|
Дружбой мы сильныФорма проведения: занятие с игровыми упражнениями для младшего школьного возраста. Цель: способствовать развитию у детей дружеских отношений между собой как основы комфортной образовательной среды. Задачи:
Форма проведения: занятие с элементами игровых упражнений. Материал: конверт с пословицами, карточки с ситуациями, листы по количеству учащихся, цветные карандаши. План:
Ожидаемый результат: повышение самооценки у детей, развитие важных положительных качеств у каждого из них. Организационный моментЗдравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Сегодня у нас интересная и серьезная тема занятия. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. Инструкция: в кроссворде скрыто слово дружба. Ведущий зачитывает детям загадки (о природных явлениях), в ответах на которые содержатся буквы ключевого слова. Детям постепенно открывается тема занятия. Ведущий. Ни в воде не тонет, ни в огне не горит.
(Лед) (Ответы детей: дружба.) Ведущий. Итак, тема нашего сегодняшнего занятия – «В дружбе – наша сила». Посмотрим, что же говорит народная мудрость о дружбе. Я уверена, вы знаете много пословиц о дружбе. Сейчас я раздам конвертики со словами. Вам необходимо собрать из отдельных слов пословицу и объяснить ее значение. (Работа в подгруппах.) «Без друга на душе вьюга». Когда нет
друга, очень плохо: не с кем поделиться ни
радостью, ни горем. Вывод. Молодцы! Пословицы у вас получились, вы правильно объяснили их значение. Итак, ребята, теперь, когда мы проникли в смысл мудрых народных пословиц, можем подвести итог. Так что такое дружба?
– Ребята, как вы думаете: что значит быть хорошим другом? Поможет ответить на этот вопрос стихотворение С.Михалкова «Хорошие товарищи».
Вопросы:
Мозговой штурм «Каким должен быть друг?»Цель: расширить информацию о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть хорошим другом. Материал: демонстрационные картинки А4 с качествами. Ход. Ребята, назовите те качества, которыми, как вы считаете, должен обладать ваш друг. (Обсуждение.) Вывод. Все вы хотите, чтобы ваши
друзья обладали такими замечательными
качествами, как доброта, честность,
общительность, готовность всегда прийти на
помощь и др. Но прежде всего необходимо, чтобы
этими качествами обладали вы сами. И тогда у вас
будет много хороших и добрых друзей. Упражнение «Проиграй ситуацию»Цель: раскрыть сущность нравственных отношений между людьми. Материал: слова героев (автор, Вера, Соня, мама). Ситуация 1Две подружки (Н.Чабаевский) Автор. Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они – маленькие, розовощекие, светловолосые – очень походили друг на друга. Даже обеих мамы одевали почти в одинаковые платья, и обе учились только на пятерки. Девочки (с гордостью). Мы во всем, во всем одинаковые! Автор. Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме. Соня. Я получила по математике 5, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковы. Автор. Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно. Мама. Да, ты стала хуже… Соня (удивленно). Я? Но ведь тройку получила не я! Мама. Тройку получила Вера, но она получила ее потому, что на днях болела... А ты обрадовалась – и это значительно хуже. Вопросы:
Ситуация 2Три товарища (В.Осеева) Автор. Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке. Коля. Почему ты не ешь? Витя. Завтрак потерял… Коля. Плохо (откусывая большой кусок белого хлеба). До обеда далеко еще! Миша. Ты, наверно, в кармане нес, а надо в сумку класть. Автор. А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу. Володя. Бери, ешь! Вопросы:
– Ребята, вы замечательно справились с заданием! А теперь я предлагаю вам нарисовать красивую бабочку. Упражнение «Бабочка – моему верному другу»Цель: завершение занятия на позитивной ноте; обратная связь. Инструкция. Детям предлагается нарисовать прекрасных бабочек. Рисунок они могут подарить своим друзьям и, может быть, тем, с кем сейчас в ссоре, – это поможет помириться. Во время рисования звучит песня «Если с другом вышел в путь». Материал: лист, цветные карандаши. – Ребята, нарисуйте и раскрасьте, пожалуйста, бабочку. А на ее крыльях напишите пожелания другу. Свою красивую бабочку вы можете подарить самому лучшему другу, или тому, с кем вы еще в ссоре, или тому, с кем бы вы хотели дружить. Итог занятия: – Наше занятие подходит к концу. Мне кажется, что у нас получился замечательный разговор. Надеюсь, что всё, о чем мы сегодня с вами говорили, поможет вам найти или сохранить дружбу.
Удачи вам, дорогие ребята! Литература 1. Зимин В.И., Спирин А.С.
Пословицы и поговорки русского народа.
Объяснительный словарь. – М., 1996. Рита Коева |