Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2009

Вместе с психологом

Время перемен

Какие трудности обычно возникают у ребят в подростковом возрасте? С чем они бывают связаны? Как может помочь психолог молодым людям и их родителям? Этим вопросам мы посвящаем серию публикаций, первая из которых рассказывает о типичных проблемах данного периода. В последующих статьях вы узнаете о поисках их решения на конкретных примерах из жизни и практики подросткового психолога

Проблемный возраст

Проблемы подростка «принадлежат» не только ему одному. Чаще всего они становятся заметными во взаимоотношениях со старшими. «Не хочет учиться», «не слушается», «грубит», «начал курить», «попал в плохую компанию», «все время проводит за компьютером», «совсем не помогает по дому»…
Подростки редко обращаются к психологу по собственной инициативе. Обычно их «направляют» и «приводят» родители, учителя, сотрудники комиссии по делам несовершеннолетних… Взрослые надеются, что специалист сможет выявить причины «неправильного» поведения молодого человека и убедит его исправиться.
Психолог действительно пытается вникнуть в проблему, однако он не спешит перевоспитывать подростка: он старается ему помочь разобраться в себе, наладить отношения с окружающими, изменить поведение.
Именно поэтому психолог обращается не только к ребятам, но и к педагогам, родителям. Без помощи старших – поддерживающих, умных, порядочных и авторитетных – юноша или девушка не всегда может справиться с трудностями, сделать нужный выбор.
«Неправильное» поведение – это внешнее выражение тех внутренних проблем и конфликтов подростка, которые возникают у него в процессе взросления и взаимодействия с миром. Молодой человек не всегда хочет как-то менять свою жизнь, даже если его поведение создает сложности ему самому и его окружению. У него часто не хватает на это мотивации, желания и сил.
Тем не менее некоторые ребята сами приходят за психологической помощью. Это случается потому, что они чувствуют, что не в состоянии справиться с той проблемой, с которой они столкнулись. Они нуждаются в выслушивании, совете, совместном анализе. Молодые люди очень хотят понимания, потому что ситуация, в которую они попали, заставляет их страдать, сомневаться в себе, в своих возможностях.
Подростковый возраст — ступень развития, на которой изменяются поведение, эмоциональные реакции и мировоззрение, порой до такой степени, что взрослые говорят: «его будто подменили», «он стал совсем другим».
Этот кризисный и трудный период несет с собой специфические (и в то же время типичные) проблемы, определяемые социальным статусом и состоянием психики молодого человека. Рассмотрим особенности переходного возраста и вытекающие из них противоречия.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта, представляющего систему техник Турбо-Суслик, которая позволяет за считанные месяцы освободить свой ум от ментального мусора и начать жить по своему собственному выбору. Хотите не только узнать, в чем источник Вашей низкой самооценки и неуверенности в себе, но и понять, как бороться со страхами, обидами, раздражением, тревогой, ревностью, завистью и другими негативными эмоциями и комплексами, разрушающими жизнь? Тогда система Турбо-Суслик – то, что Вам нужно. Освоив предлагаемую систему техник, Вы исцелите душевные травмы, снизите интенсивность негативных эмоций, избавитесь от многих негативных черт характера и привычек, вырастет уровень вашей энергетики и интуиция. Вы обретете уверенность в себе и собственных силах. Кроме того, хотя Турбо-Суслик и не предназначен для лечения болезней, освобождение от ментального мусора очень положительно сказывается и на здоровье тела в целом. Бесплатно скачать Турбо-Суслик Вы можете на сайте turbo-suslik.org.

Какая я некрасивая!

