И.В. ВАЧКОВ,
доктор психологических наук, профессор, главный
редактор газеты
«Школьный психолог»
1. Тестирование учащихся на наркотики не
должно быть принудительным. На мой взгляд, это –
главное условие. Иначе говорить о демократии,
праве на приватность в нашей стране станет
просто неприличным. По-видимому, необходимо,
чтобы согласие на такое обследование дали и сами
учащиеся, и их родители. Впрочем, не думаю, что
подобная мера приведет к исчезновению
наркотиков в наших образовательных учреждениях.
Ну и что будет происходить дальше, когда следы
наркотиков обнаружат у какого-то ребенка?
Поставят на учет в наркодиспансере, станут
лечить? Это, как мне кажется, глобально ситуацию
не изменит. Гораздо важнее, чтобы государство
приняло по-настоящему действенные меры, чтобы
перекрыть все каналы, по которым смертоносная
отрава попадает к нашим детям. Необходимо
ужесточить законодательство в отношении лиц,
причастных к распространению наркотиков, вплоть
до введения смертной казни. И прежде всего нужно
проявить политическую волю: ведь во многих
случаях милиции хорошо известны и конкретные
люди, продающие наркотики, и места, где это
происходит. Однако по каким-то причинам этих
людей не трогают и продажа «дури» продолжается.
2. Если бы был известен точный и
однозначный ответ на этот вопрос, то самой
проблемы наркотиков в школе уже давно бы не было.
К сожалению, как именно должна осуществляться
профилактическая работа в этой области, лично я
не знаю. Но мне известно, что существующие на
Западе многочисленные программы для школьников,
нацеленные на искоренение наркотиков в
образовательной среде и формирование навыков
здорового образа жизни, и там-то часто не дают
сколько-нибудь видимого эффекта, а перенесенные
на российскую почву порой дают обратный
результат. Также, по-видимому, не имеют никаких
позитивных последствий популярные во многих
школах конкурсы плакатов «Нет» – наркотикам!»
или разнообразные «акции устрашения», когда
детей пугают тем вредом для здоровья, который
наносит употребление «дурмана». Подавляющее
число подростков с большим скепсисом относятся к
таким «страшилкам» – в этом возрасте болезни и
смерть кажутся чем-то фантастическим и страшно
далеким и уж точно не имеющим к ним лично ни
малейшего отношения. Более того, порой беседы о
наркотиках и других ПАВ фактически создают
последним рекламу, и многие ученики узнают об
особенностях тех или иных веществ и их
воздействии на организм именно во время таких
«профилактических бесед». Ну и у некоторых
возникает желание попробовать.
Можно предположить, что больший эффект могли бы
дать созданные совместно психологами и медиками
специальные программы профилактики
употребления наркотиков, в рамках которых с
учащимися шел бы откровенный, честный и
квалифицированный разговор. Должны быть в школе
такие взрослые, к которым дети могли бы
обратиться за помощью и которые хотели бы и могли
помочь. В этой роли, конечно, видятся прежде всего
социальные педагоги и психологи. Однако почти
повсеместное сокращение ставок именно этих
специалистов в школах не позволяет проявлять
оптимизм.
Л.С. ФИШМАН,
заслуженный учитель России, директор центра
психолого-педагогической
реабилитации и коррекции ГОУ МО «Ариадна»,
Московская область
1. Если в России нет закона о
профилактике наркозависимости, то в Московской
области он есть. Один из его пунктов прямо
говорит о добровольно-конфиденциальном
тестировании.
Мы стоим у истоков этого тестирования. Впервые
добровольное обследование учащихся 20 училищ и
лицеев мы провели пять лет назад.
