Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №23/2009

Технология

Дела семейные – проблема общая

Программа консультационной работы с родителями

Цель программы: обучить специалистов образовательных учреждений основам психологии семьи в аспекте задач антинаркотической профилактической помощи, проведению семейной диагностики, направленной на выделение дисфункциональных семей с риском употребления детьми психоактивных веществ, а также навыкам психокоррекционной работы при конфликтных детско-родительских отношениях.

Задачи программы:

– формирование теоретических знаний в области психологии семейных отношений;
– выработка навыков диагностики семейных проблем;
– формирование навыков компетентного подхода к оптимальным приемам работы с дисфункциональными семьями;
– формирование приемов психокоррекционной работы, направленной на развитие позитивных детско-родительских отношений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Формы работы

Работа с родителями по профилактике наркомании проходит в следующих направлениях:
– консультирование;
– лекторий;
– семейные группы встреч и организация дискуссий.

2. Приемы и методы работы

С позиций семейной психологии употребление детьми и подростками психоактивных веществ можно рассматривать как крайнюю форму разрешения семейного кризиса. Даже если исходной ситуацией для начала наркотизации является детско-подростковое любопытство, чаще связываемое с особенностями возраста, нежели с особенностями семьи, обнаружившийся факт приема наркотических средств будет по-разному переживаться родителями, дедушками и бабушками. Их отношение к факту употребления детьми наркотиков зачастую во многом определяется неосознаваемыми отношениями. Достаточно часто это приводит к тому, что семейное взаимодействие или поведение кого-то из членов семьи выступает как фактор, запускающий наркотическое поведение несовершеннолетних.
Обобщение опыта работы с семьями детей и подростков, употребляющих наркотики, показывает, что семья может выступать:
– как фактор фиксации психологической зависимости от наркотиков;
– как фактор, провоцирующий продолжение приема наркотиков;
– как фактор эффективности психотерапевтической и реабилитационной работы.
Перед решением вопросов, связанных с обращением к семье с вопросами консультации или оказания помощи, необходимо ориентироваться в таких базовых понятиях, как здоровая (функциональная) семья, конфликтная (дисфункциональная) семья, асоциальная семья с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи, распавшаяся семья.

Для здоровой семьи

характерны сильная родительская позиция с ясными семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими «образцами» отношений и поведения; сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу семейной памяти. Друзья семьи – родителей и детей – свободно входят во внутрисемейное пространство, принимаются в нем без риска быть отвергнутыми. Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.

Семейные условия, связанные с формированием успешного, «хорошего» поведения:

– уметь разделять самого ребенка и его проступки: «Я люблю тебя, но не принимаю того, что ты сделал(а)»;
– уметь активно слушать и понимать переживания и потребности своего ребенка;
– не вмешиваться в занятия, с которыми он справляется, и заниматься вместе, помогать, когда он просит;
– стремиться разрешать возникающие конфликты с ребенком без угроз и наказаний, доверять его пониманию и делиться своими чувствами, которые возникли из-за конфликта, объяснять их;
– постоянно поддерживать успехи ребенка, в повседневном общении использовать любые формы выражения своих теплых чувств и отношения: «Мне хорошо с тобой... Я рад(а) тебя видеть... Я по тебе соскучился(лась)... Мне нравится, как ты... Ты мой хороший(ая)... Ты, конечно, справишься...»;
– стремиться выражать свои теплые чувства и поддержку не только словами, но и лаской, голосом, прикосновением.

Для конфликтной (дисфункциональной) семьи

типичны «запутанные отношения» между членами семьи, например, семья с разъединенными, конфликтно существующими родителями; семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, старшим и средним поколениями, между родственниками по материнской и отцовской линиям.

В такой семье у ее членов наблюдаются проблемы с алкоголем; у женщин часто встречаются психосоматические, т.е. связанные с психогенными причинами, нарушения со стороны здоровья.
Характерные черты поведения взрослых и детей в такой семье:
– контакт между ними находится на низком уровне, в нем отсутствуют забота, юмор, радость от общения;
– в межличностных отношениях доминируют разъединение, неприязнь, перекладывание вины друг на друга;
– характерно нежелание обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих, поэтому семья активно избегает поддержки со стороны школы, служб социальной защиты, просто соседей;
– по отношению к семейным проблемам легко возникают состояния тревоги и паники; часто наблюдается тенденция разрешать возникающие проблемы на эмоциональном уровне.

В конфликтной (дисфункциональной) или дисгармоничной семье проявляется несоответствие между словами и действиями; между одними посланиями со стороны родителей типа «Я тебя люблю» и другими – отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешайся», – что вызывает противоречивость чувств и реакций со стороны ребенка.
Дети переживают тревогу перед неопределенностью будущего, они могут тяготиться домом. Нередко дети проецируют причину ссор на себя, что приводит к формированию заниженной самооценки. Еще более тревожной является ситуация, когда при семейном разладе дети начинают выступать с одним из родителей против другого. Ребенок становится дезориентированным в выборе эмоциональных отношений, и это надолго определяет его последующие установки.

