Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №22/2009

Вместе с психологом

И скучно, и грустно

Эта статья открывает цикл историй о подростках и их проблемах. Мы будем рассказывать об их внутреннем мире, дружбе и любви, победах и разочарованиях. Вы узнаете о причинах, лежащих в основе сложившихся ситуаций, о том, как помочь юноше или девушке найти выход из тупика. Наша первая тема – скука…

В чем причина?

Скука – тягостное чувство от косного,
праздного, недеятельного состояния души;
томление бездействия.

Толковый словарь  живого великорусского языка В.Даля

Скукой называется болезненно воспринимаемое состояние раздражения, нетерпения и неудовлетворенности. Она возникает в случае, если человек не может найти занятия, которые полностью захватили бы его. Скука может появиться в результате каких-либо ограничений. Например, монотонной работы, отсутствия интереса или отвращения к текущей деятельности либо единообразия обстановки, подобного одиночному заключению. Она также бывает связана с депрессией и некоторыми видами зависимого поведения, в том числе с перееданием.
Скука – негативная эмоция. Человек чувствует, что ему чего-то не хватает, но чего именно, он не знает. Скука часто сопровождается беспокойством и раздражительностью. Она может отражать как реальные обстоятельства, так и структуру и потребности личности.
Показателями скуки являются зевота, «потускневшие» глаза, ерзанье на месте и другие признаки невнимания (например, рассматривание стен помещения). Противоположные скуке состояния включают интерес, энтузиазм, вовлеченность и поглощенность.
Скука может обладать и положительной функцией, которая заключается в подготовке человека к выполнению какой-либо деятельности.

Случаи из жизни

История 1: Оля

Глина, из которой ты слеплен,
скоро высохнет и затвердеет,
и уже ничто на свете не сумеет
пробудить в тебе уснувшего музыканта,
или поэта, или астронома,
который, быть может, жил в тебе когда-то.

А. де Сент-Экзюпери

…Вы понимаете – мне все время скучно...
…Я хожу в школу, выполняю домашние задания, помогаю родителям. Езжу на дачу. Играю с котом. Смотрю телевизор. Слушаю музыку. Гуляю с подругами. Я купила брюки-шаровары – это стильно. Еще я приобрела Харуки Мураками это модно. Я даже ходила в фитнес-клуб – это престижно…
…Я читала книги по психологии. Там написано, что в моем возрасте человек находится в поиске, ищет себя. Так вот мне кажется, что меня нет. И мне ужасно скучно…

Подобное переживание характерно для человека, который утратил или не смог установить связь с собственными чувствами и интересами, своим внутренним «я». Мир кажется ему серым и скучным, разнообразные занятия не приносят удовольствия.
Оставшись в одиночестве, такой человек часто не знает, что делать, и ожидает от других людей, что они будут его развлекать.
Между тем одна из важных возрастных задач развития – обретение умения самостоятельно находить себе игры и развлечения. Как правило, это происходит в 8–10 лет.
Однако в некоторых случаях даже в подростковом и юношеском возрасте организация своего досуга становится значительной проблемой. С такими трудностями сталкиваются молодые люди и девушки, которых с малых лет чрезмерно опекали и контролировали родители: указывали им, как следует поступать, как себя вести, с кем дружить, чему посвящать свободное время. В результате выросшие дети могут не иметь представления о собственных потребностях, интересах и способностях. Они могут жить словно «по привычке», выполняя то, что ожидает от них общество (родители, друзья, учителя), не вкладывая в свои действия почти никакого личного смысла, принимая чужие цели и не имея собственных…
Бывает и другая крайность: неумение занять себя может проистекать из-за того, что дети росли в крайне обедненной среде – например, если мама и папа не расширяли их кругозор, не учили их пробовать свои силы в различных видах деятельности, не демонстрировали собственной увлеченности какими-либо занятиями.
Таким скучающим подросткам можно посоветовать прислушиваться к себе, своим чувствам, «экспериментировать» с различными хобби, учиться брать на себя ответственность и верить в собственные силы и возможности.

История 2: Андрей

А с нами ничего не происходит
И вряд ли что-нибудь произойдет.

А.Макаревич

…Меня ничто не радует. Ничего не интересует. Мне кажется, что в будущем меня не ждет ничего хорошего.
Я не верю в дружбу. Не верю в любовь. И в то, что смогу найти свое место в этом мире…
…Я лежу на диване и смотрю телевизор. Люди вокруг куда-то бегут, суетятся, хотят что-то успеть… Все это не имеет никакого смысла…
…Господи, как же скучно…

