Нужен новый подход
До недавнего времени ведущими
направлениями деятельности в профилактике
наркозависимости в среде несовершеннолетних
были медицинское и юридическое, связанные с
разработкой способов лечения и правовых норм,
призванных ограничить распространение опасных
пристрастий (т.е., по сути, охватывающие не
причины, а последствия). Такая тенденция не
принесла значимых результатов. Стало очевидно,
что требуется принципиально новый подход,
ориентированный на борьбу с возможными
причинами появления этого пагубного
пристрастия. Одно из его важнейших
направлений – педагогическое.
К педагогической профилактике относится работа
с теми, кто еще не имеет реального опыта
употребления психоактивных веществ, и теми, у
кого этот опыт носит разовый, эпизодический
характер.
Цель педагогической профилактики состоит в
вытеснении из круга интересов детей и подростков
форм активности, связанных с употреблением
наркогенных веществ.
Задачи педагогической профилактики можно
разделить на общие и специальные. К специальным
относится формирование негативного отношения ко
всем видам наркотизации. В качестве общих задач
можно рассматривать развитие личностных
ресурсов у детей и подростков (за счет расширения
кругозора, сферы интересов, формирования
устойчивости к давлению среды и др.), позволяющих
им реализовывать свои потребности, не прибегая к
наркотизации.
Организация педагогической профилактики
предполагает соблюдение ряда принципов.
Системность: педагогическая
профилактика – часть единого воспитательного
процесса, осуществляемого в школе и семье. Здесь
нет каких-то «особых» приемов и методов, потому
используются универсальные формы
педагогического воздействия;
целостность: педагогическая
профилактика должна охватывать все основные
сферы социализации ребенка или подростка – ее
успешность будет зависеть от того, насколько
активно вовлечена в воспитательный процесс
семья, учитывает ли программа профилактики
особенности ближайшего окружения и т.д.;
комплексность: задачи
профилактики курения, употребления алкоголя и
наркотиков реализуются в рамках единого
педагогического процесса. Это связано со
схожестью факторов риска, обусловливающих
приобщение к той или иной форме наркотизма, а
также общностью педагогических способов
предотвращения всех трех его форм;
безопасность: тщательный
отбор информации, предоставляемой ребенку или
подростку, и исключение сведений, которые могут
так или иначе провоцировать его интерес к
наркотизации, облегчать приобщение к ПАВ
(информация о видах наркотиков, эффектах,
вызываемых наркотизацией, способах употребления
веществ и т.д.);
- возрастная адекватность: содержание
педагогической профилактики основывается на
актуальных для конкретного возраста
потребностях и ценностях и учитывает реальные
факторы риска возможной наркотизации. Для
младших школьников наиболее значимой будет
информация об опасности алкоголя и курения, для
подростков – сведения о наркотиках.
Примером организации
педагогической профилактики в школе является
программа «Все цвета, кроме черного»,
разработанная в Институте возрастной физиологии
РАО. В данной статье мы приводим материал
программы, ориентированный на работу с
подростками (учебно-методический комплект: А.Г.
Макеева. «Все цвета, кроме черного» // под ред. М.М.
Безруких. – М.: Просвещение, 2006)
|
Особенности работы с
подростками
При организации педагогической
профилактики среди подростков нужно учитывать
следующее:
Ребята уже могут иметь опыт
употребления наркогенных веществ; у них,
возможно, сформировано отношение к проблеме,
нередко расходящееся со взглядами педагога.
Для подростков большое значение
имеют общение со сверстниками, взаимодействие с
группой, ее мнение и оценки. Позиция подростка во
многом формируется под влиянием его группы.
Мнение учителя, родителей часто оказывается
менее значимым.
Подростки часто с недоверием
относятся к информации о различных аспектах
наркозависимости, которую они получают от
взрослых. Ребята считают, что их взгляды
«устарели», «не соответствуют»
действительности, «преувеличивают» опасность и
т.д.