Физическое и половое созревание сопровождается как изменением внешности, различными вегетативными проявлениями, так и множеством новых переживаний, в том числе связанных с возникновением сексуального влечения.
Это означает, что молодые люди решают для себя задачу «привыкания» к новому облику. Они становятся особенно чувствительными к замечаниям сверстников и старших, могут сильно страдать из-за несоответствия своей наружности принятым эталонам красоты. Неудовлетворенность внешностью порой вызывает настоящие страдания, не всегда разделяемые взрослыми.
Однако, зная эту особенность, можно объяснить «непонятные» поступки подростков: злоупотребление косметикой, слепое следование вычурной моде, голодание, одержимость спортивными занятиями. Часы, проведенные у зеркала. Нежелание надевать шапку. И даже пропуски уроков после неудачных попыток «привести в порядок» лицо, кожу, волосы…
В норме озабоченность собственной внешностью встречается у подавляющего большинства и со временем проходит. Реже проявляется особая форма подростковой психопатологии – дисморфофобии – навязчивого страха, связанного с реальным или воображаемым физическим недостатком. Подросток демонстрирует болезненное недовольство своей внешностью; у него существует представление о мнимом (или значительно переоцениваемом) уродстве. Патологическая убежденность в наличии серьезного дефекта может сопровождаться попытками его исправления с помощью косметологов, хирургов или маскировки специальными прическами, одеждой, головными уборами. У молодого человека постоянно плохое настроение (некоторые даже задумываются о самоубийстве), он уверен в недоброжелательном внимании окружающих, отказывается от посещения людных мест, стремится к уединению, избегает общения.

Разобраться в себе

В переходный период обостряется интерес не только к своим физическим, но и к психическим особенностям, увеличиваются озабоченность по поводу собственного интеллектуального, характерологического или нравственного несовершенства, стремление к саморазвитию, повышенная рефлексия, попытка выработки мировоззрения. Многие достаточно рефлексивные подростки просят психолога «помочь разобраться в себе»; они с удовольствием выполняют тесты, определяющие их способности, личностные качества и особенности общения, склонность к различным видам профессиональной деятельности.

Самостоятельные и независимые

Одно из самых ярких свойств подросткового возраста – возникновение серьезной потребности в самостоятельности и независимости, которые нередко проявляются в оппозиционном поведении, «критиканстве», игнорировании авторитетов.
Именно с этой особенностью связано, пожалуй, самое большое число жалоб мам и пап, пришедших на прием вместе с ребятами. Речь идет о конфликтах с родителями, продолжающими чрезмерно контролировать и опекать выросших детей.
Члены таких семей на приеме у психолога часто наперебой доказывают свою правоту, не слыша друг друга. Обычно взрослые предъявляют много претензий к поведению подростков и пытаются получить ответы на частные вопросы типа «разрешать – не разрешать»; молодые люди же отстаивают свое право принимать самостоятельные решения. Если в целом между детьми и родителями хорошие, теплые и уважительные отношения, то, как правило, текущие проблемы удается решить путем переговоров. Труднее бывает в тех случаях, когда стремление к самостоятельности проявляется на фоне нарушенных отношений в семье. Чаще всего это не просто разногласия, а устойчивое девиантное поведение подростка (т.е. отклоняющееся от наиболее важных общественных норм), причина которого – в семейном неблагополучии. И тогда в длительной психологической помощи, направленной на преодоление последствий травматизации и налаживание отношений, нуждаются и молодой человек, и его родители.

Подросток и сверстники

Не только родители являются важными людьми для подростка. Огромную роль играет значимая группа сверстников. Большую часть своего времени молодой человек проводит в контактах с ровесниками. В общении он узнает себя и других, удовлетворяет свои потребности в принадлежности, принятии и теплом отношении, завоевывает статус, учится быть с людьми в разных ситуациях, развивает собственную индивидуальность.
Многие ребята демонстрируют зависимость от своего окружения, подчиненность подростковой группе; испытывают страх оказаться вне сообщества сверстников, стать «отверженными». Молодые люди время от времени сталкиваются с проблемами, возникающими в процессе общения. Дружба, одиночество, доверие, предательство, поиск своего места в группе, отношения с противоположным полом…
Если подростка отвергают и семья, и школьное «позитивное большинство», то велика вероятность, что значимой для него окажется девиантная группа, в которой его примут со всеми недостатками. Обычно в таких случаях молодой человек (в виде «платы» за принятие) начинает следовать нормам и ценностям этого сообщества, в том числе асоциальным.