Как уже было отмечено, скука характерна для депрессии, точнее, ее начального этапа. Потом к этому переживанию присоединяются снижение настроения, расстройство по поводу бессмысленности существования и потеря интереса к окружающей действительности.
В таком случае проблему составляют не само по себе переживание и невозможность найти привлекательное занятие. Ведь депрессия – это серьезное нарушение, характеризующееся значительным упадком настроения и самооценки, утратой интереса к жизни и потерей удовольствия от деятельности. Возможны даже суицидальные мысли и поступки.
У школьников признаками депрессии могут быть снижение успеваемости, трудности концентрации внимания, утомляемость, соматические жалобы, нарушения сна.
В подростковом возрасте депрессии порой сопутствуют агрессивное поведение и злоупотребление алкоголем или наркотиками. По данным научных исследований, примерно у 20% старшеклассников отмечаются депрессивные состояния (а среди «трудных» подростков эта цифра превышает 50%).
Подобные состояния в подростковом возрасте могут возникать как внешне беспричинно, так и в связи с неприятными, травмирующими событиями.
Очень важно – и у детей, и у взрослых – своевременно распознать депрессию и обратиться за помощью к врачу или к психологу. Потому что некоторые ее разновидности требуют серьезного лечения.

История 3: Иван

Скука появляется,
когда нам нельзя делать то,
что мы хотим делать,
или должны делать то,
что мы делать не хотим.

О.Фенихель

Я сижу на уроках и скучаю. Например, мне ужасно скучно на химии: во-первых, я ее не понимаю. Во-вторых, я точно знаю, что она мне в жизни не пригодится. Поэтому я зеваю и смотрю в окно.
На истории мне тоже скучно – но уже по-другому. Этот предмет я очень люблю, много читаю, даже на специальных курсах занимался. Брат у меня историк, он меня в экспедиции с собой брал, на раскопки. А скучно мне из-за того, что я знаю больше учительницы. Скорей бы школа закончилась…

Очень трудно сохранить интерес к делу, смысл которого неочевиден.
Скука (а вместе с ней неудовлетворенность, подавленность и раздражение) может возникать в тех случаях, когда способности человека гораздо выше или ниже, чем того требует ситуация, в которой он оказался (например, работа или учеба).
Каждому из нас время от времени приходится выполнять однообразную, монотонную или скучную работу (мыть посуду, учить неинтересный урок) либо просто не иметь возможности занять себя (например, во время болезни или в длинной очереди). И мы, понимая неизбежность подобных ситуаций, сами придумываем способы сделать их более привлекательными. Одному удается философски относиться к этим не очень приятным, но необходимым обязанностям. А другой решается так организовать свой быт, чтобы количество «наводящих скуку» дел стало минимальным.
Очень важно найти баланс между «требованиями социальной среды» и собственными способностями и возможностями. Тогда жизнь станет действительно насыщенной и интересной.

История 4: Вика

Как раз те, чья жизнь проходит
в погоне за наслаждениями,
не только не спасаются от скуки,
а острее других страдают от нее.

О.Л. Хаксли

…Я ужасно страдаю от скуки. Просто не знаю, куда себя деть. Я уже все видела, все пробовала… За границей была, во всех крутых клубах была, с актерами и музыкантами дружила… Шмотки у меня эксклюзивные. Вот перчатки по цене, как ваша зарплата за год…
…Мы выходим вечером гулять – и скучно. Вот вчера игру придумали – кидаться мобильниками. Кто дальше забросит. Да не жалко мне телефон, завтра новый куплю. Скучно.

Человек, ориентированный на потребление, а не на созидание, в какой-то момент может оказаться в ловушке собственных принципов: пресыщенность внешними стимулами тоже может рождать скуку. Этот мир больше ничего ему не может дать: все уже увидено, все испробовано.
В погоне за чувствами и удовольствиями такой индивидуум нередко вступает на опасный путь: он пытается подменить истинные ощущения полноты жизни их суррогатами – алкоголем, наркотиками, рискованным поведением (гонки на машинах по улицам города, воровство в магазинах, сексуальные эксперименты). На короткое время он вновь ощущает всю полноту бытия, а потом возвращаются внутренняя пустота, неудовлетворенность и скука.

Жизнь интересна!

Как помочь скучающим людям? Как пробудить собственную активность – умственную, физическую, духовную? Как сделать свою жизнь интересной и наполненной смыслом?

Советы специалиста

  • Найти себе хобби (и желательно даже несколько). То есть увлечение для души, не несущее особой материальной выгоды. Хобби помогает расширить кругозор, самореализоваться и найти новых друзей. Это хороший способ борьбы со стрессом и со скукой. Хобби может быть связано с наукой, техникой, спортом, творчеством (в том числе рукоделием), коллекционированием, природой…

  • Пробовать необычные занятия. Каждый человек для поддержания активности нуждается в новых впечатлениях. Не поддавайтесь рутине и однообразию. Вспомните и осуществите какую-нибудь свою давнюю мечту. Может быть, это прыжок с парашютом? Или приготовление экзотического блюда? Либо создание произведения искусства из «подручного» материала? Именно творческие, необычные увлечения помогают преодолеть неудовлетворенность жизнью, развить креативность и уверенность в себе.

