Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2010

Технология

Обучение через общение

Интерактивная технология профилактической работы с подростками

Одна из актуальных задач современной школы – воспитание антинаркотической устойчивости подростков. Среди способов решения этой проблемы – проведение уроков-тренингов, основанных на принципах толерантности. В чем особенности таких занятий и какая роль в них отводится учителю?

Найти правильный подход

Для решения вопросов профилактики наркозависимости нужен особый подход – ведь необходимо не только сознавать что излагать, но и как, какими должны быть методы, формы и технологии. Предстоит нелегкий труд, здесь недостаточно лишь знаний, умений и опыта: подростки ждут разговора по волнующим их вопросам, поддержки, понимания и помощи.
Преподнесение каких-либо сведений и абстрактных идей не гарантирует, что полученная информация будет применяться в повседневной жизни. Поэтому профилактическая работа предполагает в первую очередь воспитание и обучение, основанное на полноценном развитии ребенка как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. В этом учителю помогут интерактивные технологии, основанные на принципах толерантности. Одной из них является урок-тренинг. Традиционное занятие приобретает иную форму и содержание и строится таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуации, определяя свои способности и умение отстаивать собственную позицию, а также понимать и принимать другие, в открытом диалоге находить осознанное решение разнообразных проблем.

Урок-тренинг  (особенности его построения)

Урок-тренинг разворачивается в интерактивном режиме, в процессе педагогического взаимодействия (учитель – ученик, ученик – ученик) и способствует становлению подростка как субъекта учебной деятельности, включая его в развивающее обучение через собственную деятельность.
Это занятие представляет собой продолжительный замкнутый цикл, его можно схематически представить следующим образом: личный опыт учащегося – рефлексия происходившего с ним – его вывод об усвоенных уроках – планирование им своей дальнейшей деятельности. Процесс не имеет ни начала, ни середины, ни конца. Школьник получает возможность пройти все стадии данного цикла:

  • в интерактивном взаимодействии при выполнении того или иного задания (упражнение, групповая дискуссия, ролевая игра) ребенок приобретает определенный опыт;

  • наступает этап рефлексии полученного опыта;

  • собственная рефлексия и обратная связь других участников составляют своеобразный коллективный опыт, который позволяет подростку сделать вывод (прояснить для себя «зону ближайшего развития»);

  • выстраивается план личностного развития («зона актуального развития»).

Процесс обучения

Схема написания плана урока-тренинга

Тема: ________________________________________
Цель:________________________________________
Время:_______________________________________
Возраст, класс:________________________________
Форма урока:________________________________
Рассадка учащихся:___________________________
Материалы:__________________________________

Содержание урока

1. «Ледокол» (разминка).

Цель:________________________________________
Время:_______________________________________
Техника проведения:__________________________
Материал:____________________________________
Инструкция:___________________________________
Анализ:_______________________________________

2. Круг (экскурс в предыдущий день).

Цель:________________________________________
Время:_______________________________________
Техника проведения:__________________________
Инструкция:__________________________________
Анализ:_______________________________________

3. Ролевая игра.

Цель:________________________________________
Время:_______________________________________
Расположение зала:___________________________
Техника проведения:__________________________
Материал:____________________________________
Инструкция:___________________________________
Анализ:_______________________________________

4. Разминка __________________________________

5. Анализ дня (шеринг):_______________________

Цель:________________________________________
Время:_______________________________________
Основные вопросы анализа:___________________

6. Разминка ___________________________________

Примечание. Учитель (тренер) либо заранее готовит вопросы анализа, либо они возникают в ходе урока.

 

Различия между традиционным обучением и тренингом

Классический подход

Фасилитаторский подход

Цель:

дать знания и навыки

Цель:

познакомить с информацией и сформировать навыки через совместную деятельность

Роли:

ведущий принимает на себя роль учителя, знающего ответы на все вопросы

Роли:

тренер и участники (независимо от возраста и жизненного опыта) равны между собой

Содержание:

базируется на опыте и исследованиях, предоставленных ведущим

Содержание:

базируется на опыте и исследованиях, предоставленных ведущим и участниками процесса

Принятие решения:

решение принимается ведущим

Принятие решения:

решение принимается в процессе совместной деятельности и является результатом успешного сотрудничества группы и тренера

