Как вы к себе относитесь
Психологический тест
Улучшение здоровья населения
требует не только решения медицинских проблем
(новые лекарства, качество медицинских услуг и
т.д.), но и активной работы по изменению отношения
людей к своему здоровью, здоровому образу жизни.
Все усилия врачей будут потрачены впустую, если
человек не изменит своего поведения, а ведь оно
способствует возникновению и развитию болезней.
Поведение же определяется существующим у
человека мировоззрением и отношением к самому
себе.
Если лечение и профилактика – это забота врачей
и школьных медработников, то формирование
отношения к здоровью и здоровому образу жизни –
чисто психолого-педагогическая задача, поле
деятельности школьных психологов, учителей,
администрации школы, родителей. А для того чтобы
такая работа была эффективна, необходимо знать,
какие компоненты отношения и в какой степени у
данного ученика сформированы. Следовательно,
необходим соответствующий психодиагностический
инструмент, позволяющий, с одной стороны,
определить исходный уровень и особенности
существующего у человека отношения к своему
здоровью, а с другой – оценить эффективность
проводимой работы. Таким инструментом может быть
психологический тест «Индекс отношения к
здоровью».
Вы интенсивно заботитесь о своем
здоровье
Психологический тест «Индекс
отношения к здоровью» диагностирует такой
важнейший параметр отношения к здоровью,
здоровому образу жизни, как интенсивность.
Параметр интенсивности показывает, в какой
степени и в каких сферах проявляется
субъективное отношение. Одному человеку просто
«хочется быть здоровым» и не больше – низкая
интенсивность отношения. Другой, «фанат»,
занимается в спортивных секциях, следит за своим
питанием, делает зарядку, посещает
соответствующие лекции о здоровом образе жизни и
т.д. – высокий уровень интенсивности.
Субъективное отношение к здоровью проявляется и
в различных сферах: один в основном любит читать
литературу о здоровье, другой – заниматься
различными оздоровительными процедурами, третий
пытается изменять отношение окружающих людей к
своему здоровью и т.д., а кто-то делает и то, и
другое, и третье.
Существующее у человека отношение к какому-либо
объекту определяет, что он чувствует, как думает,
как действует и как поступает во всех ситуациях,
связанных с этим объектом. Соответственно,
интенсивность отношения к здоровью также
включает в себя четыре компонента:
эмоциональный, познавательный, практический и
поступочный.
Структура теста
Тест «Индекс отношения к здоровью»
состотит из четырех субтестов, соответствующих
четырем компонентам интенсивности
субъективного отношения.
Эмоциональная шкала. Эта шкала
измеряет, в какой степени проявляется отношение
человека к здоровью, здоровому образу жизни в
эмоциональной сфере. Она включает вопросы,
диагностирующие, насколько человек сенситивен,
чувствителен к различным витальным, жизненным
проявлениям своего организма, насколько он
восприимчив к эстетическим аспектам здоровья,
насколько он способен получать наслаждение от
своего здоровья и заботы о нем и пр.
Вопросы разбиты на две группы: в первой степень
выраженности эмоционального компонента
определяется по ответам на вопросы о том, что сам
испытуемый чувствует в определенных ситуациях,
во второй – насколько он разделяет чувства
других людей в тех или иных ситуациях.
Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что
испытуемый способен наслаждаться своим
здоровьем, способен получать эстетическое
удовольствие от здорового организма, чутко
реагирует на поступающие от него сигналы,
свободен от отрицательных эмоциональных
стереотипов, существующих в обществе по
отношению к здоровому образу жизни и пр. Иными
словами, он заботится о здоровье не только
потому, что это «необходимо», не под давлением
обстоятельств, а ради удовольствия.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к
здоровью у данного человека носит рассудочный
характер, мало затрагивает его эмоциональную
сферу, забота о здоровье для него – просто
необходимость, но никак не радостное и
увлекательное занятие, что он глух к витальным
проявлениям своего организма, не видит
эстетического аспекта здоровья, находится под
властью отрицательных общественных
эмоциональных стереотипов по отношению к
здоровому образу жизни и т.д.
Познавательная шкала. Эта шкала
измеряет, в какой степени проявляется отношение
человека к здоровью, здоровому образу жизни в
познавательной сфере. Она включает две группы
вопросов: первая диагностирует, насколько
человек готов воспринимать получаемую от других
людей или из литературы информацию по проблемам
здорового образа жизни («пассивные» вопросы),
вторая – насколько человек стремится сам
получать информацию по этой теме («активные»).
Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что
испытуемый проявляет большой интерес к проблеме
здоровья, сам активно ищет соответствующую
информацию в книгах, журналах, газетах, любит
общаться с другими людьми на данную тему и т.д.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к
здоровью у него мало затрагивает познавательную
сферу: он в лучшем случае готов лишь воспринимать
поступающую от других людей информацию о
здоровье, но сам не проявляет активности в ее
поиске.
Практическая шкала. Эта шкала
измеряет, в какой степени проявляется отношение
человека к здоровью, здоровому образу жизни в
практической сфере. Она также включает две
группы вопросов: первая диагностирует, насколько
человек готов включаться в различные
практические действия, направленные на заботу о
своем здоровье, когда они предлагаются,
организовываются другими людьми, вторая –
насколько человек сам, по собственной инициативе
стремится осуществлять эти действия.
Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что
обследуемый активно заботится о своем здоровье в
практической сфере: склонен посещать различные
спортивные секции, делать специальные
упражнения, заниматься оздоровительными
процедурами, формировать у себя соответствующие
умения и навыки, вести здоровый образ жизни в
целом.
Низкие баллы говорят о том, что он готов лишь в
какой-то мере включаться в практическую
деятельность по заботе о своем здоровье, которую
организовывают другие люди, в крайнем случае он
может что-то предпринять, если этого потребует
ситуация.
Поступочная шкала. Эта шкала
измеряет, в какой степени проявляется отношение
человека к здоровью, здоровому образу жизни в
сфере совершаемых им поступков, направленных на
изменение своего окружения в соответствии с его
отношением. Она включает три группы вопросов:
первая диагностирует, насколько человек
стремится повлиять на членов своей семьи, чтобы
они вели здоровый образ жизни, вторая –
насколько он стремится повлиять на своих
знакомых, третья – на других людей, общество в
целом.
Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что
испытуемый активно стремится изменять свое
окружение: старается повлиять на отношение к
здоровью у окружающих его людей, стимулировать
их вести здоровый образ жизни, пропагандирует
различные средства оздоровления организма,
вообще создает вокруг себя здоровую среду.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к
здоровью остается у него «личным делом», он не
стремится как-то изменить свое окружение.
Общая шкала. Показатель
интенсивности получается путем суммирования
баллов по четырем предыдущим шкалам. Он
диагностирует, насколько в целом сформировано
отношение к здоровью у данного человека,
насколько сильно оно проявляется.
Высокие баллы по тесту в целом говорят о том, что
у него существует высокосформированное,
«хорошее» отношение к здоровью и здоровому
образу жизни.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к
здоровью у испытуемого сформировано плохо, он
находится в «зоне риска»: в этом случае высока
вероятность того, что он не будет вести здоровый
образ жизни, а это рано или поздно приводит к
заболеваниям.
Как построен тест. Тест «Индекс
отношения к здоровью» состоит из двух частей
(вариантов) для повышения надежности
результатов, проводимых с небольшим интервалом.
Тест построен по принципу так называемых
альтернативных полюсов. Испытуемому даются два
высказывания (А и Б) и предлагается
выбрать то из них, которое больше соответствует
его мнению, тому, что он чувствует, думает в
определенных ситуациях, как он обычно себя в них
ведет. Он может выбрать или вариант А, или
вариант Б, или поставить стрелку в сторону
одного из вариантов («скорее А, чем Б» и
«скорее Б, чем А»).
Каждая часть теста включает 24 пары
альтернативных высказываний.
Сфера применения. Тест проводится
с учащимися старше 10–11 лет: ситуации,
использованные в тесте, требуют определенного
уровня социального развития и опыта. Он может
проводиться как в индивидуальном, так и в
групповом варианте, как устно, так и письменно.
Предпочтителен письменный индивидуальный
вариант в неформальной обстановке.
Время проведения. Опыт показывает,
что ученикам 5–7-х классов необходимо на
выполнение одной части теста от 18 до 22 мин.,
ученикам 8–11-х классов – 15–20 минут.
Обработка результатов. Результаты
определяются с помощью ключа. За полное
соответствие ответа испытуемого с ответом в
ключе дается 3 балла, за стрелку, направленную в
сторону этого ответа, – 2 балла, за стрелку в
противоположную сторону – 1 балл, за ответ,
противоположный данному в ключе, – 0.
