|
Давай посмотрим на мир!
Цели: – расширить и углубить знания об органах зрения; – научить соблюдению гигиены зрения; – воспитать бережное отношение к своему здоровью. ХОД УРОКА I. ОргмоментПриветствие. Рефлексия. Как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение? (Дети показывают знаки, отражающие их настроение.) (Приложение 1.) Физкультминутка: 1. Упражнение «Великан» (для формирования осанки и профилактики остеохондроза). Представьте, что позади вас стоит великан и тянет вас за волосы немного вверх и чуть-чуть назад. Вот такое положение тела постарайтесь сохранить в течение всего занятия. 2. «разбудим» наши органы». а) Ушные раковины имеют активные точки,
связанные со всеми внутренними органами.
Энергично потрем уши ладонями. 3. «Волшебная восьмерка» Рисуем в воздухе восьмерку правой рукой справа налево, затем – левой рукой слева направо, а потом обеими руками одновременно в разные стороны. (Упражнение улучшает память, внимание, мышление, каллиграфию.) 4. Самомассаж волосистой части головы. Круговыми движениями подушечек пальцев массируем голову, начиная от границы волос до затылка. (Упражнение улучшает кровообращение.) 5. А теперь погладим себя по голове, приговаривая: хорошие детки, красивые детки, умные детки, здоровые детки. Итак, весь организм готов к восприятию нового материала. А тему урока мы узнаем, отгадав загадки: Два соседа – непоседы: день на работе,
ночь на отдыхе. II. Объявление темы и целей урокаДавайте посмотрим на мир! Сегодня мы будем говорить о наших глазах, как они работают, познакомимся с их строением, функцией. Узнаем, что нужно, чтобы наше зрение было хорошим, и как его сохранить. III. Основная частьЭпиграфом урока послужат слова
великого физика Германа Гельмгольца: Из всех
органов чувств человека глаз всегда признавался
наилучшим даром и чудеснейшим произведением
творческой силы природы. Поэты воспевали его,
философы прославляли его как мерило, указывающее
на то, к чему способны органические силы, а физики
пытались подражать ему как недостижимому образу
оптических приборов. (Сообщения учащихся об органах зрения у животных с показом иллюстраций.) Сообщение 1. Лягушка видит только движущиеся предметы, ей самой необходимо начать двигаться, чтобы рассмотреть неподвижные объекты. Статья опубликована при поддержке компании "Сервис Грузчиков". Компания предлагает Вам услуги грузчиков и разнорабочих в Воронеже. Доступные цены, бонусы постоянным клиентам, выполнение работы в срок, безналичный расчёт, а также специальные предложения. Узнать подробную информацию о компании, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://vrn.gruzchikov-service.ru/. Сообщение 2. У раков глаза расположены на специальных антеннах – стебельках, они выдвигаются далеко вперед и могут вращаться, когда рак неподвижен. И еще у него есть особый глаз на хвосте, который помогает ориентироваться, когда рак пятится назад. Сообщение 3. У хищников глаза устроены так, чтобы видеть далеко и точно. Для этого они близко посажены друг к другу. Сообщение 4. Ежи замечают лишь желто-коричневые тона, что не случайно: в этот цвет окрашены черви – их излюбленная пища. Сообщение 5. Для собак что красный, что зеленый, что оранжевый, что желтый – все едино. Мир для них только черно-белый. Сообщение 6. Зрению кошачьих недоступны красные и зеленые тона, окрашивающие листву, траву, плоды. Зато их зрачки могут сильно расширяться, приспосабливаясь к любому освещению. Кошка в темноте видит в шесть раз лучше, чем человек. Сообщение 7. Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Сообщение 8. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь даже в темноте. Человек не такой зоркий, как орел, и в темноте он не видит, как кошка или сова. Но зато глаза являются его главными помощниками. Почему? (Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.) Что же такое глаз? Глаз – это шаровидное тело, диаметр которого в вашем возрасте равен 2,5 см, а масса – 5–6 граммам. Крошечный орган, не правда ли? Зато очень важный. Глаз называют глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении – глазнице. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как через прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужку. Почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых они остаются голубыми всю жизнь. У других – изменяют цвет, когда ребенку исполняется несколько месяцев. Глаза становятся карими, зелеными, серыми, черными. Опыт 1. Посмотрите друг другу в глаза, найдите цветной кружок. Это и есть радужка. Она у каждого из вас разного цвета. Игра. Встаньте, у кого глаза
голубые, серые, зеленые, светло-коричневые,
черные. Попробуем определить, какой цвет чаще
всего встречается. По статистике наиболее
распространенный цвет глаз – голубой (31%). Задание. Определите, по какой линии
наследовался цвет глаз у вас. Опыт 2. Посмотрите друг другу в глаза. Обратите внимание на размер зрачка. А теперь закройте глаза и заслоните их рукой. Через 30 секунд посмотрите на зрачок. Внимательно понаблюдайте за его изменением. Что произошло? Вывод? (Если свет яркий – зрачок сужается, а если слабый, тусклый – расширяется.) Опыт 3. Посмотрите опять друг
другу в глаза. Закройте теперь один глаз, а другим
смотрите на свет. То же самое теперь сделайте с
другим глазом. Какой вывод? (Зрачки обоих глаз
расширяются и сужаются одновременно.) Опыт 4. Проследим за работой хрусталика. Учащимся раздаются листы бумаги с отверстием посередине диаметром 1 см. По краям отверстия по радиусу написаны буквы. Испытуемому предлагают прочесть надпись на доске и ответить, почему во время чтения буквы кажутся размытыми. Затем переходят ко второй части опыта. Ребенка просят смотреть на буквы, окружающие отверстие в листе бумаги. Теперь они видны четко, а изображение на доске кажется размытым. (Хрусталик настраивается то на близкое расстояние, то на далекое и меняет свою кривизну.) Результаты опыта и гигиенические правила.