Процесс:

  • директивный подход;

  • ведущий интерпретирует и оценивает;

  • считает себя знающим больше и лучше по теме семинара (занятия);

  • говорит на профессиональном языке;

  • его задача – дать как можно больше знаний

Процесс:

  • демократический подход;

  • ведущий выслушивает, поддерживает, он открыт идеям и мнению каждого;

  • говорит на языке слушателей;

  • мы тренируем – мы не учим (работа направлена не только на передачу суммы знаний, но и на изменение поведения);

  • в конце занятия участники должны быть способны поступать по-другому, а не только знать что-то новое

 

Сравним роль учителя-тренера (фасилитатора) с другими ролями:

 

Учитель-опекун, ориентирован на использование личного влияния

Учитель-менеджер, ориентирован на использование власти

Учитель-тренер (фасилитатор), ориентирован на использование внутриличностного взаимодействия и опыта участников

Позиция
по отношению к детям

Главное – любить ребенка и делать его таким, каким я хочу его видеть

Главное – уважать ребенка и ориентироваться на потребности его развития

Уважение к ребенку, ориентир на его индивидуальные способности, опыт и потребности развития

Стратегический подход при воздействии

Делай, как я сказал

Ты знаешь о правилах и последствиях, делай свой выбор

Ты сам вырабатывал и принимал правила, знаешь о последствиях,  ты сам в ответе за собственный выбор

Выбор меры воздействия
на детей

Руководствуется собственным здравым смыслом

Руководствуется уставом школы, выработанным на основе определенных правил и процедур

Руководствуется правилами взаимоотношений, выработанными совместно с учениками и их родителями; фасилитаторский

стиль взаимоотношений

Выбор способа подачи учебного материала

Ориентирован преимущественно на программу и учебники

Ориентирован на интересы учеников и приспосабливает к ним способы подачи материала

Ориентирован на активное взаимодействие с ребятами, опирается на их опыт, знания и умения, рефлексию и обратную связь как обязательный элемент урока, способствующий самопознанию, самореализации и самоутверждению детей

Подход
к поурочному оцениванию

Сравнивает детей друг с другом или с установленным стандартом

Сравнивает успехи ребят с их же прошлыми достижениями

Поощряет участие каждого в интерактивном взаимодействии, не оценивает, использует рефлексию и обратную связь для самооценки успехов

Способ итогового оценивания

Оценка, основанная на личном впечатлении, использование оценки для контроля поведения

Тест, согласованный с четким учебным планом, мнение учителя не влияет на результат

Оцениваются только самостоятельные, итоговые, контрольные работы с последующим составлением плана собственного развития

Учитель как тренер

Преподавателей на протяжении многих лет учат лишь оценивать: исправлять неверные ответы, следить за выполнением домашних заданий и измерять степень подготовленности учеников. Тренерство основано на поддержке, умении принять чужую точку зрения; атмосфере, способствующей честности и открытости; на поощрении и руководстве; на полном согласии и доверии участников. Учитель и ученик – части одной команды, они работают над достижением общей цели. Тренер обеспечивает такой контекст, в котором участники самостоятельно могут найти решение своих проблем.

Тренерство – не способ распространяться о своей бесконечной мудрости или читать нотации. Это возможность помочь подросткам найти себя, определить свои цели и способы их достижения. Тренерские отношения поддерживают ребят в процессе самопознания и самокоррекции и повышают у них чувство уверенности в собственных силах. Эффективность отношений строится на вере в достоинство и ценность всех учащихся, в их способности, позволяя им быть независимыми и ответственными. Роль тренера: уважение и доверие, которое позволяет школьникам исследовать, открывать, ставить перед собой цели и брать обязательства в соответствии с этапами, которые они себе наметили.

Основные качества и установки фасилитирующего обучения:

  • конгруэнтность, когда опыт учения становится для подростка реальностью, а учителя (фасилитаторы) – это живые люди, не притворяющиеся и не прячущиеся за тем или иным фасадом;

  • безусловное позитивное принятие ученика без всяких предварительных условий;

  • эмпатическое понимание – умение педагога видеть мир глазами школьника;

  • рефлексия – способность фасилитатора вдумчиво относиться к существующим условиям и адекватно реагировать на них в интересах ребенка;

  • осознание – способность школьника искать в учебном окружении конгруэнтность, принятие, эмпатию, рефлексию. Поскольку недостаточно, чтобы эти условия существовали, они должны быть еще и доведены до сознания подростка и поняты им.