Фирма-производитель «Фактор-мед» поставила нам
тест-полоски на основные виды употребляемых
наркотиков: марихуану, героин, кокаин, амфетамины
и др. Но сначала мы провели серьезную
подготовительную работу с сотрудниками ОУ и,
конечно, с детьми. Несмотря на то что по
законодательству после 15 лет не требуется
согласие родителей, мы работали и с ними:
проводили родительские собрания, показывали
фильмы, объясняли, что папы и мамы обычно
последними узнают о трудностях своих детей.
После таких собраний родители понимали всю
серьезность проблемы и не возражали против
обследования. Отдельно с учащимися беседовали
наркологи и педагоги. И ребята подписывали
документы о согласии принять участие в
добровольном тестировании. Те, кто отказывался
(по этическим или каким-либо еще соображениям),
попадали в зону особого отношения. Наверняка в
большинстве своем эти дети имели отношение к
употреблению наркотиков. Иначе бы это их не
пугало.
Тестирование проводится в медицинском
учреждении или непосредственно в ОУ (если есть
оборудованный медпункт). В обоих случаях его
проводят нарколог и медсестра (она следит за
порядком, чтобы не было подмены проб и т.д.).
Тест-полоска сразу показывает, какой наркотик
был принят и в каком количестве. При этом
результаты анализов знает только нарколог, а
классному руководителю сообщают лишь количество
положительных ответов без фамилий. Пожалуй,
главный результат тестирования – становится
ясна общая ситуация в области, видны проблемные
районы. Если подростки употребляют в основном
лекарственные препараты – значит, аптеки
продают лекарства без рецептов и в
неограниченном количестве. Сразу высвечивается
большой спектр проблем, к которому подключаются
уже другие структуры – ОВД, наркоконтроль и др.
2. Есть три вида профилактики в ОУ,
рассчитанные на разные группы учащихся. С теми,
кто еще не пробовал ПАВ, нужно говорить о
здоровом образе жизни. Это первичная
профилактика. С теми, кто хотя бы раз попробовал
наркотики, говорить нужно о возможных
последствиях, к кому можно обратиться за помощью
и пр. Третичная профилактика – реабилитация.
Если тестирование показывает положительные
ответы, то речь идет о первичном и вторичном
этапах профилактики.
Педагогов никогда не учили таким методикам, эта
проблема была далека от них и считалась сугубо
медицинской. Но сегодня борьба с наркоманией
стала нашим общим делом. Совершеннолетние
отвечают сами за себя, а мы отвечаем за наших
детей. Наверное, скоро мы придем к необходимости
обязательного тестирования, потому что
наркомания – это заразная болезнь.
А.В. КУРБАТОВ,
кандидат технических наук, ведущий научный
сотрудник Института управления образованием
РАО, научный руководитель ГОУ ЦО № 1804 «Кожухово»,
Москва
1. Эта идея заслуживает самой высокой
оценки уже потому, что является фактом признания
важности проблемы и той угрозы, которую она
представляет для национальной безопасности.
Фактически предложение президента – это вердикт
действующей системе образования, констатирующий
ее неспособность решать задачи воспитания в
современных условиях, несоответствие ее методов
работы целям и задачам государственной
образовательной политики и ее долю
ответственности за печальный результат,
потребовавший непопулярных мер. Непопулярных
потому, что не все молодые люди, свободные от
наркотической зависимости, с радостью воспримут
принудительное обследование (раз образование
обязательное – значит, обязательное
тестирование при обязательном образовании уже,
по существу, принудительное). Молодежь,
употребляющая наркотики, тем более встретит
инициативу без особых восторгов.
Предложение об обязательности тестирования –
логическое завершение исторического отрезка
развития системы образования, построенной на
насилии. Именно насилие над личностью
подталкивает молодежь к наркотикам как средству
компенсации стрессов. Ведь не секрет, что, по
оценкам как отечественных, так и зарубежных
специалистов, наше образование – это в основном
система образования стресса. И в этом отношении
ее эффективность, к сожалению, устойчиво растет.
