Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №23/2009

Технология

Дамоклов шприц

Все мы неизменно подвержены нашим общим родительским – и дедовским уже – страхам: «А вдруг?..», «А что, если?..». То есть что делать, куда бросаться, если за внуками «будет замечено»?..

В «школьную эпоху» моего сына (60–70-е) личные волнения и общая атмосфера были более или менее сглажены. Притом в дальней от столиц провинции – то туркменский Ашхабад, то тихоокеанский Владивосток… Проблема, конечно, существовала, но в замкнутых контурах. Туркменские подростки и юноши покуривали «планчик», становясь мрачновато-настороженными и возбужденно-активными на ночных городских улицах. Маково-конопляная растительность на клочках неучтенных оазисов накладывала свою дурманную печать. «Терьячный позыв» имел в том числе корни и в народной деревенской медицине, когда в сельском многодетном доме вместо соски дитяте совали жвачку с терьячком для снятия боли или излишней резвости, досаждавшей родителям. Ребеночек затихал и посапывал, так что это было чисто бытовое средство. Но нас вдали от этого местного быта, в европейской диаспоре, опасности такого рода мало касались.
«Закрытый порт Владивосток» с его прелестями и опасностями мы тоже как-то проскочили, может, потому, что все свободное сыновнее время проходило в семье – походы на природу, к морю или в тайгу, загрузка музыкальной школой – практически всегда в поле зрения. Поскольку пресса эту зловещую тему не ввинчивала в наше сознание, оно как-то не воспалялось. Конечно, «случаи» то и дело долетали до слуха, но происходили они с такими аутсайдерами, что тоже чудились инопланетными. Разумеется, бдительность с возрастом росла, обнюхивание и осматривание на предмет табачного или винного духа осуществлялись неукоснительно, но главное – верилось в чистые, оскорбленные недоверием глаза тинейджера, поклонника «Машины времени»: «Я честно говорю! Мне в лифте ехать противно, если кто-то курил!». Хотелось верить, что это на всю жизнь. И на сердце становилось спокойней.

Прошли годы. «Эпоха внуков» словно распахнула ящик Пандоры. Информационная атака, моральные вольности на экране и в жизни, почти легальные волны наркотрафиков, детская безнадзорность, родительский аутизм – какое-то роковое цунами! Казалось, что одновременно с информационным табу на щекотливые темы рухнули и все табу практические. Трудно даже было понять, что чем вызвано – свобода информации реальными бедами или реальные беды свободой информации…
Вот тут вправду охватила волна паники. Это уже не герметичная беда для изгойных слоев общества и «компетентных органов», а мировой сквозняк. Резко желтеющие пресса и ТВ назойливо (словно инструктируя) вещали, как хитроумны маленькие наркоманы, как ловко маскируются они в классах и во дворах под обычных и даже примерных детей, как ухищренно вовлекают в гиблое дело сверстников. Главная ценность этих откровений – показ подозрительных признаков у «клюнувшего» ребенка. И вот началось обнюхивание, осматривание, ощупывание внуков после прихода из школы, с гулянья, с разных увеселительных мероприятий. Искали расширенные зрачки, покрасневшие белки, исследовали разные царапины на руках и ногах, замеряли возбудимость или апатию… И все устрашающее, представьте, находили. Это же какие-то электромоторы с переменным током! Да еще после 7-го класса (поочередно) ароматны, как целый боксерский зал, начинается бурное гормоноизвержение, ни о какой апатии и речи нет, рвутся во двор к друзьям… К тому же ушлые и самолюбивые, чуть что – в позу оскорбленного достоинства: «Я что, наркоша вареный? Вы что, меня проверяете? За человека не считаете? Я наркотики ненавижу – и вас вместе с ними: верить человеку не умеете!». И уж такая сцена у фонтана – прямо на заслуженного артиста. Пришлось перейти на «секретную миссию». Нагло хихикают: да видим мы ваши хитрости, да че вы боитесь, все «нормально» у нас, не путаемся с этой гадостью!
А кто из них не приносит взрослым такие клятвенные заверения с самыми честными глазами, оскорбленными гнусным неверием? Вопрос еще в том, заметьте, чтобы было перед кем доказывать свою невинность… Мы таки довольствовались отсутствием явных визуальных, парфюмных и прочих улик. Но мысль, что делать и куда бросаться, «если бы», все равно не оставляла и сверлила растревоженное воображение. Есть ли у нас знакомый врач-нарколог, достойный доверия? Или обращаться «куда попало» в лечебное учреждение? В частное или государственное? К счастью, мелко крестясь, не пришлось. Но превентивные беседы имели место, и лично мне самому наиболее убедительным казался следующий спич уже вполне зрелому тинейджеру: «Раз уж ты так разоблачил нашу слежку, говорим напрямую. Я не спрашиваю про твоих товарищей, есть среди них предлагающие «курнуть» или нет. Чтобы тебя не ставить в роль доносчика. Но знай одно. Каждому скучно одному лезть в могилу. Он хочет еще кого-то с собой прихватить за компанию. И вот не будь тем дураком, которого тянут, как теленка, держись за жизнь крепче».

