Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №23/2009

Круглый стол

Круглый стол

Идея провести круглый стол у нас появилась после сообщения, прошедшего по всем новостным каналам и печатным изданиям.
«На заседании Совета безопасности, посвященного борьбе с незаконным оборотом наркотиков, глава государства Дмитрий Медведев заявил: «Для своевременной диагностики и выявления этого заболевания среди подростков предлагается ряд мер, в т.ч. решение об обязательном тестировании учащихся всех образовательных учреждений». Президент также призвал разработать стратегию государственной антинаркотической политики и конкретный план ее реализации».
Приглашенные эксперты отвечают на следующие вопросы:
1. Как вы относитесь к идее обязательного тестирования учащихся всех образовательных учреждений на употребление наркотиков?
2. Как организовать профилактическую работу в школе, чтобы уберечь детей от наркотиков?

И.В. ВАЧКОВ,
доктор психологических наук, профессор, главный редактор газеты
«Школьный психолог»

1. Тестирование учащихся на наркотики не должно быть принудительным. На мой взгляд, это – главное условие. Иначе говорить о демократии, праве на приватность в нашей стране станет просто неприличным. По-видимому, необходимо, чтобы согласие на такое обследование дали и сами учащиеся, и их родители. Впрочем, не думаю, что подобная мера приведет к исчезновению наркотиков в наших образовательных учреждениях. Ну и что будет происходить дальше, когда следы наркотиков обнаружат у какого-то ребенка? Поставят на учет в наркодиспансере, станут лечить? Это, как мне кажется, глобально ситуацию не изменит. Гораздо важнее, чтобы государство приняло по-настоящему действенные меры, чтобы перекрыть все каналы, по которым смертоносная отрава попадает к нашим детям. Необходимо ужесточить законодательство в отношении лиц, причастных к распространению наркотиков, вплоть до введения смертной казни. И прежде всего нужно проявить политическую волю: ведь во многих случаях милиции хорошо известны и конкретные люди, продающие наркотики, и места, где это происходит. Однако по каким-то причинам этих людей не трогают и продажа «дури» продолжается.

2. Если бы был известен точный и однозначный ответ на этот вопрос, то самой проблемы наркотиков в школе уже давно бы не было. К сожалению, как именно должна осуществляться профилактическая работа в этой области, лично я не знаю. Но мне известно, что существующие на Западе многочисленные программы для школьников, нацеленные на искоренение наркотиков в образовательной среде и формирование навыков здорового образа жизни, и там-то часто не дают сколько-нибудь видимого эффекта, а перенесенные на российскую почву порой дают обратный результат. Также, по-видимому, не имеют никаких позитивных последствий популярные во многих школах конкурсы плакатов «Нет» – наркотикам!» или разнообразные «акции устрашения», когда детей пугают тем вредом для здоровья, который наносит употребление «дурмана». Подавляющее число подростков с большим скепсисом относятся к таким «страшилкам» – в этом возрасте болезни и смерть кажутся чем-то фантастическим и страшно далеким и уж точно не имеющим к ним лично ни малейшего отношения. Более того, порой беседы о наркотиках и других ПАВ фактически создают последним рекламу, и многие ученики узнают об особенностях тех или иных веществ и их воздействии на организм именно во время таких «профилактических бесед». Ну и у некоторых возникает желание попробовать.
Можно предположить, что больший эффект могли бы дать созданные совместно психологами и медиками специальные программы профилактики употребления наркотиков, в рамках которых с учащимися шел бы откровенный, честный и квалифицированный разговор. Должны быть в школе такие взрослые, к которым дети могли бы обратиться за помощью и которые хотели бы и могли помочь. В этой роли, конечно, видятся прежде всего социальные педагоги и психологи. Однако почти повсеместное сокращение ставок именно этих специалистов в школах не позволяет проявлять оптимизм.

Л.С. ФИШМАН, 
заслуженный учитель России, директор центра психолого-педагогической
реабилитации и коррекции ГОУ МО «Ариадна», Московская область

1. Если в России нет закона о профилактике наркозависимости, то в Московской области он есть. Один из его пунктов прямо говорит о добровольно-конфиденциальном тестировании.
Мы стоим у истоков этого тестирования. Впервые добровольное обследование учащихся 20 училищ и лицеев мы провели пять лет назад. Фирма-производитель «Фактор-мед» поставила нам тест-полоски на основные виды употребляемых наркотиков: марихуану, героин, кокаин, амфетамины и др. Но сначала мы провели серьезную подготовительную работу с сотрудниками ОУ и, конечно, с детьми. Несмотря на то что по законодательству после 15 лет не требуется согласие родителей, мы работали и с ними: проводили родительские собрания, показывали фильмы, объясняли, что папы и мамы обычно последними узнают о трудностях своих детей. После таких собраний родители понимали всю серьезность проблемы и не возражали против обследования. Отдельно с учащимися беседовали наркологи и педагоги. И ребята подписывали документы о согласии принять участие в добровольном тестировании. Те, кто отказывался (по этическим или каким-либо еще соображениям), попадали в зону особого отношения. Наверняка в большинстве своем эти дети имели отношение к употреблению наркотиков. Иначе бы это их не пугало.
Тестирование проводится в медицинском учреждении или непосредственно в ОУ (если есть оборудованный медпункт). В обоих случаях его проводят нарколог и медсестра (она следит за порядком, чтобы не было подмены проб и т.д.). Тест-полоска сразу показывает, какой наркотик был принят и в каком количестве. При этом результаты анализов знает только нарколог, а классному руководителю сообщают лишь количество положительных ответов без фамилий. Пожалуй, главный результат тестирования – становится ясна общая ситуация в области, видны проблемные районы. Если подростки употребляют в основном лекарственные препараты – значит, аптеки продают лекарства без рецептов и в неограниченном количестве. Сразу высвечивается большой спектр проблем, к которому подключаются уже другие структуры – ОВД, наркоконтроль и др.