Таким образом, тренерство направлено на ученика, точнее, на его поведение, которое он самостоятельно изменяет, чтобы добиться успеха.
Ценность ребенка никогда не ставится под сомнение, так же как и его потенциал. Ответственность за перемены остается на ученике, но не на педагоге: как тренер вы поддерживаете его, но не пытаетесь изменить.
Людям легче открывать для себя что-то новое, когда им не нужно каждый раз защищать свои чувства или оказывать сопротивление кому-то, кто пытается их изменить.
Цель тренерства – научиться любить себя, окружающих и, конечно же, жизнь. В отличие от преподавания, которое подразумевает передачу знаний, тренерство – это воспитание ответственности. Выступая в роли тренера, вы предоставляете участникам возможность повысить самооценку, осознать, что каждый человек уникален своим вкладом в общее дело, ощутить себя более самостоятельными. Все это позволит ребятам достичь большего успеха и в школе, и в жизни и эффективнее взаимодействовать с окружающими.

Руководство по эффективному тренерству

  • Обсудите с учениками заранее то, над чем вы будете работать, ваш стиль, временные рамки урока-тренинга (иногда педагог объединяет 2 традиционных урока – и длительность занятия увеличивается до 1,5 часа).

  • Оговорите «зоны ответственности»: правила, процедуры взаимодействия в них.

  • Установите контакт путем искренней заботы и интереса к проблемам ребят.

  • Определите цель работы и желаемые результаты вашего взаимодействия.

  • Оставайтесь в рамках оговоренных зон исследования. Это основа для построения доверия.

  • Не осуждайте. Ваша роль – поддерживать, а не оценивать. Не навязывайте своего мнения.

  • Задавайте открытые вопросы, касающиеся только рассматриваемого предмета. Попытайтесь не исходить из уже «готового» ответа.

  • Будьте готовы к тому, что чего-то не знаете. Доверяйте процессу. Работая вместе с подростками, не мните себя экспертом.

  • При обсуждении пытайтесь строить вопросы, отталкиваясь от предшествующего утверждения.

  • Когда не знаете, что делать, обратитесь к цели взаимодействия или к тому, что ученик считает необходимым.

Литература

  1. Зарецкая Л.В. Обучение через общение: Методическое пособие. М., 2004.

  2. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками». – М.: Генезис, 2004.

  3. Кривцова С.В. Тренинг «Учитель и проблемы дисциплины». – М.: Генезис, 1997.

  4. Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками. М., 2001.

  5. Основы групповой работы (при организации и проведении тренинга профилактики злоупотребления ПАВ среди подростков и молодежи). М., 2002.

  6. Сирота Н.А. и др. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике: Методическое пособие. М., 2001.

  7. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками.

  8. Солдатова и др. Жить в мире с собой. Тренинг толерантности для подростков. М., 2001.

  9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (Чч. 1–4). М., 1998.

  10. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего: Сб. упражнений. М., 2000.

  11. Фопель К. Создание команды. М., 2002.

  12. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М., 2002.

Приложение

Знания о подростке, необходимые для эффективного проведения тренинга

1. Физиология

Изменения, происходящие

в головном мозге

Их проявление

в поведении подростка

Как это нужно учитывать

1. Сокращается

период активности доминирующего

центра коры

Неустойчивое, непродолжительное

внимание

Планируя тренинг, надо использовать разные методы его проведения.

Лекционные блоки должны занимать не более 20 минут, после чего – игры, упражнения, беседы-дискуссии,

работа в малых группах

2. Ослабевает способность

к дифференцированию

Ухудшаются понимание излагаемого материала

и усвоение информации

Следует приводить больше ярких, доступных примеров и фактов. По ходу семинара постоянно проверять, как вас поняли участники (через вопросы, анкеты, игры). Давать сложный материал, используя разнообразные методы

3. Увеличивается «латентный период» рефлекторных реакций

Замедляется реакция. Подросток не сразу отвечает на вопрос или начинает выполнять задание

Не торопить.

