Музыку включаем, танцуем и играем!
Известно, что старшеклассницы не
хотят посещать уроки физкультуры, а если и
приходят на занятия, то выполняют упражнения с
неохотой. Потому и результаты низкие и мало
пользы. В чем причина такого поведения девушек и
как вызвать у них интерес к предмету?
Не хочу на урок
Одна из причин низкой эффективности
уроков физкультуры – навязывание содержания и
режимов физической активности, не выходящих за
жесткие стандартные рамки и не учитывающих
мотивацию и природные свойства старшеклассниц. У
школьниц не только падает интерес к предмету, но
и вырабатывается негативное отношение к самим
понятиям «двигательный режим» и «здоровый образ
жизни». Как добиться того, чтобы девушки осознали
важность учебной дисциплины и им нравилось
посещать занятия? Уроки должны способствовать
развитию творческой активности учащихся и
открывать пути для их самосовершенствования.
Поэтому необходимо определить условия
возникновения мотивационной среды, повышающие
качество усвоения материала, воспитывающие
потребность бережного отношения к своему
здоровью и устойчивое желание заниматься
физкультурой.
Условия создания мотивационной
среды
Разъяснение важности и полезности
занятий, воспитание понимания целей обучения,
стремления осмысленно выполнять упражнения,
заинтересованности в результатах своей
деятельности и творческого отношения к урокам.
Создание на занятиях позитивного
психологического климата.
Стимулирование интереса при помощи
познавательных игр, занимательных ситуаций,
опирающихся на жизненный опыт учащихся.
Использование упражнений
танцевального и соревновательного характера,
которые создают хорошее настроение и всегда
доставляют удовольствие.
Применение функциональной музыки для
повышения коэффициента полезного действия и
положительного влияния на психоэмоциональную
сферу учащихся.
Включение нетрадиционных занятий,
учитывающих предпочтения девушек по видам
спорта (тай-бо, танец живота, латино, фитнес-йога,
пилатес).
Использование наглядного материала,
технических стандартных и нестандартных средств
обучения.
Подбор упражнений, доступных на
данном этапе.
Учет возрастных и индивидуальных
особенностей школьниц; поощрение не только
лучших, но и тех, которые добились личных
рекордов.
Акцентирование внимания на
положительных качествах учащихся; подводя итоги
занятия, следует отметить успехи, а о недостатках
сказать с оттенком сожаления и уверенностью, что
в следующий раз все получится.
Проведение внеклассных мероприятий
(соревнований), на которых девушки могут показать
свои достижения.
Систематический контроль за
двигательной подготовленностью, дающий
информацию о положительных изменениях по пути к
намеченному результату.
Овладение специальными знаниями и
методами мотивирования учащихся.
Разработка учебно-тренировочных
программ, достигающих реальных прогрессивных
целей.
Постоянное общение с каждой ученицей,
обсуждение проблем девушек, поощрение и развитие
их знаний в области физкультуры и спорта,
рекомендации школьницам по диете,
индивидуальным тренировкам.
Отношение ко всем с одинаковым
вниманием.
Забота о безопасности
старшеклассниц.
Внимание не только к словам учащихся,
но и к другим деталям (внешний вид, выражение лица
и т.д).
Работа в постоянном контакте с
родителями.
Тренировки не для побед, а для
улучшения физических качеств, техники, а главное
– укрепления здоровья.
Чудесное превращение
Реализация данных требований приводит
к успехам. Это заметно на примере учениц
экспериментальной группы омской школы, для
которых были созданы все вышеперечисленные
условия. По своим показателям девушки заметно
превзошли ровесниц, занимавшихся по стандартной
программе. Увеличился уровень физического
потенциала старшеклассниц. Изменился характер
их мотивационных ориентаций, интересов,
склонностей к процессу и результатам обучения. У
школьниц возникли потребности в систематических
занятиях физкультурой, они стали больше
свободного времени уделять гимнастическим
упражнениям. Новые личностные свойства девушек
способствуют сохранению и укреплению здоровья,
формированию мотивации на ведение ЗОЖ. А эта
мотивация положительно влияет на развитие
двигательных навыков, качество усвоения
материала и облегчает выполнение задач на уроке.
Вывод: учет мотивации учащихся в образовательном
процессе – обязательное условие воспитания у
старшеклассниц желания заниматься физкультурой.
А опыт омской школы поможет многим педагогам и их
ученицам.
Литература
1. Бальсевич А.К. Проблемы
физического воспитания школьников. –
Новосибирск, 1984.
2. Гужаловский А.А. Проблемы оптимизации детей
школьного возраста. – М., 1978.
3. Лях И.Н. Ориентиры перестройки физического
воспитания в общеобразовательной школе. – М.,
1990.
4. Матвеев А.П. Теория и практика физического
воспитания. – М.: ФиС, 2005.
Приложения
Таблица 1
Предпочтения по видам спорта у девушек
10–11-х классов школы № 135
Вид спорта |
Ответы в
процентах |
1. Аэробика и ее
направления |
80 |
2. Баскетбол |
5 |
3. Волейбол |
10 |
4. Лыжная подготовка |
1 |
5. Гимнастика |
3 |
6. Другие виды
спорта |
1 |
Таблица 2
Основные мотивы занятий физической
культурой у учениц экспериментальной группы
Мотивы |
Ответы в
процентах |
1. Социально значимые
2. Учебно-познавательные
3. Результативные
4. Процессуальные
5. Отметочные
6. Благополучия |
33
20
15
20
10
2 |
Евгения Засторожнова , учитель физической культур МОУ СОШ № 135, г. Омск
|