Зачем нужен ручной труд
В учебном процессе
общеобразовательной школы широко применяются
различные предметы для детского творчества (ПДТ):
пластилин, карандаши, краски, гуашь, цветная
бумага, картон, клей, а также большое число
наборов для конструирования, вышивания,
моделирования из различных материалов, в том
числе природных (сухие цветы, камушки, дерево,
сухостой и т.п.).
Их использование особенно важно в начальной
школе. Они помогают тренировать моторику мелких
мышц кисти, что способствует, в свою очередь,
формированию и развитию навыков письма,
опосредованно развивает речь ребенка. Кроме
того, дети знакомятся с различными свойствами и
качествами предметов, обогащают свои знания и
представления об окружающем мире, развиваются
образное мышление, цветовое восприятие,
внимание, память и многое другое.
Правильно и своевременно организованные занятия
ручным трудом с ПДТ помогают переключить вид
деятельности ребенка с умственного на
физический и тем самым предотвращают развитие
утомления, обеспечивают высокую
работоспособность детей в течение учебного дня и
всей учебной недели.
В начальной школе занятия с различными пособиями
и материалами требуют от детей активной
деятельности мышц кисти, что дается им с трудом.
Необходимо облегчить детям усвоение этих
навыков, постепенно увеличивая нагрузку на
мелкие мышцы кисти по мере их развития, сокращая
время статического напряжения в ходе занятий,
отслеживая правильное положение тела, и т.п.
Для реализации принципа постепенности при
составлении программ обучения большое внимание
уделяется правильному выбору материала, с
которым придется работать ребенку. Величина его
физических усилий во многом определяется
свойствами обрабатываемого материала, в
частности, сопротивляемостью на сжатие и
растяжение. Исходя из этого все материалы,
которые могут быть использованы, располагаются в
следующем порядке: бумага – ткань – картон –
глина – пластилин – проволока – фанера –
дерево – металл (жесть и мягкое железо).
Публикация статьи произведена при поддержке клиники пластической хирургии и косметологии «ГрандМед». В широкий спектр предложений клиники «ГрандМед» входит такая услуга, как перманентный макияж в Санкт-Петербурге. Использование современного оборудования и материалов, большой опыт работы и профессионализм специалистов клиники обеспечивают выполнение татуажа, удовлетворяющего требованиям самых взыскательных клиентов. Узнать больше о предоставляемых услугах и увидеть фотографии проведенных процедур можно на официальном сайте клиники «ГрандМед», который располагается по адресу www.GrandMed.ru
Обычно на уроках
труда школьники младших классов рисуют, делают
аппликации, лепят и собирают конструкторы. Это
все нужно и полезно, но насколько безопасны для
здоровья ребят краски, фломастеры, клей и прочие
необходимые принадлежности?
|
Всего несколько
минут
Возрастные особенности детей
(малая подвижность нервных процессов, более
длительная, чем у ребят старшего возраста,
ответная реакция маленьких детей) делают и
занятия более продолжительными. Индивидуальные
занятия и те, в ходе которых становится ясно, что
дети не имеют еще определенных умений в
обращении с материалом, проходят кратковременно
(5–7 минут). Занятия со знакомыми материалами,
когда ребенок не является пассивным слушателем,
а сам активно действует, проводятся более
длительно (10–15 минут).
Такие уроки повторяются несколько раз в неделю,
до полного закрепления отрабатываемых навыков.
Для учащихся начальной школы предусматриваются
относительно простые операции с материалами,
которые легко поддаются обработке: бумага, ткань,
картон, пластилин, проволока.
В процессе школьного обучения при общей
длительности занятий по трудовому воспитанию
20–45 минут продолжительность непрерывной работы
с материалами регламентируется. Так,
продолжительность работы с бумагой, картоном,
тканью в первом классе составляет не более 4–5
минут; во втором, третьем классах – не более 5–7
минут; в четвертом – не более 10 минут.
Непрерывная работа с деревом, проволокой в
начальной школе не может превышать 4–5 минут.
