Обучение через общение
Интерактивная технология профилактической работы с подростками
Одна из актуальных задач
современной школы – воспитание
антинаркотической устойчивости подростков.
Среди способов решения этой проблемы –
проведение уроков-тренингов, основанных на
принципах толерантности. В чем особенности таких
занятий и какая роль в них отводится учителю?
Найти правильный подход
Для решения вопросов профилактики
наркозависимости нужен особый подход – ведь
необходимо не только сознавать что
излагать, но и как, какими должны быть
методы, формы и технологии. Предстоит нелегкий
труд, здесь недостаточно лишь знаний, умений и
опыта: подростки ждут разговора по волнующим их
вопросам, поддержки, понимания и помощи.
Преподнесение каких-либо сведений и абстрактных
идей не гарантирует, что полученная информация
будет применяться в повседневной жизни. Поэтому
профилактическая работа предполагает в первую
очередь воспитание и обучение, основанное на
полноценном развитии ребенка как личности,
субъекта деятельности и индивидуальности. В этом
учителю помогут интерактивные технологии,
основанные на принципах толерантности. Одной из
них является урок-тренинг. Традиционное занятие
приобретает иную форму и содержание и строится
таким образом, что каждый участник «проживает»
различные ситуации, определяя свои способности и
умение отстаивать собственную позицию, а также
понимать и принимать другие, в открытом диалоге
находить осознанное решение разнообразных
проблем.
Урок-тренинг (особенности его
построения)
Урок-тренинг разворачивается в
интерактивном режиме, в процессе
педагогического взаимодействия (учитель –
ученик, ученик – ученик) и способствует
становлению подростка как субъекта учебной
деятельности, включая его в развивающее обучение
через собственную деятельность.
Это занятие представляет собой продолжительный
замкнутый цикл, его можно схематически
представить следующим образом: личный опыт
учащегося – рефлексия происходившего с ним –
его вывод об усвоенных уроках – планирование им
своей дальнейшей деятельности. Процесс не имеет
ни начала, ни середины, ни конца. Школьник
получает возможность пройти все стадии данного
цикла:
в интерактивном взаимодействии при
выполнении того или иного задания (упражнение,
групповая дискуссия, ролевая игра) ребенок
приобретает определенный опыт;
наступает этап рефлексии полученного
опыта;
собственная рефлексия и обратная
связь других участников составляют своеобразный
коллективный опыт, который позволяет подростку
сделать вывод (прояснить для себя «зону
ближайшего развития»);
выстраивается план личностного
развития («зона актуального развития»).
Процесс обучения
Схема написания плана урока-тренинга
Тема: ________________________________________
Цель:________________________________________
Время:_______________________________________
Возраст, класс:________________________________
Форма урока:________________________________
Рассадка учащихся:___________________________
Материалы:__________________________________
Содержание урока
1. «Ледокол» (разминка).
Цель:________________________________________
Время:_______________________________________
Техника проведения:__________________________
Материал:____________________________________
Инструкция:___________________________________
Анализ:_______________________________________
2. Круг (экскурс в предыдущий день).
Цель:________________________________________
Время:_______________________________________
Техника проведения:__________________________
Инструкция:__________________________________
Анализ:_______________________________________
3. Ролевая игра.
