|
Модели деятельностиПрофилактика злоупотребления психоактивными веществами
Медицинская модель
В разрушительных особенностях воздействия ПАВ на функции центральной нервной системы, других жизненно важных органов и систем (в том числе вследствие имеющихся или перенесенных травм и заболеваний, возраста, психотипа и т.д.). В качестве факторов риска принимаются во внимание биологические, психопатологические и другие характеристики человека.
Формирование знаний о биологических и психосоциальных негативных последствиях употребления ПАВ. Формирование страха потерять здоровье и утратить возможность развития, для которого требуются ресурсы здоровья.
1. Новая информация нередко
стимулирует любопытство, попытки проверить ее
правдивость. В таком случае информирование без
учета предыдущего опыта становится пропагандой
ПАВ. Эпидемиологическая модель (пути распространения)
1. Активное предложение ПАВ и
вовлечение детей и молодежи в их употребление.
Реклама, убеждение, манипуляция, запугивание и
другие формы давления.
1. Снижение предложения и доступности
ПАВ. Правовое воспитание: формирование знаний об
ответственности за нарушение закона; совместная
с обучающимися разработка системы контроля и
исполнения наказаний за нарушение норм и правил
поведения в образовательном учреждении,
общественных местах.
1. Низкая правовая культура граждан
ограничивает эффективность законодательной
регуляции оборота наркотиков. Психосоциальная модель
Неудовлетворенные потребности
развивающейся личности, чувство хронического
психологического дискомфорта, когда прием
наркотиков рассматривается как возможность
искусственным способом изменить свое
психическое состояние, реализовать запросы.
Развитие следующих умений и навыков:
осознание своих потребностей, творческий поиск
разнообразных способов их удовлетворения;
мотивация себя на достижение успеха в большей
степени, чем на избегание неудачи; заботы о себе,
что включает проверку реальности,
рассудительность, самоконтроль, умение
воспринимать сигналы тревоги и видеть
причинно-следственные связи; отстаивать свою
позицию, персональные границы; противостояние
групповому давлению, безопасное поведение в
конфликтной ситуации, критическое мышление при
работе с информацией; оценка ситуации,
определение своего отношения к ней; принятие
решений и выбор поведения на основании
собственных принципов, ценностей, отношений;
распознавание манипуляции и способность
отвечать на нее, быть устойчивым к влияниям
социальной среды; развитие эмоциональной
компетентности, включая навыки совладать с
личностной и ситуационной тревогой.
Изучение эффективности программ
эмоционального обучения показало, что после
проведения программы происходит улучшение
межличностных отношений в группе подростков, с
которыми проводились занятия. Отмечается
изменение установок по отношению к употреблению
ПАВ. Однако со временем (через год) данные
изменения утрачиваются. Следовательно,
прекращение программ личностного развития может
привести к утрате достигнутых позитивных
изменений. Семейная модель
Нарушение отношений в семье: спутанная
иерархия взаимоотношений, появление коалиций
между поколениями, неясные правила семейной
жизни, дисбаланс тепла и контроля в стиле
семейного воспитания, а также эмоциональная
нестабильность, отсутствие постоянства в
поведении членов семьи (нет режима,
последовательности слов и действий и др.),
непрогнозируемость событий – все это создает
условия для возникновения запутанности,
неуверенности в себе, в людях.
Ощущение собственной ценности и
любовь к самому себе возникают на самой ранней
фазе отношений родитель – ребенок. Способность
заботиться о себе развивается из поведения
родителей как питающих, помогающих и оберегающих
ребенка на разных этапах его развития. Если
условия развития помогают формированию этой
способности, растущий ребенок реализует
адекватные защитные функции и реакции,
позволяющие заботиться о себе.
1. Недостаточность мотивационных
усилий со стороны учителя, классного
руководителя, психолога, других школьных
работников для привлечения родителей к
сотрудничеству. Психолого-педагогическая модель
1. Отсутствие (или слабость)
многоуровневой системы защиты от экспансии
психически воздействующих субкультур, которые
усиливают личностные проблемы,
предрасполагающие к употреблению ПАВ и
формированию наркозависимости: нарушение
самооценки, определения и осознания ценностей, а
также неразвитость навыков принятия решений,
преодоления и сокращения тревоги, улаживания
проблем в межличностном общении, распознавания
социального давления (манипуляции) и ответа на
него. В стиле педагогического воздействия
преобладают авторитарные подходы, которые
снижают самооценку, способствуют развитию
зависимого поведения.
Формирование многоуровневой системы
защиты от экспансии психически
дестабилизирующих субкультур:
Профилактические программы зачастую
воспринимаются не как образовательные,
развивающие, увеличивающие детские ресурсы, а
как предупреждающие об ужасах наркомании. В
школе нередко отсутствуют политика в области
предупреждения зависимости (нет программ,
направленных на формирование гражданской
позиции, правового самосознания, повышение
самооценки учащихся и их социальной и
конфликтной компетентности, нет программ,
предоставляющих возможность для самореализации)
и специальное образование в этой же области
(информационные программы о самом явлении
зависимости и ее конкретных формах, признаках
начинающейся зависимости, негативных
последствиях этого явления; программы о здоровом
образе жизни). И. Плющ |