Ключ к тесту
1. А 5. Б 9. А 13. Б 17. А 21.
Б
2. Б 6. А 10. Б 14. А 18. А 22.
Б
3. А 7. А 11. Б 15. Б 19. Б 23.
А
4. А 8. Б 12. А 16. Б 20. А 24.
Б
Затем подсчитывается сумма баллов по
каждой шкале (строке). Общий показатель – это
сумма баллов по четырем шкалам. Таким образом
обрабатывается отдельно каждая часть теста.
Итоговые показатели получаются путем нахождения
среднего арифметического числа баллов по шкалам
и тесту в целом по двум частям (при необходимости
средние округляются до целых чисел по обычным
математическим правилам). Полученные средние
числа «сырых» баллов переводятся в станайны с
помощью таблиц 1–5.
Таблица 1
Перевод «сырых» баллов по
эмоциональной шкале теста в шкалу станайнов
Класс |
5-й |
6-й |
7-й |
8-й |
9-й |
10-й |
11-й |
n |
97 |
97 |
99 |
100 |
101 |
81 |
98 |
x |
10,21 |
11,1 |
10,85 |
10,59 |
10,33 |
10,05 |
10,8 |
s |
3,12 |
3,12 |
3 |
2,88 |
3,28 |
3,05 |
2,79 |
1 |
4 и меньше |
5 и меньше |
5 и меньше |
5 и меньше |
4 и меньше |
4 и меньше |
5 и меньше |
2 |
5–6 |
6–7 |
6–7 |
6 |
5–6 |
5–6 |
6–7 |
3 |
7 |
8 |
8 |
7–8 |
7 |
7 |
8 |
4 |
8–9 |
9–10 |
9–10 |
9 |
8–9 |
8–9 |
9–10 |
5 |
10 |
11 |
11 |
10–11 |
10–11 |
10 |
11 |
6 |
11–12 |
12–13 |
12–13 |
12 |
12 |
11–12 |
12 |
7 |
13–14 |
14–15 |
14 |
13–14 |
13–14 |
13 |
13–14 |
8 |
15 |
16 |
15–16 |
15 |
15–16 |
14–15 |
15 |
9 |
16 и больше |
17 и больше |
17 и больше |
16 и больше |
17 и больше |
16 и больше |
16 и больше |
Таблица 2
Перевод «сырых» баллов по
познавательной шкале теста в шкалу станайнов
Класс |
5-й |
6-й |
7-й |
8-й |
9-й |
10-й |
11-й |
n |
97 |
97 |
99 |
100 |
101 |
81 |
98 |
x |
7,92 |
7,14 |
6,52 |
5,9 |
5,36 |
4,89 |
5,5 |
s |
3,84 |
3,89 |
3,65 |
3,42 |
3,02 |
3,21 |
3,08 |
1 |
1 и меньше |
0 |
0 |
– |
0 |
– |
0 |
2 |
2–3 |
1–2 |
1 |
0–1 |
1 |
0 |
1 |
3 |
4–5 |
3–4 |
2–3 |
2–3 |
2–3 |
1–2 |
2–3 |
4 |
6 |
5–6 |
4–5 |
4–5 |
4 |
3–4 |
4 |
5 |
7–8 |
7–8 |
6–7 |
6 |
5–6 |
5 |
5–6 |
6 |
9–10 |
9–10 |
8–9 |
7–8 |
7 |
6–7 |
7 |
7 |
11–12 |
11 |
10–11 |
9–10 |
8–9 |
8 |
8–9 |
8 |
13–14 |
12–13 |
12–13 |
11 |
10 |
9 |
10 |
9 |
15 и больше |
14 и больше |
13 и больше |
12 и больше |
11 и больше |
11 и больше |
11 и больше |
Таблица 3
Перевод «сырых» баллов по практической
шкале теста в шкалу станайнов
Класс |
5-й |
6-й |
7-й |
8-й |
9-й |
10-й |
11-й |
n |
97 |
97 |
99 |
100 |
101 |
81 |
98 |
x |
9,85 |
10,78 |
10,02 |
9,26 |
8,73 |
8,51 |
8,31 |
s |
3,09 |
3,14 |
3,36 |
3,58 |
3,52 |
3,49 |
2,98 |
1 |
4 и меньше |