Эмоциональная сфера

Серьезные изменения происходят в эмоциональной сфере подростков: для них характерны живость и выраженная неустойчивость эмоций, сверхчувствительность к внешним влияниям, импульсивность, противоречивость чувств, склонность к резким колебаниям настроения, беспокойству и тревоге. Такая особенность психики обусловливает глубину переживаний по значимым для молодого человека поводам: стрессы, разногласия и конфликты с близкими часто переносятся достаточно остро. Причин для стресса великое множество: ссоры с родителями и сверстниками, разочарования в личных отношениях, неудачи в учебе…
Периоды сниженного настроения могут встречаться у всех подростков, однако у некоторых из них они достигают особенной глубины и длительности. Возможно, в таких случаях речь идет о подростковой депрессии. Она проявляется в неспособности к концентрации мыслей, отвлекаемости, снижении активности и работоспособности, повышенной утомляемости, нарушениях сна. В последние годы отмечается рост количества детско-подростковых депрессий, связанных со школьным обучением и психотравмирующими взаимоотношениями с учителями, – так называемых дидактогенных депрессий. Такие депрессии всегда сопровождаются явлениями школьной дезадаптации (снижения и нарушения способности к обучению по причине несоответствия условий и требований учебного процесса, социальной среды психофизиологическим возможностям и потребностям подростка), для профилактики и преодоления которой необходим комплекс мероприятий, проводимых различными специалистами: психиатрами, психологами, семейными психотерапевтами и педагогами.

Не хочу учиться

Еще одной проблемой является снижение учебной мотивации подростков. Педагоги и родители часто жалуются на потерю интереса к учебе: ребята перестают выполнять домашние задания, нередко прогуливают занятия и не демонстрируют желания овладевать школьной программой. Объяснений может быть несколько. Потеря интереса к учебе часто связана с нереальностью усвоения материала. Именно в средних классах пробелы в знаниях становятся настолько явными, что уже не дают возможности двигаться вперед – сказывается недостаточность базовых знаний. Педагогическая запущенность не говорит об умственной неполноценности: она может быть связана с соматическим нездоровьем, психотравмой, неврозом и другими обстоятельствами. Своевременно не выявленная и не скорректированная запущенность неизбежно приводит к школьной дезадаптации: повторяющаяся ситуация неуспеха сначала ослабляет, а потом и вовсе сводит на нет учебную мотивацию ребят. Есть мнение, что снижение интереса к занятиям чаще всего встречается у инфантильных, незрелых подростков, которые не в состоянии сформировать собственную систему мотивов и ценностей.

Помочь и поддержать

Таким образом, проблемы психологического характера, возникающие у подростков, могут быть вызваны разнообразными причинами.
Некоторые из них объясняются непосредственно особенностями возраста; они «корректируются» благодаря гибкому, понимающему подходу взрослых. Другие имеют более глубокие корни – они длительное время накапливались и зрели, а к подростковому возрасту проявились наиболее остро и ярко. Как правило, они зависят от хронического психологического неблагополучия ребят, нарушений значимых для них взаимоотношений, неуспешности в различных областях жизнедеятельности. Также существует класс проблем, связанных с психическим нездоровьем подростков.
Основная трудность заключается в сложности распознавания причин и механизмов возникновения проблемного поведения молодых людей. Вот почему так важны психологическая грамотность родителей и учителей, их педагогическая компетентность и готовность оказывать подросткам помощь и поддержку. Именно поэтому бывают так полезны консультации психологов, которые могут объективно рассмотреть ситуацию и найти правильное решение.

Юлия Корчагина ,
психолог, кандидат психологических наук