Необходима диагностика
Обычно проблемы детей с признаками
гиперактивного поведения и дефицитом внимания
проявляются при поступлении в школу, когда
значительно увеличивается нагрузка на функцию
внимания. Из-за недостатка компетентности
педагогов такие ученики рискуют быстро попасть в
категорию «плохих», становятся объектами
критики и негативного отношения, зачастую
преподаватели пытаются воздействовать на них
через родителей. Если мамы и папы присоединяются
к «недовольным» и начинают наказывать и
критиковать ребенка, то это неизбежно приводит к
формированию агрессивного, а порой и
асоциального поведения.
Но даже если школьнику повезет и учитель и
родители почувствуют, что дело не в лени и
нерадивости, и попытаются найти решение
проблемы, они все равно столкнутся с трудностями,
связанными с дефицитом методов психологической
работы с такими детьми.
По разным данным, дети с СДВГ составляют от 2,2 до
28% детского населения в разных странах. Например,
в России – от 4 до 34%, в США – от 4 до 20%, в
Великобритании – 1–3%, в Италии – 3–10%. Такой
разброс связан с тем, что в мире пока не
существует специфических методов четкого и
достоверного выявления синдрома. Он
диагностируется при использовании специальных
анкет, включающих блоки вопросов, на которые
отвечают педагоги и родители.
Специалисты Института возрастной физиологии РАО
(г. Москва) считают, что стандартные опросники
дают очень субъективную и не всегда адекватную
оценку поведения ребенка. Например, разные
родители и учителя (в силу своих психологических
особенностей) будут неодинаково отвечать на
вопросы:
– Слушает ли ребенок то, что
ему говорят?
– Часто ли и легко ли он отвлекается? – и т.д.
Дефицит
внимания – неспособность удерживать
внимание на чем-либо в течение определенного
отрезка времени.
Гиперактивность – чрезмерная
активность, ослабленный контроль побуждений.
|
Кроме того, за
двигательной расторможенностью,
импульсивностью, невнимательностью могут стоять
разные состояния и заболевания. СДВГ необходимо
отличать от специфических нарушений обучения
(чтению, письму и др.), астенических синдромов на
фоне соматических заболеваний, болезней
щитовидной железы, олигофрении слабой степени,
психиатрических расстройств. Существует также
группа детей, чей темперамент может быть сходен с
некоторыми характеристиками СДВГ, но не
сопровождается нарушением внимания.
Еще одна проблема – это слабая
информированность специалистов системы
образования и родителей о синдроме, о его
причинах, механизмах возникновения и мерах
эффективной помощи детям. Например, по неполным
данным, лишь 14% педагогов, 9% воспитателей, 46%
психологов и 17% родителей имеют некоторые
сведения о таком заболевании, но лишь 4% учителей,
0,5% воспитателей и 5% родителей знают, как
проводится его диагностика. И лишь 4% педагогов,
0,5% воспитателей и 3% родителей думают, что
коррекция возможна. А ведь наиболее эффективной
коррекция бывает именно в дошкольном возрасте.
9% учителей, 5% воспитателей и 13% родителей
воспринимают СДВГ как болезнь и признают
необходимость медикаментозного лечения. Ученые
из Института возрастной физиологии считают
такие представления опасными, потому что они
снимают с учителей и воспитателей
ответственность за психолого-педагогическую
поддержку, сопровождение и использование мер
помощи детям.
Многие исследования уже доказали, что необходима
комплексная диагностика СДВГ, включающая
объективные нейрофизиологические и
нейропсихологические методы.
Характеристики СДВГ
Одно из самых ярких проявлений СДВГ – гиперактивность.
Таких детей часто называют непоседами или моторчиками.
Следующее – импульсивность. Ребят
характеризуют как нетерпеливых, реактивных,
совершающих поступки без обдумывания. Но чаще
всего на первое место выступает нарушение
внимания.