5 и меньше |
4 и меньше |
2 и меньше |
2 и меньше |
2 и меньше |
3 и меньше |
2 |
5 |
6 |
5 |
3–4 |
3–4 |
3–4 |
4 |
3 |
6–7 |
7–8 |
6–7 |
5–6 |
5–6 |
5 |
5–6 |
4 |
8–9 |
9 |
8–9 |
7–8 |
7 |
6–7 |
7 |
5 |
10 |
10–11 |
10 |
9–10 |
8–9 |
8–9 |
8–9 |
6 |
11–12 |
12–13 |
11–12 |
11 |
10–11 |
10–11 |
10 |
7 |
13 |
14 |
13–14 |
12–13 |
12–13 |
12 |
11–12 |
8 |
14–15 |
15–16 |
15 |
14–15 |
14 |
13–14 |
13 |
9 |
16 и больше |
17 и больше |
16 и больше |
16 и больше |
15 и больше |
15 и больше |
14 и больше |
Таблица 4
Перевод «сырых» баллов по поступочной
шкале теста в шкалу станайнов
Класс |
5-й |
6-й |
7-й |
8-й |
9-й |
10-й |
11-й |
n |
97 |
97 |
99 |
100 |
101 |
81 |
98 |
x |
7,47 |
7,34 |
6,6 |
5,85 |
5,85 |
5,11 |
5,69 |
s |
2,97 |
3,78 |
3,52 |
3,26 |
2,87 |
2,59 |
2,53 |
1 |
2 и меньше |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 и меньше |
2 |
3 |
1–2 |
1–2 |
1 |
1–2 |
1 |
2 |
3 |
4–5 |
3–4 |
3 |
2–3 |
3 |
2–3 |
3 |
4 |
6 |
5–6 |
4–5 |
4–5 |
4–5 |
4 |
4–5 |
5 |
7–8 |
7–8 |
6–7 |
6 |
6 |
5 |
6 |
6 |
9 |
9–10 |
8–9 |
7–8 |
7–8 |
6–7 |
7 |
7 |
10–11 |
11–12 |
10 |
9 |
9 |
8 |
8 |
8 |
12 |
13 |
11–12 |
10–11 |
10 |
9 |
9–10 |
9 |
13 и больше |
14 и больше |
13 и больше |
12 и больше |
11 и больше |
10 и больше |
11 и больше |
Таблица 5
Перевод «сырых» баллов по тесту в целом
в шкалу станайнов
Класс |
5-й |
6-й |
7-й |
8-й |
9-й |
10-й |
11-й |
n |
97 |
97 |
99 |
100 |
101 |
81 |
98 |
x |
35,38 |
36,36 |
33,98 |
31,6 |
30,28 |
28,56 |
30,3 |
s |
9,79 |
10,73 |
10,58 |
10,43 |
10,01 |
9,8 |
8,94 |
1 |
18 и меньше |
17 и меньше |
15 и меньше |
13 и меньше |
12 и меньше |
11 и меньше |
14 и меньше |
2 |
19–23 |
18–22 |
16–20 |
14–18 |
13–17 |
12–16 |
15–19 |
3 |
24–28 |
23–28 |
21–26 |
19–23 |
18–22 |
17–21 |
20–23 |
4 |
29–32 |
29–33 |
27–31 |
24–28 |
23–27 |
22–26 |
24–28 |
5 |
33–37 |
34–39 |
32–36 |
29–34 |
28–32 |
27–31 |
29–32 |
6 |
38–42 |
40–44 |
37–41 |
35–39 |
33–37 |
32–35 |
33–36 |
7 |
43–47 |
45–49 |
42–47 |
40–44 |
38–42 |
36–40 |
37–41 |
8 |
48–52 |
50–55 |
48–52 |
45–49 |
43–47 |
41–45 |
42–45 |
9 |
53 и больше |
56 и больше |
53 и больше |
50 и больше |
48 и больше |
46 и больше |
46 и больше |
В первой строке таблиц
указывается количество испытуемых (n), во
второй – среднее число «сырых» баллов (х), в
третьей – стандартное отклонение по «сырым»
баллам (s), в следующих – интервал «сырых»
баллов, соответствующих конкретному станайну. Станайн
– 1/9 полного диапазона значений в распределении.
