Общее дело
В декабре 2005 года московская школа № 149
получила статус «Школа здоровья». Особенностью
этого учебного заведения является наличие
Центра содействия здоровью учащихся. Данное
структурное подразделение координирует усилия
педагогов, специалистов школы, родителей и
учащихся в области здоровьесбережения.
Кроме того, в ОУ проводится экспериментальная
работа по теме «Система школьных мониторингов
здоровья как составляющая
медико-педагогического инструментария «Единый
паспорт здоровья школьника».
Большую помощь школе оказывают ее партнеры: НИИ
общественного здоровья и управления
здравоохранением ММА им. Сеченова; Ассоциация
«Народный Спортпарк»; НИИ гигиены и охраны
здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН;
Московский государственный стоматологический
университет; ФГУЗ «ЦГОН» Роспотребнадзора; ФГУ
МНТК «Микрохирургия глаза»; МГУ им. М.В.
Ломоносова и Московский институт открытого
образования.
Паспорта для маленьких
В младших классах (2–4-е) введен «Единый
паспорт здоровья школьника», который
разработали специалисты Московского центра
качества образования. Паспорта являются
инструментом наблюдения за учащимися. Они служат
для своевременного выявления проблем детей и
оказания им помощи.
Работа состоит из нескольких этапов. Сначала
проводится семинар для преподавателей, где они
получают методические рекомендации по ведению
документации. Например: для 2-х классов после
раздачи паспортов в них необходимо заполнить
страницы 1, 3 и 12. Это делают родители, поэтому на
собрании им нужно сказать, для чего ведется такая
работа, попросить ответить на вопросы анкеты и
заполнить документы. Мамы и папы должны дать
согласие на уроки по паспорту здоровья. Им важно
объяснить, что это совместная деятельность
учащихся, родителей, педагогов, логопедов,
психологов, учителей физкультуры и
медработников, которая направлена на сохранение
и укрепление здоровья.
Первое занятие, после возвращения паспортов от
родителей, проводят классные руководители. Их
задача – проверить наличие и заполнение
документов, провести урок по вопросам здоровья и
написать в конце, на странице 35, «тревожные
телефоны».
Занятия на темы: «Мое здоровье», «Как работает
мое сердце», «Дыхание – учимся дышать правильно»
– проводит медицинский работник; «Моя семья»,
«Моя школа», «Мой учитель» – психолог; «Наши
праздники», «Мои увлечения», «Мои привычки» –
классный руководитель. В разделе «Ведем
наблюдения» участвуют учитель физкультуры,
педагог-организатор, классный руководитель. На
странице «Я расту!» ребенок отмечает свой вес,
рост, спортивные успехи.
На уроках проводятся дыхательная гимнастика,
физкультпаузы, выполняются упражнения для глаз.
Одно из занятий посвящено правильному уходу за
зубами, преподаватель беседует с детьми на тему
«Береги зубы смолоду».
В раздел «Я выполняю рекомендации» весной
вклеиваются советы учителя физкультуры,
психолога, логопеда и классного руководителя. В
конце учебного года проходит родительское
собрание, раздаются паспорта для обратной связи
с мамами и папами, они заполняют страницы «Первые
результаты», «Замечания родителей», «Анкета для
родителей». После этого в классе обсуждается
тема «Как я проведу лето».
Зачем нужны мониторинги?
Школа придает большое значение
обнаружению заболеваний и выявлению детей
«группы риска». В этой работе помогает комплекс
медико-педагогических мониторингов. В чем
заключаются их задачи?
Качественно оценить состояние
ученика.
Избрать наиболее эффективные пути в
здоровьесбережении.
Дать прогноз дальнейшего развития и
обучения.
Найти средства
коррекционно-развивающей работы.
Выявить на ранних стадиях проблемы
ребенка и организовать программы по
индивидуальным картам здоровья.
В учебном заведении проводились
офтальмологический, физический, соматический,
саногенетический, психолого-педагогический и
антропологический мониторинги. На их основании
можно отметить, что здоровье детей не ухудшается,
а, напротив, наметилась тенденция к его
улучшению.
Диспансеризация, а также вакцинация
Соматический мониторинг включает
в себя исследования по группам здоровья
учащихся, распространенности острых и
хронических заболеваний, а также нарушениям
костно-мышечной системы.
Особое внимание уделяется диспансеризации как
одному из наиболее действенных путей ранней
диагностики и своевременного лечения. Ежегодно
95–97% учеников школы проходят проверку в детской
поликлинике № 22 г. Москвы с выявлением групп
риска по заболеваниям и групп здоровья.
За последние три года благодаря оздоровительным
мероприятиям увеличилось количество детей
первой группы и уменьшилась численность третьей.
