Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2010

Нам пишут

Музыкальный звонок

И жизнь станет краше

Сельская школа находится далеко от города, и не каждый местный житель имеет возможность получить квалифицированную медицинскую помощь. А, как известно, легче предупредить болезнь, чем ее лечить. Поэтому одна из главных задач образовательного учреждения – воспитание здорового человека.
Воспитывать физическую активность надо не только на уроках, но и на переменах, внеклассных мероприятиях. Нужно, чтобы дети видели вокруг себя жизнерадостных и целеустремленных людей. В школе это относится к учителям. А придя домой, ребенок встретит взрослого, который гордится тем, что сын или дочь день ото дня становится крепче и выносливее. И, может быть, тогда жизнь на селе станет лучше, краше, преисполнится смысла и для родителей, и для детей.
Андрейковская школа накопила богатый опыт использования здоровьесберегающих технологий. Что заставило заниматься этой проблемой? Конечно же, состояние детей, жалобы родителей, учителей и данные многих исследований, в том числе по физической активности.

Каждый знает, что музыка влияет
на психологическое состояние человека. Хорошая музыка поднимает настроение. Одни мелодии помогают расслабиться, а другие – наоборот, сосредоточиться. Именно эти особенности и используют учителя сельской школы

Удивительный проект

Если что-то делать и менять основательно, то нельзя обойтись без системного подхода и инноваций. Несколько лет назад школа разработала программу «Здоровье». Помимо основных направлений, образовательное учреждение внедрило проект «Школьный звонок».
Музыка давно используется психологами в самых различных областях человеческой деятельности. Разнообразные виды и формы релаксации, кабинеты психологической разгрузки, функциональная музыка на производстве, музыкальная терапия... Музыка может помогать сосредоточиваться и расслабляться, вдохновлять и даже быть средством коммуникации. А понятие полифония, или многозвучие, абсолютно точно определяет всеобъемлющую власть музыки над человеком. Удивительные свойства музыки с некоторых пор используются в образовательных учреждениях, в частности в Андрейковской школе.
Школьный звонок. Как много он значит для ученика и учителя. Нет на свете человека, у которого бы этот звонок не вызывал личных ассоциаций. Он звучит в начале и конце урока, и у всех участников образовательного процесса срабатывает классический павловский рефлекс: стимул – реакция. Попробуем немного одухотворить данную схему. Заменим обычный «монозвук» на законченный фрагмент мелодии. Прежде всего не станем забывать об основных функциях звонка: это мобилизующая и сигнальная роль. А при новом подходе такая роль получает расширенный диапазон возможностей, ведь музыка рождает у человека определенное настроение и установку.
Начало урока. Звучит отрывок из гимна школы – музыка с мобилизующим характером, вызывающая подсознательное желание быть готовым выполнять определенную работу, в данном случае – заниматься учебной деятельностью.
Урок заканчивается. И модель звонка, который применяется на данной фазе, отличается спокойной мелодией, что особенно важно для гиперактивных детей, поскольку перемена – это не только разнообразные двигательные акты, но и настрой на следующее занятие.
Таким образом, музыкальный звонок получил статус полноценного функционального элемента здоровьесберегающего процесса. Пройдет время, и бывшие ученики среди всего прочего вспомнят и эту замечательную инновацию.

Л. Галецкая ;
В. Орлов