Традиционно при объяснении опасности
наркотизации основной акцент делается на
негативных последствиях знакомства с
одурманивающими веществами для здоровья. Между
тем личностная ценность здоровья у подростков
недостаточно сформирована. Далеко не все считают
здоровье обязательным условием для достижения
жизненного успеха, самореализации и могут
прогнозировать возможные последствия своего
поведения.
Поэтому педагогу рекомендуется:
ЁИзбегать «навязывания» готовых
оценок и нормативов. Основное внимание уделить
созданию условий, стимулирующих активный обмен
мнениями между подростками, обсуждению и анализу
различных позиций. Задача учителя – не оценивать
высказывания ребят как «правильные» и
«неправильные», а неявно руководить дискуссией,
обращая внимание школьников на значимые
обстоятельства и факты.
Использовать формы и методы,
обеспечивающие самим подросткам роль ведущих,
организаторов работы. Антинаркогенная
информация, представленная сверстниками, будет
иметь более действенный эффект, чем сведения,
полученные от педагога. К тому же роль ведущих,
организаторов работы позволяет удовлетворить
одну из главных потребностей возраста –
почувствовать себя взрослым, проявить себя в
социально значимой деятельности.
Основной акцент при объяснении
негативных последствий делать на демонстрацию
того, как отразится возможное приобщение к
наркотикам на наиболее значимых для подростков
факторах: внешности, спортивных достижениях,
ограничениях при выборе профессии, затруднениях
во взаимоотношениях с окружающими и т.д.
Формы работы
Лекция. Самая распространенная и
непривлекательная для подростков форма
организации работы. Какие же ошибки учителей
делают лекцию непопулярной и как их избежать?
Педагог часто не учитывает отношение аудитории к
предлагаемой информации. Взрослый уверен, что
«полезно и интересно» узнать, какое влияние
оказывает алкоголь на различные органы, как
формируется зависимость от наркотиков, почему
капля никотина убивает лошадь и т.д. А для
подростка такие сведения неинтересны и не
совпадают со сферой значимого. Если во время
лекции ребята так и не смогли найти ответ на
вопрос «Зачем мне это надо?» – значит, усилия
преподавателя пропали даром.
Прежде чем организовывать лекцию, желательно
провести опрос среди учащихся, выясняя,
во-первых, уровень их информированности по
данной проблеме (возможно, что те сведения,
которые вы хотите предложить, им хорошо знакомы),
во-вторых, личностную значимость информации для
ребят (считают ли они ее нужной, интересной,
полезной).
Нередко педагог во время лекции стремится
сгустить краски, описывая негативные
последствия употребления наркотиков. Не надо
забывать, что подростки могут быть осведомлены
об аспектах проблемы не меньше взрослых. Поэтому
искажение данных может вызвать сомнения в
компетентности выступающего и недоверие к тому,
что он говорит. Предоставляемая информация
должна быть объективной и достоверной.
Следует избегать избыточной
информации. Лектор, для того чтобы завоевать
аудиторию, старается рассказать абсолютно все,
что ему известно по данной проблеме, забывая, что
далеко не все интересно и полезно слушателям.
Нужно полностью исключить сведения, касающиеся
технологии использования одурманивающих
веществ, все то, что может провоцировать
знакомство с наркотиком, – описание эффектов,
вызываемых различными препаратами, способы
приготовления веществ, указание мест, где их
можно приобрести.
Не надо злоупотреблять статистическими данными:
устрашающие цифры вместо тревоги и ощущения
опасности могут вызвать противоположную
реакцию: «Все уже пробовали, а я еще нет».
Использование статистики целесообразнее во
время выступления перед взрослой аудиторией –
родителями, педагогами.
