|
Все у нас получится!Урок валеологии в 1-м классеЦели: учить детей овладевать
основами здорового образа жизни; решать
оздоровительные задачи, направленные на
удовлетворение потребности детей в движении;
расширять представления и знания об окружающем
мире. Учитель. Наш организм можно сравнить с часами. Если часы не беречь, не заводить вовремя, то они остановятся. Так же ведет себя и человеческий организм. Если вы приучите его заниматься активной деятельностью, то он будет работать как часы. Никогда вас не подведет. Как вы думаете: что такое активная деятельность? (Дети предлагают свои варианты ответов.) Учитель (обобщая). Чтобы быть здоровым, необходимо помнить о пользе физических упражнений. Вот и сегодня, поднимаясь вверх по лестнице здоровья, мы разучим новый комплекс упражнений. И первой ступенькой будет оздоровительный массаж всего тела. Как вы думаете: почему мы начинаем именно с массажа всего тела? (Дети говорят о том, что перед выполнением физических упражнений необходимо заставить активно работать все органы.) I ступенька – «Оздоровительный массаж всего тела»*Дети хором произносят слова, при этом в соответствии с текстом делают быстрые и частые хлопки по тем частям тела, о которых говорится в стихотворении.
Учитель. Так зачем мы сделали этот массаж? (Дети отвечают.) Учитель. Когда можно использовать этот массаж в режиме дня? (Дети предлагают свои ответы.) Учитель. Теперь мы можем подняться на вторую ступеньку лестницы здоровья. II ступенька – «Физические упражнения»Учитель. Сегодня мы разучим новый комплекс упражнений, которые помогут нам быть всегда в хорошей форме. Но прежде послушаем и запомним, как бьется наше сердце. (Дети делают вывод, что сердце бьется спокойно.) Учитель. Ребята, кто мы такие? Дети. Люди. Учитель. Мы хорошо знаем, что человек – это часть природы. В природе все тесно связано между собой. Человек как единица природы называется человек разумный. Но, несмотря на это, не мешает нам, людям, кое-чему поучиться у животных. Некоторые из них нам сегодня даже помогут улучшить свое самочувствие. Кто же они? Попробуйте отгадать по описанию, а новые упражнения – запомнить. 1. Живут они в Центральной Африке. Рост взрослого самца достигает 6 метров, весить он может целую тонну. С виду он очень непропорционален. Посудите сами: очень тонкие, длинные ноги, узкая грудь, длиннющая шея, которая заканчивается маленькой головкой с непомерно большими ушами, и все это венчают маленькие рожки. Кто это? (Дети отвечают.) Упражнение «Жираф». Наклонить и вытянуть шею – 6–8 раз; круговые движения головой – по 4 раза в разные стороны; повороты головы вправо, влево, наклоны головы: вниз – вверх – 6–8 раз. (Во время выполнения упражнения учитель сообщает детям познавательную информацию.) У жирафа чуткий слух и острое зрение. Существует мнение, что жирафы никогда не спят. Но это не так. Они время от времени «подремывают» стоя. Бывает, и спят по-настоящему, положив голову на спину. Сон этот длится не больше 5 минут. 2. Это – морское животное. Оно напоминает грушу со щупальцами. Этих щупалец насчитывается от 8 до 10, и все они с присосками. А еще у него есть прекрасно развитые челюсти. Они чем-то напоминают клюв попугая. Отгадали, о ком идет речь? (Дети отвечают.) Упражнение «Осьминог». Круговые движения руками вперед, назад – 6 подходов по 4 раза. Познавательная информация. Осьминоги очень ядовиты. Яд парализует жертву, т.е. делает ее неподвижной, и осьминог спокойно съедает свою добычу. Зрение у осьминога острее, чем у орла, он видит в полной темноте. А если осьминогу отрезать щупальце, то оно вырастет снова. От врагов их спасает чернильная жидкость, которой они стреляют. 3. По лужку он важно бродит, Упражнение «Гусь». Плавно поднять руки в стороны, опустить, вытянув шею, 6–8 раз. Познавательная информация. На земле 14 видов гусей. Все гуси бесстрашно оберегают свою территорию от непрошеных гостей. Взрослый гусь может искалечить собаку, настолько это смелая и сильная птица. Бывают гуси дикие и домашние. 4. Наши предки, ваши предки Упражнение «Обезьяна». У
обезьян длинные руки, почти до самой земли,
поэтому и мы без труда сделаем наклон вперед,
доставая руками до пола, – 6–8 раз. 5. Много легенд сложено об этой птице. Она – символ доброты и счастья. Согласно легенде приносит в дом детей. Живут эти птицы рядом с человеком. А выглядят так: крупная, на высоких ногах белая птица с черными крыльями, длинной шеей и длинным клювом. Она любит отдыхать, стоя на одной ноге. Упражнение «Аист». Подняться на
носки, опуститься, круговые движения носком
правой ноги по полу, потом левой – 6–8 раз. 6. Он пасется на лугу, Упражнение «Лошадь». Ходьба на месте с высоким подниманием коленей, затем бег с высоким подниманием коленей. Познавательная информация. Нам хорошо известно, что лошади – домашние животные. Издавна лошадь стала помощником человека. Когда не было машин, лошадь выполняла всю тяжелую работу. Но есть и дикие лошади, например, лошадь Пржевальского. Названы они так в честь русского исследователя, который обнаружил их в 1879 году. У них есть близкие родственники – зебры. 7. Глазища, усища, хвостище, Упражнение «Кошка». Потягивание всем телом. Познавательная информация. Кошки бывают дикие и домашние. Домашних кошек мы хорошо знаем и любим. А вот, например, из диких кошек самая крупная – тигр. Другую дикую кошку называют царем зверей. Кто это? (Лев.) Самая хитрая кошка – леопард. Пятнистая шкура скрывает его в зарослях. Самая быстрая – гепард, может бежать со скоростью 120 километров в час. Учитель. Вот мы и познакомились с новым комплексом упражнений. Послушайте теперь свое сердце. Как оно стучит? Дети. Громко, быстро. Учитель. Что это значит? Дети. Больше выталкивается крови и больше питательных веществ попадает ко всем органам. Учитель. Вот почему чем больше занимаешься физкультурой, тем здоровее становится наш организм. Так какие же животные нам сегодня помогали? (Дети вспоминают животных и упражнения.) Учитель. Обязательно дома научите этим упражнениям своих родителей. А мы с вами поднимаемся на последнюю, третью ступеньку «Лестницы здоровья». III ступенька – «Хорошее настроение»Учитель. Когда человек здоров, то у него все получается, а если все получается, то и настроение у него отличное. У нас с вами отличное настроение? Урок заканчивается речовкой – ходьба на месте, дети хлопают в ладоши и хором говорят: Все у нас хорошо! Примечание. По мере того как дети отгадывают животных, можно показывать картинки с их изображением. ____________ * В.М. Кузнецова. Минуты здоровья. – Мурманск: ВИЦ «Пазори», 2001.
Элеонора Евсеенко ,
|