Неудивительно, что многие молодые люди, не имея
возможности сопротивляться насильному введению
ЕГЭ, например, и множеству других деструктивных
инициатив, склоняются к «уходу от проблем» с
помощью наркотиков.
Само по себе тестирование проблемы не решит, но
позволит более обоснованно оценивать
эффективность профилактической работы, откроет
новые возможности для борьбы с наркоманией.
2. Профилактическая работа в школе
должна строиться с учетом причин, подталкивающих
детей к наркотикам.
Прежде всего надо отдавать себе отчет в том, что
есть организованная преступность, извлекающая
огромные прибыли из распространения наркотиков
в детской и молодежной среде. Криминальные
структуры пользуются услугами профессиональных
психологов, знающих особенности подросткового
мировосприятия, и противостоять им можно, только
опережая наркобизнес в технологиях обучения
молодежи методам позитивного самоопределения,
самосовершенствования, самоорганизации,
самоуправления. Для этой цели в ГОУ ЦО № 1804
«Кожухово» разработаны и успешно используются в
течение 20 лет методики и технологии практической
философии, ценностно-смыслового самоуправления,
развития социальной зрелости, человеческого и
социального капитала.
Все эти инновации широко используются в модели
государственно-общественного управления ОУ,
позволяющей семье стать реальной участницей
образовательного процесса.
Авторские технологии самоуправления, которыми
овладевают участники образовательного процесса,
позволяют сформировать иммунитет к любым
деструктивным воздействиям, которыми пользуется
наркобизнес.
Организуя профилактическую работу, основанную
на потенциале государственно-общественного
управления, удалось объединить усилия педагогов,
родителей и учащихся в противостоянии процессам
скрытого навязывания наркотиков детям.
Например, если какой-либо психологический центр
предлагает администрации школы программу
профилактики вредных привычек, то вначале
администрация направляет эту программу на
экспертизу в органы родительского
самоуправления. Профессиональные психологи –
родители определяют, является ли данная
программа действительно профилактикой или же,
наоборот, скрытой провокацией.
Победить наркоманию в современных условиях
можно только на основе реального выполнения
принципа государственной образовательной
политики (ст. 2 Закона РФ «Об образовании»),
устанавливающего «демократический,
государственно-общественный характер
управления образованием, автономность
образовательных учреждений».
Ю.В. КОРЧАГИНА,
кандидат психологических наук, медицинский
психолог наркологического диспансера № 3 УЗ
СЗАО, Москва
1. Безусловно, это предложение вызвано
заботой о подрастающем поколении и желанием
оградить учащихся от негативных последствий
употребления наркотических веществ.
Однако недостатки системы профилактики
наркологических заболеваний связаны в первую
очередь с недостатком квалифицированных
специалистов, способных осуществлять
предупредительную работу с подростками и
молодежью в образовательных учреждениях и по
месту жительства. Введение обязательного
«наркотестирования» не поможет разрешить эту
проблему; существенным является также риск
ошибочных диагнозов и дискриминации школьников
с положительными результатами тестов.
Разнообразие профилактических и
реабилитационных программ, ориентированных на
помощь «проблемным» семьям с детьми, подросткам
и молодежи, – лучшее решение в сложившейся
ситуации.
2. Существуют различные виды
профилактической деятельности, направленные на
предупреждение злоупотреблением психоактивными
веществами среди школьников.
Например, информационный подход предполагает
предоставление информации о негативных
медицинских, психологических, социальных и
правовых последствиях курения, употребления
алкоголя и наркотиков; программы
формирования жизненных навыков и личностного
роста помогают школьникам развить в себе
качества, дающие возможность противостоять
негативным влияниям среды; важной является
деятельность педагогов по организации
творческого и спортивного досуга
школьников. Семейная профилактика зависимого
поведения включает в себя
психолого-педагогическое просвещение, обучение
родителей навыкам конструктивного общения с
детьми и подростками.
Лучший эффект дает сочетание различных
профилактических стратегий, реализуемых
подготовленными педагогами и психологами.