Нужно избегать обилия терминов,
стараясь обходиться минимумом (предварительно
уточнив, правильно ли учащиеся понимают эти
слова). Выступление не должно быть слишком
наукообразным, однако при этом не стоит и
переходить на сленговые выражения. Порой лектор
употребляет их, чтобы приблизиться к аудитории.
Эффект же, как правило, оказывается прямо
противоположным. Подростки быстро улавливают
игру взрослого, и психологическая дистанция не
сокращается, а, наоборот, возрастает.
Скептическое отношение к выступающему
переносится и на излагаемый материал.
Максимальная продолжительность лекции – 35–40
минут. Это именно то время, в течение которого
подросток может сохранять активное внимание.
Можно использовать лекцию-дискуссию и лекцию с
обратной связью.
Лекция-дискуссия включает в
себя не только сообщение материала, но и его
обсуждение. Схема ее построения может выглядеть
таким образом: сообщение (7–10 мин.); обсуждение
услышанного, высказывание мнений и оценок (10–15
мин.); сообщение (7–10 мин.); обсуждение информации.
Основное условие успешного проведения –
использование материала, интересного для ребят,
пробуждающего желание давать свои оценки и
высказывать мнения. Сведения не должны иметь
однозначную оценку – так, вряд ли стоит
использовать информацию о механизме влияния
одурманивающих веществ на организм (это, конечно,
нужная тема, но дискуссионный потенциал ее
весьма невелик).
Лекция с обратной связью.
Учитель представляет информацию, которая затем
обсуждается ребятами в малых группах. Задача
групп – не только высказать свое отношение к
услышанному, но и дать свой вариант решения
проблемы. Так, к примеру, подросткам сообщается о
различных подходах к проблеме борьбы с
наркоманией, используемых в разных странах.
После чего группы разрабатывают свою модель
профилактики, которая могла бы решить проблему
на уровне государства. Предложенные модели
обсуждаются.
Такие варианты лекций учитывают возрастные
особенности старших подростков, с недоверием
относящихся к готовым выводам, рецептам и
рекомендациям взрослых.
Тренинговые занятия. Это форма
специально организованного общения, эффект
воздействия от которого основан на активных
методах групповой работы. Здесь нужно
оговориться: мы имеем в виду именно тренинговые
занятия, а не тренинги в полном смысле слова.
Проводить тренинги может лишь квалифицированный
специалист-психолог.
В педагогической профилактике можно
использовать некоторые приемы тренинговой
работы для формирования и отработки конкретного
навыка или умения: например, освоение навыка
отказа от опасного предложения, умения
анализировать и регулировать свое эмоциональное
состояние, умения распознавать признаки
манипулирования и противостоять им и т.п.
Основное условие при организации и проведении
тренингового упражнения – формируемый и
отрабатываемый навык или умение должны быть
актуальными для подростка и востребованными в
его повседневной жизни. Педагогу следует
обращаться к знакомым для учеников ситуациям,
чтобы подростки могли наглядно представить, где
и когда им может пригодиться новое умение.
Игры. Игра как форма
организации педагогического процесса обладает
рядом преимуществ. Она обеспечивает всем
участникам равноправные роли, создает условия
для проявления творческой активности. При этом
подросток не просто воспринимает готовые
суждения, нормативные представления и т.д., но и
участвует в их формировании.
Можно использовать разные виды игр – ролевые,
ситуационные. В ситуационной игре перед
ребятами стоят конкретные задачи, которые не
могут выходить за рамки заданной ситуации (так, к
примеру, один из участников должен отказаться от
предложения попробовать алкогольный напиток во
время вечеринки, другой настаивает на пробе –
все события происходят «здесь и сейчас»).
Ситуационные игры эффективно использовать для
отработки конкретных поведенческих схем.
