Какие трудности обычно возникают у
ребят в подростковом возрасте? С чем они бывают
связаны? Как может помочь психолог молодым людям
и их родителям? Этим вопросам мы посвящаем серию
публикаций, первая из которых рассказывает о
типичных проблемах данного периода. В
последующих статьях вы узнаете о поисках их
решения на конкретных примерах из жизни и
практики подросткового психолога
Проблемный возраст
Проблемы подростка «принадлежат» не
только ему одному. Чаще всего они становятся
заметными во взаимоотношениях со старшими. «Не
хочет учиться», «не слушается», «грубит», «начал
курить», «попал в плохую компанию», «все время
проводит за компьютером», «совсем не помогает по
дому»…
Подростки редко обращаются к психологу по
собственной инициативе. Обычно их «направляют» и
«приводят» родители, учителя, сотрудники
комиссии по делам несовершеннолетних… Взрослые
надеются, что специалист сможет выявить причины
«неправильного» поведения молодого человека и
убедит его исправиться.
Психолог действительно пытается вникнуть в
проблему, однако он не спешит перевоспитывать
подростка: он старается ему помочь разобраться в
себе, наладить отношения с окружающими, изменить
поведение.
Именно поэтому психолог обращается не только к
ребятам, но и к педагогам, родителям. Без помощи
старших – поддерживающих, умных, порядочных и
авторитетных – юноша или девушка не всегда может
справиться с трудностями, сделать нужный выбор.
«Неправильное» поведение – это внешнее
выражение тех внутренних проблем и конфликтов
подростка, которые возникают у него в процессе
взросления и взаимодействия с миром. Молодой
человек не всегда хочет как-то менять свою жизнь,
даже если его поведение создает сложности ему
самому и его окружению. У него часто не хватает на
это мотивации, желания и сил.
Тем не менее некоторые ребята сами приходят за
психологической помощью. Это случается потому,
что они чувствуют, что не в состоянии справиться
с той проблемой, с которой они столкнулись. Они
нуждаются в выслушивании, совете, совместном
анализе. Молодые люди очень хотят понимания,
потому что ситуация, в которую они попали,
заставляет их страдать, сомневаться в себе, в
своих возможностях.
Подростковый возраст — ступень развития, на
которой изменяются поведение, эмоциональные
реакции и мировоззрение, порой до такой степени,
что взрослые говорят: «его будто подменили», «он
стал совсем другим».
Этот кризисный и трудный период несет с собой
специфические (и в то же время типичные) проблемы,
определяемые социальным статусом и состоянием
психики молодого человека. Рассмотрим
особенности переходного возраста и вытекающие
из них противоречия.
Статья опубликована при поддержке интернет-сайта, представляющего систему техник Турбо-Суслик, которая позволяет за считанные месяцы освободить свой ум от ментального мусора и начать жить по своему собственному выбору. Хотите не только узнать, в чем источник Вашей низкой самооценки и неуверенности в себе, но и понять, как бороться со страхами, обидами, раздражением, тревогой, ревностью, завистью и другими негативными эмоциями и комплексами, разрушающими жизнь? Тогда система Турбо-Суслик – то, что Вам нужно. Освоив предлагаемую систему техник, Вы исцелите душевные травмы, снизите интенсивность негативных эмоций, избавитесь от многих негативных черт характера и привычек, вырастет уровень вашей энергетики и интуиция. Вы обретете уверенность в себе и собственных силах. Кроме того, хотя Турбо-Суслик и не предназначен для лечения болезней, освобождение от ментального мусора очень положительно сказывается и на здоровье тела в целом. Бесплатно скачать Турбо-Суслик Вы можете на сайте turbo-suslik.org.
Какая я некрасивая!
Физическое и половое созревание сопровождается
как изменением внешности, различными
вегетативными проявлениями, так и множеством
новых переживаний, в том числе связанных с
возникновением сексуального влечения.
Это означает, что молодые люди решают для себя
задачу «привыкания» к новому облику. Они
становятся особенно чувствительными к
замечаниям сверстников и старших, могут сильно
страдать из-за несоответствия своей наружности
принятым эталонам красоты. Неудовлетворенность
внешностью порой вызывает настоящие страдания,
не всегда разделяемые взрослыми.
