Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №21/2009

Конкурс

Земля – наш дом

Урок экологии для 7–8-х классов

wpeCA.jpg (9984 bytes)

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по экологии; научить осознанно строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе, предотвращения исчезновения всего живого на планете; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Задачи:

– продолжить развитие экологического мышления;
– осознать положение человека в природе;
– научить принимать правильные решения в различных ситуациях.

Оборудование: компьютер, фильм «Глобальные экологические проблемы и охрана природы», презентация учащихся «Памятники природы Башкортостана», таблицы по экологии, плакаты по охране природы.

Форма урока: ролевая игра.

Учитель. Наш урок я хочу начать рассказом Рея Брэдбери «И грянул гром». Герои этого произведения из благополучного настоящего на машине времени совершают путешествие в отдаленное прошлое. Обязательное условие перемещения – категорическое требование ничего не трогать, ничего не пытаться изменить, ни к чему не прикасаться. Один путешественник совершает вроде бы пустяковый поступок: он наступает на бабочку – и она погибает. Казалось бы, ничего не меняется в окружающем мире, жизнь продолжается. Но по возвращении домой, в исходную точку времени, путешественники находят свой мир совсем иным, не похожим на тот, что был.
Фантастика? Нет. В нашем мире все взаимосвязано. Природа хрупка и ранима, а последствия грубого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна на всех землян.
Сегодня мы совершим урок-путешествие по экологическим станциям. Во время путешествия экипажи должны ответить на вопросы и набрать как можно больше жетонов за правильные ответы. Работаем сообща, в группах. Когда вернемся на станцию Земля, подведем итоги.

I. Станция «Литературная»

Ученики по очереди читают отрывки из литературных произведений.

1. В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра, обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса

С ее красот мгновенно упадет.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло. (Н.Заболоцкий)

Статья опубликована при поддержке центра микрохирургии глаза в Екатеринбурге "Профессорская Плюс". Детская офтальмология, лазерная коррекция зрения, хирургия катаракты, лазерное хирургическое лечение глаз, лечение дистрофии сетчатки, блефаропластика, эстетическая офтальмология, диагностика зрения, томография глаза, витреоретинальная хирургия. Узнать подробную информацию о медицинской клинике и предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://mcprof.ru.

2. «Каждое дерево – оно для пользы: бездельников природа не любит. Кто для человека растет, на его нужду, а кто для леса, для зверья всякого или для гриба, скажем. И потому, прежде чем топором махать, надо поглядеть, кого обидишь: лося или зайца, гриб или белку с ежиком. А их обидишь – себя накажешь: уйдут они из леса-то порубленного, и ничем их назад не заманишь». (Егор Полушкин, из романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»)

3. Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот. (Р.Рождественский)

4. «Шмель? Шмели, сынок, все больше понизу стараются: тяжелы больно. В природе тоже свои этажи имеются. Скажем, трясогузка – она по земле шастает, а ястреб в поднебесье летает; каждому свой этаж отпущен, и поэтому никакой тебе суеты, никакой тебе толкотни. У каждого свое занятие и своя столовая. Природа – она никого не обижает, сынок, и все для нее равны». (Егор Полушкин, из романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»)

5. «Сегодня я буду беседовать с вами… Затрудняюсь назвать предмет нашей беседы – так он хорош! Я буду беседовать о царе почв, о главном, основном богатстве России… Нет тех цифр, какими можно было бы оценить силу и мощь русского…» (В.В. Докучаев; он говорил о черноземе.)

6. «С одной стороны, вроде бы учат: природа – дом родной. А с другой стороны – что имеем? А имеем покорение природы. А природа – она все покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей – старший сыночек. Так разумным же будь, не вгони в гроб маменьку». (Егор Полушкин, из романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»)

7. «Вечно разрушается и создается – главным образом не ростом, а размножением. Поколения создаются в промежутки от десятков минут до сотен лет. Ими обновляется вещество, охваченное жизнью. То, которое находится каждую минуту в наличности, составляет ничтожную долю созданного в году, так как колоссальные количества создаются и разрушаются даже в течение суток». (В.И. Вернадский; он говорил о живом веществе.)

II. Станция «Экологическое равновесие»

Учитель. Планету Земля часто сравнивают с космическим кораблем, который одиноко летит сквозь бескрайний космос. У него нет базы, на которой можно провести ремонт оборудования и избавиться от отходов. И потому «команда корабля» сама должна следить за его состоянием, и эта «команда» – все населяющее планету человечество.

1. Что произойдет в экосистеме, если из нее исчезнет хищник и пищевая цепь укоротится? (Хищники регулируют численность растительноядных животных и выступают в роли санитаров, выбраковывая больных и способствуя сохранению здоровья популяции.)