Ролевая игра больше напоминает
спектакль и может быть рекомендована для
стимулирования анализа проблемы и выработки по
отношению к ней определенной позиции. В такой
игре обозначаются общая ситуация и «легенды»
участников, например, «мама – домохозяйка»,
«отец работает в институте, пишет диссертацию»,
«сын, по мнению родителей, недостаточно времени
уделяет учебе, увлекается рок-музыкой, мечтает о
карьере певца». Суть проблемной ситуации:
родителям не нравится компания, с которой
общается их ребенок, они боятся, что он может
пристраститься к наркотикам. Мальчику нравятся
его друзья, и он не понимает опасений родителей.
Участникам в ходе игры нужно достичь
взаимопонимания и выработать вариант разрешения
проблемы. Каким он будет – зависит от
исполнителей ролей (подросток может убедить
родителей в том, что его друзья –
«самые-самые»; родители приглашают друзей сына в
гости, чтобы поближе с ними познакомиться и затем
принимать какие-то решения, определяются
условия, при которых подростку разрешается
общаться с друзьями, и т.д.).
Проектная деятельность. Эта
форма ориентирована на самостоятельность,
творческую активность подростков, способствует
формированию целого ряда важных социальных
навыков (умение планировать свою деятельность,
ставить цели, нести ответственность за работу и
т.д.), стимулирует развитие социально значимых
интересов.
Рекомендуются следующие виды проектов.
Исследовательские проекты предполагают
изучение какой-то интересной, значимой для
подростков проблемы. Например, ребята могут
провести анкетирование среди сверстников для
того, чтобы выяснить, как они проводят свой досуг,
проанализировать отношение к собственному
здоровью и т.д.
Информационно-просветительские
проекты направлены на сбор информации о
каком-либо явлении, чтобы впоследствии
познакомить с этими сведениями других
(сверстников, младших школьников, родителей,
жителей своего микрорайона и т.п.). К примеру,
подростки могут собрать для своих
одноклассников информацию о наиболее интересных
кружках, секциях, студиях своего района, города.
По результатам работы готовятся буклет,
листовка, театрализованное агитационное
выступление и т.д.
Практико-ориентированные проекты отличает
четко обозначенный с самого начала результат
деятельности его участников. Этот результат
обязательно должен быть социально значимым,
удовлетворять интересы, потребности конкретной
социальной группы. Примером может быть
организация театральной студии, дискотечного
клуба в школе, группы добровольцев, помогающих
собачьему приюту, и т.д. Практико-ориентированные
проекты требуют четко продуманной структуры,
определения функций каждого участника,
планирования этапов реализации.
Дискуссионные формы. Их
основная задача заключается в формировании у
подростков личной позиции в отношении той или
иной проблемы. Примеры: круглый стол, ток-шоу,
брейн-ринг и т.п. Выбранный жанр определяет
сценарий проведения дискуссии. Однако для всех
форм может быть общая схема подготовки:
Заранее представляются тема, вопросы
для обсуждения.
Определяются роли, например: ведущий,
эксперты, оппоненты, представляющие различные
точки зрения на проблему (сторонник и противник
рекламы пива на телевидении).
Проводится предварительное
ознакомление участников с аспектами проблемы
(для этого можно подготовить дайджест на основе
публикаций в прессе, выпустить журнал и т.д.).
Устанавливаются регламент и правила
проведения дискуссии (продолжительность и
порядок выступлений).
К участию можно привлекать родителей,
представителей различных профессий – медиков,
юристов и т.д. Это сделает дискуссию более
интересной и содержательной. Разновозрастный
состав участников поможет взрослым и подросткам
услышать друг друга, понять позицию другого.
Дискуссионное занятие «Пишем
книгу рекордов»
(для учащихся 7–8-х классов)
Основные задачи:
развитие представления о роли личной
активности человека в реализации жизненных
целей, достижении успеха;
развитие умения оценивать личностные
характеристики окружающих, формирование
готовности ориентироваться в общении с другими
на их положительные свойства;
развитие навыка самооценки, анализ
своих сильных качеств;
формирование представления о
наркозависимости как форме поведения,
препятствующей самореализации, достижению
успеха.