Интерпретация шкалы станайнов
Станайн |
Характеристика результата |
Охватываемый процент
обследуемых |
1 |
очень низкий |
от 0 до 4 |
2 |
низкий |
от 4 до 11 |
3 |
ниже среднего |
от 11 до 23 |
4 |
средний |
от 23 до 40 |
5 |
средний |
от 40 до 60 |
6 |
средний |
от 60 до 77 |
7 |
выше среднего |
от 77 до 89 |
8 |
высокий |
от 89 до 96 |
9 |
очень высокий |
от 96 до 100 |
Инструкция
Из двух предлагаемых высказываний (А
и Б), которые описывают противоположные
мнения, ситуации и т.д., выберите то, которое
кажется более подходящим для вас.
Если вам полностью подходит вариант А,
вы зачеркиваете квадратик с буквой А,
нарисованный между двумя высказываниями.
Если вы скорее склоняетесь к варианту А,
но не можете полностью с ним согласиться, то в
среднем пустом квадратике вы рисуете стрелку в
сторону квадратика с буквой А.
Если вы скорее склоняетесь к варианту Б,
но тоже не можете полностью с ним согласиться, то
в среднем пустом квадратике вы рисуете стрелку в
сторону квадратика с буквой Б.
И, наконец, если вам полностью подходит
вариант Б, вы зачеркиваете квадратик с буквой
Б.
Если вы считаете какую-то ситуацию
маловероятной для себя, то все-таки постарайтесь
сделать свой выбор.
В этом тесте, естественно, не может быть
«правильных» и «неправильных» ответов: ваше
мнение ценно именно таким, какое оно есть.
Отвечать лучше быстро, так как первая реакция
наиболее точно выражает ваше мнение.
В чем польза теста
Разработанный на первом этапе
исследования психологический тест «Индекс
отношения к здоровью» может иметь большие
перспективы использования в коррекционной
работе по формированию отношения населения
(учащихся в том числе) к своему здоровью,
здоровому образу жизни.
1. Сама процедура проведения
теста может повлиять на отношение к своему
здоровью, поскольку, отвечая на вопросы, люди
иногда впервые задумываются над
соответствующими проблемами.
2. Результаты, полученные с помощью теста,
оценивают успешность педагогических
мероприятий и пропагандистских усилий в деле
формирования отношения людей к своему здоровью.
3. Данные теста могут служить основой для
анализа закономерностей и особенностей развития
отношения к своему здоровью у людей различных
общественных групп, а также определять
своеобразные «группы риска», требующие особого
внимания.
4. При массовом применении теста возможен
мониторинг особенностей отношения к здоровью в
различных регионах страны. Это позволит выявить
особо неблагополучные в этом плане территории,
где в первую очередь потребуется проведение
работы по формированию отношения населения к
своему здоровью.
5. Проведение теста поможет созданию банка
данных об отношении учащихся к своему здоровью и
организации персональной коррекционной работы.
6. Общий банк данных позволяет
анализировать возрастную динамику отношения
школьников к своему здоровью, выявлять
«кризисные периоды», разрабатывать методические
пособия, коррекционные программы, стратегию
пропаганды, создавать коррекционную литературу
для учащихся.
7. Возможно самостоятельное использование
теста «Индекс отношения к здоровью».
Отслеживание динамики может стать фактором,
побуждающим изменить свое поведение, свой образ
жизни и достичь в этом больших успехов.
Вариант I
1. А.
Я способен замечать даже небольшие
отклонения в работе моих органов |
|
Б.
Я реагирую лишь на существенные
расстройства |
2. А.
Когда по телевизору начинается
очередная передача о профилактике какого-нибудь
заболевания, я обычно переключаюсь на другую
программу |
|
Б.
Я откладываю свои дела,
чтобы ее посмотреть |
3. А.
Если кто-то из знакомых предложит мне
заниматься вместе оздоровительными процедурами,
я с удовольствием приму
в этом участие |
|
Б.
Я найду способ вежливо отказаться |
4. А.
Я постоянно слежу за тем, чтобы мои
близкие всерьез заботились о своем здоровье |
|
Б.
Я не заставляю их это делать |
5. А.
Когда я смотрю на руки другого
человека, я в первую очередь обращаю внимание на
их форму и размер |
|
Б.
Я невольно вначале замечаю состояние
и чистоту кожи |
6. А.
Я делаю выписки или вырезки из газет и
журналов
о здоровом образе жизни |
|
Б.
Я никогда этим не занимался |
7. А.
