Цель программы: обучить
специалистов образовательных учреждений
основам психологии семьи в аспекте задач
антинаркотической профилактической помощи,
проведению семейной диагностики, направленной
на выделение дисфункциональных семей с риском
употребления детьми психоактивных веществ, а
также навыкам психокоррекционной работы при
конфликтных детско-родительских отношениях.
Задачи программы:
– формирование теоретических
знаний в области психологии семейных отношений;
– выработка навыков диагностики семейных
проблем;
– формирование навыков компетентного подхода
к оптимальным приемам работы с
дисфункциональными семьями;
– формирование приемов психокоррекционной
работы, направленной на развитие позитивных
детско-родительских отношений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Формы работы
Работа с родителями по профилактике
наркомании проходит в следующих направлениях:
– консультирование;
– лекторий;
– семейные группы встреч и организация
дискуссий.
2. Приемы и методы работы
С позиций семейной психологии
употребление детьми и подростками психоактивных
веществ можно рассматривать как крайнюю форму
разрешения семейного кризиса. Даже если исходной
ситуацией для начала наркотизации является
детско-подростковое любопытство, чаще
связываемое с особенностями возраста, нежели с
особенностями семьи, обнаружившийся факт приема
наркотических средств будет по-разному
переживаться родителями, дедушками и бабушками.
Их отношение к факту употребления детьми
наркотиков зачастую во многом определяется
неосознаваемыми отношениями. Достаточно часто
это приводит к тому, что семейное взаимодействие
или поведение кого-то из членов семьи выступает
как фактор, запускающий наркотическое поведение
несовершеннолетних.
Обобщение опыта работы с семьями детей и
подростков, употребляющих наркотики, показывает,
что семья может выступать:
– как фактор фиксации психологической
зависимости от наркотиков;
– как фактор, провоцирующий продолжение приема
наркотиков;
– как фактор эффективности
психотерапевтической и реабилитационной работы.
Перед решением вопросов, связанных с обращением
к семье с вопросами консультации или
оказания помощи, необходимо ориентироваться в
таких базовых понятиях, как здоровая
(функциональная) семья, конфликтная
(дисфункциональная) семья, асоциальная семья с
наркологическими проблемами и противоправным
поведением членов семьи, распавшаяся семья.
Для здоровой семьи
характерны сильная родительская
позиция с ясными семейными правилами; гибкие,
открытые взаимоотношения между младшими и
взрослыми членами семьи с четкими «образцами»
отношений и поведения; сохранные, эмоционально
теплые связи между поколениями, которые
составляют основу семейной памяти. Друзья семьи
– родителей и детей – свободно входят во
внутрисемейное пространство, принимаются в нем
без риска быть отвергнутыми. Опору семьи создают
взаимно солидарные и поддерживающие друг друга
родители. Они же обеспечивают и чувство
безопасности для детей.
Семейные условия, связанные с
формированием успешного, «хорошего» поведения:
– уметь разделять самого ребенка и
его проступки: «Я люблю тебя, но не принимаю того,
что ты сделал(а)»;
– уметь активно слушать и понимать
переживания и потребности своего ребенка;
– не вмешиваться в занятия, с которыми он
справляется, и заниматься вместе, помогать, когда
он просит;
– стремиться разрешать возникающие конфликты
с ребенком без угроз и наказаний, доверять его
пониманию и делиться своими чувствами, которые
возникли из-за конфликта, объяснять их;
– постоянно поддерживать успехи ребенка, в
повседневном общении использовать любые формы
выражения своих теплых чувств и отношения: «Мне
хорошо с тобой... Я рад(а) тебя видеть... Я по тебе
соскучился(лась)... Мне нравится, как ты... Ты мой
хороший(ая)... Ты, конечно, справишься...»;
– стремиться выражать свои теплые чувства и
поддержку не только словами, но и лаской, голосом,
прикосновением.
Для конфликтной
(дисфункциональной) семьи
типичны «запутанные отношения» между
членами семьи, например, семья с разъединенными,
конфликтно существующими родителями; семья с
хронической неприязнью между отдельными членами
семьи, старшим и средним поколениями, между
родственниками по материнской и отцовской
линиям.