1. Работа в группах «Лестница
успеха»
Педагог рассказывает учащимся о Книге
рекордов Гиннесса. (В книге собраны самые
выдающиеся достижения, публикуются фамилии
самых известных людей планеты. Первая Книга
рекордов была подготовлена в 1955 г. в Англии.
Сегодня она издается в 40 странах, переведена на 37
языков.)
Учащимся в группах предлагается
обсудить следующие вопросы:
– Как ты относишься к стремлению человека быть
первым, «самым-самым», достичь выдающихся
успехов?
– Что, по-твоему, движет такими людьми – жажда
славы, денег или желание максимально реализовать
свои способности, раскрыть талант?
– Как ты считаешь: что является самым важным для
достижения человеком успеха?
Трудолюбие.
Удача, везение.
Поддержка влиятельных людей.
Талант, способности.
Хорошее образование.
Выносливость, способность много
работать.
Упорство, целеустремленность.
Наличие достаточного количества
денег.
Обаяние, умение производить хорошее
впечатление на окружающих.
Самолюбие, желание выделиться.
Стремление к самосовершенствованию,
саморазвитию.
Учащиеся в группе составляют
«лестницу успеха», распределяя перечисленные
факторы в порядке возрастания их значения (таким
образом, на вершине окажутся самые важные
факторы с точки зрения группы). Затем «лестницы
успеха» сравниваются, группы обосновывают свои
варианты.
2. Творческое задание «Моя книга
рекордов»
Это задание поможет подросткам
увидеть сильные стороны свои и одноклассников,
способствует развитию доброжелательных
отношений.
Каждому предлагается составить свою книгу
рекордов. Подростки выбирают номинации для книги
(они обязательно должны быть положительными –
«самый умный», «самый трудолюбивый», «самый
упорный» и т.д. После этого под каждой номинацией
учащийся должен выписать фамилии своих
одноклассников, которым соответствует эта
номинация. По условию ученик должен найти
номинации для всех сверстников.
После того как книги рекордов составлены, каждый
заполняет диплом «самому-самому», то есть себе,
выписывая номинации, присвоенные
одноклассниками.
Педагог предлагает ребятам поделиться своими
чувствами, возникшими при составлении книги
рекордов, заполнении диплома.
В заключение учитель может попросить подростков
составить школьную книгу рекордов и выдающихся
достижений, рассказав в ней о выпускниках,
добившихся успеха в профессии, ставших
известными, учителях, дольше всего работающих в
школе, ребятах, имеющих наибольшее число пятерок,
и т.д.
3. Обсуждение
Педагог приводит примеры из Книги
рекордов Гиннесса.
Cтать известным и попасть на страницы книги
рекордов можно разными способами:
стать первооткрывателем, как первый
космонавт планеты Юрий Гагарин;
завоевать больше всего спортивных
медалей и титулов, как наша соотечественница
гимнастка Лариса Латынина;
так исполнить роль в фильме, что тебя
признают лучшим актером, как американца Джека
Николсона;
стать самым молодым лауреатом
Нобелевской премии, как англичанин Теодор
Ричардс, получивший это звание в 23 года;
стать самым юным героем, как литовка
Кристина Страгаускайте, спасшая при пожаре своих
младших братьев и сестру. Девочке в тот момент
было всего 4 года 8 месяцев.
А можно:
дальше всех плюнуть вишневой
косточкой, как немец Хорст Ортман. Официальный
рекорд – 28,98 м;
выдуть самый большой пузырь от
жевательной резинки, как Сузан Монтгомери
Уильямс. Размер пузыря достигал 58,4 см;
метнуть дальше всех коровью лепешку,
как Стив Эрнер. Его достижение – 81,1 м.
Учащимся предлагается сравнить эти
«пути к славе», ответив на вопросы:
– Чем различаются эти рекорды?
– Каково их значение для остальных людей?