Если у меня от утомления болит голова, я
выхожу немножко погулять или хотя бы открываю
окно |
|
Б.
Чтобы снять эту головную боль, я
просто выпиваю таблетку |
8. А.
Я обычно сам не покупаю для членов
семьи различные средства ухода за здоровьем |
|
Б.
Все это в основном покупается по моей
инициативе |
9. А.
После принятия ванны я всегда
чувствую себя совсем другим человеком – бодрым и
обновленным |
|
Б.
Приходится признаться, что такое
чувство я испытываю очень редко |
10. А.
Когда в общественном транспорте,
очереди и т.д. заводится разговор о способах
сохранения здоровья, я совершенно не обращаю на
это внимания |
|
Б.
Я невольно стараюсь прислушаться к
нему |
11. А.
Я обращаюсь к врачу, только когда мне
становится уже невмоготу |
|
Б.
Я стараюсь начать лечение при первых
же признаках ухудшения своего самочувствия |
12. А.
Мне приходилось предлагать знакомым
рецепты или инструкции различных
оздоровительных процедур |
|
Б.
Я этого не делал, ведь каждый должен
заботиться о своем здоровье сам |
13. А.
С моей точки зрения всякие моржи,
которые наслаждаются купанием в своих прорубях
на морозе, просто слегка чокнутые |
|
Б.
Я полностью разделяю их стремление
получать удовольствие от своего здоровья |
14. А.
Когда это оказывалось возможным, я
посещал лекции, курсы, семинары и т.п. о здоровом
образе жизни |
|
Б.
Я никогда не ходил на них, потому что
эта тема мне безразлична |
15. А.
Мне кажется странным человек, который,
вместо того чтобы досмотреть поздно вечером
интересный фильм, соблюдает свое правило
«вовремя ложиться спать» |
|
Б.
Я тоже стараюсь следовать этому
правилу, чтобы не наносить вред своему здоровью |
16. А.
К сожалению, я не могу сказать, что
стараюсь как-то улучшить отношение моих знакомых
к своему здоровью |
|
Б.
Я активно пропагандирую здоровый
образ жизни |
17. А.
Иногда мне кажется, что мой организм
как будто даже обижается и упрекает меня, если я
обращаюсь с ним необдуманно и жестоко |
|
Б.
Человеческий организм всего лишь
реагирует на отрицательные воздействия |
18. А.
Просматривая на улице книги у
торговцев, я обычно в первую очередь обращаю
внимание на литературу о сохранении здоровья |
|
Б.
Меня привлекают книги на другие темы |
19. А.
Если мне на день рождения подарят
лыжи, гантели, массажер и т.п., я, пожалуй,
растеряюсь и удивлюсь такому подарку |
|
Б.
Этот подарок был бы очень кстати: он
соответствует моему стилю жизни |
20. А.
Мне приходилось выступать перед
людьми и делиться с ними своим успешным опытом
укрепления здоровья |
|
Б.
Я не готов давать советы людям по этой
проблеме |
21. А.
Мне непонятно состояние людей,
которые мучаются за столом оттого, что им не
удалось вымыть руки перед едой |
|
Б.
Я сам испытываю подобные ощущения |
22. А.
Я никогда не писал в редакции журнала
«Здоровье», телепередач «Исцели себя сам», «TV
Аптека» и т.п. |
|
Б.
Мне приходилось задавать им вопросы
по интересующим меня темам |
23. А.
Я трачу значительную часть своих
доходов порой даже в ущерб остальному специально
для поддержания здоровья |
|
Б.
Я трачу деньги на свое здоровье только
в случае необходимости |
24. А.
Я никогда не вступал в конфликт с
начальством и властями, если их действия
наносили вред здоровью людей |
|
Б.
У меня бывали подобные конфликты |
Вариант II
1. А.
Если бы у меня на теле появилось
какое-либо пятнышко или безболезненное вздутие,
то я заметил бы это очень быстро |
|
Б.
Я обратил бы на него внимание,
когда оно стало бы достаточно большим |
2. А.
Когда я от нечего делать пролистываю
какой-нибудь журнал, различные статьи о здоровье
я просто пропускаю |
|
Б.
Я их просматриваю более внимательно в
первую очередь |
3. А.
Если мне предложат проводить свои
выходные в группе здоровья или спортивном зале,
я, конечно, этим воспользуюсь |
|
Б.
