки. Красивый
школьный рюкзак и яркий пенал к концу первой
недели перестали меня радовать. Уже в первом
классе меня объявили «трудным», а потом
поставили на внутришкольный учет за то, что,
катаясь по перилам (по замечательным, широким,
скользким перилам!), я случайно толкнул
учительницу.
Еще некоторое время я старался, но безуспешно –
никто из учителей не собирался ставить мне
отметку выше тройки. Убедившись в этом, я
полностью переключился с учебы на уличную жизнь.
К пятому классу от желания учиться вообще ничего
не осталось. В школу я ходил все реже и реже.
Иногда я специально срывал уроки, чтобы
развлечься. Мне нравилось доводить учителей –
особенно тех, которые явно были настроены против
меня. Меня выгоняли с уроков – и я шел к друзьям,
на улицу, или в кино, или еще куда-нибудь.
В девятый класс меня перевели почти заочно:
некоторые учителя так и не увидели меня на своих
уроках. ПТУ я все-таки окончил. Специальность не
помню, мы называли его «заборостроительным». Мне
уже давно стало все равно, что обо мне думают
педагоги и как они оценивают мои способности. Я
понимал, что в крайнем случае смогу пойти
работать на завод, стать охранником или
водителем. Будущее меня не сильно тревожило.
В семнадцать там же, во дворе, я попробовал героин
и очень быстро «подсел» на него. Мне было вполне
комфортно. Окружающий мир больше не беспокоил
меня.
Очевидно, что у Кирилла
отсутствовала интеллектуальная и эмоциональная
готовность к школьному обучению. На этом фоне
очень быстро стало развиваться состояние
школьной дезадаптации. Сначала наступила
компенсаторно-уступчивая, первая стадия, когда
снижение эмоционального напряжения происходит
за счет дезактуализации учения и переориентации
на другие ценности («…никто из учителей не
собирался ставить мне отметку выше тройки.
Убедившись в этом, я полностью переключился с
учебы на уличную жизнь»). На второй –
конфликтно-демонстративной – стадии подросток
критически переоценивает нравственные и
ценностные установки, пытаясь выйти из-под их
влияния («Иногда я специально срывал уроки,
чтобы развлечься. Мне нравилось «доводить»
учителей – особенно тех, которые явно были
настроены против меня»). Последняя стадия –
это внутренняя средовая изоляция, то есть
самоустранение, самоизоляция от любых
педагогических воздействий из чувства
самосохранения («Мне уже давно стало все равно,
что обо мне думают педагоги и как они оценивают
мои способности. ...Будущее меня не сильно
тревожило»).
Уход от реальности, описанный в
истории Кирилла, не единственный исход состояния
школьной и социальной дезадаптации.
Выпавшие из процесса школьного обучения,
отвергаемые «позитивным большинством»
подростки нередко активно противостоят
окружающему их «враждебному» миру, обращая на
себя внимание грубыми нарушениями дисциплины и
правопорядка.
Отверженность – психологический
синдром, складывающийся в подростковом возрасте
и проявляющийся во враждебной установке по
отношению к обществу и девиантном поведении
(словарное определение).
Близким к «отверженности» является и термин
«отчуждение».
В социальной психологии под отчуждением понимаются
такие отношения человека с миром, при которых
другие люди как носители норм и ценностей
осознаются «противоположными» – от несходства
до неприятия и враждебности. Отчуждение
проявляет себя через переживание чувства
обособленности, одиночества, бессилия,
бессмысленности, отвержения, потери
собственного Я и даже презрения к себе.
Противостояние отвергаемого, «отчужденного»
подростка и общества нередко носит активный и
обоюдный характер.
Стас: ретроспектива номер два
Когда мне было два года, пьяный
отец нес меня на руках и, споткнувшись, уронил на
асфальт. Кажется, я сильно ударился головой.
В три меня отдали на пятидневку, потому что
бабушка сильно заболела и больше не могла со мной
сидеть. Мама все время работала, а папа пил и тоже
работал.