В такой семье у ее членов наблюдаются
проблемы с алкоголем; у женщин часто встречаются
психосоматические, т.е. связанные с психогенными
причинами, нарушения со стороны здоровья.
Характерные черты поведения взрослых и детей в
такой семье:
– контакт между ними находится на низком
уровне, в нем отсутствуют забота, юмор, радость от
общения;
– в межличностных отношениях доминируют
разъединение, неприязнь, перекладывание вины
друг на друга;
– характерно нежелание обсуждать
внутрисемейные проблемы с кем-либо из
окружающих, поэтому семья активно избегает
поддержки со стороны школы, служб социальной
защиты, просто соседей;
– по отношению к семейным проблемам легко
возникают состояния тревоги и паники; часто
наблюдается тенденция разрешать возникающие
проблемы на эмоциональном уровне.
В конфликтной (дисфункциональной) или
дисгармоничной семье проявляется
несоответствие между словами и действиями; между
одними посланиями со стороны родителей типа «Я
тебя люблю» и другими – отталкивающими: «Уйди,
надоел, не мешайся», – что вызывает
противоречивость чувств и реакций со стороны
ребенка.
Дети переживают тревогу перед неопределенностью
будущего, они могут тяготиться домом. Нередко
дети проецируют причину ссор на себя, что
приводит к формированию заниженной самооценки.
Еще более тревожной является ситуация, когда при
семейном разладе дети начинают выступать с одним
из родителей против другого. Ребенок становится
дезориентированным в выборе эмоциональных
отношений, и это надолго определяет его
последующие установки.
Семейные условия, определяющие
формирование аддиктивного поведения детей с
высоким риском злоупотребления наркотиками:
– неопределенные распоряжения без
четких границ, часто достаточно одного раза,
чтобы донести до ребенка в неадекватной форме
важную информацию: как получить то, что хочешь? В
следующий раз ребенок думает: «Может быть, я
поднял недостаточно шума, чтобы получить то, что
хочу? Я подниму еще больше шума»;
– отсутствие у родителей между собой
содружества и четкой позиции по отношению к
детям; например, один из родителей не хочет быть
авторитарным и в результате оказывается
настолько уступчивым и услужливым, что теряет
авторитет у ребенка, который начинает
использовать слабости родителя, чтобы добиться
желаемого;
– игнорирование родителями хорошего
поведения одновременно с наказанием плохого
(чаще такой оказывается позиция отца);
– неполный контроль, когда родители не знают,
где находятся их дети;
– непоследовательные дисциплинарные
требования и пустые угрозы; постоянное выражение
недовольства ребенком;
– стойкий или затяжной конфликт между
родителями и остальными членами семьи; блоки
внутри семьи, неспособность испытывать общие для
всей семьи радости;
– неспособность родителей понимать и
сочувствовать потребностям своего ребенка;
нереальные родительские ожидания по отношению к
нему, то есть те случаи, когда родители ожидают от
ребенка удовлетворения своих собственных
нереализованных эмоциональных потребностей;
– вера родителей в воспитательное значение
физических и других наказаний.
3. На приеме семья
В настоящее время помощь специалиста
семье представляет собой достаточно гибкий
подход и может включать индивидуальные встречи с
членами семьи, работу консультационного
характера с отдельными семейными подсистемами
(детской, супружеской, детско-родительской
диадой или триадой – родители и проблемный
ребенок); нуклеарной семьей (родители и дети) или
с многопоколенной семьей, включающей бабушек,
дедушек и других родственников, делая при этом
акцент на создании условий для изменения во всей
семейной системе.
Работа с семьей предполагает изучение ее
особенностей в ситуации «здесь и теперь» и
обращение к истории семьи.
