Сложный процесс познания
В последние десятилетия наука
проявляет повышенный интерес к мозгу ребенка,
его развитию, функционированию, особенностям
организации различных видов познавательной
деятельности и нейрофизиологическим механизмам,
связанным с процессом обучения.
Познавательная (когнитивная) деятельность
обеспечивается системой функционально
специализированных и взаимодействующих
структур мозга. Их изменения, происходящие по
мере созревания, определяют особенности
познавательных процессов на отдельных этапах
развития.
Когнитивное развитие зависит от
анатомо-морфологического и функционального
созревания нейронов коры головного мозга,
формирования связей между ее разными областями и
некоторых других факторов.
Самые сильные изменения функциональной
организации мозга, определяющие развитие
ребенка, происходят до 17 лет. Один из важнейших
периодов – предшкольный и младший школьный
возраст. В это время активно развиваются связи
между различными областями коры, которые
определяют специфику участия отдельных зон
обоих полушарий в обеспечении познавательной
деятельности, формируются избирательные системы
обработки информации.
Ребенок идет в первый класс. А это значит, что
изменяется его социальный статус: из дошкольника
он превращается в школьника, и ведущей
деятельностью вместо игры теперь должна стать
учеба. Новый режим дня, появление непривычных
обязанностей... Происходящие перемены требуют от
маленького человека готовности как
физиологической, так и психологической. Слишком
раннее обучение может существенно обострить
проблемы в усвоении знаний. Исследования
показали, что около 16% первоклассников не готовы
к школе, у 30% детей выявляется функциональная
незрелость без признаков умственной отсталости.
Программа же рассчитана на определенный уровень
развития, и ребенок не может полноценно
усваивать знания до тех пор, пока его организм, и
в первую очередь центральная нервная система, не
будет достаточно сформирован. Неуспеваемость
часто формирует у детей негативное отношение к
учебе, затрудняет общение с окружающими, что в
перспективе может способствовать асоциальному
поведению, особенно в подростковом возрасте.
Развитие мозга подчиняется определенным
закономерностям, а формирование детской психики
непосредственно связано с темпами роста и
созревания мозга и его структур. Психические
процессы не относятся к содержанию мозга, но
являются его функцией. Учение – сложная
познавательная деятельность, которая
осуществляется при взаимодействии различных
мозговых структур. Своевременность образования
и полноценность функциональных систем – основа
успешности обучения.
Нагружать все больше нас стали
почему-то
Ученые провели исследования
неуспевающих младших школьников и выделили две
группы причин недостаточной зрелости отдельных
функций психической деятельности ребенка.
Первая группа обусловлена индивидуальными
особенностями развития, а вторая связана с
минимальными мозговыми дисфункциями, при
которых изменяется работа отдельных структур
или мозга в целом.
Год от года нагрузки в образовательных
учреждениях увеличиваются, нередко превышая
возрастные нормы. И, конечно, это не может не
оказывать отрицательного влияния на детей.
Негативные тенденции должны частично
компенсироваться комфортными условиями
обучения, личностно ориентированным подходом
педагога и доброжелательностью родителей. Все
это позволит ребенку успешно адаптироваться к
обучению в школе.
У младших школьников, имеющих трудности в
речевом развитии, часто обнаруживается
несформированность структур мозга,
обеспечивающих регуляцию функций, необходимых
для любого психофизиологического процесса. Это
вызывает трудности формирования навыков письма
и чтения. Особенно часто такое встречается в
коррекционных школах. Дети могут быть очень
медлительны, и торопить их не имеет смысла. Лучше
поработать над автоматизмом движений, за счет
чего можно увеличить скорость деятельности.
Например, пальчиковая гимнастика улучшает
мелкую моторику, увеличивает силы мышц кисти,
совершенствует владение речью.
Трудности в чтении, распространенность которых
среди младших школьников достигает 25%, не всегда
связаны с нарушениями фонематического
восприятия, звукового анализа и синтеза,
лексико-грамматических представлений или
речевых операций. Причинами могут быть аномалии
зрительного восприятия. Например, дислексия,
когда происходит снижение способности к
бинокулярному слиянию (т.е. объединению образов,
поступающих на каждый глаз, в единое зрительное
ощущение). Для педагога очень важно своевременно
выявить признаки развития дислексии и
предпосылки к ее появлению у ребят, не имеющих
речевых дефектов.
Сложности в школьном обучении и в личностном
развитии возникают даже у детей с высоким
уровнем общего интеллекта. Сочетание развитых
способностей и трудностей в учении может вести к
неадекватной оценке ребятами своих возможностей
и нарастанию тревожности, а затем и к появлению
личностных и дисциплинарных проблем.
Задержка психического развития
Еще один аспект, который затронули
исследователи в своих докладах, – это нарушения
психического развития.