Однако, зная эту особенность, можно объяснить
«непонятные» поступки подростков:
злоупотребление косметикой, слепое следование
вычурной моде, голодание, одержимость
спортивными занятиями. Часы, проведенные у
зеркала. Нежелание надевать шапку. И даже
пропуски уроков после неудачных попыток
«привести в порядок» лицо, кожу, волосы…
В норме озабоченность собственной внешностью
встречается у подавляющего большинства и со
временем проходит. Реже проявляется особая форма
подростковой психопатологии – дисморфофобии
– навязчивого страха, связанного с реальным или
воображаемым физическим недостатком. Подросток
демонстрирует болезненное недовольство своей
внешностью; у него существует представление о
мнимом (или значительно переоцениваемом)
уродстве. Патологическая убежденность в наличии
серьезного дефекта может сопровождаться
попытками его исправления с помощью
косметологов, хирургов или маскировки
специальными прическами, одеждой, головными
уборами. У молодого человека постоянно плохое
настроение (некоторые даже задумываются о
самоубийстве), он уверен в недоброжелательном
внимании окружающих, отказывается от посещения
людных мест, стремится к уединению, избегает
общения.
Разобраться в себе
В переходный период обостряется интерес
не только к своим физическим, но и к психическим
особенностям, увеличиваются озабоченность по
поводу собственного интеллектуального,
характерологического или нравственного
несовершенства, стремление к саморазвитию,
повышенная рефлексия, попытка выработки
мировоззрения. Многие достаточно рефлексивные
подростки просят психолога «помочь разобраться
в себе»; они с удовольствием выполняют тесты,
определяющие их способности, личностные
качества и особенности общения, склонность к
различным видам профессиональной деятельности.
Самостоятельные и независимые
Одно из самых ярких свойств
подросткового возраста – возникновение
серьезной потребности в самостоятельности и
независимости, которые нередко проявляются в
оппозиционном поведении, «критиканстве»,
игнорировании авторитетов.
Именно с этой особенностью связано, пожалуй,
самое большое число жалоб мам и пап, пришедших на
прием вместе с ребятами. Речь идет о конфликтах с
родителями, продолжающими чрезмерно
контролировать и опекать выросших детей.
Члены таких семей на приеме у психолога часто
наперебой доказывают свою правоту, не слыша друг
друга. Обычно взрослые предъявляют много
претензий к поведению подростков и пытаются
получить ответы на частные вопросы типа
«разрешать – не разрешать»; молодые люди же
отстаивают свое право принимать самостоятельные
решения. Если в целом между детьми и родителями
хорошие, теплые и уважительные отношения, то, как
правило, текущие проблемы удается решить путем
переговоров. Труднее бывает в тех случаях, когда
стремление к самостоятельности проявляется на
фоне нарушенных отношений в семье. Чаще всего это
не просто разногласия, а устойчивое девиантное
поведение подростка (т.е. отклоняющееся от
наиболее важных общественных норм), причина
которого – в семейном неблагополучии. И тогда
в длительной психологической помощи,
направленной на преодоление последствий
травматизации и налаживание отношений,
нуждаются и молодой человек, и его родители.
Подросток и сверстники
Не только родители являются важными
людьми для подростка. Огромную роль играет значимая
группа сверстников. Большую часть своего
времени молодой человек проводит в контактах с
ровесниками. В общении он узнает себя и других,
удовлетворяет свои потребности в
принадлежности, принятии и теплом отношении,
завоевывает статус, учится быть с людьми в разных
ситуациях, развивает собственную
индивидуальность.
Многие ребята демонстрируют зависимость от
своего окружения, подчиненность подростковой
группе; испытывают страх оказаться вне
сообщества сверстников, стать «отверженными».
Молодые люди время от времени сталкиваются с
проблемами, возникающими в процессе общения.