2. К каким последствиям может привести занос в экосистему нового для нее вида? (Интродукция приводит к тому, что у этих видов нет естественных врагов, они массово размножаются. Например, колорадский жук в России, кактус опунция в Австралии.)

3. Как изменится лес под влиянием отдыхающих? (Это изменение называется рекреационная сукцессия. Лесные виды сменяются устойчивыми к вытаптыванию луговыми травами. В лесу прекращается возобновление деревьев, из-за уплотнения почвы начинаются болезни корневых систем.)

4. Какую роль в восстановлении экосистем играют рудеральные растения? (Рудеральные растения – это ремонтная бригада природы. Они, поселяясь вдоль дорог, на мусорных свалках, карьерах, отвалах, залечивают раны земли.)

5. Почему березу называют няней для ели? (Береза поселяется первой на местах гари, лугах. Под ее защитой растут ели, которые боятся яркого света, заморозков. Вначале их отношения называются взаимопомощью, затем, когда ель вырастает, отношения переходят в конкуренцию.)

6. Что дает экосистеме дифференциация экологических ниш? (Снижение конкуренции.)

7. Перечислите причины, снижающие стабильность популяции. (Чрезмерная добыча, вселение новых видов, загрязнение среды.)

8. Какие сигналы используют организмы при взаимоотношениях? (Зрительные, звуковые, химические.)

9. В каких случаях в популяции конкуренция регулирует плотность, а в каких – размер особи? (У животных и растений-многолетников конкуренция регулирует плотность популяции, у растений-однолетников – размер особи.)

III. Станция «Охрана природы»

Учитель.

В цепи человек стал последним звеном.
И лучшее все воплощается в нем.
Как тополь, вознесся он гордой главой,
Умом одаренный и речью благой.
Вместилище духа и разума он… (Фирдоуси)

Мы говорим, что человек – часть природы и что отсутствие в природе духовного человека, представляющего как бы «самосознание Вселенной», лишает смысла существование не только человека, но и всего мироздания. Такую обезглавленную природу не имеет смысла охранять.

1. Назовите заповедники Башкортостана. (Шульган-Таш, Башкирский, Южно-Уральский.)

2. Какие имеются в Башкирии национальные парки? («Башкирия» и озеро Асылыкуль.)

3. Кого охраняют в заповеднике Шульган-Таш? (Бортевую пчелу.)

4. Как называют совокупность всех видов животных? (Фауна.)

5. Как называется список находящихся в опасности видов растений и животных? (Красная книга.)

6. Как называется комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений окружающей среды под влиянием антропогенных факторов? (Мониторинг.)

7. Как называют природные объекты, имеющие научное, историческое, культурное и эстетическое значение? (Памятники природы.)

8. Какие заповедники считаются главными? (Биосферные.)

9. С помощью каких живых индикаторов можно определить загрязненность воздуха? (Лишайники, мхи.)

10. Подтвердите фактами огромное разнообразие видов живых организмов, обитающих на нашей планете. Какие меры необходимы для сохранения биологического разнообразия жизни на земле?

Презентация «Памятники природы Башкортостана»

IV. Станция «Экологические знания»

Учитель. Погибнуть человечество и природа в целом могут не только биологически – вместе с уничтожением всего живого, но и духовно – вследствие гибели культуры. И в том, и в другом случае может действовать право неразумного сильного, которое создает опасную ситуацию. Поэтому человек должен обладать экологической культурой, знанием законов природы.

Все тесно связано вокруг
(Примеры мы не станем множить).
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить. (Дж.Томсон)

Ответьте на следующие вопросы:

1. Живая оболочка Земли? (Биосфера.)

2. Последовательная смена биоценозов? (Сукцессия.)

3. Процесс разрушения и выноса ветром, талыми водами, наводнениями плодородного слоя почвы? (Эрозия.)

4. Термин экология ввел… (Геккель.)

5. Абиотические экологические факторы? (Свет, температура, влажность, давление.)

6. Функция живого вещества, обеспечивающая газовый состав биосферы? (Газовая.)

7. Организмы, разлагающие органическое вещество биосферы? (Редуценты.)

8. Почему листья деревьев близ фонарей осенью долго остаются зелеными? (Удлиняется световой день, фотопериодизм, тепло.)

9. В городах принято сжигать опавшую осеннюю листву. Почему это делать нежелательно? (Нет почвообразования, повреждаются корни растений, гибнут беспозвоночные, семена растений. Листья накапливают ядовитые вещества, соли тяжелых металлов, которые при сжигании попадают в атмосферу.)