В детском возрасте замедленный темп
психического развития встречается чаще, чем
недоразвитие. Задержка психического развития
(ЗПР) обычно диагностируется к окончанию
дошкольного периода или при поступлении в школу.
Она проявляется в пониженном общем запасе
знаний, ограничении представлений и
недостаточном развитии интеллекта. Большинство
ученых отличают ЗПР от умственной отсталости и
выделяют подобные нарушения в самостоятельную
группу. Среди различных форм ЗПР существуют как
легко обратимые, так и достаточно серьезные.
Отечественная классификация задержек
психического развития связана с причинами их
возникновения.
В основе энцефалопатической формы ЗПР лежит
органическое повреждение мозга на ранних этапах,
чаще всего это – следствие инфекции или травмы. У
таких детей с возрастом может усиливаться
интеллектуальная недостаточность, которая
проявляется в снижении успеваемости.
ЗПР может происходить по причинам недоразвития
речи и органов чувств (слепоты, глухоты,
недостаточности внешних ощущений).
Еще один вид ЗПР – следствие внутренних
хронических заболеваний. При некоторых из них у
детей наблюдаются интоксикация (например, при
болезнях почек, печени, онкологии) и явления
гипоксии (легочные и сердечно-сосудистые
заболевания). Одна из самых распространенных
форм реагирования центральной нервной системы
ребенка на интоксикацию или гипоксию – астения.
Она может возникнуть как реакция ЦНС на внешние
или внутренние расстройства: психогенные,
травматические, соматические и др. Типичные
компоненты астении: раздражительность, слабость,
расстройства сна, вегетативные нарушения,
повышенная утомляемость.
Задержка психического развития может зависеть
от воспитания. Например, она часто наблюдается у
безнадзорных детей, у сирот, живущих в
учреждениях закрытого типа. При своевременной и
правильной психокоррекционной работе с такими
ребятами их интеллектуальные возможности
значительно повышаются.
Есть форма ЗПР, связанная с плохим воспитанием и
дефицитом информации с раннего детства
(педагогическая запущенность). Таким ребятам
присущи недостаточная сенсомоторная
координация, общая моторная неловкость,
импульсивность, неустойчивость эмоций и
внимания, повышенная утомляемость. Для них
характерны сложности приема и переработки
информации, снижение объема кратковременной и
долговременной памяти, слабое развитие
опосредованного запоминания, нарушение речевого
развития, выражающееся в бедном словарном
запасе, трудностях определения слов,
недоразвитии грамматических обобщений.
Причиной ЗПР порой становится психотравмирующее
воспитание, способствующее формированию
робости, боязливости, неуверенности. Это
проявляется в отсутствии у ребенка инициативы и
самостоятельности. К примеру, ситуация в семье с
подавляющим поведением матери, болезненно
зацикленной на школьной успеваемости, которая
постоянно следит за выполнением домашнего
задания, заставляет переписывать, переучивать,
наказывает за низкие оценки или стыдит, излишне
контролируя каждый шаг. Результатом может стать
резкое снижение у сына или дочери мотивациии к
учению и падение познавательной активности уже к
концу младшего школьного возраста.
Гиперактивное поведение
В настоящее время предметом
пристального внимания нейрофизиологов и
психофизиологов стало гиперактивное поведение в
сочетании с дефицитом внимания. Оно получило
название синдром дефицита внимания и
гиперактивности (СДВГ). Дефицитом
внимания называется неспособность удерживать
внимание на чем-либо в течение определенного
отрезка времени. А гиперактивностью –
чрезмерная активность, ослабленный контроль
побуждений.
У детей с данным синдромом часто поздно
происходит созревание высших психических
функций. Отсюда возникают специфические
трудности обучения. Исследования младших
школьников показали, что в основе гиперактивного
поведения в сочетании с дефицитом внимания лежат
различные нейрофизиологические механизмы.
Вопрос о причинах, диагностике и рекомендациях
для детей с СДВГ столь обширен, что мы не можем
осветить его в рамках одной статьи, поэтому в
одном из ближайших номеров попробуем
рассмотреть эту проблему более подробно.
Процесс психического развития младшего
школьника должен опираться на гармоничное
соответствие между его возможностями и
требованиями, которые предъявляет социальное
окружение. Ведь известно, что основы знаний и
мотивация к обучению закладываются именно в
данном возрасте, а упущенное будет очень трудно
восполнить впоследствии.
Сейчас отечественные психофизиология,
нейрофизиология и нейропсихология располагают
экспериментальными и теоретическими
исследованиями функционального развития мозга
ребенка, которые должны способствовать
грамотному построению процесса обучения.
Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «dirado.ru». Если Вы решили приобрести качественное и надежное постельное белье, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «dirado.ru». На сайте, расположенном по адресу www.Dirado.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать комплекты детского постельного белья по выгодным ценам. Более подробную информацию об условиях приобретениях и ценах на товары, вы сможете узнать на сайте www.Dirado.Ru.