Нарушение внимания как отдельная
диагностическая категория было введено лишь в 1980
году в США, хотя само явление анализируется уже
довольно давно. Проблему заметили еще в
позапрошлом столетии. Об этом свидетельствуют
прежде всего описания случаев немецким
невропатологом Генрихом Гофманом, датированные
1845 годом. Распространенными аналогами нарушения
внимания являются такие понятия, как минимальная
мозговая дисфункция или гиперкинетическое
расстройство. Но вопросы происхождения этих
расстройств, критерии их диагностики и методы
лечения до конца не выявлены.
Один из основоположников нового научного
направления детской поведенческой неврологии –
Чарльз Ньюкиктьен – отмечает, что при СДВГ часто
встречаются двигательные расстройства.
Помимо этого, также выделяют сопутствующие
нарушения, связанные с координацией,
эмоциональной сферой, отношениями с окружающими,
и поведенческие расстройства.
Исследования свидетельствуют, что СДВГ чаще
встречается у мальчиков. Относительная
распространенность синдрома среди мальчиков и
девочек, по разным данным, колеблется от 3:1 до 9:1.
Причем СДВГ в определенные возрастные периоды
имеет свои особенности. Например, такие дети в
младенчестве часто бывают беспокойными, много
плачут, плохо засыпают, их сон тревожен и
неустойчив.
Согласно
Международной классификации болезней (МКБ-10),
которую используют в России, СДВГ относится к
группе F90 «Гиперкинетические расстройства»,
диагнозу А90.0 «Нарушение активности и внимания»
|
Причины и признаки
При СДВГ часто запаздывают процессы
созревания высших психических функций, отсюда –
трудности обучения. Обследовав большую группу
младших школьников, не имеющих выраженных
неврологических нарушений, ученые пришли к
выводу, что в основе синдрома лежат различные
нейрофизиологические механизмы.
Последние исследования позволили выделить две
группы факторов, влияющих на развитие ребенка с
СДВГ.
Это биологические факторы, среди них –
генетическая предрасположенность, особенности
нейробиологической регуляции деятельности
мозга, отклонения в морфофункциональном
развитии нервной системы и функциональном
состоянии мозга.
И общественные факторы, которые
обусловливают социальную ситуацию развития
ребенка, включающую важнейшие изменения и
направления развития информационного общества
(требования, предъявляемые к ребенку обществом,
культурные и семейные традиции).
Получается, что СДВГ может возникать путем
наслоения на биологическую основу социальных
влияний, которые не только не способствуют
возможной компенсации расстройств, но и создают
условия для их усиления.
Многие ученые, исследовавшие родственные случаи
возникновения СДВГ, считают, что ведущая роль
здесь принадлежит именно наследственности.
Исследования молекулярных генетиков также
говорят о генетической предрасположенности к
синдрому. Хотя есть и противники данной точки
зрения.
Еще одним механизмом возникновения СДВГ
считается расстройство работы нейромедиаторных
систем. Это системы особых биохимических
веществ, которые ответственны за передачу
нервного импульса от одной нервной клетки к
другой в головном мозге. Именно на этом
основывается применение в качестве
лекарственной терапии препаратов, оказывающих
стимулирующее влияние на центральную нервную
систему.
В результате исследований специалисты
обнаружили снижение активности различных
структур головного мозга у детей с СДВГ, а также
их незрелость. Нейрофизиологи и психофизиологи
считают, что одной из причин также может быть
несформированность механизмов, обеспечивающих
избирательную «настройку» мозга на анализ и
обработку значимой информации. Замечено, что
дети с СДВГ хуже справляются с заданиями,
требующими программирования действий.
Трудности избирательной регуляции у этих ребят
могут проявляться в импульсивности при попытках
действовать по инструкции. А импульсивность
оказывает негативное влияние на такие
психические процессы, как память и восприятие.
Ребятам с признаками СДВГ тяжело переключаться с
одного действия на другое. Сложности
избирательности действий проявляются в виде
«случайных» ошибок. Например, дети могут
нарушать грамматические правила при их знании.