2. Есть три вида профилактики в ОУ, рассчитанные на разные группы учащихся. С теми, кто еще не пробовал ПАВ, нужно говорить о здоровом образе жизни. Это первичная профилактика. С теми, кто хотя бы раз попробовал наркотики, говорить нужно о возможных последствиях, к кому можно обратиться за помощью и пр. Третичная профилактика – реабилитация. Если тестирование показывает положительные ответы, то речь идет о первичном и вторичном этапах профилактики.
Педагогов никогда не учили таким методикам, эта проблема была далека от них и считалась сугубо медицинской. Но сегодня борьба с наркоманией стала нашим общим делом. Совершеннолетние отвечают сами за себя, а мы отвечаем за наших детей. Наверное, скоро мы придем к необходимости обязательного тестирования, потому что наркомания – это заразная болезнь.

А.В. КУРБАТОВ,
кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник  Института управления образованием РАО, научный руководитель ГОУ ЦО № 1804 «Кожухово», Москва

1. Эта идея заслуживает самой высокой оценки уже потому, что является фактом признания важности проблемы и той угрозы, которую она представляет для национальной безопасности.
Фактически предложение президента – это вердикт действующей системе образования, констатирующий ее неспособность решать задачи воспитания в современных условиях, несоответствие ее методов работы целям и задачам государственной образовательной политики и ее долю ответственности за печальный результат, потребовавший непопулярных мер. Непопулярных потому, что не все молодые люди, свободные от наркотической зависимости, с радостью воспримут принудительное обследование (раз образование обязательное – значит, обязательное тестирование при обязательном образовании уже, по существу, принудительное). Молодежь, употребляющая наркотики, тем более встретит инициативу без особых восторгов.
Предложение об обязательности тестирования – логическое завершение исторического отрезка развития системы образования, построенной на насилии. Именно насилие над личностью подталкивает молодежь к наркотикам как средству компенсации стрессов. Ведь не секрет, что, по оценкам как отечественных, так и зарубежных специалистов, наше образование – это в основном система образования стресса. И в этом отношении ее эффективность, к сожалению, устойчиво растет. Неудивительно, что многие молодые люди, не имея возможности сопротивляться насильному введению ЕГЭ, например, и множеству других деструктивных инициатив, склоняются к «уходу от проблем» с помощью наркотиков.
Само по себе тестирование проблемы не решит, но позволит более обоснованно оценивать эффективность профилактической работы, откроет новые возможности для борьбы с наркоманией.

2. Профилактическая работа в школе должна строиться с учетом причин, подталкивающих детей к наркотикам.
Прежде всего надо отдавать себе отчет в том, что есть организованная преступность, извлекающая огромные прибыли из распространения наркотиков в детской и молодежной среде. Криминальные структуры пользуются услугами профессиональных психологов, знающих особенности подросткового мировосприятия, и противостоять им можно, только опережая наркобизнес в технологиях обучения молодежи методам позитивного самоопределения, самосовершенствования, самоорганизации, самоуправления. Для этой цели в ГОУ ЦО № 1804 «Кожухово» разработаны и успешно используются в течение 20 лет методики и технологии практической философии, ценностно-смыслового самоуправления, развития социальной зрелости, человеческого и социального капитала.
Все эти инновации широко используются в модели государственно-общественного управления ОУ, позволяющей семье стать реальной участницей образовательного процесса.
Авторские технологии самоуправления, которыми овладевают участники образовательного процесса, позволяют сформировать иммунитет к любым деструктивным воздействиям, которыми пользуется наркобизнес.
Организуя профилактическую работу, основанную на потенциале государственно-общественного управления, удалось объединить усилия педагогов, родителей и учащихся в противостоянии процессам скрытого навязывания наркотиков детям.
Например, если какой-либо психологический центр предлагает администрации школы программу профилактики вредных привычек, то вначале администрация направляет эту программу на экспертизу в органы родительского самоуправления. Профессиональные психологи – родители определяют, является ли данная программа действительно профилактикой или же, наоборот, скрытой провокацией.
Победить наркоманию в современных условиях можно только на основе реального выполнения принципа государственной образовательной политики (ст. 2 Закона РФ «Об образовании»), устанавливающего «демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений».