В пять меня хотели выгнать из детского садика,
потому что я укусил воспитательницу, когда она
больно схватила меня за руку, чтобы поставить в
угол.
В шесть я пошел в школу и тут же узнал, что я –
педагогически запущенный ребенок из
неблагополучной семьи, неспособный к обучению.
Мне действительно было очень трудно учиться.
Когда я смотрел в учебник и пытался понять
объяснения учителя, моя голова как будто
наполнялась туманом и становилась тупой-тупой. В
первый класс я ходил два раза, но это не помогло.
В пятом классе одна учительница вышла из себя от
моей тупости и стукнула меня указкой. Я в ответ
бросил в нее портфелем. Я перестал их бояться и
был готов себя защищать. Я чувствовал себя
одиноким бойцом, окруженным врагами, и всегда был
готов к нападению и обороне.
После седьмого класса я совсем перестал ходить в
школу – просто не вернулся туда после летних
каникул.
К шестнадцати годам я возненавидел весь мир.
Родителей – потому что они постоянно были мной
недовольны. Учителей – потому что они
возненавидели меня первыми. Одноклассников –
потому что они смеялись надо мной. Девушек –
потому что они не обращали на меня внимания.
Самого себя – потому что мне все время
приходилось пробиваться через эту стену
недоброжелательности и насмешек и я ничего
никому не мог доказать.
К семнадцати я имел условную судимость, много
пил, нигде не учился и не работал.
Иногда эти истории имеют более или
менее благополучное продолжение.
Кирилл прошел курс лечения от наркомании, Стас –
от алкоголизма. Спустя некоторое время оба
молодых человека все-таки получили образование и
устроились на работу. В своей области они
считаются компетентными специалистами. Кирилл
женился, и его брак достаточно стабилен и
гармоничен. Стас встречается с девушкой и
собирается сделать ей предложение. Кирилл
занимается восточными единоборствами и рисует,
Стас зимой и летом катается на велосипеде и
увлекся фотографией. Они соблюдают правовые и
другие социальные нормы. Конечно, временами они
испытывают некоторые затруднения, но в целом
молодые люди вполне счастливы и довольны своей
жизнью.
Но, к сожалению, хеппи-энд случается далеко не
всегда. Многие истории заканчиваются печально и
даже трагично.
Вика: ретроспектива номер три
Я из многодетной семьи. Точно
не знаю, но слышала, что моя мама – умственно
отсталая. Она нигде не работала, а занималась
домашним хозяйством. Папа тоже был, но он редко
появлялся дома. Кажется, у него была еще одна
семья.
Школу я старалась не прогуливать, но учеба мне
давалась плохо. Родители других детей запрещали
им дружить со мной – боялись плохого влияния.
Учителя несколько раз предлагали моей маме
перевести меня в школу для умственно отсталых
или отдать в интернат. Мама не соглашалась.
Мне очень нужен был взрослый, с которым я могла бы
поговорить о своих проблемах. Маму я не хотела
расстраивать, а учителя меня не любили и
осуждали.
Меня считали испорченной девочкой. Я очень рано
начала курить – в восемь лет. Тогда же я первый
раз была с мальчиком, потому что я в него
влюбилась. Он заразил меня нехорошей болезнью,
которую я так и не успела вылечить.
Наверно, финал моей истории вполне закономерный.
Какое у меня могло быть будущее?
Сейчас мне было бы семнадцать, но несколько лет
назад, перебегая дорогу, я попала под машину.
Самое ужасное, что водитель тоже погиб – он
пытался меня объехать и сознательно направил
свой автомобиль в столб.
Эта история долго обсуждалась. Погибший молодой
человек оказался единственным сыном своих
родителей (в отличие от меня), золотым медалистом
(в отличие от меня), спортсменом и просто хорошим
человеком (в отличие от меня).
Некоторые взрослые говорили, что из-за
малолетней дебилки и проститутки погиб
замечательный парень. То есть, если бы я была
отличницей и девственницей, моя жизнь и его
смерть имели бы больше смысла.
И тогда это была бы история не про вину и почти
убийство, а про несчастный случай и трагедию. Про
героический выбор прекрасного человека, а не про
ошибку, стоившую ему жизни.