Это объясняется трудностью выполнения сразу
нескольких задач. Ведь необходимо одновременно
следить за аккуратностью букв, правильностью
написания слова и соблюдением грамотности. Еще
для ребенка с СДВГ характерны угадывающее
чтение, которое связано с импульсивными
попытками додумать конец слова по первым буквам;
повтор слов при письме; а также прямой перенос
предыдущего способа действия (по аналогии) на
новое задание.
Эти особенности могут проявиться в
неусидчивости, нарушении правил поведения при их
знании (например, выкрики с места), восприятии в
первую очередь эмоционального содержания
сообщения, а не его смысла, сужении сферы
интересов, компьютерной или телевизионной
зависимости в более позднем (подростковом)
возрасте. И то и другое – результат низкой
способности к внутренней организации внимания.
Внимание ребят во многом зависит не от
внутренних побуждений, а от внешней стимуляции.
Детям также свойствен сниженный контроль за
протеканием собственных действий. Ребенок
обычно не замечает и не исправляет допущенные
ошибки.
Диагностика СДВГ включает обследование
родителей и ребенка. В нее входят сбор анамнеза,
получение информации из школы (обстановка вокруг
ребенка, мнения учителей), проверка уровня
интеллекта, детальное изучение успеваемости,
наблюдение за повседневным поведением и
взаимодействием с окружающими в проблемных
ситуациях.
Для того чтобы
помощь преподавателя была эффективной, он
должен:
знать симптомы проблемного
поведения, его динамику;
понимать, как возникают обострения
ситуаций и что их может усугубить;
представлять себе ожидаемые
позитивные формы поведения, которые должны быть
разбиты на отдельные шаги (недостаточно добиться
только того, чтобы ребенок не мешал, необходимо
побуждать его к активному участию на уроке);
систематически подкреплять действия
ученика, идущие в желательном направлении, с
помощью улыбки, одобрительнго взгляда;
- негативные проявления пресекать в зародыше
(например, коротко обратиться к ребенку,
предупредить его, остановить отрицательное
действие: «Стоп. Что ты сейчас хотел сделать?»).
|
Как помочь детям
Непосредственная помощь детям с
синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
должна оказываться специалистами в тесном
сотрудничестве с педагогами и родителями.
Например в Германии общество детской и
подростковой психиатрии и психотерапии в 2000 году
издало «Руководство по терапии нарушений
внимания», в котором рекомендуется проводить
амбулаторное лечение и курс терапии, включающий
несколько модулей. В их число входят
информирование и консультирование мам и пап,
ребенка и учителей; тренинги с родителями и
педагогами, психотерапевтические и
психологические тренинги для развития умений
самоинструктирования и саморегулирования.
Существуют и методы фармакотерапии, которые
показаны обычно при явно выраженных симптомах,
не связанных с конкретными ситуациями или в
стадии обострения. Эта мера является довольно
радикальной и вызывает скептицизм.
В любом случае детям с разными вариантами СДВГ
для более успешной их адаптации в обществе важно
обеспечить правильное психолого-педагогическое
сопровождение.
Учителя иногда обращают внимание на такие
отклонения в поведении школьника, как создание
помех другим ребятам, недисциплинированность и
слабая успеваемость. Это воспринимается как
угроза учебному процессу, и у педагога
формируется негативное отношение к ученику,
особенно если подобные проблемы наблюдаются уже
длительное время.
Из-за того что СДВГ чаще всего проявляется именно
в школе как отклоняющееся поведение (например,
двигательное беспокойство, агрессия, срывание
уроков), а также в форме неуспеваемости, учитель
начинает считать такого ребенка трудным,
упрямым, недисциплинированным и старается
дистанцироваться от него.