В образовательном учреждении учатся 10 инвалидов,
относящихся к четвертой группе здоровья. Они
состоят на учете как в школе, так и в поликлинике.
По инициативе Центра содействия здоровью эти
ребята приглашаются в сопровождении родителей в
школу на оздоровительные мероприятия.
За последние годы удалось сократить число острых
респираторных и соматических заболеваний
благодаря своевременной диспансеризации,
вакцинации, занятиям по лечебной физкультуре,
проведению дыхательной гимнастики по системе
А.Н. Стрельниковой, соблюдению
санитарно-гигиенических норм, раннему выявлению
болезней и направлению на лечение в поликлинику
и другие медицинские учреждения.
Кто пьет молоко, будет прыгать
высоко
Исследования по заболеваемости
костно-мышечной системы также дали
положительные результаты.
Как известно, среди причин возникновения и
развития таких заболеваний – нерациональное
питание, малоподвижный образ жизни, несоблюдение
санитарно-гигиенических норм.
Немаловажным направлением деятельности школы
является организация сбалансированного питания.
Ведь это не только один из главных факторов
нормального роста и развития организма, но и
основа формирования правильной осанки. В
образовательном учреждении работает программа,
согласно которой все учащиеся получают
двухразовое горячее сбалансированное питание.
Из пищевых веществ особая роль в профилактике
нарушений осанки принадлежит кальцию,
участвующему в пластических и обменных
процессах при развитии костной ткани. Наиболее
значимые и полноценные источники кальция –
молоко и молочные продукты. С целью развития и
укрепления костной ткани и предупреждения
нарушений осанки у детей выполняются программы
«Школьное молоко» и «Питьевая вода».
В формировании правильной осанки и мышечного
корсета большое значение имеет организация
физического воспитания. Причем его нельзя
сводить только к посещению уроков физкультуры.
За последние годы в учебном заведении
значительно расширился двигательный режим.
Педагоги регулярно проводят утреннюю гимнастику
до начала занятий, физкультминутки на уроках,
подвижные игры на переменах, в том числе на
свежем воздухе.
В некоторых классах введен третий урок
физкультуры. Занятия проходят в спортивных и
тренажерном залах, на пришкольном участке,
включающем футбольное поле, волейбольную и
баскетбольную площадки. В образовательном
учреждении работают 12 спортивных секций.
Учащиеся являются неоднократными победителями
внутришкольных, окружных, районных и городских
спортивных соревнований. Кроме того, имеются зал
лечебной физкультуры и массажный кабинет.
В профилактике нарушений осанки значительная
роль отводится соблюдению СанПиНов – это
достаточная и правильная освещенность,
нормативы школьной мебели, регулярные
упражнения для снятия напряжения с мышц
плечевого пояса, спины и правильная рабочая поза.
Специалисты НИИ общественного здоровья и
управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова
регулярно проводят в школе проверки состояния
костно-мышечной системы учащихся, своевременно
направляя их на консультацию к специалисту, дают
рекомендации, занимаются просветительской
деятельностью. Сотрудники института разработали
обучающий модуль «Профилактика и коррекция
нарушений и заболеваний опорно-двигательного
аппарата учащихся общеобразовательных
учреждений», который входит в оздоровительную
работу учебного заведения.
Внедрение комплекса профилактических
мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических
норм и воспитание культуры здоровья среди
учащихся, педагогов, родителей позволило за
последние три года снизить распространенность
нарушений осанки у детей до 42,3%.
Профилактика и коррекция зрения
Для своевременного выявления и
оказания помощи учащимся с заболеваниями
органов зрения в школе регулярно проводится офтальмологический
мониторинг. Здесь созданы необходимые
условия для профилактики и коррекции зрения. Как
уже упоминалось, соблюдаются нормативы по
освещению и школьной мебели; проводятся уроки
здоровья и классные часы по соблюдению детьми
режима дня и охраны зрения; на занятиях и после
работы на компьютерах ребята выполняют
упражнения для снятия напряжения глазных мышц.
Офтальмологи детского центра МНТК
«Микрохирургия глаза» имени академика С.Н.
Федорова два раза в год в течение двух недель
проводят диагностику и лечение учащихся группы
риска на корригирующих аппаратах в школе и в
центре, обеспечивают ребят методической
литературой по охране зрения.
За последние три года специалисты осмотрели 648
детей, лечение получили 358 человек. В результате
повторной диагностики после лечения у ребят
отмечалась положительная динамика, ухудшений не
наблюдалось. Учащихся с выраженной
офтальмологической патологией своевременно
направляли в Центр на дополнительную
диагностику и лечение. Данные о состоянии
органов зрения своевременно сообщались классным
руководителям и родителям.