Ю.В. КОРЧАГИНА,
кандидат психологических наук,  медицинский психолог  наркологического диспансера № 3 УЗ СЗАО,  Москва

1. Безусловно, это предложение вызвано заботой о подрастающем поколении и желанием оградить учащихся от негативных последствий употребления наркотических веществ.
Однако недостатки системы профилактики наркологических заболеваний связаны в первую очередь с недостатком квалифицированных специалистов, способных осуществлять предупредительную работу с подростками и молодежью в образовательных учреждениях и по месту жительства. Введение обязательного «наркотестирования» не поможет разрешить эту проблему; существенным является также риск ошибочных диагнозов и дискриминации школьников с положительными результатами тестов.
Разнообразие профилактических и реабилитационных программ, ориентированных на помощь «проблемным» семьям с детьми, подросткам и молодежи, – лучшее решение в сложившейся ситуации.

2. Существуют различные виды профилактической деятельности, направленные на предупреждение злоупотреблением психоактивными веществами среди школьников.
Например, информационный подход предполагает предоставление информации о негативных медицинских, психологических, социальных и правовых последствиях курения, употребления алкоголя и наркотиков; программы формирования жизненных навыков и личностного роста помогают школьникам развить в себе качества, дающие возможность противостоять негативным влияниям среды; важной является деятельность педагогов по организации творческого и спортивного досуга школьников. Семейная профилактика зависимого поведения включает в себя психолого-педагогическое просвещение, обучение родителей навыкам конструктивного общения с детьми и подростками.
Лучший эффект дает сочетание различных профилактических стратегий, реализуемых подготовленными педагогами и психологами.

В.Н. КАСАТКИН,
доктор медицинских наук,  профессор, заведующий лабораторией  психологии здоровья   Московского городского психолого-педагогического университета

1. Я читал о результатах таких исследований в американских тюрьмах, они показали, что около 65% заключенных употребляли наркотические вещества. Прецедент есть.
Мне трудно представить себе подобную ситуацию в наших школах. Я оставляю за кадром нравственный момент. Но мне представляется сомнительным вопрос о принудительной медицинской диагностике. Медицинское обследование у нас является добровольным – человек сам решает, когда ему нужно обратиться к врачу. Если обращение за медицинской помощью будет не добровольным, а принудительным… Здесь нужно говорить о Конституции. Собственно, вреда от такого обследования нет: подумаешь, взяли мочу на анализ. Но даже для такого опасного заболевания, как ВИЧ-инфекция, определены строгие законодательные рамки, когда человек должен пройти обследование (допустим, когда это связано с его профессиональной деятельностью). В остальных случаях анализ – дело добровольное, можно лишь агитировать за то, чтобы он был сдан.
Для того чтобы школьники прошли обследование на употребление наркотиков, нужно внести серьезное изменение в различные законодательные акты вплоть до Конституции, в которой говорится, что каждый человек имеет право на медицинское обеспечение, но ничего не сказано о том, что он обязан лечиться. Если мы живем в правовом государстве, то нужно объяснить детям и их родителям, почему ребенок должен сдавать анализ, если он не совершал преступления. Если водитель нарушил правила дорожного движения, его в обязательном порядке тестируют на наличие алкоголя. Насколько я знаю, употребление наркотических веществ в нашей стране не является преступлением. Преступление – это хранение и распространение наркотиков.
Допустим, тестирование в ОУ показало, что два человека употребляли героин, один нюхал кокаин, а десять курили травку. Но этот анализ не показывает, как часто это происходит. А потом, если тест показал положительный результат, подросток должен быть подвергнут какому-то воздействию – лечебному или воспитательному – или процессу дознания. Какой будет дальнейшая процедура? Школьник может вообще отказаться говорить на эту тему (и он имеет на это полное право). Или скажет, что вчера покурил первый раз в жизни и больше не будет, потому что не понравилось.
Желания протестировать детей на наркотики появляются волнообразно в течение последних 10 лет. И каждый раз кончаются ничем. Поскольку процедура сложна, входит в определенное противоречие с правами человека и со смыслом, который люди вообще вкладывают в профилактику употребления психоактивных веществ.

2. Нужны специальные образовательно-профилактические программы. Программы, которые показали свою эффективность и основаны на последних научных разработках. Почему-то считается, что информирование в образовательной среде приравнивается к профилактике. Информация – это еще не профилактика, и вопрос ее эффективности весьма проблематичен. Обычно говорят: предупрежден – значит, вооружен. Но в данном случае таким же образом можно сказать: предупрежден – значит, заинтересован, предупрежден – значит, информирован, и эта информация находится в поле внимания подростка.
А дальше идут такие понятия, например, как нормативное поведение. Если в моем классе есть норма курить – значит, и я буду курить. Хотя это не может быть нормой, т.к. известно, что вред от сигарет чрезвычайный. И если мы люди цивилизованные – значит, нужно вводить нормы здорового поведения. Для учащихся – путем целенаправленного психолого-педагогического воздействия, основанного на современных методах. Они уже достаточно далеки как от лекции о пагубности курения, которую прочитает врач, так и от информации о вреде наркотиков, которую сообщит учитель на уроке биологии. Это отдельная работа психологов и педагогов, которая требует специальной подготовки по психологии здоровья.