Я предпочту оставаться дома и
заниматься своими делами |
4. А.
Я решительно вмешиваюсь, если кто-то
из моих близких начинает совершать поступки,
которые вредят его здоровью |
|
Б.
Пожалуй, я не всегда прилагаю к этому
достаточно усилий и зачастую готов с этим
смириться |
5. А.
Я обычно не обращаю особого внимания,
если у моего собеседника не совсем чистые зубы,
не подстрижены ногти и т.д. |
|
Б.
Мне это сразу же бросается в глаза |
6. А.
Я выписываю или покупаю газеты,
журналы и книги по проблемам здоровья |
|
Б.
Я не трачу на это свои деньги |
7. А.
Если позволяет время, я стараюсь
пройти, куда мне нужно, пешком |
|
Б.
Я все равно лучше спокойно подъеду
на автобусе, троллейбусе и т.д. |
8. А.
Когда я выбираю подарок кому-то из
членов своей семьи, мне
не приходит в голову купить что-либо из предметов
личной гигиены |
|
Б.
Я часто делаю именно такие подарки,
потому что они кажутся мне вполне подходящими |
9. А.
Когда я выпиваю стакан свежего
фруктового сока, я замечаю прилив бодрости,
энергии во всем организме |
|
Б.
Я прежде всего просто утоляю жажду |
10. А.
Когда знакомые в компании начинают
говорить о различных процедурах по сохранению
здоровья, мне становится просто скучно |
|
Б.
Я с удовольствием включаюсь в беседу |
11. А.
Я стараюсь уклоняться от различных
обязательных профилактических обследований |
|
Б.
Они являются хорошим стимулом, чтобы
позаботиться о состоянии своего организма |
12. А.
Мне удалось заинтересовать своих
знакомых книгами и статьями о здоровом образе
жизни |
|
Б.
Я не предпринимал таких попыток |
13. А.
По-моему, те, кто находит удовольствие
в том, чтобы в 5 утра бегать в трусах по улице, –
это не совсем нормальные люди |
|
Б.
Я даже завидую им, ведь забота о своем
здоровье – это радостное и увлекательное
занятие |
14. А.
Я стараюсь знакомиться с людьми,
которые много знают о том, как поддерживать свое
здоровье на должном уровне |
|
Б.
Такие люди для меня не более
интересны, чем другие |
15. А.
Я редко задумываюсь о том, правильно
ли я питаюсь |
|
Б.
Я в целом придерживаюсь правил
здорового питания |
16. А.
Я никогда не писал по собственной
инициативе заметок о здоровье в журналы, газеты,
стенгазеты и т.п. |
|
Б.
В своей жизни я уже делал нечто подобное |
17. А.
Порой у меня возникает такое ощущение,
что организм как будто хочет сказать мне, чем ему
помочь, если в нем что-то разладилось |
|
Б.
Любая боль в организме – это всего лишь
определенная реакция нервной системы |
18. А.
Когда в гостях по предложению хозяев
квартиры я просматриваю их библиотеку, мои глаза
сами останавливаются на книгах о поддержании
здоровья |
|
Б.
У меня вызывает интерес другая
литература |
19. А.
Когда я покупаю зубные пасты, кремы,
жевательные резинки и т.п., я практически не
ориентируюсь на их «оздоровительный эффект»,
подчеркиваемый в рекламе |
|
Б.
Для меня это очень важно, потому что я
во всем стараюсь учитывать, как это повлияет на
мое здоровье |
20. А.
Мне приходилось обучать других людей
способам улучшения их самочувствия |
|
Б.
У меня для этого недостаточно
собственного опыта |
21. А.
У меня не вызывают особой симпатии
люди, которые из чувства некоей брезгливости
никогда не пользуются чужой тарелкой, кружкой и
т.п. |
|
Б.
Я полностью разделяю чувства таких
людей |
22. А.
Я никогда специально не разыскивал
литературу, в которой описываются редкие
методики оздоровления организма |
|
Б.
Мне приходилось это делать |
23. А.
Я ежедневно подолгу занимаюсь
оздоровлением своего организма, несмотря на
другие важные дела |
|
Б.
Я уделяю время своему здоровью только
в случае необходимости |
24. А.
Я никогда не принимал участия в работе
различных движений, борющихся за здоровую
окружающую среду |
|
Б.
Я состоял в таких движениях |
Сергей Дерябо
|