Опыт 5. Исследуйте глаза своего
соседа и определите, какую функцию выполняют
веки. Испытуемому предлагают моргнуть и
понаблюдать за движением век. А затем ответить на
вопрос: какое значение имеют веки? (Веки могут
прервать поток света, воздействующий на глаза,
защитить их от световых раздражений. Благодаря
миганию слезная жидкость равномерно смачивает
поверхность склеры и роговицы, предохраняя живые
клетки от высыхания, освобождает глаз от
попадания в него посторонних частиц.) У нас в гостях доктор. (Врач рассказывает о роли витаминов
для зрения, на доску вывешивает аппликации
овощей и фруктов). Желаю вам крепкого здоровья! А сейчас послушайте «Полезные вредные советы» в стиле Григория Остера.
Согласны ли вы с такими советами? Нет? Тогда давайте придумаем настоящие полезные советы. Строится диаграмма в виде солнышка, каждый, кто называет полезный совет, выходит к доске и записывает его на лучике. Полезные советы «Как сохранить зрение» (Приложение 3). Вашему вниманию предлагается инсценировка сказки «Самое большое богатство» (Приложение 4). IV. Заключительная частьА теперь послушайте еще одну загадку: Если только рассмеяться, V. Подведение итоговРефлексия (Приложение 1). Наше занятие закончилось. Спасибо всем. Берегите себя. Будьте здоровы! VI. Домашнее заданиеНапишите сочинение на тему «Я рассказываю друзьям про глаза». Найдите загадки, пословицы, поговорки о глазах (Приложение 5). Литература 1. Анисимова В.С., Бруновт Е.П., Реброва
Л.В. Самостоятельные работы учащихся по
анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.:
Просвещение, 1978. Информационные ресурсы Интерактивная энциклопедия «Мое тело. Анатомия и физиология человека». Приложение 1 Приложение 2 Упражнения для глазСпособствуют предупреждению
зрительного утомления и близорукости.
Выполняются сидя в течение 3–5 минут. Упражнение 1. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох; наклонившись вперед, выдохнуть. Повторить 5–6 раз. Упражнение 2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть. Повторить 5–6 раз. Упражнение 3. Руки на пояс, повернув голову вправо, посмотреть на правый локоть. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5–6 раз. Упражнение 4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки. Повторить 5–6 раз. Упражнение 5. Руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев. Поднять руки вверх (вдох). Следить глазами за руками, не поднимая головы. Руки опустить (выдох). Повторить 5–6 раз. Упражнение 6. Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2–3 секунды. Перевести взгляд на кончик носа на 3–5 секунд. Повторить 6–8 раз. Упражнение 7. Закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев. Схема. Гимнастика для глазПриложение 3 Приложение 4 Самое большое богатствоТурецкая сказка Один юноша все время жаловался на свою бедность. – Как было бы хорошо, если бы у меня было большое богатство, – постоянно говорил он. Однажды старый каменотес услышал эти слова и спросил: – Чего ты жалуешься? Ведь ты владеешь большим богатством! – Я владею большим богатством? – удивился юноша. – Где же оно? – Твои глаза. Что бы ты хотел получить хотя бы за один глаз? – спросил старик. – Что ты! – в испуге ответил юноша. – Глаза я не отдам ни за какие сокровища. – Хорошо, – сказал каменотес. – Тогда дай отрубить себе руки, и за них ты получишь много золота. – Нет! За золото я не отдам своих рук! – вскричал юноша. – Теперь ты видишь, что ты очень богат, – сказал старый каменотес. – Так чего же ты жалуешься? Самое большое богатство человека – это сила и здоровье. Их нельзя купить ни за какие деньги! Сказал это старик и пошел своей дорогой. Приложение 5 Пословицы и поговоркиГлаз мал, да далеко видит. ЗагадкиПод мостом, мостищем, Под порожком Круглое озеро Маленький, кругленький, Живут рядом – ни отстать, ни опередить Два брата живут рядом, Два Егорки живут возле горки, Два яблока во мху, Один говорит, двое глядят, Любовь Солохина |