Офтальмологическая диспансеризация, проводимая
специалистами центра, позволила выявить
дополнительный процент заболеваемости (4%) и
провести соответствующее лечение. Внедрение
новых технологий помогло повысить его
эффективность. В результате
лечебно-профилактических мероприятий за
последние годы отмечается тенденция к снижению
заболеваний органов зрения среди учащихся.
Способность к адаптации
Саногенетический мониторинг проходит
в школе уже второй год.
Его главная задача – отслеживание
функционального состояния систем, определяющих
способность организма к адаптации. Так,
психомоторная функция имеет важнейшее значение
для приспособленности человека к условиям
обучения, проживания или профессиональной
деятельности. Данный мониторинг осуществлялся с
помощью высокоавтоматизированных и
компьютеризированных средств. Для оценки
состояния мозговых структур, осуществляющих
программирование, запуск, реализацию и сенсорный
контроль двигательной активности ребенка в
школе, применялся прибор КИД-3. Обследовали
учащихся начальных классов. В результате
выполнения детьми тестов прибор определял 25
цифровых параметров движения, автоматически
оценивал показатели зрительно-моторной
координации, адаптивности и точности движений,
реактивность учащихся. На основе результатов
мониторинга были сформированы группы риска по
наиболее часто встречающимся отклонениям,
предшествующим формированию патологии, и
спрогнозированы наиболее вероятные исходы.
Практическую и методическую помощь школе в
проведении такой работы оказывают специалисты
Московского института открытого образования.
Собираем ребят – измеряем всех
подряд
В текущем учебном году специалисты
НИИ питания и НИИ антропологии совместно со
школой приступили к антропологическому
мониторингу детей.
Программа включала: измерение параметров тела с
использованием антропометрических инструментов
– длины туловища, руки, ноги, корпуса; ширины
плеч, таза, груди; обхвата талии, груди, бедра,
голени, плеча, предплечья; жировых складок на
конечностях и корпусе; измерение артериального
давления, температуры и силы сжатия кистей рук.
Кроме этого, определялся состав тела с
применением анализатора АВС-01 «МЕДАСС». При
помощи анкетирования собрали информацию об
образе питания и физической активности учащихся.
Сейчас готовится аналитическая справка по
проделанной работе.
Физическая подготовленность
Мониторинг физической
подготовленности уже третий год проводит
Ассоциация «Народный Спортпарк» по медицинской
технологии «Навигатор здоровья». Технология
позволяет определить оценку уровня
соматического состояния на основании
разработанных для разного возраста и пола
эталонных моделей. Анализ данного мониторинга
ведется совместно с педагогами по физкультуре по
15 показателям: весо-ростовому коэффициенту,
индексу осанки, окружности грудной клетки,
спирографии, пульсу (чсс) в покое, систолическому
и диастолическому давлению, устойчивости к
гипоксии, координации движений,
зрительно-двигательной реакции, гибкости
позвоночника, мышцам плечевого пояса, брюшного
пресса, ног (прыжок с места) и общей
работоспособности. Полученные показатели
подвергают компьютерной обработке с выведением
индекса физического здоровья (ИФЗ), который
определяется по пятибалльной шкале. Каждому
ребенку выдается профиль физического здоровья с
индивидуальными рекомендациями. За последние
три года ИФЗ по образовательному учреждению
варьируется в пределах 3,4–3,9 балла. Специалисты,
которые проводят мониторинги, считают, что ИФЗ
учащихся школы достаточно высок, а
вариабельность связана с неравномерным ростом и
развитием.
Статья подготовлена при поддержке компании «Гермес». Если Вы решили приобрести качественную обувь и одежду second hand оптовой партией, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Гермес». Перейдя по ссылке: «сколько стоит секонд хенд оптом», вы сможете, не отходя от экрана монитора, оформить заказ или задать вопрос менеджеру компании. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Secondhand-Optom.Ru.
Советы коллегам
Поскольку экспериментальная работа
школы приносит очень хорошие результаты,
хотелось бы, чтобы ее опыт пригодился и другим
учебным заведениям.
Рекомендации:
Школам следует в большей мере
использовать научный потенциал столицы и других
городов.
Проводить мониторинги здоровья
учащихся, т.к. они помогают выявить патологии на
ранних стадиях.
С помощью полученных данных можно
вырабатывать адаптационные механизмы к
неблагоприятным факторам воздействия
окружающей среды.
Заниматься профилактической
работой, направленной на ответственное
отношение ребят к собственному здоровью;
формировать у школьников навыки ЗОЖ.
Активно сотрудничать с родителями.
Таким образом, педагогика здоровья
должна стать ключевой идеей школы.