Дети работают с ПДТ и на занятиях в группах
продленного дня, при посещении различных
кружков, в домашней обстановке.
О токсической опасности
Несмотря на тренирующую и развивающую
роль ПДТ, необходимо помнить о том, что они могут
стать источником неблагоприятного воздействия
на растущий организм ребенка.
По данным исследования, проведенного в 2006 году в
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков,
около 8% образцов ПДТ не соответствовало
установленным гигиеническим нормативам.
Неудовлетворительные результаты были отмечены
при изучении санитарно-химических показателей
безопасности (степень миграции фенолов и
формальдегида в водную модельную среду была
превышена на 22,97% и 23,17% соответственно). Также
имело место превышение установленных
гигиенических нормативов по интенсивности
запаха образца (в 12,5% исследуемых материалов) и по
токсиколого-гигиеническому показателю
безопасности (2%).
Полученные данные – не исключение из общей
практики. При производстве красок, клея, бумаги,
пластилина, деталей для пластмассовых,
металлических, резиновых конструкторов и т.п.
используется большое число красителей,
растворителей, стабилизаторов, пластификаторов,
полимерных материалов, способных в готовых
изделиях выделять ингредиенты, опасные для
здоровья ребенка.
Среди веществ, наиболее часто обнаруживаемых при
исследовании красок, клея, бумаги, пластика,
резины, необходимо отметить следующие: фенол,
формальдегид, ацетальдегид, стирол, бензол,
толуол, ацетон, винилхлорид, метанол, кадмий,
свинец, мышьяк, хром, сурьма. Возможно
обнаружение и других токсических веществ,
перечень и количество которых зависит от
рецептуры используемого материала.
Сила и характер воздействия химического
вещества на организм ребенка определяется
количеством вещества, поступившего в организм, и
его строением (растворимостью, летучестью,
агрегатным состоянием, массой и т.п.).
Например, формальдегид является
иммунотоксикантом и способен нарушать иммунные
реакции организма, действуя в минимальных дозах;
также он может вызывать поражение кожных
покровов, легких. Фенол способен вызывать
гемолитические анемии, метгемоглобинемию; он
воздействует на кожные покровы, печень, нервную
систему. Кадмий и хром являются канцерогенами,
оказывающими токсическое действие на иммунную
систему, печень, почки. Кроме того, кадмий может
вызывать нарушения репродуктивной функции,
раздражение и воспаление легких.
При использовании изделий из природного сырья
(древесина, камень, песок, шишки, сухостой и т.п.)
следует помнить о возможном их радиационном
загрязнении.
Ножницы с закругленными концами
Немаловажное значение имеет техника
безопасности при работе с ПДТ. Многие из них
травмоопасны из-за наличия длинных и острых
концов (ножницы, отвертки, гаечные ключи для
конструкторов). Использование детских ножниц со
специальной заточкой и закругленными концами
может значительно снизить риск возникновения
травмы.
Занятия шитьем, вышиванием, вязанием в начальной
школе не проводятся.
Не допускается работа детей с утилем, стеклом,
легковоспламеняющимися материалами, горючими
газами и жидкостями, за исключением горючих
жидкостей, которые находятся в герметически
закрытых емкостях максимальной вместимостью 15
см3 (ГОСТ 25779-90).
Большое число различных видов ПДТ, которыми дети
пользуются на уроках, дополнительных занятиях, а
также дома, требует неукоснительного соблюдения
санитарных норм и правил. Свидетельством
безопасности этой продукции для здоровья детей
является санитарно-эпидемиологическое
заключение, выданное уполномоченным органом и
утвержденное в установленном порядке.
Литература
ГОСТ 25779-90 «Игрушки. Общие
требования безопасности и методы контроля». – М.:
ИПК «Издательство стандартов», 2002.
Куценко С.А. Основы токсикологии.
– СПб.: ООО «Издательство Фолиант», 2004.
- СанПиНы 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к
условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях». – М., 2002.