Цель:________________________________________
Время:_______________________________________
Расположение зала:___________________________
Техника проведения:__________________________
Материал:____________________________________
Инструкция:___________________________________
Анализ:_______________________________________
4. Разминка __________________________________
5. Анализ дня (шеринг):_______________________
Цель:________________________________________
Время:_______________________________________
Основные вопросы анализа:___________________
6. Разминка ___________________________________
Примечание. Учитель (тренер) либо
заранее готовит вопросы анализа, либо они
возникают в ходе урока. |
Различия между традиционным
обучением и тренингом
Классический
подход |
Фасилитаторский
подход |
Цель:
дать знания и навыки |
Цель:
познакомить с информацией и
сформировать навыки через совместную
деятельность |
Роли:
ведущий принимает на себя роль
учителя, знающего ответы на все вопросы |
Роли:
тренер и участники (независимо от
возраста и жизненного опыта) равны между собой |
Содержание:
базируется на опыте и исследованиях,
предоставленных ведущим |
Содержание:
базируется на опыте и исследованиях,
предоставленных ведущим и участниками процесса |
Принятие решения:
решение принимается ведущим |
Принятие решения:
решение принимается в процессе
совместной деятельности и является результатом
успешного сотрудничества группы и тренера |
Процесс:
директивный подход;
ведущий интерпретирует и оценивает;
считает себя знающим больше и лучше по
теме семинара (занятия);
говорит на профессиональном языке;
его задача – дать как можно больше
знаний
|
Процесс:
демократический подход;
ведущий выслушивает, поддерживает, он
открыт идеям и мнению каждого;
говорит на языке слушателей;
мы тренируем – мы не учим (работа
направлена не только на передачу суммы знаний, но
и на изменение поведения);
в конце занятия участники должны быть
способны поступать по-другому, а не только знать
что-то новое
|
Сравним роль
учителя-тренера (фасилитатора) с другими ролями:
|
Учитель-опекун,
ориентирован на использование личного влияния |
Учитель-менеджер,
ориентирован на использование власти |
Учитель-тренер
(фасилитатор), ориентирован на использование
внутриличностного взаимодействия и опыта
участников |
Позиция
по отношению к детям |
Главное – любить
ребенка и делать его таким, каким я хочу его
видеть |
Главное – уважать
ребенка и ориентироваться на потребности его
развития |
Уважение к ребенку,
ориентир на его индивидуальные способности, опыт
и потребности развития |
Стратегический
подход при воздействии |
Делай, как я сказал |
Ты знаешь о правилах и
последствиях, делай свой выбор |
Ты сам вырабатывал и
принимал правила, знаешь о последствиях, ты
сам в ответе за собственный выбор |
Выбор меры
воздействия
на детей |
Руководствуется
собственным здравым смыслом |
Руководствуется
уставом школы, выработанным на основе
определенных правил и процедур |
Руководствуется
правилами взаимоотношений, выработанными
совместно с учениками и их родителями;
фасилитаторский
стиль взаимоотношений |
Выбор способа
подачи учебного материала |
Ориентирован
преимущественно на программу и учебники |
Ориентирован на
интересы учеников и приспосабливает к ним
способы подачи материала |
Ориентирован на
активное взаимодействие с ребятами, опирается на
их опыт, знания и умения, рефлексию и обратную
связь как обязательный элемент урока,
способствующий самопознанию, самореализации и
самоутверждению детей |
Подход
к поурочному оцениванию |
Сравнивает детей друг
с другом или с установленным стандартом |
Сравнивает успехи
ребят с их же прошлыми достижениями |
Поощряет участие
каждого в интерактивном взаимодействии, не
оценивает, использует рефлексию и обратную связь
для самооценки успехов |
Способ итогового
оценивания |
Оценка, основанная на
личном впечатлении, использование оценки для
контроля поведения |
Тест, согласованный с
четким учебным планом, мнение учителя не влияет
на результат |
Оцениваются только
самостоятельные, итоговые, контрольные работы с
последующим составлением плана собственного
развития |
Учитель как тренер
Преподавателей на протяжении
многих лет учат лишь оценивать: исправлять
неверные ответы, следить за выполнением домашних
заданий и измерять степень подготовленности
учеников. Тренерство основано на поддержке,
умении принять чужую точку зрения; атмосфере,
способствующей честности и открытости; на
поощрении и руководстве; на полном согласии и
доверии участников. Учитель и ученик – части
одной команды, они работают над достижением
общей цели. Тренер обеспечивает такой контекст, в
котором участники самостоятельно могут найти
решение своих проблем.
Тренерство – не способ
распространяться о своей бесконечной мудрости
или читать нотации. Это возможность помочь
подросткам найти себя, определить свои цели и
способы их достижения. Тренерские отношения
поддерживают ребят в процессе самопознания и
самокоррекции и повышают у них чувство
уверенности в собственных силах. Эффективность
отношений строится на вере в достоинство и
ценность всех учащихся, в их способности,
позволяя им быть независимыми и ответственными.
Роль тренера: уважение и доверие, которое
позволяет школьникам исследовать, открывать,
ставить перед собой цели и брать обязательства в
соответствии с этапами, которые они себе
наметили.
Основные качества и установки
фасилитирующего обучения:
конгруэнтность, когда опыт учения
становится для подростка реальностью, а учителя
(фасилитаторы) – это живые люди, не
притворяющиеся и не прячущиеся за тем или иным
фасадом;
безусловное позитивное принятие
ученика без всяких предварительных условий;
эмпатическое понимание – умение
педагога видеть мир глазами школьника;
рефлексия – способность
фасилитатора вдумчиво относиться к существующим
условиям и адекватно реагировать на них в
интересах ребенка;
осознание – способность
школьника искать в учебном окружении
конгруэнтность, принятие, эмпатию, рефлексию.