10. Поверхностные стоки городов имеют повышенную кислотность. К каким последствиям приведет это, если под городом располагаются меловые отложения и известняки? (В земле образуются пустоты, которые могут представлять опасность для сооружений и зданий.)

11. Что такое биологическая индикация? (Оценка среды по состоянию организмов и видовому составу экосистем.)

12. Какие организмы сыграли роль в формировании степных экосистем? (Стада диких копытных, сайгаков.)

13. Почему болота называют санитарами воды? (Они сохраняют воду, очищают ее.)

14. Как называется придонный детрит? (Сапропель.)

15. Как называют организмы, пассивно парящие в верхней пленке воды? (Планктон.)

16. Что такое сидераты? (Зеленые удобрения, растения, которые запахивают в почву.)

17. Что такое парниковый эффект? (Изменение климата – потепление – в результате повышенного содержания в атмосфере углекислого газа, метана, пыли.)

18. По какой причине выпадают кислотные дожди? (Оксиды серы и азота, выделяемые промышленными предприятиями, соединяются с парами воды и выпадают в виде кислотных дождей.)

19. Кто такие автотрофы? (Растения.)

20. Что такое ареал? (Область распространения вида или экосистемы определенного типа.)

21. Сколько процентов энергии переходит на следующий трофический уровень в пирамиде биомассы? (10%.)

22. Кто такие гетеротрофы? (Животные, грибы, которые питаются готовой пищей.)

23. Чем отличается сеть питания от цепи питания? (Сеть питания замкнутая.)

V. Станция «Экономическая»

Учитель. О чем идет речь?

«Армии самых страшных врагов собираются в полнейшей тишине, и никто не следит за их опасной силой. Их все больше, и пощады ждать от них не приходится. Сначала на их сторону перейдет все, что мы имеем, а потом и сама Земля будет принадлежать только им. В пустынных местах собираются захватчики, по сравнению с которыми Чингисхан и Наполеон – беспомощные дети». (Проблема засорения Земли мусором.)
Ребята, мы сейчас с вами подумаем о проблеме отходов. Вам следует закончить фразу:

1. Пиши на обеих сторонах бумаги, используй больше материалы из… (переработанной макулатуры).

2. Одежду, которую больше не носишь, можно отдать… (нуждающимся).

3. Не покупай больше, чем тебе… (требуется).

4. Не выбрасывай старые игрушки, книги… (кому-нибудь пригодятся).

5. Не пользуйся пенопластом, он практически не… (разлагается).

6. Почини и исправь вещь, чтобы не… (выбрасывать).

7. Если есть садовый участок, то пищевые отходы используй для… (компоста).

8. Сбор, вывоз и захоронение мусора обходятся нам в кругленькую… (сумму).

9. В современном бытовом мусоре основным компонентом является… (упаковочный материал).

10. Очень медленно разлагается мусор из… (пластмасс).

11. Для того чтобы разложилась бумага, требуется… (10 лет).

12. Для того чтобы разложилась консервная банка, требуется… (90 лет).

13. Чтобы разложился фильтр от сигареты, требуется… (100 лет).

14. Больше всего мусора производит страна… (США).

VI. Станция «Глобальные   экологические проблемы»

Просмотр фильма «Глобальные экологические проблемы и охрана окружающей среды».

VII. Станция «Земля»

Учитель. «Человечество вступает в новую эру существования – эпоху, требующую кардинальной перестройки основных ценностных шкал, новых принципов морали и нравственности. Мы вступаем в эпоху, когда людям, для того чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор» (Н.Моисеев). Поэтому мы с вами должны бороться за здоровую планету, внося свой вклад в дело охраны природы.

Наше путешествие закончилось. Теперь подведем итоги, подсчитаем количество набранных жетонов, оценим работу экипажей.

Урок можно закончить стихами:

…Я не хочу такого мира,
Где все так серо, все уныло.
Опомнись, вздрогни, человек,
Недолог на Земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мертвою плотвой?
Полями с выжженной травой?
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.

Литература

1. Васильев Б. Не стреляйте в белых лебедей. – М., 1992.
2. Гирусов Э. Как важно быть в согласии с биосферой. – Наука и жизнь, 1989, № 2.
3. Лаппо А.В. Следы былых биосфер. – М., 1987.
4. Лихачев Д.С. Земля родная. – М., 1983.
5. Моисеев Н.Н. Экология, нравственность и политика. – Вопросы философии, 1989, № 5.
6. Разумовский Ф. Земля взывает к истине. – Наше наследие, 1991, № 1.
7. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. – М., 1994.
8. Ясманов Н. Возраст Земли. – Наука и жизнь, 1988, № 2.

Ирина Шахмаева