В.Н. КАСАТКИН,
доктор медицинских наук, профессор,
заведующий лабораторией психологии здоровья
Московского городского
психолого-педагогического университета
1. Я читал о результатах таких
исследований в американских тюрьмах, они
показали, что около 65% заключенных употребляли
наркотические вещества. Прецедент есть.
Мне трудно представить себе подобную ситуацию в
наших школах. Я оставляю за кадром нравственный
момент. Но мне представляется сомнительным
вопрос о принудительной медицинской
диагностике. Медицинское обследование у нас
является добровольным – человек сам решает,
когда ему нужно обратиться к врачу. Если
обращение за медицинской помощью будет не
добровольным, а принудительным… Здесь нужно
говорить о Конституции. Собственно, вреда от
такого обследования нет: подумаешь, взяли мочу на
анализ. Но даже для такого опасного заболевания,
как ВИЧ-инфекция, определены строгие
законодательные рамки, когда человек должен
пройти обследование (допустим, когда это связано
с его профессиональной деятельностью). В
остальных случаях анализ – дело добровольное,
можно лишь агитировать за то, чтобы он был сдан.
Для того чтобы школьники прошли обследование на
употребление наркотиков, нужно внести серьезное
изменение в различные законодательные акты
вплоть до Конституции, в которой говорится, что
каждый человек имеет право на медицинское
обеспечение, но ничего не сказано о том, что он
обязан лечиться. Если мы живем в правовом
государстве, то нужно объяснить детям и их
родителям, почему ребенок должен сдавать анализ,
если он не совершал преступления. Если водитель
нарушил правила дорожного движения, его в
обязательном порядке тестируют на наличие
алкоголя. Насколько я знаю, употребление
наркотических веществ в нашей стране не является
преступлением. Преступление – это хранение и
распространение наркотиков.
Допустим, тестирование в ОУ показало, что два
человека употребляли героин, один нюхал кокаин, а
десять курили травку. Но этот анализ не
показывает, как часто это происходит. А потом,
если тест показал положительный результат,
подросток должен быть подвергнут какому-то
воздействию – лечебному или воспитательному –
или процессу дознания. Какой будет дальнейшая
процедура? Школьник может вообще отказаться
говорить на эту тему (и он имеет на это полное
право). Или скажет, что вчера покурил первый раз в
жизни и больше не будет, потому что не
понравилось.
Желания протестировать детей на наркотики
появляются волнообразно в течение последних 10
лет. И каждый раз кончаются ничем. Поскольку
процедура сложна, входит в определенное
противоречие с правами человека и со смыслом,
который люди вообще вкладывают в профилактику
употребления психоактивных веществ.
2. Нужны специальные
образовательно-профилактические программы.
Программы, которые показали свою эффективность и
основаны на последних научных разработках.
Почему-то считается, что информирование в
образовательной среде приравнивается к
профилактике. Информация – это еще не
профилактика, и вопрос ее эффективности весьма
проблематичен. Обычно говорят: предупрежден –
значит, вооружен. Но в данном случае таким же
образом можно сказать: предупрежден – значит,
заинтересован, предупрежден – значит,
информирован, и эта информация находится в поле
внимания подростка.
А дальше идут такие понятия, например, как
нормативное поведение. Если в моем классе есть
норма курить – значит, и я буду курить. Хотя
это не может быть нормой, т.к. известно, что вред
от сигарет чрезвычайный. И если мы люди
цивилизованные – значит, нужно вводить нормы
здорового поведения. Для учащихся – путем
целенаправленного психолого-педагогического
воздействия, основанного на современных методах.
Они уже достаточно далеки как от лекции о
пагубности курения, которую прочитает врач, так и
от информации о вреде наркотиков, которую
сообщит учитель на уроке биологии. Это отдельная
работа психологов и педагогов, которая требует
специальной подготовки по психологии здоровья.