Поскольку недостаточно, чтобы эти условия
существовали, они должны быть еще и доведены до
сознания подростка и поняты им.
Таким образом, тренерство направлено
на ученика, точнее, на его поведение, которое он
самостоятельно изменяет, чтобы добиться успеха.
Ценность ребенка никогда не ставится под
сомнение, так же как и его потенциал.
Ответственность за перемены остается на ученике,
но не на педагоге: как тренер вы поддерживаете
его, но не пытаетесь изменить.
Людям легче открывать для себя что-то новое,
когда им не нужно каждый раз защищать свои
чувства или оказывать сопротивление кому-то, кто
пытается их изменить.
Цель тренерства – научиться любить себя,
окружающих и, конечно же, жизнь. В отличие от
преподавания, которое подразумевает передачу
знаний, тренерство – это воспитание
ответственности. Выступая в роли тренера, вы
предоставляете участникам возможность повысить
самооценку, осознать, что каждый человек
уникален своим вкладом в общее дело, ощутить себя
более самостоятельными. Все это позволит ребятам
достичь большего успеха и в школе, и в жизни и
эффективнее взаимодействовать с окружающими.
Руководство по эффективному
тренерству
Обсудите с учениками заранее то, над
чем вы будете работать, ваш стиль, временные
рамки урока-тренинга (иногда педагог объединяет 2
традиционных урока – и длительность занятия
увеличивается до 1,5 часа).
Оговорите «зоны ответственности»:
правила, процедуры взаимодействия в них.
Установите контакт путем искренней
заботы и интереса к проблемам ребят.
Определите цель работы и желаемые
результаты вашего взаимодействия.
Оставайтесь в рамках оговоренных зон
исследования. Это основа для построения доверия.
Не осуждайте. Ваша роль –
поддерживать, а не оценивать. Не навязывайте
своего мнения.
Задавайте открытые вопросы,
касающиеся только рассматриваемого предмета.
Попытайтесь не исходить из уже «готового»
ответа.
Будьте готовы к тому, что чего-то не
знаете. Доверяйте процессу. Работая вместе с
подростками, не мните себя экспертом.
При обсуждении пытайтесь строить
вопросы, отталкиваясь от предшествующего
утверждения.
Когда не знаете, что делать,
обратитесь к цели взаимодействия или к тому, что
ученик считает необходимым.
Литература
Зарецкая Л.В. Обучение через
общение: Методическое пособие. – М., 2004.
Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А.
Тренинг «Навыки конструктивного взаимодействия
с подростками». – М.: Генезис, 2004.
Кривцова С.В. Тренинг «Учитель и
проблемы дисциплины». – М.: Генезис, 1997.
Лидере А.Г. Психологический
тренинг с подростками. – М., 2001.
Основы групповой работы (при
организации и проведении тренинга профилактики
злоупотребления ПАВ среди подростков и
молодежи). – М., 2002.
Сирота Н.А. и др. Профилактика
наркомании у подростков: от теории к практике:
Методическое пособие. – М., 2001.
Смид Р. Групповая работа с детьми
и подростками.
Солдатова и др. Жить в мире с
собой. Тренинг толерантности для подростков. –
М., 2001.
Фопель К. Как научить детей
сотрудничать? (Чч. 1–4). – М., 1998.
Фопель К. Психологические группы:
рабочие материалы для ведущего: Сб. упражнений. –
М., 2000.
Фопель К. Создание команды. – М.,
2002.
Фопель К. Сплоченность и
толерантность в группе. – М., 2002.
Приложение
Знания о подростке, необходимые для
эффективного проведения тренинга
1. Физиология
Изменения,
происходящие
в головном мозге |
Их
проявление
в поведении подростка |
Как
это нужно учитывать |
1.
Сокращается
период активности доминирующего
центра коры |
Неустойчивое,
непродолжительное
внимание |
Планируя
тренинг, надо использовать разные методы его
проведения.
Лекционные блоки должны занимать не
более 20 минут, после чего – игры, упражнения,
беседы-дискуссии,
работа в малых группах |
2.
Ослабевает способность
к дифференцированию |
Ухудшаются
понимание излагаемого материала
и усвоение информации |
Следует
приводить больше ярких, доступных примеров и
фактов. По ходу семинара постоянно проверять, как
вас поняли участники (через вопросы, анкеты,
игры). Давать сложный материал, используя
разнообразные методы |
3.
Увеличивается «латентный период» рефлекторных
реакций |
Замедляется
реакция. Подросток не сразу отвечает на вопрос
или начинает выполнять задание |
Не
торопить.