Семейные условия, определяющие формирование аддиктивного поведения детей с высоким риском злоупотребления наркотиками:

– неопределенные распоряжения без четких границ, часто достаточно одного раза, чтобы донести до ребенка в неадекватной форме важную информацию: как получить то, что хочешь? В следующий раз ребенок думает: «Может быть, я поднял недостаточно шума, чтобы получить то, что хочу? Я подниму еще больше шума»;
– отсутствие у родителей между собой содружества и четкой позиции по отношению к детям; например, один из родителей не хочет быть авторитарным и в результате оказывается настолько уступчивым и услужливым, что теряет авторитет у ребенка, который начинает использовать слабости родителя, чтобы добиться желаемого;
– игнорирование родителями хорошего поведения одновременно с наказанием плохого (чаще такой оказывается позиция отца);
– неполный контроль, когда родители не знают, где находятся их дети;
– непоследовательные дисциплинарные требования и пустые угрозы; постоянное выражение недовольства ребенком;
– стойкий или затяжной конфликт между родителями и остальными членами семьи; блоки внутри семьи, неспособность испытывать общие для всей семьи радости;
– неспособность родителей понимать и сочувствовать потребностям своего ребенка; нереальные родительские ожидания по отношению к нему, то есть те случаи, когда родители ожидают от ребенка удовлетворения своих собственных нереализованных эмоциональных потребностей;
– вера родителей в воспитательное значение физических и других наказаний.

3. На приеме семья

В настоящее время помощь специалиста семье представляет собой достаточно гибкий подход и может включать индивидуальные встречи с членами семьи, работу консультационного характера с отдельными семейными подсистемами (детской, супружеской, детско-родительской диадой или триадой – родители и проблемный ребенок); нуклеарной семьей (родители и дети) или с многопоколенной семьей, включающей бабушек, дедушек и других родственников, делая при этом акцент на создании условий для изменения во всей семейной системе.
Работа с семьей предполагает изучение ее особенностей в ситуации «здесь и теперь» и обращение к истории семьи.

Характер взаимоотношений в семье

Нарушение характера воспитания в семьях подростков, злоупотребляющих ПАВ, отмечают практически все исследователи. К числу особенностей семейного воспитания детей и подростков, склонных к употреблению наркотиков, относятся:
– авторитарность отношений в семье, жесткий контроль;
– недоверие к подростку;
– противоречивое отношение к его самостоятельности; требование уважать родителей и отказ в уважении к нему;
– неустойчивый тип воспитания;
– воспитание по типу гипоопеки и эмоционального отвержения;
– воспитание по типу гиперопеки;
– эмоциональная депривация (отсутствие эмоциональной теплоты и заинтересованности в ребенке, психологический дискомфорт и пр.);
– жестокие отношения в семье;
– отсутствие взаимопонимания с родителями.
Для того чтобы определить стратегию, выбрать нужную тактику и приемы работы, специалисту необходимо установить продуктивный контакт со всеми членами семьи. Для этого можно использовать следующие техники.

Базовый семейный миф

Семейный миф – это форма описания семейной идентичности, некая формообразующая и объединяющая всех членов семьи идея, или образ, или история. Это – знание, разделяемое всеми членами семейной системы и отвечающее на вопрос: кто мы?
В мифе содержится знание о том, что принято, а что не принято в семье думать, делать и говорить, чувствовать, осуждать, ценить. Формула мифа «Мы – это...». Можно привести в пример несколько мифов, наиболее характерных для семей, столкнувшихся с проблемой потребления ребенком наркотиков:
«Мы – семья, в которой не может быть никаких проблем».
«Он (ребенок) неуправляемый и специально заставляет всю семью страдать» – и т.д.
Некий миф, описывающий семейную идентичность, существует в любой семье, но в обычных случаях это знание смутно, плохо структурировано, редко используется. Миф необходим тогда, когда границы семьи находятся под угрозой. Это бывает в тех случаях, когда в семью входит посторонний человек, когда семья меняет окружение, или в моменты каких-то серьезных перемен. Кроме того, семейный миф ярко проявляется в случае семейной дисфункции.
На определенном этапе семейные мифы могут стать фокусом психологической работы. Семейные мифы выявляются через анализ вербальных и невербальных оценок членов семьи, которые таким образом помогают диагностировать особенности семейного мифа и вести работу по реконструкции того или иного его фрагмента в ситуации «здесь и теперь», что позволяет семейному терапевту создавать психотехники изменений, адекватные для конкретной семьи.
В процессе семейной консультационной работы специалисту необходимо осознать семейный миф, потому что нередко именно миф ответствен за семейную дисфункцию, и пока он не будет выявлен и представлен семье, ничего не изменится.

Семейная хронология

Эта техника дает возможность членам семьи лучше узнать друг друга, узнать о значимых событиях в жизни друг друга, а также позволяет ребенку получить информацию о своих дедушках, бабушках, прадедушках и т.д.
Каждого члена семьи просят составить список дат, фактов и событий, начинающихся с рождения ваших дедушек, бабушек и до настоящего времени.
Эта хронология должна содержать все даты и события, которые, по вашему мнению, объясняют, каким вы являетесь сегодня. Вы можете точно не знать, как именно это событие повлияло на вас, но если чувствуете, что это событие важное и повлияло на ваше формирование, тогда запишите его.
Например, семейное предание или миф могут быть не менее важны, чем просто даты рождения, смерти и браков, изменений в карьере и пр.
Разделите хронологию на три секции: семья матери, семья отца и семья, в которой вы родились.
Когда вы не знаете точно дату или факты, поставьте знак вопроса рядом с ними.

Семья матери

Семья отца

Моя семья

     
     
     

Когда вы закончите задание, напишите, какие чувства оно у вас вызвало.
Поддержка, которую терапевт оказывает детям и родителям, позволяет им впервые коснуться очень болезненных семейных тем, таких, как угроза наркотиков, первые пробы или злоупотребление психоактивными веществами, отчуждение ребенка от семьи.

Из руководства «Семья и дети  в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации», подготовленного   под редакцией д.м.н. Н.В. Вострокнутова,  для специалистов ОУ, школьных и медицинских психологов