Дружба, одиночество, доверие, предательство,
поиск своего места в группе, отношения с
противоположным полом…
Если подростка отвергают и семья, и школьное
«позитивное большинство», то велика вероятность,
что значимой для него окажется девиантная
группа, в которой его примут со всеми
недостатками. Обычно в таких случаях молодой
человек (в виде «платы» за принятие) начинает
следовать нормам и ценностям этого сообщества, в
том числе асоциальным.
Эмоциональная сфера
Серьезные изменения происходят в эмоциональной
сфере подростков: для них характерны живость и
выраженная неустойчивость эмоций,
сверхчувствительность к внешним влияниям,
импульсивность, противоречивость чувств,
склонность к резким колебаниям настроения,
беспокойству и тревоге. Такая особенность
психики обусловливает глубину переживаний по
значимым для молодого человека поводам: стрессы,
разногласия и конфликты с близкими часто
переносятся достаточно остро. Причин для стресса
великое множество: ссоры с родителями и
сверстниками, разочарования в личных отношениях,
неудачи в учебе…
Периоды сниженного настроения могут встречаться
у всех подростков, однако у некоторых из них они
достигают особенной глубины и длительности.
Возможно, в таких случаях речь идет о подростковой
депрессии. Она проявляется в неспособности к
концентрации мыслей, отвлекаемости, снижении
активности и работоспособности, повышенной
утомляемости, нарушениях сна. В последние годы
отмечается рост количества детско-подростковых
депрессий, связанных со школьным обучением и
психотравмирующими взаимоотношениями с
учителями, – так называемых дидактогенных
депрессий. Такие депрессии всегда
сопровождаются явлениями школьной дезадаптации
(снижения и нарушения способности к обучению по
причине несоответствия условий и требований
учебного процесса, социальной среды
психофизиологическим возможностям и
потребностям подростка), для профилактики и
преодоления которой необходим комплекс
мероприятий, проводимых различными
специалистами: психиатрами, психологами,
семейными психотерапевтами и педагогами.
Не хочу учиться
Еще одной проблемой является снижение
учебной мотивации подростков. Педагоги и
родители часто жалуются на потерю интереса к
учебе: ребята перестают выполнять домашние
задания, нередко прогуливают занятия и не
демонстрируют желания овладевать школьной
программой. Объяснений может быть несколько.
Потеря интереса к учебе часто связана с
нереальностью усвоения материала. Именно в
средних классах пробелы в знаниях становятся
настолько явными, что уже не дают возможности
двигаться вперед – сказывается недостаточность
базовых знаний. Педагогическая запущенность не
говорит об умственной неполноценности: она может
быть связана с соматическим нездоровьем,
психотравмой, неврозом и другими
обстоятельствами. Своевременно не выявленная и
не скорректированная запущенность неизбежно
приводит к школьной дезадаптации: повторяющаяся
ситуация неуспеха сначала ослабляет, а потом и
вовсе сводит на нет учебную мотивацию ребят. Есть
мнение, что снижение интереса к занятиям чаще
всего встречается у инфантильных, незрелых
подростков, которые не в состоянии сформировать
собственную систему мотивов и ценностей.
Помочь и поддержать
Таким образом, проблемы
психологического характера, возникающие у
подростков, могут быть вызваны разнообразными
причинами.
Некоторые из них объясняются непосредственно
особенностями возраста; они «корректируются»
благодаря гибкому, понимающему подходу взрослых.
Другие имеют более глубокие корни – они
длительное время накапливались и зрели, а к
подростковому возрасту проявились наиболее
остро и ярко. Как правило, они зависят от
хронического психологического неблагополучия
ребят, нарушений значимых для них
взаимоотношений, неуспешности в различных
областях жизнедеятельности. Также существует
класс проблем, связанных с психическим
нездоровьем подростков.
Основная трудность заключается в сложности
распознавания причин и механизмов возникновения
проблемного поведения молодых людей. Вот почему
так важны психологическая грамотность родителей
и учителей, их педагогическая компетентность и
готовность оказывать подросткам помощь и
поддержку. Именно поэтому бывают так полезны
консультации психологов, которые могут
объективно рассмотреть ситуацию и найти
правильное решение.