Учитывать эту особенность
при планировании времени |
4.
Подкорковые процессы
выходят из-под контроля
коры |
Ученик
плохо владеет собой: не может контролировать
проявление как положительных, так и
отрицательных эмоций |
Относиться
к подростку с пониманием.
Не оценивать.
Не «заражаться» плохими эмоциями.
В конфликтных ситуациях переключать
внимание на что-либо другое. Использовать эту
особенность
в качестве «эмоционального якоря»
при усвоении информации |
5.
Ослабляется деятельность второй сигнальной
системы |
Речь
может быть замедленной, краткой, стереотипной. У
подростка плохое понимание аудиальной
(словесной) информации |
Не
торопить. Подсказывать необходимые слова.
Объяснять, используя визуальные средства,
записывать ключевые понятия, рисовать.
Рассказывать эмоционально,
с яркими примерами |
2. Психология
Психологические
особенности подростков |
Их проявление в поведении
подростков |
Как это нужно учитывать |
1. Чувствительность к мнению
окружающих по поводу своей внешности, знаний,
способностей |
Подростки становятся обидчивы.
Для них лучше промолчать, чем сказать и
ошибиться. Они хотят выглядеть лучше всех
и производить выгодное впечатление |
Необходимо избегать оценок,
говорить только о себе, своих чувствах
(использовать Я-высказывания).Принимать ребят
такими, какие они есть.
Давать возможность высказаться
каждому.Поддерживать инициативу |
2. Реакция эмансипации –
стремление высвободиться из-под контроля, опеки
взрослых, внешнее бунтарство, демонстративность |
В группе проявляется как
сопротивление: участники могут демонстративно
нарушать правила, громко обсуждать слова или
поступки ведущего |
Использовать демократичный
стиль руководства.
Давать подросткам право свободно
высказываться, говорить о своих чувствах.
Занимать равную позицию по отношению ко
всем ученикам.
Отказываться от менторского тона,
запретов, нотаций |
3. Потребность в доверительном
общении |
Хотят, чтобы их мнение уважали.
Желают быть услышанными.
Тяжело переживают, когда их перебивают,
не дослушав |
Общаться с подростками на
равных, но не допускать панибратства.
Обращаться лично к каждому.
Придерживаться правил
конфиденциальности и групповой работы |
4. Потребность в общении и
дружбе, страх быть отвергнутым |
Часто избегают общения из
страха «не понравиться». Поэтому многие не могут
сформировать глубокие межличностные отношения |
Не только поощрять,
но и способствовать неформальному
общению между участниками группы.
Поддерживать и подбадривать
неуверенных в себе.
В план тренинга вводить дискуссии о
любви и дружбе |
5. Стремление быть принятым в
своей социальной роли и статусе; потребность
быть идентифицированным со сверстниками,
обладающими значимыми качествами |
Может быть ярко выражено
стремление к эпатажности, приукрашиванию своих
«подвигов», как социально приемлемых, так и
наоборот.
Могут не демонстрировать свои взгляды,
если они расходятся с мнением группы. Болезненно
воспринимают потерю авторитета |
Разбивать «могучие кучки»
(например, делить группы на пары так, чтобы
напарниками участников «могучей кучки» были
подростки, в нее не входящие).
Полезно дать домашнее задание, которое
требует взаимодействия, возможно, даже вне
группы (например, провести социологический
опрос).
Если реальные или надуманные различия
(статус подростковой культуры или социальный,
возраст и пр.) начинают мешать работе, обсудить
этот момент с группой |
6. Склонность к риску, острым
ощущениям |
Не умеют адекватно оценивать
свои силы. Не думают о своей безопасности |
Использовать упражнения,
направленные на отработку навыков адекватного
реагирования в трудных случаях общения и
ситуациях снятия стресса. Демонстрировать
уверенное, спокойное поведение |
7. Подверженность влиянию со
стороны сверстников |
Боязнь твердо выразить свое
мнение и оказаться «белой вороной». Могут не
иметь своего мнения и не обладать навыками
самостоятельного принятия решений |
Использовать ролевые игры,
вырабатывающие навыки принятия решений и умение
сказать «нет». Поощрять желание ребят делиться
полученной информацией со сверстниками |
8. Низкая устойчивость к
стрессам |
Могут действовать необдуманно,
вести себя неадекватно |
Проводить дискуссии о способах
реагирования в стрессовых ситуациях |
Людмила Зарецкая , Методические материалы к программе «Обучение через общение». Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Федерального агентства по образованию, Москв
|