Характер взаимоотношений в семье
Нарушение характера воспитания в
семьях подростков, злоупотребляющих ПАВ,
отмечают практически все исследователи. К числу
особенностей семейного воспитания детей и
подростков, склонных к употреблению наркотиков,
относятся:
– авторитарность отношений в семье, жесткий
контроль;
– недоверие к подростку;
– противоречивое отношение к его
самостоятельности; требование уважать родителей
и отказ в уважении к нему;
– неустойчивый тип воспитания;
– воспитание по типу гипоопеки и эмоционального
отвержения;
– воспитание по типу гиперопеки;
– эмоциональная депривация (отсутствие
эмоциональной теплоты и заинтересованности в
ребенке, психологический дискомфорт и пр.);
– жестокие отношения в семье;
– отсутствие взаимопонимания с родителями.
Для того чтобы определить стратегию, выбрать
нужную тактику и приемы работы, специалисту
необходимо установить продуктивный контакт со
всеми членами семьи. Для этого можно
использовать следующие техники.
Базовый семейный миф
Семейный миф – это форма описания
семейной идентичности, некая формообразующая и
объединяющая всех членов семьи идея, или образ,
или история. Это – знание, разделяемое всеми
членами семейной системы и отвечающее на вопрос:
кто мы?
В мифе содержится знание о том, что принято, а что
не принято в семье думать, делать и говорить,
чувствовать, осуждать, ценить. Формула мифа «Мы –
это...». Можно привести в пример несколько мифов,
наиболее характерных для семей, столкнувшихся с
проблемой потребления ребенком наркотиков:
«Мы – семья, в которой не может быть никаких
проблем».
«Он (ребенок) неуправляемый и специально
заставляет всю семью страдать» – и т.д.
Некий миф, описывающий семейную идентичность,
существует в любой семье, но в обычных случаях
это знание смутно, плохо структурировано, редко
используется. Миф необходим тогда, когда границы
семьи находятся под угрозой. Это бывает в тех
случаях, когда в семью входит посторонний
человек, когда семья меняет окружение, или в
моменты каких-то серьезных перемен. Кроме того,
семейный миф ярко проявляется в случае семейной
дисфункции.
На определенном этапе семейные мифы могут стать
фокусом психологической работы. Семейные мифы
выявляются через анализ вербальных и
невербальных оценок членов семьи, которые таким
образом помогают диагностировать особенности
семейного мифа и вести работу по реконструкции
того или иного его фрагмента в ситуации «здесь и
теперь», что позволяет семейному терапевту
создавать психотехники изменений, адекватные
для конкретной семьи.
В процессе семейной консультационной работы
специалисту необходимо осознать семейный миф,
потому что нередко именно миф ответствен за
семейную дисфункцию, и пока он не будет выявлен и
представлен семье, ничего не изменится.
Семейная хронология
Эта техника дает возможность членам
семьи лучше узнать друг друга, узнать о значимых
событиях в жизни друг друга, а также позволяет
ребенку получить информацию о своих дедушках,
бабушках, прадедушках и т.д.
Каждого члена семьи просят составить список дат,
фактов и событий, начинающихся с рождения ваших
дедушек, бабушек и до настоящего времени.
Эта хронология должна содержать все даты и
события, которые, по вашему мнению, объясняют,
каким вы являетесь сегодня. Вы можете точно не
знать, как именно это событие повлияло на вас, но
если чувствуете, что это событие важное и
повлияло на ваше формирование, тогда запишите
его.
Например, семейное предание или миф могут быть не
менее важны, чем просто даты рождения, смерти и
браков, изменений в карьере и пр.
Разделите хронологию на три секции: семья матери,
семья отца и семья, в которой вы родились.
Когда вы не знаете точно дату или факты,
поставьте знак вопроса рядом с ними.
Семья
матери |
Семья
отца |
Моя
семья |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Когда вы закончите задание,
напишите, какие чувства оно у вас вызвало.
Поддержка, которую терапевт оказывает детям и
родителям, позволяет им впервые коснуться очень
болезненных семейных тем, таких, как угроза
наркотиков, первые пробы или злоупотребление
психоактивными веществами, отчуждение ребенка
от семьи.
Из руководства «Семья и дети в
антинаркотических программах профилактики,
коррекции, реабилитации», подготовленного
под редакцией д.м.н. Н.В. Вострокнутова, для
специалистов ОУ, школьных и медицинских
психологов