Учитывать эту особенность

при планировании времени

4. Подкорковые процессы

выходят из-под контроля

коры

Ученик плохо владеет собой: не может контролировать проявление как положительных, так и отрицательных эмоций

Относиться к подростку с пониманием.

Не оценивать.

Не «заражаться» плохими эмоциями.

В конфликтных ситуациях переключать внимание на что-либо другое. Использовать эту особенность

в качестве «эмоционального якоря»

при усвоении информации

5. Ослабляется деятельность второй сигнальной системы

Речь может быть замедленной, краткой, стереотипной. У подростка плохое понимание аудиальной (словесной) информации

Не торопить. Подсказывать необходимые слова. Объяснять, используя визуальные средства, записывать ключевые понятия, рисовать. Рассказывать эмоционально,

с яркими примерами

 

2. Психология

Психологические особенности подростков

Их проявление в поведении подростков

Как это нужно учитывать

1. Чувствительность к мнению окружающих по поводу своей внешности, знаний, способностей

Подростки становятся обидчивы.

Для них лучше промолчать, чем сказать и ошибиться. Они хотят выглядеть лучше всех

и производить выгодное впечатление

Необходимо избегать оценок, говорить только о себе, своих чувствах (использовать Я-высказывания).Принимать ребят такими, какие они есть.

Давать возможность высказаться каждому.Поддерживать инициативу

2. Реакция эмансипации – стремление высвободиться из-под контроля, опеки взрослых, внешнее бунтарство, демонстративность

В группе проявляется как сопротивление: участники могут демонстративно нарушать правила, громко обсуждать слова или поступки ведущего

Использовать демократичный стиль руководства.

Давать подросткам право свободно высказываться, говорить о своих чувствах.

Занимать равную позицию по отношению ко всем ученикам.

Отказываться от менторского тона, запретов, нотаций

3. Потребность в доверительном общении

Хотят, чтобы их мнение уважали. Желают быть услышанными.

Тяжело переживают, когда их перебивают, не дослушав

Общаться с подростками на равных, но не допускать панибратства.

Обращаться лично к каждому.

Придерживаться правил конфиденциальности и групповой работы

4. Потребность в общении и дружбе, страх быть отвергнутым

Часто избегают общения из страха «не понравиться». Поэтому многие не могут сформировать глубокие межличностные отношения

Не только поощрять,

но и способствовать неформальному общению между участниками группы.

Поддерживать и подбадривать неуверенных в себе.

В план тренинга вводить дискуссии о любви и дружбе

5. Стремление быть принятым в своей социальной роли и статусе; потребность быть идентифицированным со сверстниками, обладающими значимыми качествами

Может быть ярко выражено стремление к эпатажности, приукрашиванию своих «подвигов», как социально приемлемых, так и наоборот.

Могут не демонстрировать свои взгляды, если они расходятся с мнением группы. Болезненно воспринимают потерю авторитета

Разбивать «могучие кучки» (например, делить группы на пары так, чтобы напарниками участников «могучей кучки» были подростки, в нее не входящие).

Полезно дать домашнее задание, которое требует взаимодействия, возможно, даже вне группы (например, провести социологический опрос).

Если реальные или надуманные различия (статус подростковой культуры или социальный, возраст и пр.) начинают мешать работе, обсудить этот момент с группой

6. Склонность к риску, острым ощущениям

Не умеют адекватно оценивать свои силы. Не думают о своей безопасности

Использовать упражнения, направленные на отработку навыков адекватного реагирования в трудных случаях общения и ситуациях снятия стресса. Демонстрировать уверенное, спокойное поведение

7. Подверженность влиянию со стороны сверстников

Боязнь твердо выразить свое мнение и оказаться «белой вороной». Могут не иметь своего мнения и не обладать навыками самостоятельного принятия решений

Использовать ролевые игры, вырабатывающие навыки принятия решений и умение сказать «нет». Поощрять желание ребят делиться полученной информацией со сверстниками

8. Низкая устойчивость к стрессам

Могут действовать необдуманно, вести себя неадекватно

Проводить дискуссии о способах реагирования в стрессовых ситуациях

 

 

Людмила Зарецкая ,
Методические материалы к программе «Обучение через общение». Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Федерального агентства по образованию, Москв