Может быть, я получила бы право на сочувствие или
прощение. Но я осталась отверженной – даже в
смерти.
Такие случаи трудно
комментировать. К сожалению, подростки,
совершившие преступление или самоубийство,
подростки, прямо или косвенно виновные в смерти
другого человека, – это тоже реальность. И ближе
всех к этой реальности родители и педагоги,
которые учат и воспитывают этих подростков и
неизбежно задают себе вопросы: что можно было
сделать и действительно ли можно было что-то
сделать?
Невесело сознавать, что далеко не
всегда можно изменить реальность, даже имея
большое желание помочь, поддержать, изменить,
перевоспитать, предупредить. И самый лучший
педагог не всесилен. Он не провидец и не
волшебник. И самое большее, что он может сделать,
– это стать тем самым авторитетным, «значимым»
взрослым для трудного подростка, который
способен терпеливо общаться, уважая в этом
общении и себя самого, и подростка. Думать,
анализировать и открывать вместе с подростком
его способности и сильные стороны. И быть готовым
к тому, что серьезные перемены требуют времени.
Возможно, трудный подросток уже окончит школу и
полностью сменится «контекст», в котором он
существует, – и только тогда станет понятно, что
именно в школьные годы несколько лет назад была
заложена основа для изменений к лучшему.
Но порой бывает так, что обстоятельства жизни
подростка влияют на него гораздо сильнее, чем
может повлиять самый лучший и осведомленный
педагог или психолог. Но и в подобных случаях
надо не отчаиваться и не отворачиваться, а
продолжать верить и делать свою работу.
Как говорят французы, делай, что должен, – и
пусть будет, что будет.
Многие бывшие «трудные» подростки
рассказывают о том, что у них были такие педагоги.
Они вспоминают их с благодарностью и уважением.
Уже взрослые мужчины и женщины по-детски
трепетно называют их имена.
Катя: ретроспектива номер четыре
К пятому классу стало ясно:
учиться я не смогу. Конечно, я продолжала ходить в
школу и даже не пропускала уроки. У нас с этим
было очень строго. Кроме того, я боялась
родителей: за двойки меня били ремнем, не говоря
уже о прогулах. Некоторые учителя ставили мне
единицы: по их мнению, даже двоек я не
заслуживала. Я еле-еле окончила восемь классов.
Моими друзьями были отпетые хулиганы, многие из
которых сразу после школы отправились в тюрьму. В
ПТУ я учиться не захотела – в четырнадцать лет
пошла работать.
Но все-таки я вспоминаю школу с благодарностью,
потому что там была Кристина Николаевна, моя
учительница начальных классов. Она хорошо
относилась ко мне и ни разу не повысила на меня
голос.
Даже когда я училась уже в средней школе, я все
равно приходила к ней на продленку, где она
занималась с малышами. Она помогала мне делать
уроки, научила вязать и плести из бисера. Иногда я
просто сидела у нее в классе на последней парте и
вязала себе шапочки.
Я всегда знала, что могу к ней прийти за советом.
Она меня внимательно слушала, переживала вместе
со мной, что-то подсказывала.
Она хвалила меня за настойчивость и сильный
характер (остальные видели только упрямство и
агрессивность). Теперь, когда после окончания
школы прошло уже много лет, я точно знаю, что она
была права, – именно замеченные Кристиной
Николаевной качества помогли мне впоследствии
получить образование и найти серьезную, хорошую
работу. От двоечницы и хулиганки Катьки не
осталось и следа.
С Кристиной Николаевной я общалась и тогда, когда
уже ушла из школы. Именно она убедила меня
продолжить образование – пойти в вечернюю школу,
потом на подготовительные курсы, а потом в
институт. Она в меня верила. И опять она стала
моим репетитором – занималась со мной русским
языком, который я совсем не знала.
Кристина Николаевна была первой, кто увидел мой
диплом об окончании института, – пусть не в
двадцать лет, как положено, а почти в тридцать. В
дипломе были только четверки и пятерки.