– Какие из них достойны истинного восхищения, а
какие – лишь скептической улыбки?
Педагог предлагает ребятам вспомнить отрывок из
книги М. Твена «Приключения Тома Сойера» (там, где
Том Сойер и Гекльберри Финн учатся курить
трубку). Для того чтобы достичь признания,
привлечь внимание окружающих, герои
произведения совершают очевидно глупые
поступки.
Подростки обсуждают следующие вопросы:
– Может ли курение стать источником славы?
– В чем опасность такого способа «достижения
успеха»?
– Вспомни диплом, который ты сумел заполнить
благодаря своим одноклассникам, признавшим тебя
«самым-самым». Нужно ли тебе что-то доказывать
окружающим, совершая сомнительные поступки?
Дискуссионное занятие «За компанию»
Задачи:
Развитие представления о роли дружбы,
важности бережного и внимательного отношения к
своим близким.
Формирование понятия о способах
проявления ответственности в дружеских
отношениях.
Развитие представления о негативных
последствиях употребления наркотиков для
дружбы.
1. Творческое задание «Веселая
компания»
Педагог предлагает каждому
составить список знакомых – друзей,
одноклассников, которых бы он хотел пригласить
на молодежную вечеринку в честь своего дня
рождения.
Затем подросткам раздаются бланки, в которых
нужно выбрать и отметить три основных фактора,
повлиявших на выбор участников будущей
вечеринки.
С этими людьми всегда очень
интересно.
Они хорошо разбираются в музыке, моде.
На них можно положиться.
С ними весело, можно классно
развлечься .
Они могут поддержать в трудную
минуту.
С ними можно обо всем поболтать.
Это очень близкие для меня люди.
Они классно умеют танцевать.
Они заботятся обо мне.
Они меня тоже приглашали на свой день
рождения.
Главное, чтобы было побольше людей,
тогда точно не соскучишься.
После заполнения бланка ребята
получают задание: составить список участников
команды, которая отправляется в экспедицию на
необитаемый остров. Подростки должны учитывать,
что экспедиция может быть опасной и трудной и
длиться несколько месяцев.
Учащиеся также отмечают в бланке три основных
фактора, определяющих их выбор.
Подростки сравнивают два списка. Есть ли в
списках те, кто оказался приглашенным и на
вечеринку, и в путешествие?
2. Тест «Какой я друг»
Учитель предлагает каждому оценить
себя – насколько он внимателен по отношению к
близким. Для этого нужно ответить на вопросы:
1. Помнишь ли ты, когда дни рождения
твоих друзей и приятелей?
а) Помню дни рождения всех (или почти
всех).
б) Помню дни рождения половины своих друзей и
приятелей.
в) Редко интересуюсь этим.
2. Знаешь ли ты, как зовут родителей тех
друзей и приятелей, у которых ты бываешь в гостях?
а) Да, знаю.
б) Знаю, правда, часто оказывается, что я что-то
напутал или забыл имена родителей.
в) Нет, не знаю, я же прихожу в гости не к ним, а к
своему приятелю.
3. Знаешь ли ты, чем занимаются твои
друзья и приятели в свободное время, каковы их
увлечения?
а) Да, конечно, мне всегда интересно
узнавать об увлечениях и хобби других людей.
б) Знаю, но не обо всех своих друзьях и приятелях.
в) Понятия не имею.
4. Представь, что ты подбираешь
новогодние подарки для своих друзей и приятелей.
Знаешь ли ты, что они хотят увидеть под елкой?
а) Да, я стараюсь заранее узнать, что
хочет получить в подарок каждый из моих друзей и
приятелей.
б) Приблизительно знаю.
в) Нет, не знаю. Разве это важно?
Подсчитай баллы:
за каждый ответ а поставь себе 2 балла;
за ответ б – 1 балл;
за ответ в – 0 баллов.