  • Организовать свой досуг. Мир вокруг нас велик и разнообразен. В нем можно найти так много интересных дел – для ума, для тела, для души... Очень важно иметь «запас занятий», к которым можно обратиться в то время, когда подкрадывается скука. Экскурсии и музеи. Клубы, театры и концертные залы. Парки. Путешествия выходного дня.

  • Искать единомышленников – тех, кто разделяет ваши ценности, интересы и увлечения. Тогда вы сможете не только получать радость от общения, но и обмениваться опытом, учиться чему-то у других и быть полезными людям. От такого взаимодействия все становятся богаче.

  • Заниматься спортом. Физическая культура продлевает жизнь, поднимает настроение и улучшает внешность. Это и великолепная возможность отдохнуть и отвлечься от будничной рутины.
    Если же эти занятия тоже стали навевать скуку, то можно время от времени пробовать себя в новых, непривычных и необычных для вас видах спорта.

  • Изменять себя и мир вокруг. Вносить разнообразие в свою жизнь. Новая прическа, перестановка в комнате... Внешние перемены часто влекут за собой и внутренние: трудно скучать, когда вокруг нас что-то приходит в движение! Надо учиться замечать прекрасные мелочи жизни. Детский смех, шум ветра в листве. Звезды. Восход и закат. Пение птиц.

  • Дарить себе праздники. Здесь открывается большой простор для фантазии. Оказывается, помимо традиционных Нового года и дня рождения, существуют Всемирный день улыбки и Международный день «спасибо».
    В День конституции Мексики можно приготовить латиноамериканские блюда, а в день фонарей – украсить дом бумажными китайскими фонариками. Составьте и собственный календарь праздников, где будут день фруктового пирога и день исполнения желаний. Придумать дополнительный повод порадоваться жизни совсем не сложно – надо просто проявить немного изобретательности.

  • Учиться быть собой и любить себя. Это значит понимать себя, свои мотивы и чувства, жить в соответствии с собственными целями и интересами, отказываться от чуждых ценностей, навязанных ролей и стереотипов. Искать равновесие и гармонию с собой и окружающим миром.
    Ценить собственную уникальность. Только тогда открываются возможности для изменений и роста.

Советы неспециалистов

  • Когда скучно, надо начать лениться – сидеть и слушать отдельные желания, возникающие у себя, не задумываясь: а зачем мне это нужно? Надо попробовать выполнять любое свое желание – даже глупое и маленькое... Когда начнешь действовать вот так, то поймешь, что результат – не главное. Главное – процесс!

Альф

  • Скука посещает тех, кто занимается не своим делом. И не важно почему – престижно, привычно и т.д. Главное – что это не его. Занимайтесь тем, к чему лежит ваша душа.

Людмила Е.

  • Я знаю одного человека, который в молодости сильно увлекался автомобилизмом. Родители решили, что это – недостойное занятие. Они заставили его учиться на экономиста. Теперь этот мужчина работает на престижной должности в банке, получает четыре тысячи долларов в месяц и отчаянно скучает.

Настя И.

  • Если скучно, можно попробовать научиться рисовать, пойти на курсы иностранного языка, купить фотоаппарат. Конечно, из нас не получится Леонардо да Винчи. Но важно не стать знаменитостью, а самореализоваться.

Антон Г.

  • Скука – это пограничное состояние духа: старое уже надоело, а нового еще не видно, но оно уже готово постучаться в ваше сердце. Прислушайтесь к себе – именно сейчас вы можете что-то изменить в своей жизни!

Марина З.

 

Афоризмы, цитаты и пословицы

  • Мир скучен для скучных людей.

Р.Стивенсон

  • Скука, быть может, порождает больше игроков, чем желание выигрыша, больше пьяниц, чем жажда, и вызывает больше самоубийств, чем отчаяние.

Ч.Колтон

  • Нет ничего безнадежнее и страшнее этой пустоты скуки. В тоске есть надежда, в скуке – безнадежность. Скука преодолевается лишь творчеством.

Н.Бердяев

  • Скучать – страдать без страдания, желать без желания, думать, не имея мыслей.

Фернандо Пессоа

  • Чем старше человек, тем меньше он страдает от скуки.

А.Шопенгауэр

  • Окончательно соскучившись, мы перестаем скучать.

Ф.Ларошфуко

  • Умный человек в одиночестве найдет отличное развлечение в своих мыслях и воображении, тогда как даже беспрерывная смена собеседников, спектаклей, поездок и увеселений не оградит тупицу от терзающей его скуки.

А.Шопенгауэр

  • Скука – мать всех пороков.

  • У мрачного веселье скучно, у веселого и скука весела.

  • Забота не съела, так скука одолела.

  • Не сиди сложа руки, так не будет и скуки!

  • Скучен день до вечера, коли делать нечего!

Юлия Корчагина ,
психолог, кандидат психологических наук