Те же признаки не так явно бросаются в глаза вне
школы или вообще игнорируются. Часто родители и
педагоги не могут понять, что они наблюдают одни
и те же симптомы с разных позиций, и каждый
пытается убедить другого в своей правоте. Порой
доходит даже до взаимных обвинений: родители
упрекают учителей в чрезмерной придирчивости,
неумении обращаться с ребенком, предвзятости к
нему. А учителя считают родителей безалаберными,
мало беспокоящимися о собственном ребенке, не
справляющимися со своими обязанностями.
Педагоги часто реагируют только на негативные
моменты в поведении детей, тем самым существенно
ограничивая свои возможности воздействия. Как
часто можно наблюдать, что учитель практически
не замечает правильных действий ребенка с
дефицитом внимания, зато с готовностью будет
откликаться на отклонения в поведении и
нарушения дисциплины и порядка. Например,
сначала педагог игнорирует раскачивания ученика
на стуле и вмешивается только тогда, когда он
становится невыносимым, мешая проведению
занятия. Учитель пытается утихомирить
маленького нарушителя и делает ему выговор,
пересаживает за последнюю парту, а если это не
приносит результата, то принимает более жесткие
меры. Действуя таким образом, преподаватель
ограничивает возможность побудить ребенка вести
себя как подобает.
Вместо этого педагогу следовало бы с самого
начала поощрять желательное поведение ученика,
оказывая ему при этом поддержку.
Поддержка со стороны педагога
заключается в заинтересованном содействии
развитию ребенка, для этого учитель не должен
забывать:
– отмечать успехи ребенка,
соответственно реагируя на них;
– подкреплять желательное поведение;
– не использовать дискриминирующий подход (не
сажать ученика одного, не выговаривать ему в
присутствии других детей, не обвинять его
родителей);
– ставить перед ребенком посильные задачи и
доверять ему;
– давать выход двигательной активности ученика
или направлять ее в положительное русло;
– не искать виновных, а вместо этого задаться
вопросом, как разрешить основные проблемы в
жизни ребенка и помочь ему перейти на
благоприятную траекторию развития.
Одна из особенностей детей с СДВГ –
снижение учебной мотивации. Ребята недостаточно
мотивированы на приобретение новых знаний. У них
нет внутренней установки на запоминание нового
материала. Однако такие ученики заинтересованы в
положительной оценке своей деятельности.
Эмоциональная сторона процесса, возможно, для
них важнее содержательной. Именно поэтому ребята
дают импульсивные, зачастую неправильные ответы
(они не поняли вопрос, но очень хотят быть
социально значимыми). Так же легко у них
фиксируются негативные реакции на критику и
осуждающего: содержание замечания может быть
пропущено, а «неприятный осадок» и как следствие
– избегание и отказ от сотрудничества остаются.
Педагог может направлять и организовывать
деятельность таких ребят во время урока. Прежде
всего для них используется метод предупреждения,
который позволяет направить внимание на важный
материал. Например, ребенка персонально
предупреждают о том, что начинается важная тема и
слушать надо внимательно (лучше обратиться к
нескольким детям, чтобы не выделять ученика).
Хорошо использовать метод повторных инструкций.
Например, учитель предупреждает, что сейчас
будет давать задание, после получения которого
он просит ребенка повторить его для всего класса
еще раз, «чтобы хорошо запомнили». На самом деле,
проговорив инструкцию, такой ученик лучше ее
усваивает.
И, наконец, для ребенка с СДВГ очень важно четко
обозначать правила деятельности. Он нуждается в
ее внешней организации, и в этом ему должны
помочь родители. Но в то же время чрезмерный
контроль взрослых приводит к эмоциональному
напряжению в семье, ссорам и наказаниям. Именно
поэтому родителям следует обеспечить ребенку
внешнюю организацию, не включаясь эмоционально и
не беря на себя сверхответственность за его
действия.
Ребенку с синдромом дефицита внимания и
гиперактивностью необходимы понимание и
поддержка и в школе, и дома. Только грамотный
подход со стороны как учителя, так и родителей
при взаимодействии обеих сторон поможет
добиться хороших результатов.