0–3 балла – ты не боишься остаться
один? Ведь человек, который не замечает никого,
кроме себя, любимого, рискует потерять
расположение близких.
4–5 баллов – ты стараешься
проявлять внимание и заботу об окружающих, жаль,
не всегда это у тебя получается. Не бойся быть
внимательным, поверь, твои друзья нуждаются в
этом.
6–8 баллов – с тобой приятно
общаться. Ты внимателен и заботлив по отношению к
своим друзьям и приятелям. Наверное, они отвечают
тебе тем же.
После работы с тестом можно предложить
ребятам ответить на вопросы: удивили ли их
результаты теста? Хотели бы они что-то поменять в
отношении с окружающими?
3. Дискуссия «Долг дружбы»
Учащимся предлагаются для обсуждения
два утверждения:
Друзей нужно принимать такими, какие
они есть. Даже если что-то в них не нравится,
нельзя требовать, чтобы они менялись.
Долг друзей – помочь друг другу стать
лучше. Мы несем ответственность за поведение
своих друзей.
Каждый заполняет бланк, отвечая на
вопросы.
Как ты считаешь: что мы вправе
требовать от своих друзей и на чем настаивать не
стоит?
Сделать модную стрижку, которая, по
твоему мнению, ему очень подойдет.
Перестать чавкать за столом.
Бросить курить.
Прекратить общаться с теми, кто тебе
не нравится.
Отказаться от предложения
попробовать алкогольный напиток.
Одеваться более современно.
Посещать вместе с тобой театральную
студию.
Ходить на дискотеку.
Что можно
потребовать от друга |
На чем нельзя
настаивать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После заполнения таблицы
организуется общая дискуссия.
Подростки рассказывают, как они понимают
выражение: «Я не нуждаюсь в друге, который
повторяет каждый мой жест: это проделывает
гораздо лучше моя тень». (Плутарх)
Ребята объясняют смысл выражения «дружеская
солидарность», приводят примеры ее проявления и
отвечают на вопрос: «Будет ли считаться отказ
сделать что-то «за компанию» предательством,
изменой дружбе?».
Ролевая игра «Трудная ситуация»
Участники: подростки,
объединившиеся в группы по 3–4 человека, педагог.
Этапы реализации:
1. Представление ребятами идеи
обсуждения, формирование микрогрупп.
2. Распределение между группами ситуаций для
обсуждения (примеры приведены ниже).
3. Обсуждение в группе (5–10 минут). Задача –
определить, следует ли участникам ситуации
проявлять солидарность или демонстрировать свое
несогласие с мнением большинства.
4. Представление каждой из групп своего варианта
и обсуждение его с другими участниками (решение
ситуации может быть продемонстрировано с
помощью инсценировки).
5. Обсуждение понятия «дружеская солидарность»,
определение основных признаков ситуаций, в
которых не следует проявлять солидарность даже с
близкими друзьями (возможная угроза здоровью,
собственному или кого-то из окружающих,
нанесение обиды или оскорбления, возможность
попадания другого человека в сложную ситуацию).
Варианты ситуаций
Лена оказалась на дне рождения у
своей приятельницы. Подростки сидели за столом
одни, родители именинницы ушли, чтобы «не мешать»
молодежи. Кто-то из собравшихся предложил выпить
шампанское, большинство поддержали предложение.
Лена не знает, как поступить: с одной стороны, ей
неудобно отказываться, с другой – она обещала
маме, что не будет пить алкогольные напитки.
На школьном вечере одноклассники
договариваются принести вина и выпить его
незаметно от «классной». Ольга считает, что это
делать не стоит, однако ребята настаивают.
Антон узнал, что его друг Сергей
курит. Антон уверен, что курение может сильно
ухудшить здоровье Сергея, который часто болеет.
Несмотря на то что Антон пытался убедить друга
прекратить курить, мальчик не собирается
отказываться от своей привычки. Антон не знает,
как можно помочь Сергею.