Не знаю, как пойдет дело теперь, при предлагаемом тестировании школьников, когда улики будут налицо. И решил взять интервью… у собственного внука, виновника тех (к счастью, беспочвенных) терзаний, ныне вполне выросшего, работающего, почти 25-летнего гражданина.
– Ну-ка припомни, где ты впервые услышал о наркотиках – в школе, дома или на улице?
– На улице, во дворе, от друзей…
– Когда?
– Классе примерно в девятом…
– И что, в школе до этого ни звука об этом не прозвучало?
– О наркотиках вообще за всю учебу ни звука, до самого выпуска.
– Я-то думал, вас там по этому поводу непрерывно терзают, столько страхов носилось вокруг… (Годы учебы – практически все 90-е.) А как же весь этот «здоровый образ жизни»?
– О курении, алкоголе – да, и лекции, и всякие страшилки. О наркотиках – будто их нет.
– Ну а у вас в своей среде кто-то был замечен?
– В моей среде – нет…
– А вот это «на улице», «от друзей»? Какие были разговоры? Были употреблявшие?
– «Подсевших» среди моих дружков совсем не было, может, кто-то пробовал, но не признавался. Говорили так, теоретически.
– И что же говорили?
Тут он, к изумлению моему, прочитал такую квалифицированную лекцию о видах зелья и стадиях зависимости, что позавидовал бы штатный нарколог. Кому на каком этапе и от какого употребления приходит полный конец. При этом, как утверждала улица, многое зависит от организма: есть «восприимчивые», которые легко подсаживаются, и есть «невосприимчивые», которых не тянет, даже если попробуют. Еще улица склонялась к версии, что «покурить травку» – совсем не то же самое, что колоться или глотать губительную химию. Курение, мол, не тянет к непременному повторению и доставляет «удовольствие» эмоционального возбуждения время от времени, независимо от перерывов… А кое-кого совсем «не берет», так что незачем и деньги швырять.
– А ты как считаешь: почему этого избежал?
– Ну… Во-первых, уколов боюсь… Во-вторых, никто реально ничего такого не предлагал… В-третьих, очень дорого стоит: где такие деньги? В-четвертых, и в голове не было: мы в баскетбол на школьном дворе все время играли, только о нем думали, так что зря вы меня каждый раз так обнюхивали…
Пронесло, значит. А может, и не зря. Может, этот компонент сыграл свою роль. Спрашиваю, какая обстановка в той же школе сейчас и пойдет ли на пользу тестирование нынешних школьников.
– Я могу только по младшим братьям своих друзей судить, сам в школе давно не бывал. Но впечатление такое, что проблема сильно помолодела. К девятому классу они уже пробуют все на свете, уже «образумливаются» и бросают «пить и материться». Малышня рвется «в люди»: «курить» у нее модно – авторитета, что ли, придает пузанчикам…
Может, проблема в том, что авторитет правильного решения сложного уравнения, теоремы или задачи, авторитет блестящего сочинения по Гоголю за подвиг не считается? Тогда это проблема всей школы и системы взглядов… Ну а как же с тестированием?
– Только вред, нам так кажется… Могут и ошибиться, но главное, если кого застукают, а он случайно подзалетел или раз попробовал, потом сам бросит, на нем клеймо на всю жизнь поставят. Он даже не заметит, как в какие-нибудь характеристики или справки попадет – и будет за ним уже всю жизнь тащиться: то в институте жизнь испортит, то на работу не возьмут – сейчас же никакой интимности быть не может… Появляется самая настоящая дискриминация.

«Так что же нам делать?» – как вопрошал еще теоретик и практик марксизма. Может, хоть этот страх пожизненной «дискриминации» будет остерегать детей и подстегивать родителей обнюхивать их превентивно? Впрочем, дело-то добровольное, насколько предполагается. Каков будет «улов» и какой переполох в связи с ним? Может, кто-то скажет: никакой добровольности, всех подряд, как на глистов, и все средства на излечение и искоренение, невзирая на моральные последствия… Не знаешь, что думать, когда все кажутся правыми в одном пожаре. Кроме тех, кто подбрасывает в него смертоносное горючее.
…Иду мимо одной московской церквушки. Зашел посмотреть древность. Среди молящихся крутится светленький, проникновенный парнишка, к каждому подходит и шепчет: «Помогите домой в Пензу добраться, на билет не хватает». И ко мне тоже. Печально знакомая схема – так же подходят эти проникновенные, порой довольно интеллигентные юноши (к сожалению, и девушки) возле касс метро или электрички: помогите студентам доехать. Люди чуть поопытней уже знают: молодежь добывает «на дозу». Иногда коришь себя за недоверие добрым нуждающимся и делишься монетой. Но тут видишь как бы предпоследнюю степень реального отчаяния. Явно страдающий бедолажка, в глазах боль и тоска, в движениях униженная суетливость… И знает, хитрован, куда кинуться – к более жалостливым. Искалеченный организм жадно требует, вот-вот доведет либо до комы, либо до исступления – там и на старушку в подворотне недолго броситься, вырвать сумку с пенсией… Не знаю, как у кого, у меня жалость на первом месте. И поделюсь десяткой… Беда, беда, беда! Как тонущему руку протянуть.

Что в этом случае сказать самому себе? И сказал так: окажись мой собственный внук (не дай бог) в этой плачевной роли, желал бы я ему получить от кого-нибудь эту милостыню? Одобрил бы того, кто подал в страждущую руку?
И ответил сам себе со всей, может быть, скорбной жестокостью: нет, не пожелал бы чужой руке дать это спасительное на этот момент подаяние. Нет и нет. Сначала отрезать от всех источников, от всех щелей, от злых и «добреньких», отрезать до полной непротекаемости и недостижимости. Потом смотреть, что дальше. По боевой обстановке.
Утопия? Не знаю. Иду от церкви по горбатому пресненскому переулку – чувствую, крапивница шпарит кожу. Может, неправильно поступил, может, правильно – одно ясно: еще один рядом гибнет…
Таковы вкратце мысли «удачно непричастного»…

Андрей Тарасов